ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ.




Все дети посещающий логопедический пункт образовательной школы имеют речевые нарушения, которые отягощены психоневрологическим статусом, а также часто болеют простудными заболеваниями. У детей с речевыми нарушениями можно выделить особенности: низкая учебная мотивация, повышенная возбудимость, нарушение умственной деятельности, повышенная утомляемость. Поэтому обязательным элементом своих занятий считаю использование здоровьесберегающих технологий. Применение здоровьесберегающих технологий позволяет педагогу воздействовать на учащихся с целью преодоления и профилактики речевых нарушений, выравнивания и сохранения психофизиологического развития детей.

Одним из приемов, который использую как организационный этап, является психогимнастика. Также на этом этапе использую релаксационные, мимические, имитирующие упражнения, которые можно сочетать с музыкальным сопровождением. Так, для улучшения работы лицевых мышц и развитию речевого аппарата можно использовать мимические упражнения. Например, на занятии на тему «Звукобуквенный анализ слов. Буквы Б и П», вместе с ребятами вспомнили сказку «Белоснежка и семь гномов». Ребятам предлагалось показать, какими были гномы (ворчливый, грустный или добрый). Заканчиваем гимнастику с изображением Весельчака, для создания хорошего настроения. С целью снятия повышенного напряжения использую релаксационные упражнения. Например, начать можно с загадки про лето, закрыть глаза и протянуть руки к солнышку (расслабление), затем покажите комочек снега и представьте как вам холодно (напряжение).

Одним из видов организационного этапа может быть и дыхательная гимнастика. У детей с речевыми нарушениями физиологическое дыхание поверхностное, неустойчивый ритм, который нарушается при физической и эмоциональной нагрузке. Поэтому одной из главных задач проведения дыхательной гимнастики является развитие объема дыхания и формирование грудобрюшного типа дыхания. Упражнения на занятиях выполняют индивидуально, группой или парами в виде соревнований. Например, одним из соревнований может быть игровая ситуация «Поможем лыжникам преодолеть дистанцию и занять первое место», учащимся предлагаются трубочки для коктейля, через которые дети дуют, каждый на своего лыжника. Упражнения могут выполняться по словесной инструкции, с помощью карточек, плакатов подсказок или тренажеров - презентаций.

Одним из следующих этапов логопедического занятия может быть артикуляционная гимнастика. Артикуляционная гимнастика – это набор специальных упражнений, которые направлены на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Проводить артикуляционную гимнастику желательно в игровой форме (сказки о веселом язычке), можно сопровождать стихотворным текстом, или предложить листы, на которых напечатаны задания в виде картинок, изображающих артикуляционные упражнения (например, заборчик, качели, лопатка, вкусное варенье). Для этого собраны наглядные комплексы упражнений в альбомах, фотографии для демонстрации упражнений, а также созданы презентации. Артикуляционные упражнения обязательно провожу с использованием зеркал, для самоконтроля по правильности выполнения упражнений учащимися.

Биоэнергопластика является новым и интересным направлением работы по развитию речи детей представляет сопряженную гимнастику для языка и кистей рук. Данные упражнения сопровождаются стихотворным текстом или объединены сюжетом. Использую в своей работе фонетическую ритмику с продолжительным выдохом с целью формирования правильного речевого дыхания и для развития звукового анализа. Ритмика предполагает обозначение звуков речи при помощи движений тела, например, на звук «А» руки разводим в стороны, рисуем круг и широко открываем рот.

Одной из форм оздоровительной работы является – двигательная активность. Физкультминутки проводятся с целью снятия напряжения и усталости, после выполнения ряда упражнений в течение занятия. Физкультминутку связываю с темой занятия, так как она является переходным мостиком для следующей части занятия. Физкультминутка позволяет добиться четкости выполнения координированных движений и совершенствованию общей моторики.

Для организации коррекционно - образовательного и оздоровительного процесса с детьми использую кинезиологические упражнения. Упражнения используют для улучшения памяти, активизации различных отделов коры больших полушарий головного мозга, развития речи и пространственных представлений, мелкой и крупной моторики, а также снижают утомляемость. Систематическое проведение кинезиологических упражнений позволяет улучшить почерк и уменьшить проявления дислексии. В своей работе активно использую упражнения А. Л. Сиротюк, такие как: «Кулак-ребро - кулак», «Ухо - нос». Для синхронизации деятельности обоих полушарий и одновременного расслабления руки и глаз можно использовать «Зеркальное рисование». При данном виде рисования учащийся рисует двумя руками одновременно.

Обязательным элементом в структуре занятия является развитие пальчиковой моторики. Для развития мелкой моторики использую комплексы пальчиковой гимнастики, шнуровки, работа с шаблонами, игры с песком, пуговицами, мозаиками, штриховки, лабиринты, а также массаж и самомассаж. Массаж активизирует мыслительную деятельность, снимает напряжение в пальцах рук посредством воздействия на активные точки кистей рук, связанные с органами тела. Массаж выполняем с помощью грецких орехов, резиновых шариков с шипами, карандашей, прищепок, плодов каштанов, шишками и помощью Су-Джок шариков. При применении Су-Джок терапии использую массажный шарик и эластичное кольцо. Массажный шарик прокатываем между ладоней, используя стихотворное сопровождение, чтобы процесс не был скучным. Пружинные кольца одеваем на пальцы и прокатываем по ним. Хорошо известна педагогам и шнуровка. При работе с учащимися, выкладываем не только фигуры или узоры, но чаще всего выкладываем буквы и слова, что развивает не только мелкую моторику, но способствует развитию звукового анализа и синтеза, а также запоминанию образа букв.

Посредством зрения мы получаем информацию о внешнем мире. Искажение окружающей среды на уровне восприятия влечет за собой искажение способов и продуктов деятельности воображения, мышления, памяти. Нагрузка на глаза у современного ребенка огромная. С целью профилактики нарушений зрения использую зрительную гимнастику. Гимнастика позволяет снять напряжение с глаз, улучшает кровообращение тканей глаза, укрепляет мышцы век. В работе использую яркие игрушки, так как дети фокусируют взгляд на предметах, которые двигаются. Гимнастику в основном провожу сидя, обращая внимание детей на спину, ноги и голову. Ноги должны свободно опираться на пол, голова должна быть зафиксирована в одном положении, спина прямая, объясняю учащимся, что работают только мышцы глаз. Гимнастику провожу с использованием стихов, музыки и словесной инструкции.

Нельзя забывать и о влиянии музыки на состояние и работоспособность учащихся. Громкость при прослушивании должна быть не громкой и не тихой, должна нравиться детям, прослушивание не должно длиться более 10 минут. Спокойная музыка успокаивает нервную систему, приводит в равновесие процессы возбуждения и торможения.

Учитель-логопед может и должен на каждом своем уроке использовать все перечисленные приемы и средства. Они обеспечивают сбережению здоровья учащихся, способствуют лучшему запоминанию учебного материала, развивают глазодвигательные мышцы, развивают общую и мелкую моторику, формируется правильное речевое дыхание. При использовании выше перечисленных приемов нет больших материальных и временных затрат.

Список литературы

1 Каралашвили, Е.А. Физкультурная минутка. Динамические упражнения / Е.А. Каралашвили. - М.: ТЦ «Сфера», 2001

2 Коноваленко, СВ. Развитие познавательной деятельности у детей от 10 - 14 лет / С.В.. Коноваленко. - М: Гном-Пресс, Новая школа, 1998

3 Краузе, Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика / Е.Н. Краузе. - СПб.: Корона, 2004

4 Поваляева М. А Нетрадиционные методики в коррекционной педагогике.– Ростов-на-Дону: Феникс, 2006

5 Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. А. Л. Сиротюк. – М.: ТЦ Сфера, 2002.

6 Сиротюк А. Л., Сиротюк А. С. Программа нейропсихологического развития и коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

7 Узорова, О. В. Пальчиковая гимнастика. О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова. - М., Аст, Астрель, 2002.

8 Филичева, Т.Е., Чевелева, Н.А., Чиркина, Г.В. Основы логопедии / Т.Е. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина - М: Просвещение, 1982



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: