Сравните различные методические подходы к изучению двузначных чисел, представленные в различных программах (3-4). Что их объединяет? В чем их различие?




Тема: «Десятичная система счисления. Методика изучение двузначных чисел»

Барышева Тамара НОЛ-120

 

 

Вопрос 1

С какими понятиями, связанными с десятичной системой счисления, знакомят младших школьников по различным программам? Как распределяются по годам обучения эти понятия в различных программах?

 

 

В начальной школе у детей формируют первое представление о десятичной системе счисления. Сам термин не вводят, но изучают единицы, десятки, сотни, тысяч (счетные единицы). Соотношение между ними (десять единиц более мелких единиц, образуют одну более крупную)

Вводя понятия «разряд» и «класс» и их названия, «разрядный состав числа», «сумма разрядных слагаемых), «круглые числа» и т.д. У детей формируют представление, что десятичная система счисления позиционная.

 

Детей знакомят с принципом поместного значения цифр в числе:

Любое число можно записать с помощью 10 цифр: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9, но в зависимости от того, на каком месте стоит та или иная цифра она имеет разное значение. Т.е. значение цифры зависит от ее позиции в числе.

Десятичный состав - выделение десятков и единиц в двузначном числе

Разрядное число число, состоящее из единиц одного разряда.

Разряд -позиция или место расположения цифры в записи натурального числа. Необходимо объяснить детям, что количество занятых цифрами мест – это количество разрядов числа.

 

По программе М2Моро ч2 (Начало изучение темы М1Мч2,см.фото 1)

 

 

 

По программе М1Ич2

 

 

 

По программе М2Дорофеев часть 2

 

По программе М1Ач2

 

 

 

По программе М1Демидова ч3

 

По программе М1Чекин ч2

 

 

 

М1Петерсон ч3

 

Вопрос 2

Сравните различные методические подходы к изучению двузначных чисел, представленные в различных программах (3-4). Что их объединяет? В чем их различие?

 

По программе Моро числа в пределах ста изучают в 2 ступени:

1. Числа от 1 до 20 (первый класс часть 2)

2. Числа от 21 до 100 (второй класс часть1)

 

В изучении нумерации выделяют 2 ступени::

1. Различия при назывании. При назывании числе первой ступени мы сначала называем единицы, потом десятки (двенадцать). Когда мы называем числа больше 20, то сначала называем десятки, а потом единицы (двадцать пять)

2. Различия при написании

1 ступень

В числах от 11 до 20 мы называем одно, а пишем другое(тринадцать). При записи чисел больше 20, как говорим, так и пишем (двадцать пять).

 

 

2 ступень

При изучении чисел от 21 до 100 сначала вводят понятие разрядных (круглых) десятков. После переходят к рассмотрению неразрядных чисел (т.е. таких чисел, в которых есть отдельные единицы разных разрядов).

 

 

 

 

По программе Истоминой в 1 классе часть 2 числа в пределах ста изучаются следующим образом:

1) Вводится понятие десяток – новая счетная единица, изучение круглых десятков (10, 20, 30, …, 90)

 

2) Изучение нумерации в пределах от 11 до 20

 

 

По программе Петерсон двузначные числа изучаются в 1 классе 3 части следующим образом:

1) Введение новой счетной единицы – 10

 

2) Круглые числа (10, 20, 30, …, 90)

 

3) Через несколько уроков вводятся названия чисел от 11 до 20

 

По программе Аргинской двузначные числа вводятся в 1 классе во второй части следующим образом:

1) Десяток – новая счетная единица

2) Вводятся числа 10, 20, 30, …, 90

 

3) Через несколько уроков вводят числа от 11 до 20

По программе Чекина двузначные числа начинают изучать в 1 классе 2 части:

1) Вводят числа 10-19

 

 

2) Вводят понятие разряд единиц и разряд десятков

 

Во втором классе части 1 продолжают изучение двузначных чисел:

1) Счет десятками и круглые десятки

 

Вопрос 3

 

Как происходит формирование понятия у ребенка о новой счетной единице - десятке? Какие наглядные пособия при этом может использовать учитель? Изготовьте одно из них.

 

 

Вводим понятие «десяток» - это новая счётная единица.
Для этого предлагаем детям посчитать до 10, выкладывая перед собой палочки. Предлагаем собрать палочки в пучок-это десяток. (Дети собирают в ладонь, учитель заранее заготавливает пучки).

Сообщаем, что десятками тоже можно считать, как единицами. 1 десяток, 2 десятка, 3 десятка …. 10 десятков.

М2Дорофеевч2

 

М1Ич2

 

Вопрос 5

Какие математические понятия связаны с письменной нумерацией чисел в пределах 100? Какие наглядные пособия может использовать учитель при формировании у учащихся умения писать двузначные числа? Покажите методику работы с ними. Изготовьте некоторые из них или сделайте презентацию.

Для знакомства с письменной нумерацией чисел до ста, можно использовать абак. Необходимо разобрать с учащимися любое число больше 21, но меньше 100. Выделаем, сколько в числе десятков и единиц.

Н-р: число 72. Сколько в нем десятков и единиц? (7 десятков и 2 единицы)

Выставляем количество десятков и единиц цифрами и выставляем числа 7 и 2, потом разбираем запись. «Какие цифры мы использовали для записи числа?» (7 и 2). «Что они обозначают?» (количество десятков и единиц)

Далее вводим понятие однозначное и двузначное число, объясняем детям.

Рассматриваем соотношение между счетными (разрядными) единицами.

Разбираем с детьми случаи сложения и вычитания, основанные на десятичном составе с опорой на модели

М1 Демидова ч2

М1Петерсон ч3

Далее на каждом уроке используют упражнения на закрепление нумерации чисел в пределах 100

1) Закрепление натуральной последовательности до 100 (такие же как и при устной нумерации, но теперь числа записываем)

2) Упражнения на закрепление десятичного состава – сколько десятков и единиц в числе

Вычисления вида:

40+6=46

46 - =40

46 - = 6

3) Задания на рассмотрение принципов записи чисел «Какие цифры используются для записи числа? Что они обозначают?»

Используя цифры 1,2,0 запиши всевозможные двузначные числа.

Чем похожи и чем отличаются записи чисел 15 и 51?

 

Дидактический материал: абак, раздвижные карточки, треугольники с кругами внутри (см.учебник Истоминой), презентация с анимацией

 

Вопрос 6

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: