ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ




Задание 14-15. 27-28.10.2020

Эволюция понятия гражданства Российской Федерации

Анализ процессов становления и развития гражданства раскрывает не только его правовую, но прежде всего социокультурную природу, органическую включённость гражданства в важнейшие культурные ценности исторического прогресса. В своём развитии гражданство неразрывно связано с развитием прав и свобод личности, представляющим собой, по сути, борьбу за достижение свободы.

Вопросы гражданства поднимались в работах ряда дореволюционных российских учёных. Н.О.Куплеваский сформулировал сущность гражданства как постоянную связь отдельного лица с определённой страной и её правительством, основанную на обязанности «верности» и «подчинения». «Подчиняться властям данной страны должны и живущие в ней иностранцы, только обязанность верности, основанная на нравственном долге каждого гражданина, по мере своих сил всячески способствовать благосостоянию государства, отличает подданнические отношения от других случайных отношений».

Понятие гражданства было известно ещё предшествовавшим государству греческим полисам и римским гражданским общинам. Гражданство древности не подвергалось правовому оформлению и не являлось однотипным. Индивид признавался гражданином только в своём полисе (общине). Находясь вне полиса, он терял это качество.

На смену феодальному строю пришёл капитализм, в основе которого лежала частная собственность на средства производства. И когда экономическое развитие общества выдвинуло требование освобождения от феодальных оков и правового равенства, такое требование приняло всеобщий характер. Понятие «подданный» было отброшено, как символ политического бесправия и угнетения. Французская Декларация прав человека и гражданина 1789 года официально ввела понятие «гражданин», с которым связывалось представление о юридически свободной личности, обладающей правом на участие в политической жизни. Гражданство выражает политико-правовое закрепление формального равенства всех перед законом, которое не привело и не могло привести к фактическому уравниванию всех в пользовании экономическими благами и участию во власти.

В последующем российская практика государственного строительства показала, что термин «подданство», фактически равнозначный гражданству, применялся и применяется только в странах с монархической формой правления. Гражданство - не что иное, как правовое оформление состояния сложившегося устойчивого сообщества людей, образующих государство. Понимание социально-правовой природы гражданства были бы неполным без рассмотрения вопроса о генезисе (развитии) гражданства.

Развитие гражданства в истории человеческого общества отражает историю развития взаимоотношений между личностью и государством, особенности политических процессов в обществе, роль и место личности в общественно политической сфере жизни общества и государства. Гражданство - это политико-правовое состояние основной части народа, образующего государство и выражающееся в установлении юрисдикции над его членами, наделении их правами и свободами, а также в установлении обязанностей.

В.Я. Кикоть соотношение понятий «государство» - «народ» - «гражданство» упрощённо представляет в виде следующей схемы:

 

Таким образом, гражданство как целостное явление представляет собой единство социального и правового. В социальном аспекте оно означает связь индивида с обществом, образующим государство и представленным в виде определённой совокупности лиц: коллектива, рода, социальной группы, этнической общности, нации, народа. В словаре русского языка С.И.Ожегова «социальное» понимается как общественное, относящееся к жизни, деятельности людей и их отношениям в обществе, государстве.

В процессе исторического развития нашего государства понятие и сущность гражданства изменялись, наполняясь новым содержанием. В бывшей Российской империи понятие гражданства отсутствовало. Официальное признание термин «подданство» получил не ранее второй половины ХVII в. По Соборному Уложению царя Алексея Михайловича 1649г. подданство ещё неизвестно, вместе с тем в нём содержится специальная глава «О посадских людях», посвященная регламентации жизни городских жителей.

Термин «гражданство» укоренился в советском законодательстве с первых дней советской власти. Первым актом советской власти по вопросам гражданства был Декрет ВЦИК РСФСР от 23.11.1917 года «Об уничтожении сословий и гражданских чинов». В советском законодательстве о гражданстве различается два периода:

· Досоюзный - вопросы гражданства регулировались законодательными актами отдельных республик;

· Союзный - регулирование производилось в основном актами союзной власти с дополнительными и развивающими актами союзных республик.

Значимыми в историческом аспекте правовыми актами РСФСР были: Декрет ВЦИК от 01.04.1918 года «О приобретении прав российского гражданства»; Декрет СНК РСФСР от 22.08.1921 года «О принятии иностранцев в российское гражданство» и от 28.10.1921 года Декрет «О лишении прав гражданства некоторых лиц, находящихся за границей».

Конституция СССР, принятая ЦИК СССР 06.07.1924 года, закрепила в ст.7 принцип, по которому для граждан союзных республик устанавливалось единое союзное гражданство. На основе Конституции и в развитие её положений были приняты три союзных акта:

· Положение о союзном гражданстве от 29 октября 1924 года,

· Положение о гражданстве Союза ССР от 13 июня 1930 года,

· Положение о гражданстве Союза ССР от 22 апреля 1931 года.

Принятая в 1936 год Конституция СССР обусловила необходимость пересмотра законодательства о гражданстве и приведения его в соответствие с новым Основным законом. В апреле 1938 года Президиум Верховного Совета СССР поручил СНК СССР разработать и внести на рассмотрение Верховного Совета СССР законопроект о гражданстве СССР. 19.08.1938 года был принят первый закон о гражданстве - Закон СССР «О гражданстве СССР». До принятия Конституции СССР 1936 года определённые категории иностранцев пользовались всеми политическими правами граждан СССР. Это было зафиксировано в республиканских и союзных законах о гражданстве. Закон 1938 года не упоминал о политических правах иностранцев. Иностранцы в СССР, к каким бы социальным категориям они ни принадлежали, уже не пользовались политическими правами. Иностранец мог получать такие права лишь после того, как станет гражданином СССР.

Через 40 лет после принятия Закона 1938 года был принят второй закон о гражданстве - Закон СССР от 01.12.1978 года «О гражданстве СССР», основанный на Конституции СССР 1977 года. В законе устанавливалось, что гражданство СССР является равным для всех советских граждан независимо от оснований его приобретения. При определении гражданства вместо формулы «принадлежность лица к государству» всё чаще стала использоваться формула «правовая связь лица с определённым государством».

В последнем союзном Законе «О гражданстве СССР» от 23 мая 1990 года правовое регулирование гражданства несколько демократизовалось. Закон определил гражданство как политико-правовую связь лица с государством, впервые закрепил право на гражданство, запретил произвольное лишение гражданство. Лишение гражданства сохранилось, однако при этом был ограничен как круг оснований применения этой меры, так и круг лиц, к которым она могла применяться.

К концу 1990 года, после пяти с половиной лет перестройки Советский Союз вошёл в новую стадию своей истории и с точки зрения внутренней политики, и в развитии отношений со всем миром. Принятие Декларации о государственном суверенитете 12 июля 1990 года предопределило необходимость разработки и принятия нового Закона о гражданстве РФ, который был принят 28 ноября 1991 года, за десять дней до подписания Договора об образовании СНГ и констатации в связи с этим исчезновения СССР. Закон о гражданстве вступил в силу 6 февраля 1992 года. Особенностью становления института гражданства в России явилось то, что Закон РФ «О гражданстве РФ» был принят значительно раньше Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 года, которая внесла существенные изменения в институт российского гражданства. В ней получил дальнейшее развитие принцип единого гражданства. Закрепив гражданство России в качестве одной из основ конституционного строя, Конституция РФ определила, что оно является единым и равным независимо от оснований приобретения.

Принятие Федерального закона от 31.05.2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» обусловлено несоответствием Закона 1991 года отдельным нормам Конституции РФ, необходимостью дальнейшего укрепления российской государственности с учётом реалий и особенностей социально-экономического развития страны, сбалансированного сочетания государственных интересов и прав личности при решении вопросов гражданства, а также характера взаимоотношений с новыми независимыми государствами.

20 февраля 2002 года законопроект о гражданстве был принят Государственной думой во втором чтении. Принятие оказалось непростым. Основная дискуссия развернулась по трём проблемам.

· Первая касалась допустимости сохранения в новом законе республиканского гражданства. Однако большинство депутатов гражданство республик отвергло - гражданство России является единым и равным.

· Второй спорный вопрос касался 28 млн. соотечественников, оказавшихся за границами Российской Федерации после распада СССР. Часть депутатов настаивала на том, чтобы для них и их детей сохранился прежний регистрационный порядок получения российского гражданства, если они не приобрели гражданства в стране проживания. Однако, что касается соотечественников на получение российского гражданства, то для них в законопроекте сохранен при определённых условиях упрощенный порядок получения российского гражданства.

· Третьим спорным положением являлись условия приобретения российского гражданства.

В итоге новый Закон «О гражданстве Российской Федерации» был принят Государственной думой РФ в третьем чтении 19 апреля 2002 года, одобрен Советом Федерации 15 мая 2002 года, подписан Президентом РФ 31 мая 2002 года. Опубликован он в Российской газете от 5 июня 2002 года и вступил в силу с 1 июля 2002 года, в ст. 3 которого закреплено понятие гражданства: гражданство Российской Федерации - устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

При разработке данного Федерального закона предлагалось упразднить институт двойного гражданства, но от данной идеи отказались. Отношение Российской Федерации к наличию у своих граждан иного гражданства, приобретенного ими в силу не зависящих от них причин (например, по рождению за пределами России, при вступлении в брак с иностранным гражданином) либо по собственному волеизъявлению, при отсутствии соответствующего международного договора, закреплено в ч. 1 ст. 6 Закона о гражданстве 2002 г. В таких случаях Российская Федерация не признает наличие у гражданина двойного гражданства и в своих правоотношениях исходит из его статуса гражданина Российской Федерации. «Гражданин Российской Федерации, - указывается в ст. 6, - имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом».

Надо сказать, что это положение согласуется с наиболее распространенной законодательной и правоприменительной практикой иностранных государств и со ст. 7, 14 и 15 Европейской конвенции о гражданстве и регулируются Конституцией РФ, международными договорами, Законом 2002 года, а также принимаемыми в соответствии с ним другими нормативными правовыми актами России.

Можно согласиться с мнением Мезенцевой А.Б. о том, что развитие отношений гражданства носит поступательный характер, вследствие этого можно определить следующие этапы развития института гражданства в России с 1917 года по настоящее время.

· Первый этап (1917 - 1922 г.г.) - становление института гражданства (в частности, нормативное закрепление термина «граждане российской республики»);

· Второй этап (1922 - 1936 г.г.) - устанавливается единое союзное гражданство;

· Третий этап (1936 - 1977 г.г.) - закрепляется институт лиц без гражданства;

· Четвертый этап (1977 - 1985 г.т.) - получают конституционное закрепление некоторые принципы гражданства: принцип равного гражданства, независимо от оснований его приобретения, принцип защиты и покровительства своих граждан за рубежом;

· Пятый этап (1985 - 1990 гг.) - решение вопросов гражданства переходит к полномочиям Президента СССР;

· Шестой этап (1990 - 2002 гг.) - гражданство приобретает открытый, свободный характер, впервые допускается двойное гражданство;

· Седьмой этап (2002 г. - по н.в.) - принят новый закон о гражданстве, определивший иной порядок приобретения гражданства.

Задание:

1. Какие условия гражданства были в древности?

2. Когда было введено понятие «гражданин» и с какими возможностями для личности?

3. Составьте таблицу Развитие института гражданства по материалам, предложенным Мезенцевым А.Б. и из данной лекции в третьей графе укажите законодательные акты, соответствующие указанным этапам.

Этапы Особенности Законодательные акты
     

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: