Структура и функции отдела образования Дзержинского районного исполнительного комитета




Введение

Производственная практика призвана выявить способность учащегося на основе полученных знаний самостоятельно обеспечить выполнение функций финансовой (бюджетной) деятельности и бюджетного учета.

Целью производственной практики является закрепление и расширение полученных в университете знаний, приобретение необходимых практических и организаторских навыков самостоятельной работы, предоставление возможности студентам детально изучить особенности и условия работы по будущей специальности.

В соответствии с этим основными задачами производственной практики в бюджетных организациях являются:

закрепление знаний, приобретенных в процессе обучения, на основе глубокого изучения опыта работы конкретного учреждения, в котором студенты проходят практику;

приобретение практических навыков работы экономиста;

изучение плановой, оперативной, учетной и статистической документации, директивных и инструктивных материалов, сбор исходных данных для написания дипломной работы.

 

 


Структура и функции отдела образования Дзержинского районного исполнительного комитета

 

В состав отдела входят следующие структурные подразделения: аппарат управления, учебно-методический кабинет, централизованная бухгалтерия, группа централизованного хозяйственного обслуживания учреждений образования. Положения о структурных подразделениях утверждаются отделом. При группе централизованного хозяйственного обслуживания в установленном порядке могут создаваться группы, бригады для выполнения строительных работ, ремонта на условиях финансово-хозяйственного расчета.

В отделе создается сектор по охране детства, в состав которого входят работники аппарата управления и учебно-методического кабинета. Сектор возглавляет ведущий специалист аппарата управления по охране детства.

Трудовые правоотношения в отделе регулируются трудовым законодательством, правилами внутреннего трудового распорядка.

Отдел возглавляет начальник, который назначается и освобождается от должности председателем райисполкома в установленном порядке.

Взаимоотношения учреждений образования, которые обслуживаются централизованной бухгалтерией при отделе образования, регулируются Положением о централизованной бухгалтерии при отделе образования.

Функциональные обязанности по централизованной бухгалтерии отдела образования Дзержинского райисполкома:

. организация бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности и контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности учреждений образования.

. формирование в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете учетной политики, исходя из структуры и особенностей деятельности бюджетных учреждений, необходимости обеспечения его финансовой устойчивости.

. работа по подготовке и принятию рабочего плана счетов, форм первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы, разработка форм документов внутренней бухгалтерской отчетности, а также проведение инвентаризаций, проведение хозяйственных операций, соблюдение технологии обработки бухгалтерской информации и порядка документооборота.

. формирование и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской информации о деятельности отдела образования, его имущественном положении, доходах и расходах, а также разработка и осуществление мероприятий, направленных на укрепление финансовой дисциплины.

. учет имущества, обязательств и хозяйственных операций, поступающих основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, своевременное отражение на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с их движением, исполнения смет расходов, реализации продукции, выполнения работ (услуг), результатов хозяйственно-финансовой деятельности отдела образования, а также финансовых, расчетных и кредитных операций.

. Обеспечение законности, своевременности и правильности оформления документов, составление экономически обоснованных отчетных калькуляций себестоимости продукции, выполняемых работ (услуг), расчеты по заработной плате, правильное начисление и перечисление налогов и сборов в республиканский и местный бюджет, страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды, платежей в банковские учреждения, средств на финансирование капитальных вложений, а также отчисление средств на материальное стимулирование работников учреждений образования.

. оформления первичных и бухгалтерских документов, расчетов и платежных обязательств, расходования фонда заработной платы, установление должностных окладов работникам учреждений, проведение инвентаризаций основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, проверка организации бухгалтерского учета и отчетности, а также документальных ревизий в учреждениях образования.

. проведение экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности отдела образования по данным бухгалтерского учета и отчетности в целях выявления внутрихозяйственных резервов, устранения потерь и непроизводительных затрат.

. предупреждение недостач, незаконного расходования денежных средств и товарно-материальных ценностей, нарушений финансового и хозяйственного законодательства.

. оформление материалов по недостачам и хищениям денежных средств и товарно-материальных ценностей.

. накопление финансовых средств для обеспечения финансовой устойчивости предприятия.

. работа по обеспечению строгого соблюдения штатной, финансовой и кассовой дисциплины, смет административно-хозяйственных и других расходов, списание со счетов бухгалтерского учета недостач, дебиторской задолженности и других потерь, сохранность бухгалтерских документов, оформление и сдача их в установленном порядке в архив.

. разработка и внедрение рациональной плановой и учетной документации, прогрессивных форм и методов ведения бухгалтерского учета на основе применения современных средств вычислительной техники.

. составление баланса и оперативных сводных отчетов о доходах и расходах средств, об использовании бюджета, другой бухгалтерской и статистической отчетности, представление их в установленном порядке в соответствующие органы.

2.
Организация бухгалтерского учета в отделе образования Дзержинского райисполкома

 

Общие вопросы

Бухгалтерский учет бюджетных учреждений представляет собой систему наблюдений, обобщения и контроля за количественными и качественными изменениями процесса исполнения бюджета.

Объектами бухгалтерского учета бюджетных учреждений являются:

· Материальные ценности, которые включают в себя основные средства (ОС), материальные запасы, отдельные предметы в составе оборотных средств;

· Денежные средства на текущих счетах учреждения банка или в кассе;

· Расходы кассовые и фактические

· Финансирование

· Расчеты с рабочими и служащими по заработной плате, со студентами по стипендиям, с подотчетными лицами, с дебиторами и кредиторами и др.

· Фонды в отдельных предметах в составе оборотных средств и в ОС.

Основными задачами бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях являются:

· Формирование полной и достоверной информации о деятельности учреждения и предоставление ее вышестоящим органам;

· Контроль за исполнением сметы расходов, а также за исполнением сметы доходов и расходов по внебюджетным средствам;

· Контроль за эффективным целевым и законным расходованием бюджетных и внебюджетных средств;

· Обеспечение сохранности материальных ценностей и денежных средств;

· Обеспечение своевременного и правового ведения расчетов, контроль за соблюдением платежно-финансовых дисциплин.

Руководство бухгалтерским учетом в бюджетных учреждениях осуществляет Министерство финансов, которое разрабатывает основные нормативные документы, регламентирующие ведение бухгалтерского учета.

Нормативные документы обязательны для исполнения всеми бюджетными учреждениями, независимо от подчиненности и отраслевой направленности.

В обязанности бухгалтерии (главного бухгалтера, бухгалтера) входят:

ведение бухгалтерского учета в соответствии с требованиями действующего законодательства Республики Беларусь;

осуществление предварительного контроля за соответствием заключаемых договоров объемам ассигнований, предусмотренных сметой расходов, или лимита бюджетных обязательств при казначейском обслуживании получателей через лицевые счета;

своевременное и правильное оформление первичных учетных документов и законность совершаемых операций;

контроль за правильным и экономным расходованием средств в соответствии с целевым назначением по утвержденным сметам доходов и расходов по внебюджетным средствам с учетом внесенных в них в установленном порядке изменений;

контроль за сохранностью имущества в местах его хранения и эксплуатации;

финансирование организаций, ведущих учет самостоятельно, а также контроль за исполнением ими смет расходов, постановкой и организацией бухгалтерского учета;

начисление и выплата в установленные сроки заработной платы и иных причитающихся выплат персоналу, стипендий учащимся, студентам, аспирантам учебных заведений;

своевременное проведение расчетов, возникающих в процессе исполнения сметы расходов с юридическими и физическими лицами;

ведение бухгалтерского учета исполнения смет доходов и расходов по внебюджетным средствам;

контроль за использованием выданных доверенностей на получение материальных и других ценностей;

участие в проведении инвентаризации имущества и финансовых обязательств, своевременное и правильное определение результатов инвентаризации и отражение в бухгалтерском учете;

проведение инструктажа материально ответственных лиц по вопросам учета, отчета и сохранности ценностей, находящихся на их ответственном хранении;

составление и предоставление в установленном порядке в предусмотренные сроки бухгалтерской и налоговой отчетности;

составление сметы расходов по бюджету, сметы доходов и расходов по внебюджетным средствам и расчетов к ним (при отсутствии планового отдела или другого структурного аналогичного подразделения, занимающегося вопросами планирования расходов по смете);

подборка и систематизация нормативных правовых актов по вопросам бухгалтерского учета и отчетности;

хранение документов (первичных учетных документов), регистров бухгалтерского учета, отчетности, а также смет расходов и расчетов к ним и тому подобных как на бумажных, так и на машинных носителях информации в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Существуют две организационные формы бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях:

. самостоятельные бухгалтерии

. централизованные бухгалтерии

В учреждениях все бухгалтерские документы, связанные с использованием смет расходов по бюджету, специальным и другим внебюджетным средствам подписываются руководителем учреждения, его заместителем и главным бухгалтером или его заместителем.

В централизованных бухгалтериях банковские документы (чеки, платежные поручения), а также расходные кассовые ордера и платежные (расчетно-платежные) ведомости по заработной плате по срокам и суммам выплат из кассы (распорядительные надписи) подписываются руководством учреждения, при котором создана централизованная бухгалтерия, или другим лицом, на то уполномоченным, и главным бухгалтером или его заместителем. Остальные документы, служащие основанием для выдачи денег, товарно-материальных и других ценностей, а также изменяющие кредитные и расчетные обязательства учреждений, обслуживаемых централизованной бухгалтерией, подписываются соответствующими руководствами учреждений и главным бухгалтером централизованной бухгалтерии или их заместителями.

Документы без подписи главного бухгалтера или его заместителя считаются недействительными и не принимаются к исполнению.

Основанием для отражения записей в учетных регистрах служат надлежаще оформленные первичные документы. Первичные документы могут быть разовыми - предназначенными для оформления отдельных хозяйственных операций, или групповыми - предназначенными для оформления ряда однородных хозяйственных операций за определенный период. Первичные документы должны составляться своевременно, как правило, в момент совершения операции, и содержат достоверные данные.

Первичные документы, для придания им юридической силы, должны иметь следующие реквизиты: наименование документа, код фирмы, дату составления, содержание хозяйственной операции, измеритель в количественном и стоимостном выражении, наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность её оформления, личные подписи и их расшифровки.

В необходимых случаях в первичных документах могут быть приведены дополнительные реквизиты: № документа, название и адрес учреждения, основание для совершения хозяйственной операции, другие дополнительные реквизиты, определяемые характером документированных особенностей операции.

В документах на приобретение материальных ценностей должна быть расписка материально ответственного лица в получении этих ценностей, а в документах о выполнении работы - подтверждение принятия работы соответствующим лицом.

Ошибки в первичных документах исправляются путем зачеркивания неправильного текста или суммы и надписаниянад зачеркнутым правильного текста или суммы. Исправление ошибок в первичном документе должно быть оговорено надписью «Исправлено» и подтверждаться подписями лиц, подписывающих документ с указанием даты исправления. В кассовых и банковских документах исправления не допускаются.

Документы, служащие основанием для записей в регистрах учета, должны представляться в бухгалтерию в сроки, установленные графиком.

Материально ответственные лица представляют первичные документы по приходу и расходу товарно-материальных ценностей при реестре сдачи документов ф.442, составляемом в двух экземплярах. После проведенной в присутствии материально ответственного лица проверки правильности оформления представленных первичных документов, один экземпляр реестра с подписью работника бухгалтерии возвращается материально ответственному лицу, а второй экземпляр остается в делах бухгалтерии.

С лицами, ответственными за хранение денежных средств, товарно-материальных ценностей, заключается письменный договор о полной индивидуальной материальной ответственности на основании типового договора.

Поступившие в бухгалтерию первичные документы обязательно подвергаются проверке как по форме (полнота и правильность оформления первичных документов, заполнения реквизитов), так и по содержанию (законченность документируемых операций, логическая увязка отдельных показателей).

За достоверность содержащихся в документах данных, а также за своевременное и доброкачественное составление первичных документов несут ответственность лица, создавшие и подписавшие эти документы.

Все документы, приложенные к приходным и расходным кассовым ордерам, а также документы, послужившие основанием для начисления заработной платы, подлежат обязательному гашению штампом или надписью от руки: «Получено» или «Оплачено» с указанием даты (числа, месяца, года).

Проверенные и принятые к учету документы систематизируются по датам совершения операций (в хронологическом порядке) и оформляются мемориальными ордерами - накопительными ведомостями, которым присваиваются следующие постоянные номера:

мемориальный ордер №1 - накопительная ведомость по кассовым операциям ф.381;

мемориальный ордер №2 - накопительная ведомость по движению средств на бюджетных (текущих) счетах ф.381;

мемориальный ордер №3 - накопительная ведомость по движению средств на текущих счетах по внебюджетным средствам ф.381;

мемориальный ордер №4 - накопительная ведомость по расчетам чеками из лимитированных книжек ф.323;

мемориальный ордер №5 - свод расчетных ведомостей по заработной плате и стипендиям ф.405;

мемориальный ордер №6 - накопительная ведомость по расчетам с разными учреждениями и организациями ф.408;

мемориальный ордер №7 - накопительная ведомость по расчетам в порядке плановых платежей ф.408;

мемориальный ордер №8 - накопительная ведомость по расчетам с подотчетными лицами ф.386;

мемориальный ордер №9 - накопительная ведомость по выбытию и перемещению основных средств ф.438;

мемориальный ордер №10 - накопительная ведомость по выбытию и перемещению отдельных предметов в составе оборотных средств ф.438;

мемориальный ордер №11 - свод накопительных ведомостей по приходу продуктов питания ф.398;

мемориальный ордер №12 - свод накопительных ведомостей по расходу продуктов питания ф.411;

мемориальный ордер №13 - накопительная ведомость по расходу материалов ф.396;

мемориальный ордер №14 - накопительная ведомость начисления доходов по специальным средствам ф.409;

мемориальный ордер №15 - свод ведомостей по расчетам с родителями за содержание детей ф.406.

По остальным операциям и по операциям «Сторно» составляются отдельные мемориальные ордера ф.274.

Мемориальные ордера составляются по мере совершения операций, как на основании отдельных документов, так и на основании группы однородных документов. Корреспонденция субсчетов в мемориальных ордерах записывается в зависимости от характера операций по дебиту одного субсчета и кредиту другого субсчета или дебиту одного субсчета и кредиту нескольких счетов, или наоборот.

Мемориальные ордера подписываются главным бухгалтером или его заместителем и исполнителем, а также руководителем группы учета.

Все мемориальные ордера регистрируются в книге «Журнал-главная» ф.308.

Книга «Журнал-главная» открывается записями сумм остатков на начало года в соответствии с заключительным балансом за истекший год. Записи в ней производятся по мере составления мемориального ордера. Сумма мемориального ордера записывается сначала в графу «сумма по ордеру», а затем и Д-т и К-т соответствующих субсчетов. Сумма оборотов за месяц по всем субсчетам как по Д-ту, так и по К-ту должны быть равны итогу графы «сумма по ордеру». Второй строкой после оборотов за месяц выводится остаток на начало следующего месяца по каждому субсчету.

Аналитический учет ведется в учетных регистрах (накопительных ведомостях, книгах-карточках и др.)

В бухгалтерских книгах до начала записей нумеруются все страницы. На последней странице за подписью главного бухгалтера делается запись: «В настоящей книге всего пронумеровано … страниц». На каждой книге надписывается наименование учреждения централизованной бухгалтерии и год, в котором книга открыта. В книге должно быть оглавление открытых в ней субсчетов. При переносе записей на другую страницу книги в оглавлении по данному субсчету делается отметка о переносе записи с указанием номеров страниц.

Карточки (кроме карточки по учету основных средств) регистрируются в реестре карточек ф.279, который ведется для каждого счета отдельно. Карточки для учета основных средств регистрируются в описи инвентарных карточек по учету основных средств ф.ОС-10.

Карточки хранятся в картотеках, в которых они располагаются по субсчетам с подразделением внутри их по материально ответственным лицам и по обслуживаемым учреждениям.

По окончании каждого месяца в регистрах аналитического учета подсчитываются итоги оборотов и выводятся остатки по субсчетам.

Исправление ошибок, обнаруженных в записях бухгалтерского учета за текущий год производятся в следующем порядке:

а) обнаруженная ошибка за данный отчетный период до момента предоставления бухгалтерского баланса, не требующая изменения данных мемориального ордера, исправляется путем зачеркивания и надписью над зачеркнутым исправленного текста и суммы. Одновременно здесь же на полях пропись соответствующей строки, за подписью главного бухгалтера делается оговорка «Исправлена»;

б) обнаруженная ошибочная запись до момента представления бухгалтерского баланса, вызванная ошибкой в мемориальном ордере, в зависимости от ее характера исправляется дополнительный мемориальный ордер или по способу «красное сторно»; точно так же исправляются ошибки во всех случаях, когда они обнаружены в записях бухгалтерского учета за тот отчетный период, за который баланс уже представлен. Дополнительные бухгалтерские записи по исправлению ошибок, а также исправления способом «красноесторно» оформляются мемориальными ордерами, в которых помимо обычных реквизитов, делается ссылка на номер и дату мемориального ордера, исправляемого данным мемориальным ордером.

Для контроля за правильностью бухгалтерских записей по счетам синтетического и аналитического учета составляются оборотные ведомости фф. М-44, 285 и 326 по каждой группе аналитических счетов, объединяемых соответствующим синтетическим счетом. Итоги оборотов и остатки по каждому аналитическому счету оборотных ведомостей сверяются итогами оборотов и остатками этих субсчетов книги «Журнал-главная» ф.308.

Оборотные ведомости составляются ежемесячно, а по основным средствам и отдельным предметам в составе оборотных средств - ежеквартально. Записи в оборотной ведомости ф.326 могут производиться при необходимости в течении нескольких лет.

В новом году в бухгалтерских регистрах по синтетическим и аналитическим счетам записываются суммы остатков на начало года в полном соответствии с заключительным балансом и учетными регистрами за истекший год. По истечении каждого отчетного месяца все мемориальные ордера, мемориальные ордера-накопительные ведомости вместе с относящимися к ним документами должны быть подобраны в хронологическом порядке и сброшюрованы. При незначительном количестве документов брошюровку можно произвести за три месяца в одну папку. На обложке надписываются: наименование централизованной бухгалтерии; название и порядковый номер папки-дела; отчетный период - год и месяц; начальный и последний номера мемориального ордера; количество листов в деле.

Сохранность первичных документов, учетных регистров, бухгалтерских отчетов и балансов, оформление и передачу их в архив обеспечивает главный бухгалтер.

Бухгалтерский баланс бюджетных учреждений - метод обобщения и отражения средств бюджетного учреждения по видам, размещению и использованию, а также по источникам образования в денежной оценке на определенную дату.

Он является одной из обязательных форм бухгалтерской отчетности. Бухгалтерская отчетность бюджетных учреждений является завершающим этапом учетного процесса, в котором отражается нарастающим итогом имущественное и финансовое положение учреждения и результаты его хозяйственной деятельности за отчетный период.

Бухгалтерский баланс составляется на основе проведенных бухгалтерских записей, подтвержденных соответствующим документом. Баланс исполнения сметы расходов состоит из двух частей: актива, в котором отражаются виды средств, их размещение и использование; пассива - источников образования.

Особенность бухгалтерского баланса в бюджетных учреждениях является отсутствие статьи «Уставный фонд», а статье «Основные средства» в активе баланса будут соответствовать статьи «Фонды основных средств» и «Амортизация основных средств» в пассиве (т.е. дебетовый остаток по сч.01 будет равен дебетовому остатку по сч.250 плюс кредитовый остаток по сч.02). Статье «Отдельные предметы в составе оборотных средств» будет соответствовать статья «Фонды отдельных предметов в составе оборотных средств» (дебетовый остаток сч.07 равен кредитовому остатку сч.260)

План счетов бухгалтерского учета исполнения смет расходов бюджетных учреждений представляет собой систематизированный по установленным принципам синтетических счетов, используемых для отражения хозяйственных операций в учете.

В плане счетов счета сгруппированы в 11 разделов. Отдельно выделены забалансовые счета.

Раздел 1: «Основные средства»

х - первоначальная стоимость основных средств; х - по группам основных средств; 010 - здания; 013 - оборудование.

В состав основных средств входит библиотечный фонд - 018. Все счета активные, кроме 020 - амортизация (пассивный).

Раздел 2: «Материальные запасы»

х - оборудование для капитального строительства; 040 - оборудование к установке; 06х - материалы и продукты питания; 063 - хозяйственные материалы, канцелярские товары, 064 - ГСМ.

Раздел 3: «Отдельные предметы в составе оборотных средств»

- Отдельные предметы в составе оборотных средств на складе; 071 - Отдельные предметы в составе оборотных средств в эксплуатации.

Раздел 4: «Затраты на производство» (хозрасчетные операции)

- затраты на основное производство; 082 затраты на научно-исследовательские работы.

Раздел 5: «Денежные средства»

х - счета в банке; 100 - текущий счет по бюджетным средствам; 102 - бюджетный счет под капиталовложения; 11х - счета по хозрасчетным (внебюджетным) средствам; 12х - кассовая наличность.

Раздел 6: «Счета по учету финансирования из бюджета»

х - при наличии распорядителя средств; 140 - основной счет (счета пассивные).

Раздел 7: «Расчеты с субъектами и работниками»

х - с поставщиками; 16х - с подотчетными лицами; 17х - с разными дебиторами и кредиторами, в том числе: 171 - расчеты с ФСЗН; 173 - расчеты с бюджетом; 175 - НДС; 178 - расчеты с разными дебиторами и кредиторами; 18х - расчеты по заработной плате, в том числе: 180 - заработная плата; 181 - расчеты по стипендиям; 187 - расчеты по исполнительным листам; 19х - по пенсиям.

Раздел 8: «Учет расходов по бюджетным средствам»

х - основной счет; 200 - расходы по бюджету; 203 - по капитальным вложениям.

Раздел 9: «Финансирование из бюджета без учета распорядителей»

- финансирование из бюджета; 231 - финансирование по капитальным вложениям.

Раздел 10: «Фонды»

х - фонды экономического стимулирования; 240 - фонд материального поощрения; 246 - фонд развития; 250 - фонд в основных средствах - применяется для учета поступившего оборудования за счет бюджетных средств. Этот фонд формируется на покупную стоимость основных средств за бюджетные средства и уменьшается на сумму ежемесячной начисленной амортизации.

Раздел 11: «Реализация»

х - реализация; 281 - реализация имущества; 41х - чистый доход; 410 - получена прибыль/убыток; 411 - использование прибыли.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: