Задания.
1. Составить конспект статьи Д.И. Писарева «Борьба за жизнь».
2. Подготовить сообщения «А.В. Луначарский о многоголосии Ф.М. Достоевского» и «Споры о жанровой природе «Преступления и наказания» в современной науке.
План
1.Творческая история романа. Эволюция идейного замысла. Споры о жанре романа в современном литературоведении.
2.Социально-бытовой фон романа. Петербург Достоевского и традиции «физиологического очерка» натуральной школы. Дальнейшее развитие темы «бедных людей» в романе.
3.История двух семейств (Мармеладовых и Раскольниковых) и реализация её в системе образов и композиции произведения. Своеобразие психологизма, лейтмотивы и способы их создания.
4.Процесс нарастания «бунта» Раскольникова и «многоступенчатость» мотивов его преступления. Философско-этическое обоснование «теории» Раскольникова, её общественные корни.
5.Тема наказания в интерпретации Ф.М. Достоевского. Нравственная катастрофа Раскольникова. Психологическое мастерство писателя в изображении душевной борьбы героя.
6.Идейно-художественная функция символических снов-образов Раскольникова.
7.Система «двойников» Раскольникова (Лужин, Свидригайлов, Лебезятников) как форма полемики автора с героем.
8.Антиподы Раскольникова (Порфирий Петрович, Разумихин, Соня Мармеладова).
9.Полифоническое и монологическое начала в структуре романа. Самоанализ героя и роль внутреннего монолога как важнейшего средства раскрытия характера Раскольникова.
10.«Преступление и наказание» как социально-философский роман-трагедия. Споры о жанре романа в современном литературоведении.
Литература.
1. Писарев Д. И.Статьи: «Погибшие и погибающие». «Борьба за жизнь» (любое издание).
2. Ф. М. Достоевский в русской критике. М., 1956.
3. Чирков Н.М. О стиле Достоевского. – М., 1964 г.
4. Кирпотин В. Я. Достоевский в 60-е годы. М., 1966.
5. Арденс Ню Достоевский и Толстой. – М., 1970 г.
6. Кирпотин В. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова. М., 1970.
7. Гус М. Идеи и образы Ф.М. Достоевского – М., 1971 г.
8. Кожинов В. «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский. – В кн.: Три шедевра русской классики. – М. 1974 г.
9. Корягин Ю. Самообман Раскольникова. Роман Достоевского «Преступление и наказание». – М.. 1976 г.
10. Кулешов В.И. История русской литературы XIX века, Учебное пособие для вузов. – М., 2004 г. С. 506 – 541.
Тема № 11. Принципы поэтики прозы А.П. Чехова 80-х годов XIX века.
План:
1. Особенности идейной позиции молодого Чехова.
2. Широта тематического диапазона.
3. Трансформация у Чехова традиционных тем и образов русской литературы XIX века («Толстый и тонкий». «Смерть чиновника»).
4. Роль сатиры в маленьких рассказах («Хамелеон», «Маска», «Унтер Пришибеев»).
5. Основные художественные приёмы в рассказах у Чехова.
6. Чехов – мастер художественной детали (подобрать конкретные примеры из текстов).
Литература.
1. Голубков В.В. Мастерство А.П. Чехова. – М.. 1958 г.
2. Дерман А. О мастерстве Чехова. М., 1959.
3. Ермилов В.В. А.П. Чехов. – М., 1959 г.
4. Бердников Г. П. Чехов-драматург. Традиции и новаторство в драматургии Чехова. М., 1970.
5. Чудаков А.П. Поэтика Чехова. – М., 1971 г.
6. В творческой лаборатории Чехова. Сборник статей. – М., 1974 г.
7. Семанова М. Чехов-художник. М., 1976.
8. Кулешов В. И. Реализм А. П. Чехова и натурализм и символизм в русской литературе его времени. – М., 1982.
9. Сухих И.Н. Проблемы поэтики А.П. Чехова. – Л., 1987 г.
Тема № 12. Образ России в лирике А. Блока
Тексты
Блок А. А. Стихотворения. Книга вторая. (Особенно: Русь.) Книга третья. (Цикл «Родина». Особенно: Россия; Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться…; Новая Америка; миницикл «На поле Куликовом».)
Вопросы
- Россия. Почему "тема о России" определяется поэтом как "самая важная"? Россия как символ. Составляющие этого символа. Своеобразие образа-символа России в "трилогии вочеловечения". Эволюция образа России в трилогии.
- Эстетический идеал в цикле "Родина". В чем его сущность и чему он противопоставлен? Как соотносятся между собой образ родины и эстетический идеал Блока?
- История и современность. Особенности изображения исторических событий в поэтике символизма. Своеобразие художественного пространства и времени в цикле "Родина". Своеобразие лирического героя.
- Художественное своеобразие цикла "На поле Куликовом". Сюжет, историческая основа и ее переосмысление. Почему А. Блок обращается именно к Куликовской битве? В чем символизм представленных событий? Система образов, способы построения образов. Как в этом цикле реализуется идея "синтеза"?
Литература
Александр Блок, Андрей Белый: Диалог поэтов о России и революции. М., 1990. (Вступительная статья, подборка стихотворений и писем, «Приложение».)
Пискунов В. Тема о России: Россия и революция в литературе начала XX в. М., 1983. (То же: Пискунов В. «Тема о России»: [О творчестве А. Блока] // Литературное обозрение. 1980. № 10. С. 13–23.)
Ильёв С. П. Куликовская битва как «символическое событие». Цикл «На поле Куликовом» Блока и роман «Петербург» А. Белого // Александр Блок: Исследования и материалы. Л., 1991. С. 22–40.
Федотов Г. На поле Куликовом // Литературная учеба. 1989. № 4. С. 133–142. (То же: Федотов Г. П. Судьба и грехи России: Избранные статьи по философии русской истории и культуры. Т. 1. СПб., 1991. С. 102–122. Ксерокопия статьи имеется в читальном зале.)
Колобаева Л. А. Встреча времен: Художественное время в цикле «Родина» А. Блока // Вестник МГУ. Сер. 9. Филология. 1980. № 6. С. 25–33. (То же: Колобаева Л. А. Русский символизм. М., 2000. С. 184–192.)
Николаенко В. А. А. Блок «Река раскинулась. Течёт, грустит лениво…»: Стихотворение в контексте цикла «На поле Куликовом» // Литература. 2002. № 12. (https://lit.1september.ru/article.php?ID=200201208).
Белый А. «Любовь и Россия» в третьем томе у Блока // Белый А. Воспоминания о Блоке. М., 1995. С. 400–416.
Смирнов И. «Бытия возвратное движенье»: [Заметки о цикле стихотворений А. Блока «Родина»] // Литературное обозрение. 1980. № 10. С. 53–55.