Теория пропаганды или «магической пули»




Гарольд Дуайт Лассуэлл о роли медиа в современном массовом обществе: цель - создание международного правового порядка, способного служить утверждению человеческого достоинства. Лассуэлл подчеркивает ключевое значение понимания общения людей как "открытого форума для постоянного обсуждения вопросов взаимной терпимости и доступа к основным ценностям жизни". В этой связи новое звучание приобретают традиционные для Лассуэлла исследования "элит" и "гарнизонного гос-ва" (понятие введено в 1937 г.). Выявляя "властвующие (правящие) элиты" (т. е. политически наиболее влиятельные группы об-ва), Лассуэлл указывает на опасность утверждения в совр. мире господства идеи "гарнизонного государства", т. е. общества, наиболее мощной группой которого являются специалисты по осуществлению насилия, использующие современные технические возможности осуществления власти. Противоположностью "гарнизонного государства" является общество, в котором ведущая роль принадлежит деловым кругам; промежуточные формы - "государство, управляемое аппаратом партийной пропаганды"; "государство партийной бюрократии"; различ.сочетания монополий партийной и рыночной власти. По Лассуэллу (увлечение фрейдизмом), борьба за власть - это лишь компенсация детской травмы; власть помогает преодолеть низкое самоуважение и т.п. Первым обосновал изучать психологич. портрет политических деятелей. Защита прав человека от посягательств "правящих элит" требует, согласно Лассуэллу, как международных действий, например, усиления роли ученых в выявлении общих интересов человечества, координации технологического развития, отказа от идеологической конфронтации при решении международных проблем, так и изменений внутри социальной системы.

Защита прав человека от посягательств "правящих элит" требует, согласно Лассуэллу, как международных действий, например, усиления роли ученых в выявлении общих интересов человечества, координации технологического развития, отказа от идеологической конфронтации при решении международных проблем, так и изменений внутри социальной системы.

Бихевиоризм и фрейдизм как теоретическая основа объяснения механизма воздействия СМК на сознание большинства.

Теория магической пули. («теория инъекций»).

Чикагская школа социологии и Теория пропаганды Лассуэлла. «Техника пропаганды в мировой войне», «Пропаганда и коммуникация в мировой истории», «Язык власти». (руководитель Экспериментального отдела по изучению коммуникаций военного времени).

Г.Лассуэлл был основателем изучения пропаганды (3-х томная фундаментальная "Пропаганда и коммуникация в мировой истории"), создателем исследований текстов массовых коммуникаций при помощи метода контент-анализа, для чего он проанализировал 6 млн.слов в периодических изданиях; с 1948 г. он стал всемирно известным благодаря опубликованию своей ранее описанной "5-тивопросной" модели коммуникативного процесса. В 1967 г. Г.Лассуэлл дополнил эту свою знаменитую "пятивопросную" формулу-модель коммуникативного процесса следующими элементами": "кто, с какими намерениями, в какой ситуации, употребляя какую стратегию, достигает какой аудитории, с каким результатом". На ее основе были созданы основные управленческие параметры PR-технологий – целевая аудитория, ключевое сообщение, канал коммуникации.

Сила пропаганды объяснялась не столько сутью или привлекательностью конкретных сообщений, сколько уязвимостью сознания среднего человека. Ученый утверждал, что экономический кризис и растущий политический конфликт вызвали всеобщий психоз и из-за этого люди стали уязвимее даже к грубым формам пропаганды. Лассуэлл сделал вывод, что даже от­носительно доброкачественные формы конфликта по сути пато­логичны. Когда конфликт вырастает до такого уровня, как в Гер­мании в период кризиса, вся страна может стать психологически неуравновешенной и податливой к манипулированию.

Уже в 1927 г. он определяет пропаганду как "управление коллективными установками посредством манипулирования значимыми символами". Она не может быть "плохой" или "хорошей" и квалифицироваться в терминах этики. Пропаганда есть попытка изменить воззрения людей; она есть "массовое убеждение"; ее цель - насаждать политическую мифологию. Пропаганда для него - это политика и вид оружия - более "экономного", чем традиционные: это "инструмент тотальной политики вместе с дипломатией, экономическими мероприятиями и вооруженными силами. Ее цель заключается в экономии материальных затрат на мировое господство". Действительно, во время второй мировой войны СМИ стали использоваться как технологии психологической войны. В наставлении вооруженным силам США - "Введении в психологическую войну" - появились понятия "белой" пропаганды (рассчитана на "своих", распространяется и признается источником или его официальными представителями), "серой" пропаганды (не идентифицирует специально свой источник) и "черной" пропаганды (направлена на "врага", выдается за исходящую из иного источника, чем подлинный).

Пропаганда как управление значимыми символами предполагает, по мнению Г.Лассуэлла, распространение прежде всего политических мифов и стереотипов. Политический миф он определяет как "совокупность социальных убеждений, включающих устойчивые представления об идеальном типе власти в рамках конкретного общественного устройства". Политический миф - это не только "иррациональное", принимаемое на веру, аксиоматически, бездоказательно. Г.Лассуэлл полагает, что политический миф реализуется в политических доктринах и идеологиях и отражается в структуре политического сознания через такие понятия, как "креденда" и "миранда", в связи с чем пропаганда всегда обращена как к разуму, так и к чувствам реципиентов. "Креденда" (доверие) - это сфера рационального сознания, более соответствующая политическим доктринам; это уставы, конституции, декларации, договоры, обращенные к разуму и обеспечивающие доверие к власти на когнитивном уровне. "Миранда" (мираж, сверхъестественное) - это нечто схожее с религией; это совокупность мифов, ритуалов, символов; она содержит такие коммуникативные средства, как лозунги, флаг, гимн, лидер (герой) движения, невербалику и рассчитана на эмоциональное восприятие, на пробуждение чувств лояльности индивида к власти. Посредством пропаганды, "креденды" и "миранды" осуществляется политическое управление обществом, политическая коммуникация, реализуется язык власти. При этом функция языка власти имеет рациональные цели (политическая семантика - т.е. содержание и стиль высказываний) и эмоциональные эффекты (политическая синтактика).

Позднее, отказавшись от теории «магической пули», Лассуэлл пришел к формуле: идея – символ – привязанная эмоция.

Уолтер Липпман и Лассуэлл о механизмах защиты от пропаганды. Роль интеллектуальной элиты в контроле над коммуникативным пространством. Джон Дьюи и примат просвещения в противостоянии пропаганде.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: