Способности, задатки и индивидуальные различия людей




 

1. Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешности её выполнения.

 

Человека считают способным, если он:

1) быстро и спешно овладевает какой-либо деятельностью, легко, по сравнению с другими людьми, приобретает соответствующие умения и навыки;

2) добивается достижений, значительно превосходящих средний уровень.

 

Способности формируются, а следовательно, и обнаруживаются только в процессе соответствующей деятельности, значит, способности – прижизненное образование.

 

Способности тесно и неразрывно связаны со знаниями, умениями и навыками.

 

2. Задатки – некоторые врождённые анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, анализаторов, которые обусловливают природные индивидуальные различия между людьми.

 

К ним относятся:

• некоторые анатомо-физиологические особенности организма – рост, вес, телосложение, состояние здоровья и т. п.;

• строение мозга;

• строение органов чувств (абсолютный слух);

• типологические особенности нервной системы (сила, уравновешенность, подвижность, сила реакции, темп работы);

• определенное соотношение в работе правого и левого полушарий головного мозга;

• соотношение первой и второй сигнальных систем;

• генофонд (особенности структуры генов) и т. п.

 

Задатки – это возможности, с которыми человек появляется на свет.

Примеры задатков:

ü координация движений (крупная моторика);

ü мелкая моторика;

ü чувство ритма;

ü тонкий слух;

ü тонкое обоняние;

ü высокая цвето- и светочувствительность;

ü физическая выносливость;

ü высокая скорость реакции;

ü прочность нервных связей;

ü высокий уровень сосредоточения внимания.

 

3. Виды способностей: общие и специальные, теоретические и практические, учебные, межличностные и предметно-деятельностные.

Общие способности являются предпосылкой всестороннего развития личности.

 

Общие – система индивидуально-психологических особенностей личности, которая объясняет относительную легкость и продуктивность в овладении и осуществлении различных видов деятельности и общения. Это умственная активность, высокий уровень аналитико-синтетической деятельности, сосредоточенность внимания, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук, высокая обучаемость, работоспособность и т. п. В зарубежной психологии эти способности обозначаются как intelligens, что равнозначно выражению «умственные способности».

 

Специальные – система индивидуально-психологических особенностей личности, определяющая успехи человека в специальных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие. Это способности лингвистические, математические, технические, литературные, сценические, спортивные, музыкальные и т. п.

 

Теоретические – склонность человека к абстрактно-логическому мышлению (ученые-теоретики, философы).

 

Практические – склонность к конкретно-практическим действиям.

 

Учебные – влияют на успешность педагогических воздействий, формирования качеств личности, усвоение знаний, умений и навыков.

 

Межличностные – это способности к общению, взаимодействию с людьми.

 

Предметно-деятельностные – взаимодействие людей с природой, техникой, знаковыми системами, художественными образами и т. п.

 

4. Уровни способностей по продуктивности деятельности:

1) репродуктивный – высокое умение усваивать уже известные способы выполнения деятельности, приобретения знаний, умений, навыков, овладения сложившимися образцами деятельности и общения;

2) творческий – создание нового, оригинального продукта, нахождение новых способов выполнения деятельности.

Оба уровня тесно взаимосвязаны.

 

5. Уровни развития способностей:

1) задатки – природные предпосылки способностей;

2) способности;

3) одаренность – своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности;

4) мастерство – совершенство в конкретном виде деятельности;

5) талант – высокий уровень развития специальных способностей;

6) гениальность – высший уровень развития.

 

6. Индивидуальные (индивидуально-психологические) различия — это особенности психических явлений (процессов, состояний и свойств), отличающих людей друг от друга. Индивидуальные различия, природной предпосылкой которых выступают особенности нервной системы, мозга, создаются и развиваются в ходе жизни, в деятельности и общении, под влиянием воспитания и обучения, в процессе взаимодействия человека с окружающим миром в самом широком значении этого слова.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: