Так, может быть, деяние с прицелом на отдаленное будущее?




ЗАГАДКА ЗЕМЛЕПРОХОДЦЕВ

Чеурин Геннадий С.

Урал, Екатеринбург

Фрагменты

 

Рассмотрим одну из глобальных геополитических загадок XVI-XVII в.в. — движение русского этноса на северо-восток Азии и далее в Северную Америку. Первым среди ученых-мыслителей обратил на нее внимание Даниил Андреев, и именно ему следует предоставить слово:


«...Самая глубокая «загадка» заключается в следующем: почему и ради чего, какими именно социально-экономическими причинами понуждаемый, русский народ, и без того донельзя разреженный на громадной, необжитой еще Восточно-Европейской равнине, в какие-нибудь сто лет усилиями отнюдь не государства, а исключительно частных людей, занял пространство, в три раза превышающее территорию его родины, пространство суровое, холодное, неуютное, почти необитаемое, богатое только пушниной да рыбой, а в следующем столетии перешагнул через Берингово море и дотянулся до Калифорнии?


Конечно, усилившаяся крепостная эксплуатация выбрасывала тысячи людей на восточные, незаселенные окраины, где им приходилось изыскивать средства к существованию.

 

Но разве Урал и Западная Сибирь не были достаточно обширны, чтобы вместить и прокормить население в десятки раз большее, чем казацкие дружины, перевалившие через Каменный Пояс при Грозном, Борисе или Алексее Михайловиче?

 

Отчего эти крестьяне (а казаками становились ведь в подавляющем большинстве именно крестьяне) не брались на новых плодородных землях за свой привычный труд, а переходили на охотничий промысел — промысел, ставивший их, по условиям сбыта продукции, в тяжелую зависимость от купцов и от государства?


Народ бежал от гнева помещиков?


Так. Бежал. Но почему же нельзя было остановиться и прочно обосноваться на Оби, Иртыше, Ангаре, где никаких помещиков никогда не водилось, а требовалось бежать дальше и дальше, бежать не от погони, которой не было, а неизвестно от кого, неизвестно зачем и неизвестно куда, в непробудную глухомань, через исполинские реки и непролазную тайгу, через районы, занятые инородцами, оказывавшими сопротивление, и, добежав наконец до Тихого океана, не успокоиться даже и там, а перепрыгнуть в Америку?

 

Отдохнем от столь длинного цитирования и попытаемся порассуждать...

 

Часто эту экспансию сравнивают с движением колонистов-европейцев на Дикий Запад в Северной Америке. Но в чем существенная разница: запад Америки осваивался с целью обживания новых земель, то есть их захвата с неминуемыми военными столкновениями с коренным населением.

 

Но… упоминаемое Д.Андреевым «сопротивление инородцев» в Сибири не идет ни в какое сравнение с «индейскими» войнами в Америке. Кстати, еще одна загадка: почему движение русских было остановлено именно на границе проживания «индейских» народов Северной Америки. Было активное сопротивление?

 

Но… в доступной автору исторической литературе нет упоминаний о длительных вооруженных конфликтах русских с «индейцами». Таким образом, ни необходимостью хозяйственно-бытовой миграции, ни государственной экспансией и даже ни миссионерской деятельностью распространителей христианства это движение не объяснить.

 

Так какие же провиденческие силы и с какой целью питали это движение?

Просто заполнить пустоту, пространство между цивилизациями?

Но почему не китайский, более многочисленный и ближе находящийся этнос? Очередная тупиковая ветвь развития? Но геополитические ошибки совершают, как правило, политики, а не народы!

 

Так, может быть, деяние с прицелом на отдаленное будущее?

 

Здесь мы и рискнем выдвинуть гипотезу, что еще 300 лет назад, зная, в какой экологический тупик зайдет человечество в конце ХХ века, Провидение и определило русскому этносу задачу: взять под свою опеку северную кладезь экологического мышления — духовное богатство, накопленное тысячелетиями, бережно сохранить, аккумулировать в себе и по прошествии времени сделать своим достоянием, а также достоянием всего человечества!

 

Нетрудно объяснить, почему именно российскому этносу выпала эта почетная роль: впервые, может быть, в истории человечества воспользоваться духовным опытом этносов-реликтов. Во-первых, упоминавшаяся уже климатогеографическая предрасположенность к Северу, во-вторых, традиционная полиэтничность позволяла сохранить уникальную культуру и, в-третьих, культура российская, включая в себя элементы северной культуры, предлагала их для изучения Западу, смягчая преждевременный пресс научных исследований.

 

В этом свете становится ясным и ответ на вопрос: почему русские землепроходцы остановились именно на границе «индейских» народов Северной Америки? Данный этнос не принадлежит к обсуждаемой группе, он более тяготеет к Центральной Америке — другому центру мировой цивилизации, мало общего имеющему с Евроазиатским регионом.

 

Движение русских было неостановимо потому, что они своим провиденциальным сознанием, не отдавая себе в том отчета, ощущали наличие нужного им знания у народа, с которым вступали в контакт. И, как только очередной этнос представил им принципиально иное, не могущее быть использованным в России знание, так экспансия и окончилась. И без обычных для всех времен и народов военных столкновений!..

 

Возвращаясь к нашей теме, можно сказать, что давние легенды о провиденциальной роли русского этноса в мировой истории могут подтвердиться, и это отнюдь не является проявлением национализма. Не исключено. что подобные родники общечеловеческого знания разбросаны до времени по всему миру. Не мог Создатель «заложить для будущего единственную кладовую». Да и эту еще надо уметь открыть!


Русскому этносу еще много предстоит поработать над собой, прежде чем получить право на Знание тысячелетий.

 

Не допускаю мысли, что культура одного этноса откроется перед пришельцем, не овладевшим культурой собственной! Либо ее, культуру, потерявшем! В противном случае надо ждать повторения уже известной печальной (на этот раз британской) легенды о «вересковом меде».


> > >

ЧЕУРИН

Геннадий Семёнович.

 

Действительный член Географического общества России. Почетный полярник. Область научной деятельности: изучение жизнедеятельности человека и разработка практических рекомендаций по действиям в экстремальных ситуациях природного, техногенного и социального происхождения при отсутствии оборудования, снаряжения и медикаментов. Живет в г. Екатеринбурге.

Читать полностью

https://perunica-ru.turbopages.org/perunica.ru/s/istoria/1494-gennadij-cheurin-zagadka-zemleproxodcev.html

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: