Скульптор Даниэль Митлянский




Скульптор Даниэль Митлянский – мастер скрупулезно кропотливый и остродокументаль­ный. Его индивидуальность - как раз в соедине­нии этих двух мало согласных между собой качеств.

Он лабораторно добросовестен и в то же время глубоко философичен. Этюды скульптора - это

своеобразные наброски объективностей. Но Мит­лянский не склонен этим ограничиваться. Ему нужна дистанция между предметом и образом предмета, наполненная ассоциациями, обобще­ниями, раздумьями: то несовпадение увиденного и изображенного, без которого нет искусства.

Творчество художника во многом определяется его человеческими свойствами - характером, темпераментом, вкусом. Но еще в большей мере оно сформировано временем, новыми возможно­стями и целями советского искусства 1970-х годов.

Направление, в котором ведет свои поиски Митлянский, одно из наиболее сложных в совре­менной скульптуре. Гораздо больше, чем внеш­ние формы проявления жизни, его интересуют внутренние черты личности, ее сложный, скры­тый от чужих глаз мир.

Современна не только форма его искусства. Современны его идеи, жизненная и творческая позиция.

Митлянский - убежденный реалист, но худож­ник-реалист может быть и бытописателем, и фило­софом, и публицистом. Реализм Брехта не имеет ничего общего с реализмом Островского. Театр Любимова не похож на театр Товстоногова, также как искусство Матвеева не похоже на искус­ство Коненкова. Из этого вовсе не следует, что один способ выражения действительности хуже или лучше другого. Просто они разные. В реалистическом творчестве у художника много путей. Чувство характерного и броский документа­лизм - первое, что бросается в глаза в работах Митлянского, поскольку это лежит на поверхности. Однако не только в такого рода особенностях выражается индивидуальность художника. Она и в простоте, сдержанности, обостренной вырази­тельности, подсказанных характером нашего времени.

Начинал Митлянский вундеркиндом. Занимал­ся скульптурой сначала во Дворце пионеров, а за­ тем у скульптора В. Н. Домогацкого. Учитель любил повторять юному художнику - «научить скульптуре нельзя, привить пластическую куль­туру - можно». Преподавание Домогацкого сво­дилось к свободному творческому общению. Другим наставником юного скульптора была Сарра Дмитриевна Лебедева. Под ее руководством он лепил с натуры, учась подчинять фантазию законам пластики.

После окончания средней школы Митлянский поступает в Государственный художественный институт им. В. И. Сурикова. Занятия были прер­ваны войной. В 1945 году лейтенант Митлянский вновь возвращается в институт. Он учится у скульпторов Г. Шульца и Н. Томского.

Его первые работы на выставках привлекли зрителей острой характерностью образов, хотя и не всегда отвечали высоким критериям пласти­ческого мастерства. Стремясь обо всем на свете рассказать языком скульптуры, Митлянский изображает, казалось бы, невозможное - состоя­ние людей в момент напряженной работы интел­лекта. В группе «Физики - преподаватели и сту­денты» запечатлены люди в моменты их повсе­дневной творческой жизни. Живость изменчивых поз, мимики, жестов придает композиции жизнен­ную достоверность. Здесь нет места медлительно­-раздумчивому, многоплановому повествованию­ «случайное» оказывается предельно характер­ным, служит основой для постижения сложности духовного строя изображенных людей. Такой ­метод работы требует от скульптора развитой интуиции и тонкой проницательности. Определяющим моментом является острая выразитель­ность персонажей. Композиционные связи, места фигур строго не выявлены. Идеей передать дух свободного содружества объясняется нефиксиро­ванный характер композиции «Физиков». Само­стоятельность и в то же время взаимосвязанность фигур между собой как бы подчеркивают приня­тые в наши дни формы человеческого общения ­простоту, сдержанность, демократичность. Обра­зы ученых Митлянского утверждают идеал цель­ного человека, способного на духовные взлеты и смелые поступки.

В серии «Художники работают» Митлянский рассказывает о художниках серьезно, даже со скрытым драматизмом. Он не просто описывает жизнь духовно близких ему людей, он строит конструкцию личности всякий раз, исходя из конкретного жизненного содержания. Выражение «строит» применительно к серии «Художники работают» очень точно - автор ищет наиболее точные композиционные и пластические средства выразительности, способы передать непрерыв­ность творческой работы, напряженной и вдохно­венной.

Композиционный строй этих произведений сложный и многоплановый. Не ограничиваясь фигурой портретируемого, скульптор вводит до­полнительные элементы: маску, мольберт, раму

картины; обогащает изображение ассоциатив­ными связями.

Пластический язык этих композиций динами­чен, заострен, жив. Работая в мягком материа­ле - глине, Митлянский непосредственно воздей­ствует на материал. Глина подчиняется руке скульптора, повторяя в своих формах его пласти­ческую идею.

Контраст достаточно крепкой внутренней кон­струкции и легкой мягкой, похожей на сочные живописные мазки, лепки вызывает ощущение движения, чего-то неустоявшегося, тревожного. Такая трактовка формы полностью соответствует концепции серии, посвященной художникам.

Тонко проработана скульптурная поверхность: Митлянский никогда не доводит ее до гладкой, отшлифованной фактуры, сохраняя взрыхленную живописную бронзу. Кроме того, моделирование поверхности быстрыми, легкими мазками создает дополнительные возможности игры светотени, мерцания темных и светлых частей. Такую мане­ру часто считают эскизной, говорят о незавершен­ности формы. Серия «Художники работают» пол­ностью опровергает такое толкование. В данном случае отлитые в бронзу «стоп-кадры» есть не что иное, как отдельные фрагменты человеческого бытия, есть сама жизнь, проходящая перед гла­зами скульптора. Это метод, с помощью которого скульптор добивается остроты впечатления.

Митлянский стремится к философскому осмыс­лению характерных явлений и образов наших современников. Но явления эти не разрозненны, собранные вместе, они составляют картину вре­мени, беспокойного и мятежного. Показательна в этом смысле композиция «Люди». В этой груп­пе, состоящей из отдельных фигур, Митлянский смело расширяет рамки привычных композицион­ных приемов. Самостоятельность каждой фигу­ры - будь то скульптор Чайков, физик Хайкин, девочка Нюша, юноша Максим или художник Тюлин - обусловлена самой авторской концеп­цией. Как и в жизни, где каждый человек - не­повторимая индивидуальность, а все вместе­ общество, коллектив, так и в композиции Митлянского каждая фигура и самостоятельна, и взаимосвязана с другими.

Композиция этого произведения составлена как бы из отдельных частей, соединенных в еди­ное целое волей автора. Эта цельность достигнута за счет той внутренней идейной общности, которая объединяет персонажи значительно более крепкими узами, чем формальные связи.

Люди, как живые, смотрят на зрителя, смотрят внимательно, не позируя. Одни как будто готовы заговорить, другие погружены в собственные мыс­ли, Нюша - в игре, в движении. И зритель как бы включается в композицию, составляя единое целое с изображенными персонажами.

Глядя на этот почти документальный «слепок» с разных человеческих индивидуальностей, начи­наешь в полной мере понимать авторскую идею: в каждом персонаже живет сознание того, что существует отлично налаженное «кровообраще­ние» между ним и обществом, между художни­ком, юношей и бородатым старцем.

В этой работе - весь опыт художника и вся душа человека, обладающего даром каждую, са­мую личную минуту своего отдельного существо­вания ощущать минутой общего времени, ощу­щать свою связь с тысячью других человеческих жизней.

Острое чувство характерного, столь свойствен­ного Митлянскому, нашло отражение и в скульп­турной группе «Парки». Здесь определилось отно­шение к молодежи, стремление в ее смелых позах и непривычной одежде увидеть красоту новых ритмов, пластику молодых движений.

Чуть-чуть подкрашенная гипсовая группа, изоб­ражающая трех девушек, жива, подвижна, кокет­лива, как сама молодость. Четкие контуры силуэ­та каждой фигуры растворяются и теряют свою пластическую конкретность в лицах девушек, вылепленных с ощущением живой трепетности и одухотворенности.

Рассматриваешь эту композицию, и кажется, ощущаешь невидимые нити, связывающие персонажей из группы «Люди» с этими музами жен­ственности. Называя композицию «Парки», Мит­лянский отождествляет своих героинь с древне­римскими парками - богинями судьбы. Наши современные «богини» выглядят именно так: не­приступно, кокетливо, дерзко.

В работе, названной «8 марта в камчатском оленесовхозе», основная идея выражена не столь­ко пластикой персонажей, сколько композицион­ными средствами. Металлические конструкции создают как бы сцену, определяют место дейст­вия, подчеркивают достоверность происходящего. Обстановка клубной среды является той характер­ной чертой, благодаря которой вся сцена выгля­дит как тонко подмеченное в своих специфиче­ских деталях событие.

Несмотря на всю правдоподобность группы, в ней нет ничего от равнодушной хроники повсе­дневности. Скульптор не фокусирует зрительское внимание на пластике отдельных персонажей; выразительность образов, их пластические до­стоинства настолько тесно сплетены с компози­ционной структурой, что «работают» только во взаимосвязи со средой и друг с другом.

В этой работе, как и во многих других, Мит­лянский верен своему методу отображения дейст­вительности - сочинять композицию с разверну­тым повествовательным действием, дающим осно­вания для размышлений обобщающего характера.

В разнохарактерных работах Митлянского есть неизменный лейтмотив - человечность, которую он всегда отстаивает. Внутренний драматизм его образов вырастает из сильного чувства и цельно­сти творческой натуры автора, отрицающей ком­промисс. Самодовлеющая игра форм его не при­влекает: он уверен, что искусство без идеалов быстро исчерпывает себя. Гуманистический под­ход ощущается и в пристальном внимании к ха­рактерам, и в широком круге собственных наблю­дений и ассоциаций, которые скульптор привносит в свои работы.

Утверждению новых качеств личности посвяще­на скульптурная композиция «Реквием. 1941 год. (Памяти моих погибших одноклассников»). Здесь пластический язык Митлянского обрел свою зрелость и завершенность.

Эта работа была выполнена в гипсе как стан­ковое произведение. Однако глубоко продуманная гуманистическая концепция «Реквиема» дала жизнь новой работе, легла в основу памятника погибшим одноклассникам.

Митлянского часто характеризуют как худож­ника интеллектуального склада. Можно предста­вить себе, чем были для этого много думающего человека, склонного к размышлениям масштаб­ным и проблемным, те потери, та горечь утрат, которые принесла война. Без огромной, глубоко «личной» работы ума и сердца просто невозможно было бы создать такое значительное про изведение, как памятник погибшим одноклассникам. Он тро­гателен, поэтичен, нов. Он ломает тот невидимый, но всегда существующий барьер, который разде­ляет станковую и монументальную скульптуру. Памятник принадлежит к первой в силу размера изображенных в композиции фигур, но он мону­ментален по масштабу выраженных здесь чувств, страстей, переживаний. Фигуры портретны и по­тому в значительной степени станковы, но они и монументальны, потому что невидимыми, кров­ными нитями связаны с тем местом, где поставлены. Они пробуждают мысли о жизни, о тех событиях, которые происходили на этом месте и на всей советской земле летом 1941 года.

Отсюда, окончив десятилетку, уходили на фронт добровольцами московские школьники, в том числе и те, кому посвящен этот памятник - уче­ники 110-й московской школы. В этом смысле у памятника редкостная по жизненной силе связь с окружающей средой, со школой, во дворе кото­рой он установлен, с арбатскими улочками и пере­улками. Он возвышается на скромном бетонном постаменте, на фоне глухого брандмауэра старо­го московского дома.

Здесь зона покоя, цветы. Их сюда приносят круглый год ученики школы, бывшие ученики, учителя-пенсионеры... Солдаты, увековеченные в памятнике, не чувствуют себя одинокими -вокруг них жизнь: торжественные митинги, пио­нерские линейки, просто игры, обыкновенный футбол...

Говорят, что монументальное искусство – это память народа, живущая в веках. Значит, и в этом смысле небольшая скульптурная компози­ция в школьном дворе у Никитских ворот - мо­нументальный памятник о времени, трудном и памятном всем советским людям.

Итак, переходя от одной работы Митлянского к другой, убеждаешься, что имеешь дело с масте­ром непосредственной и острой реакции на окру­жающее, которому свойственно умение запечат­леть не только облик на туры, но и ее внутренние свойства.

Эмоциональное, страстное, граждански направ­ленное искусство Митлянского - это искусство художника конца ХХ века, художника волевого, умного, энергичного, остро чувствующего дух современности.

Творчество Митлянского, как и всякого подлин­ного художника, неотделимо от жизни общества. Он обладает блистательным умением увидеть и почувствовать ту реальную жизнь, дающую мате­риал искусству, которая всегда вдохновляла больших мастеров.

 

С. БАЗАЗЬЯНЦ


 


 

 

1932-1941

 

 

1945-1950

 

 

 

1953-1955

1952-1957

 

 

1960-1970

 

 

1964-1975

 

 

 

 

1971-1972

 

 


ОСНОВНЫЕ ДАТЫЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА Д. Ю. МИТЛЯНСКОГО

 

Родился в Москве 7 февраля

Учился в средней школе и одновременно зани­мался скульптурой под руководством В. А. Вата­гина, В. Н. Домогацкого, С. Д. Лебедевой Поступил на скульптурный факультет Москов­ского художественного института им. Сурикова

Призван в ряды Красной Армии, где служил до1945 года

Продолжение занятий в Художественном инсти­туте. Учится у Г. А. Шульца, А. Л. Малахина, Н. В. Томского.

Диплом «Матрос-десантник выносит знамя на берег»

Впервые участвует во Всесоюзной художественной выставке дипломной работой

Участвует в первой и второй молодежных выставках

Участвует в выставках советского изобразитель­ного искусства П, ПI, IV Всемирных фестивалей молодежи

На Всемирной выставке в Брюсселе получил брон­зовую медаль за скульптуру «Тянут сети», выпол­ненную совместно с Н. В. Богушевской

Поездки в Италию, Грецию, в страны Африки, Японию. Под впечатлением этих поездок создают­ся серии «Африка-67 », «Японские кадры» и др.

Работает в комиссии по народному творчеству при правлении Союза художников СССР. Поездки в Среднюю Азию, Казахстан, на Кавказ, на Украи­ну, на Камчатку для сбора материалов о развитии искусства народных мастеров и оказания им помощи. Пишет ряд статей («Декоративное искус­ство СССР»), книгу «По таджикским дорогам», является одним из авторов альбома «Современная керамика народных мастеров Средней Азии»

1-я межсекционная выставка работ 16 московских художников. Д. Ю. Митлянский выставляет 16 работ, в том числе «Реквием. 1941 год (Памяти моих погибших одноклассников»), «Цирк», «Аф­рика-67», «Физики - преподаватели и студенты»

Открытие памятника погибшим одноклассникам во дворе 110-й средней школы г. Москвы (отмече­на премией МОСХ)

Поездка на Алтай. Создание серии «Знатные животноводы горного Алтая »

Участие во II Биеннале мелкой пластики в Буда­пеште работами «В. Попков и его муза», «Живопи­сец М. Иванов», «И. Варга посылает своего «Ге­роя» воевать против войны»

Поездка в Польшу с выставкой «Работы 10 мос­ковских скульпторов»

2-я межсекционная выставка работ 16 московских художников. Д. Ю. Митлянский выставляет 16 ра­бот, в том числе композицию «Люди», серии «Художники работают», «Японские кадры», эски­зы к памятнику И. А. Крылову и др.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: