Доклад на тему: «Развитие идей Просвещения. Психологические взгляды декабристов на развитие общества и человека».




Русская психологическая мысль в XIX в. развивалась в связи с общественной мыслью и успехами в естествознании, в творческом усвоении достижений мировой философии и психологии. XIX век в России был временем разложения феодальной формации, завершившимся глубоким кризисом феодализма в 30 — 50-е гг. На разложение и кризис феодализма большое воздействие оказывали рост антикрепостнической борьбы угнетенных масс, в первую очередь крестьянства, возникновение и развитие революционного движения, начало которому положили декабристы.

Участие дворянских интеллигентов в культурных, административных и военных делах аккумулировало их политический опыт и определило собственное понимание путей решения социальных проблем. Сообразуясь с приоритетами эпохи, важнейшим средством достижения поставленных целей предлагалось считать просвещение. Среди декабристов были материалисты, деисты, идеалисты. Их мировоззренческие позиции объединяла просветительская утопия о гармонии разума, справедливости и свободы, а также возможности специализированной деятельности по формированию нового человека. Главным условием было преобразование общества в соответствии с вновь формируемыми идеалами.

Общественное сознание, значительно изменившееся после восстания декабристов, стало обращаться к идеям нерелигиозной самоактуализации, переосмысления достижений эпохи Просвещения в Европе, ожиданиям государственных реформ, разграничения интересов государства и общества (в современном толковании "гражданское общество"). Значимость жизненного опыта каждого из декабристов применительно к философии развития общества определена подтверждением и укоренением рационально-логического типа обретения знаний о мире, в котором опыт поколений передается не традициями, а в ходе самостоятельного выбора знаний, при этом свобода, в свою очередь, становилась идентичной не осознанной необходимости, но широте творческих возможностей. Особенное внимание в литературных работах уделялось проблемам гражданского просвещения, пониманию сущности которого, по мнению декабристов, способствовало обращение к чувствам, например, через поэзию.

"Одно лишь истинное познание может сделать людей лучше, только оно одно в состоянии прекратить ту междоусобную войну, тайно и вечно возгораема между гражданами различного звания и дарований, разделяет почти всех членов общества," - предполагал H.A. Крюков.

Декабристы обосновывали идею преодоления гражданской несостоятельности отдельного человека путем приобщения к цивилизационному знанию. Декабристы в целом оставались на позиции просветительской философии, где заданные этические императивы приоритетны в воздействии на человека, а нормативное управление общественными отношениями (новое государственное устройство) может быть обеспечено однажды выстроенной "просвещенной" моделью. Декабристы успешно реализовали модель индивидуального развития через образование непрофессиональное, неспециализированное, идеологически зависимое от сложившихся властных отношений и от собственной мировоззренческой позиции, но направленное на осмысление и испытание ближайшей реальности.

Метафизический материализм

Источником всех знаний материалисты считали ощущения, порождаемые в человеке воздействием материальных предметов на его органы чувств. Без ощущений, без чувств, считали они, ничто не доступно нашему познания. Главным органом познаний действительности является человеческий мозг. Сущность реальности может быть познана только разумом. Уму свойственно наблюдать, обобщать свои наблюдения и извлекать из них заключения.

Декабрист-просветитель Якушкин признает реальность психического мира человека. Психические реальности начинают формироваться в результате воплощения образов «Я», в ходе становления и развития индивида. «Якушкинский человек» обладает сознанием и способен к самоорганизации своей психики в ходе совместной деятельности с другими, с которыми «сливается его существование». Мыслитель ведет поиск факторов возникновения всех зависимостей психических форм от самого общего единства жизни человека. Он определяет их как признаки внутреннего свойства человека, как функцию жизни, как данность мира, как уникальность субъекта психического. Благодаря жизненной силе, самоорганизации и усложнению сознательной активности человека сохраняется психическое целое. Внутреннее, качественное ядро — «Я» — выступает как интегрирующее всей человеческой жизни. В основе сознания находится способность человека с помощью органов чувств ощущать (воспринимать) явления внешнего мира.

Якушкин постепенно приходит к выводу о том, что человеческое мышление качественно отличается от мышления животных. Человек, не имея «врожденного уменья» действовать в соответствии с задачами живой природы, вынужден учиться, развивать мыслительную активность, передавая накопленный опыт другим. Признается ценность проделанной мыслительной работы человеческого сообщества, подчеркивая саму необходимость подобной работы. Историко-психологическая реконструкция творческого наследия декабриста показывает, что «якушкинский человек» постоянно готов бороться, а также к предвидению и отражению предстоящих угроз для него и сообщества, к которому он принадлежит. Коллективное участие в борьбе увеличивает потенциальные возможности отдельного индивида («в совокупности» с другими он приобретает огромные силы).

В XIX веке последователями материалистических взглядов М.В. Ломоносова и А.Н. Радищева стали декабристы и виднейшие революционеры-демократы А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов и Н.Г. Чернышевский.

Человек рассматривался А.И. Герценом как часть природы, а его сознание - продуктом исторического развития. «История мышления, - писал А.И. Герцен, - продолжение истории природы: ни человечества, ни природу нельзя понять мимо исторического развития». В человеке А.И. Герцен видел ту грань, с которой начинается переход от естествознания к истории. Общие взгляды А.И. Герцена на психологию делают ее наукой, предметом которой должно стать соотношение нравственной и физической сторон в человеке. Психология, опираясь на физиологию, должна идти от нее в сторону истории и философии.

Сознание, мышление человека - это продукт высшего развития материи. А.И. Герцен указывал: «... мышление так же естественно, как протяжение, так же степень развития, как механизм, химизм, органика - только высшая». Материальную основу сознания составляют физиологические функции мозга, а предметным содержанием сознания является объективный мир. «Человеческое сознание без природы, - отмечал А.И. Герцен, - мысль, не имеющая мозга, который бы думал ее, ни предмета, который бы возбудил ее».

А.И. Герцен указывал: «Без опыта нет сознания, без сознания нет опыта, ибо кто же свидетельствует о нем?». Связующим звеном мышления и ощущения является, по А.И. Герцену, практическая деятельность, которая у него еще не выступала как критерий истины.

А.И. Герцен весьма положительно относился к провозглашенному Ф. Бэконом эмпирическому, опытному и экспериментальному способу получения знаний. Но он считал необходимым, чтобы эмпирия обязательно проникалась и предварялась теорией и умозрением.

Следующий шаг вперед в развитии научной психологии связан с именем В.Г. Белинского. При оценке человека в целом и его психических свойств он придерживался антропологического принципа, т.е. исходил из понимания человека как биологического существа. Указывая на единство психических процессов с физиологическими, В.Г. Белинский считал, что достаточно одного физиологического основания, чтобы объяснить психические явления. Он допускал вполне возможным с помощью одной только физиологии «проследить физический процесс нравственного развития».

Здесь В.Г. Белинский сближается с А.И. Герценом. Оба они не сумели в полной мере показать социальную природу сознания и мышления. В утверждении психофизического единства заключается сила их взглядов, в упущении социальной детерминации психических процессов состоит слабость их мировоззрения.

Укреплению материалистической традиции в научной психологии служили идеи Н.А. Добролюбова (1836-1861), в которых с новой силой подчеркивалось положение о внешней и внутрителесной детерминации психических явлений. Основные мысли в области психологии изложены им в критических статьях: «Френология», «Физиологическо-психологический взгляд на начало и конец жизни», «Органическое развитие человека в связи с его умственной и нравственной деятельностью».

Весь окружающий мир, по Н.А. Добролюбову, находится в постоянном развитии, в непрерывном движении от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному. Венцом природы является человек с его способностью сознавать. Неотъемлемым свойством материи является сила. Для человеческого мозга такой силой является ощущение. Как нет магнитной силы без железа, так нет ощущения без мозга. Мозг есть единственный «источник высшей жизнедеятельности» и «умственные отправления имеют к нему прямое отношение».

Этот основной тезис Н.А. Добролюбов направляет против дуализма, распространенного в то время за рубежом и в русской среде. Острие критики было направлено также против вульгарного материализма. Н.А. Добролюбов писал: «Нам кажутся смешны и жалки невежественные претензии грубого материализма, которые унижают высокое значение духовной стороны человека, стараясь доказать, будто душа человека состоит из какой-то тончайшей материи.

Особо резко Н.А. Добролюбов выступает против френологов, которые пытались объяснить психические процессы формой и объемом мозга. О душевной деятельности, считал Н.А. Добролюбов, мы должны судить не по выступам черепа, а по внешним проявлениям ее. Об этом он писал, что «всякая душевная деятельность непременно проявляется во внешних знаках... и орудием ее проявления служат непременно органы нашего тела». «Без вещественного обнаружения, - продолжает он, - мы не можем узнать о существовании внутренней деятельности».

Итак, психические явления всецело основаны на деятельности органов чувств, нервов и головного мозга, и единственным способом обнаружения их является объективное наблюдение за их внешними телесными проявлениями.

Внешний мир является предметным содержанием сознания. Он отражается с помощью органов чувств. Беспредметной мысли быть не может. Признать мысль беспредметной значит признать возникновение ее из самой себя. На самом же деле «человек не из себя развивает понятия, а получает их из внешнего мира».

Чувства и воля также возникают в нас благодаря впечатлениям, полученным от внешних предметов. Прежде чем появиться чувству, объект этого чувства должен вначале отразиться в мозгу как мысль, как осознание впечатления. То же самое обстоит с волей. Н.А. Добролюбов указывал, что «воли как способности отдельной, самобытной, независимой от других способностей, допустить невозможно. Она в большей мере, чем чувство, зависит от впечатлений, производимых на наш мозг.

Сподвижником Н.А. Добролюбова был Н.Г. Чернышевский (1828-1889). Одна из заслуг Н.Г. Чернышевского состоит в том, что он первым в ряду великих материалистов России поставил специальный вопрос о предмете, задачах и методах научной психологии. Психологию, как и прочие нравственные науки, он относил к числу точных областей знаний. Первым основанием относить нравственные знания к области точных наук служит, по мнению Н.Г. Чернышевского, то, что эти науки могут различать известное в своей области от неизвестного. Возможность такого различения необходимо предполагает определенный запас достигнутых знаний. Исключительную роль в накоплении этих знаний и в переходе нравственных наук на точные методы исследования сыграло естествознание. «Естественные науки, - писал Н.Г. Чернышевский, - уже развились настолько, что дают много материалов для точного решения нравственных вопросов. Из мыслителей, занимавшихся нравственными науками, все передовые люди стали разрабатывать их при помощи точных приемов, подобных тем, по каким разрабатываются естественные науки». Становление научной психологии Н.Г. Чернышевский связывал, с одной стороны, с правильным определением предмета психологии, с другой - с принятием и переходом психологии к точным естественнонаучным методам исследования.

Каковы же причины и те психические закономерности, которые должны составить предмет психологии и которые являются частными случаями всеобщих законов природы? Прежде всего, это зависимость человеческой психики от внешнего мира, от физиологических процессов, протекающих в телесных органах (органах чувств, нервной системе и головном мозгу). Другой закономерностью являются определенные взаимовлияния внутри самих психических процессов, вызванных внешними обстоятельствами.

Возникновение всех психических явлений необходимо сопряжено с деятельностью телесных органов. Суть любой деятельности состоит в переработке внешнего предмета. Всякая деятельность предполагает наличие двух предметов, один из которых действует, другой - подвергается действию. В данном случае суть психической деятельности состоит в переработке (отражении) внешнего предмета. Содержанием ощущений и представлений являются предметы внешнего мира. Они отражаются в наших ощущениях и представлениях «точно такими же, каковы они на самом деле».

Большую роль в понимании человеческой психики Н.Г. Чернышевский отводил потребностям. Только через них, считал он, можно понять отношение субъекта к объекту, через них можно определить роль материально-экономических условий для психического и нравственного развития личности. С развитием потребностей он связывал генезис познавательных способностей (память, воображение, мышление).

Первичными потребностями являются органические потребности, мера удовлетворения которых сказывается на возникновении и уровне нравственно-эстетических потребностей. Животные наделены лишь физическими потребностями, ими только определяется и направляется психическая жизнь животного. Если у животного все органы чувств служат лишь одному - содействовать удовлетворению органической потребности, то у человека «каждое из его чувств достигает самобытного интереса для него: глаз, ухо и каждый из других органов чувств становится у человека как будто каким-то самобытным организмом с собственной жизнью, с своими потребностями и удовольствиями». Чем выше развитие человека, тем больший вес занимают у него «частные стремления каждого органа к самостоятельному развитию своих сил и наслаждению своей деятельностью».

Большим достижением Н.Г. Чернышевского в анализе психики человека является различение им темперамента и характера. Он указывал, что темперамент обусловлен в большей мере наследственностью или природными факторами. В то же самое время, передаваясь по наследству, темперамент может подвергаться изменениям под влиянием обстоятельств жизни. Что касается характера, то он определяется главным образом условиями жизни, воспитанием и поступками самого человека. Поэтому сущность человека, его характер и помыслы должны познаваться через его практические дела.

Хотя антропологический принцип, которого держались все революционеры-демократы, мешал построению адекватного взгляда на природу психики и сознания, тем не менее в тот период антропологический подход имел положительное значение в том смысле, что он подводил под психические явления естественнонаучное основание, утверждал материальную их обусловленность. Выведение психических явлений из природных начал и подведение под них физиологической основы служило верным ориентиром и указанием для перехода психологии к точным, экспериментальным методам исследования.

Заключение

Философско-психологические взгляды русских материалистов XIX века - А.И. Герцена, В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова и Н.Г. Чернышевского оказали непосредственное влияние на передовых естествоиспытателей России -анатомов, физиологов, психиатров, которые оказались первыми созидателями экспериментальной психологии в России.

Философско-материалистические тенденции, на которых основывалась русская научная психология, позволят занять России передовые позиции в общемировом развитии психологии и в преобразовании ее в экспериментальную науку.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: