РОМАШИНА Елена Владимировна. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ




РОМАШИНА Елена Владимировна

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ

БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ В ВУЗЕ

К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ

 

Теория и методика профессионального образования

АВТОРЕФЕРАТ

Диссертации на соискание ученой степени

Кандидата педагогических наук

 

Майкоп

Работа выполнена на кафедре общей и социальной педагогики

ГОУ ВПО «Армавирский государственный педагогический университет»

 

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор

Спирина Валентина Ивановна

 

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Тюнников Юрий Станиславович

кандидат педагогических наук

Семенака Светлана Ивановна

 

Ведущая организация: ГОУ ВПО «Ставропольский

Государственный университет»

Защита диссертации состоится 22 мая 2007 г. в 13.00 на заседании

диссертационного совета ДМ 212.001.04 в конференц-зале ГОУ ВПО «Адыгейский государственный университет» по адресу: 38500 Республика Адыгея

г. Майкоп ул. Университетская, 208.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ГОУ ВПО

«Адыгейский государственный университет».

Текст автореферата размещен на сайте ГОУ ВПО «Адыгейский

государственный университет»: https://www.adygnet.ru

 

Автореферат разослан «20 » апреля 2007 года.

Ученый секретарь

диссертационного совета

доктор педагогических наук,

профессор М.Р. Кудаев

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

 

Актуальность исследования. Коренные изменения в жизни страны, связанные с реформированием российского общества, в значительной степени обострили социальные проблемы населения, что в первую очередь сказалось на самых уязвимых его категориях - инвалидах. По данным ООН, каждый десятый че­ловек на планете имеет инвалидность, и примерно 25% населения страдает хроническими заболеваниями. В мире отмечается устойчивая тенденция к увеличению доли инвалидов в структуре населения. Численность инвалидов ежегодно увеличивается в среднем на 10 процентов. В России сейчас около десяти миллионов граж­дан имеют инвалидность.

Особую обеспокоенность вызывает значительное увеличение числа детей-инвалидов. В зависимости от болезни или характера отклонения в развитии выделяют различные категории таких детей: слепые и слабовидящие, умственно отсталые, с нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата. Дети, имеющие столь значительные проблемы физического, психического, интеллектуального развития, становятся субъектами специального законодательства, получают на основе медицинских показаний особый медицинский статус - «инвалид».

В Российской Федерации за последние 20 лет уровень детской инвалидности увеличился более чем в 3,6 раза и по прогнозам будет увеличиваться и в дальнейшем. В настоящее время в России проживает 8 млн. инвалидов, из них детей-инвалидов - 1 млн. Основными причинами увеличения числа детей-инвалидов являются: ухудшение условий жизни, которые губительно начинают действовать уже в период развития плода; рост врожденных и наследственных патологий; хронизация многих соматических заболеваний; ухудшение условий труда женщин; бытовых условий жизни; высокий уровень заболеваемости родителей; ухудшение экологической обстановки.

Известно, что дети-инвалиды - самый социально незащищенный общественный слой России. Тенденция увеличения в России количества детей-инвалидов при общем снижении рождаемости и недостаточность существующих форм обучения и воспитания, адекватных потребностям и способностям детей данной категории, позволяют сделать вывод об определенном несовершенстве социальной и образовательной политики в отношении детей с нарушениями развития и поставить задачу поиска эффективных путей оказания социально-педагогической помощи детям данной категории.

По отношению к детям-инвалидам сегодня в России ведется активная социальная политика. С начала 90-х годов начинают создаваться научно-исследовательские институты, занимающиеся проблемами инвалидов. Значительное место в современной государственной политике по социально-педагогической защите детей-инвалидов отводится целевым программам (федеральным, региональным), среди которых особое значение имеют «Дети России», «Дети-инвалиды» и др., успешно реализуемые, в том числе, и в Краснодарском крае.

В рамках данных программ и проектов поставлена и активно решается задача оказания детям-инвалидам социально-педагогической помощи. Обществом, государством, различными социальными институтами сего­дня востребованы специалисты, обладающие фундаментальными методоло­гическими, профессиональными знаниями, целостным гуманистическим мировоззрением, способные к интеграции комплексных психолого-педагогических, социально-психологических, валеологических, культурологических, других гуманитарных знаний различных областей наук; к реализации техно­логий, средств, приемов обучения и воспитания, адекватных потребностям детей-инвалидов, нуждающихся в психолого-педагогической поддержке, реабилитационных и других мерах полноценного жизнеобеспечения.

Социальный заказ, таким образом, создает предпосылки для появления новых специалистов – социальных педагогов, назначение которых оказание компетентной социально-педагогической помощи различным группам населения, в том числе и детям-инвалидам, а также разработки содержания профессиональной подготовки специалистов данного профиля.

Общетеоретический подход к содержанию и технологии профессиональной подготовки педагога заложен в трудах A.M. Арсеньева, Е.Л. Белозерцева, Н.И. Болдырева, B.C. Ильина, В.А. Кан-Калика, И.А. Колесниковой, Е.А. Левановой, М.М. Левиной, А.И. Мищенко, А.В. Мудрика, В.А. Сластенина, Н.Е. Щурковой и др. Проблемы теоретической и практической подготовки к профессио­нальной деятельности рассмотрены в трудах Б.Г. Ананьева, Н.Д. Левитова, Б.Ф. Ломова, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбовича, Д.Н. Узнадзе и др. Опреде­ление готовности к профессиональной деятельности вообще и к педагогиче­ской в частности, выявление ее специфических показателей нашли отражение в работах Е.В. Бондаревской, Н.В. Кузьминой, Ю.Н. Кулюткина, Л.И. Мищенко, А.Ц. Пуни, П.Е. Решетникова, Е.И. Рогова, Ю.С.Тюнникова, Л.Ф. Спирина, Ф.П. Хакуновой и др.

Анализ существующих концепций профессиональной подготовки спе­циалистов для социальной сферы свидетельствует о наличии интересных исследований. Теоретические основы становления в России профессии «социальный педагог» заложены в исследованиях, проведенных под руководством В.Г. Бочаровой участниками ВНИКа «Школа-микрорайон». Отдельные аспекты социально-педагогической работы, вопросы подготовки к ней специалистов отражены в исследованиях Б.П. Битинаса, Б.З. Вульфова, М.А. Галагузовой, В.Н. Гурова, В.И. Загвязинского, И.Д. Зимней, А.В. Иващенко, Н.П. Клушиной, P.M. Куличенко, Л.В. Мардахаева, В.Ш. Масленникова, В.А. Монастырского, Л.Я. Олифиренко, А.М. Панова, Н.М.Сажиной, В.А. Сластенина, Н.В. Соловьевой, В.И.Спириной, Г.Н. Филонова, В.А.Фокина, Т.Ф. Яркиной и др.

Проблема подготовки социальных педагогов рассмотрена в ряде зарубежных исследований, имеющих для нас как теоретическое, так и практическое значение: Л.Билквист (Швеция), А.Вагнер (Швейцария), А.Маслоу (США), М.Миллер (США), К.Роджерс (США), Н.Юнсон (Швеция), Д.Г.Барис (Англия), Д.Динкмейер и Гюмаккей (США) и др.

Отдельные аспекты вопросов социальной и педагогической работы с инвалидами, в том числе с детьми-инвалидами, на современном этапе раскрыты в трудах Ю.Н. Баусова, Л.Б. Будановой, Г.Г. Головиной, Е.М. Мастюковой, М.М. Семаго и др., а также в диссертационных исследованиях последних лет: А.В. Батовой, А. Воронецка-Боровской, Н.Н. Галкина, А.П. Коноваловой, Г.Г. Коровянского, С.М. Нечаевой, Н.В. Шеламовой, Л. В. Цыденовой и др.

Проведенный нами анализ материалов исследований по проблемам подготовки социально-педагогических кадров в высших учебных заведениях к профессиональной деятельности позволяет сделать вывод о том, что их подготовка не в полной мере ориентиро­вана на работу с детьми-инвалидами: практически не за­трагивается вопрос о специфических особенностях и трудностях, с которыми сталкивается специалист, работающий с данной категорией детей. Изучение ситуации профессиональной подготовки свидетельствует о том, что уровень профессиональной компетентности студентов не обеспечивает в полной мере необходимую степень готовности специалистов к выполнению всей совокупности ро­лей и функций в работе с детьми-инвалидами. Это, несомненно, осложняет процесс адаптации выпускников к профессиональной деятельности в образователь­ных учреждениях, учреждениях социальной защиты для детей-инвалидов, к работе в семьях, имеющих детей данной категории.

Таким образом, есть все объективно-субъективные основания, свиде­тельствующие об актуальной потребности в разработке теоретических и практических путей совершенствования профессиональной подготовки соци­ального педагога, готового к работе с детьми-инвалидами.

В современной практике воспитания детей-инвалидов, профессиональной подготовке социальных педагогов в системе высшего образования обострились противоречия, обусловленные

· стоящими перед обществом и государством задачами социально-педагогической поддержки детей-инвалидов и отсутствием квалифицированных специалистов, готовых к их решению;

· объективной необходимостью подготовки социального педагога к профессиональной деятельности с детьми-инвалидами в образовательно-воспитательных учреждениях различного типа, в условиях семейного воспитания и отсутствием у выпускников достаточной профессиональной компетентности в области оказания социально-педагогической помощи детям данной категории в различных условиях социализации личности ребенка;

· высокими профессиональными требованиями к личности выпускника вуза – социального педагога, ориентированного на работу с детьми-инвалидами и недостаточной разработанностью теоретических и методических основ формирования социально-педагогической готовности будущего специалиста к работе с детьми данной категории;

· потребностью педагогической практики в вариативных личностно-ориентированных технологиях реабилитации детей-инвалидов и недостаточной их освоенностью специалистами социально-педагогического профиля.

Выявленные противоречия очерчивают проблемное поле, связанное с изучением и разработкой теоретических и практических путей совершенствования профессиональной подготовки соци­ального педагога, готового к работе с детьми-инвалидами. Обозначенная актуальность и необходимость разрешения отмеченных противоречий определили выбор проблемы исследования, которая заключается в обосновании теоретико-методологических, организационно-методических и технологических основ формирования профессиональной готовности будущего социального педагога к работе с детьми-инвалидами.

Решение данной проблемы явилось целью настоящего исследования.

Объект исследования: процесспрофессиональной подготовки социальных педагогов в педагогическом вузе.

Предмет исследования: процесс формирования профессиональной готовности будущих социального педагогов к работе с детьми-инвалидами.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что формирование профессиональной готовности социального педагога к работе с детьми-инвалидами в педагогическом вузе будет эффективно, если:

· будут определены и обоснованы теоретические основы социально-педагогической помощи детям-инвалидам;

· с учетом специфики и содержания профессиональной деятельности социального педагога с детьми-инвалидами будет определена структура его готовности к работе с данной категорией детей, включающая блок личностной готовности, представленный личностно-профессиональными качествами, профессиональной направленностью личности и блок профессиональной готовности, включающий профессиональные знания и умения социального педагога, обеспечивающие успешную работу с детьми-инвалидами;

· будут разработаны модель содержания подготовки социального педагога к работе с детьми-инвалидами и технологии её эффективной реализации, базирующиеся на активизации процесса обучения студентов.

В соответствии с поставленной целью и сформулированной гипотезой определены следующие задачи исследования:

1. Изучить категорию детей-инвалидов как субъект развития, социализации и объект профессиональной деятельности социального педагога в контексте основных моделей (парадигм) инвалидности.

2. Выявить специфику и содержание профессиональной деятельности социального педагога в системе оказания помощи детям-инвалидам в современном обществе.

3. Определить сущность и структуру профессиональной готовности специалистов к работе с детьми-инвалидами.

4. Разработать и экспериментально проверить модель содержания подготовки социального педагога к работе с детьми-инвалидами и технологии её эффективной реализации в педагогическом вузе.

методологическую основу работы составили положения системного, личностного и деятельностного подходов о формировании личности (И.В.Блауберг, В.В.Давыдов, В.П.Кузьмин, А.Н.Леонтьев, З.А.Решетова, С.Л.Рубинштейн, Г.П.Щедровицкий, Э.Г.Юдин и др.); концепции личностно-ориентированного образования; положение об обучаемом как о субъекте образовательной деятельности (Н.И.Алексеев, Е.П.Белозерцев, Е.В.Бондаревская, А.А.Вербицкий, З.Е.Гельман, И.А.Колесникова, В.В.Сериков, В.А.Сластенин, И.С.Якиманская и др.).

Теоретической основой исследования послужили идеи гуманизации образования (Е.А. Александрова, О.С.Газман, Н.Б.Крылова и др.); формирования общей и профессионально-педагогической культуры педагога (А.В.Барабанщиков, И.В.Гребенщиков, И.Ф.Исаев, З.К.Меретукова, Ю.М.Рябов); теоретические основы педагогического проектирования (В.П. Беспалько, И.И.Ильясов, Ю.С. Тюнников и др.).

Методы исследования. Для решения поставленных задач с учетом специфики социально-педагогического исследования и проверки гипотетических предположений использовалась совокупность взаимодополняющих методов, что позволило фиксировать качественный результат личностной и профессиональной готовности социальных педагогов к работе с детьми-инвалидами и обоснованно судить об эффективности процесса становления профессиональной готовности. Методы теоретического анализа: сравнительно-сопоставительный анализ философских, методологических, социально-педагогических, психологических источников; обобщающий анализ, интерпретация, рефлексия; диагностические методы: анкетирование, экспертная оценка; методы экспериментального и эмпирического исследования: проек­тирование содержания профессионального образования, создание вариативных моделей социально-педагогической подготовки будущих специалистов и прогнозирование их результативности; прямое, косвенное и включенное наблюдение; анализ результатов деятельности, изучение и обобщение психолого-педагогического и социального опыта.

Личный вклад автора в получении научных результатов определяется разработкой концептуальных положений исследования, планированием и проведением эксперимента по данной проблеме, разработкой диагностических материалов, руководством и непосредственным участием в экспериментальной работе.

Организация, база и этапы исследования: исследование проводилось в Армавирском государственном педагогическом университете. Всего в эксперименте приняли участие 122 человека.

Исследование осуществлялось поэтапно.

На поисковом этапе(2000 - 2002 гг.) осуществлен теоретический анализ проблемы, разработаны основные подходы к постановке эксперимента, проведены отдельные констатирующие срезы.

На преобразующем этапе(2002 - 2005 гг.) проводился формирующий эксперимент, анализ предварительных результатов исследования.

На заключительном этапе (2005- 2006 гг.) осуществлялась проверка отдельных положений контрольного эксперимента, проведена апробация результатов исследования.

Научная новизна результатов исследования заключается в следующем:

– выявлены особенностиработы социального педагога с детьми-инвалидами на основе изучения особенностей категории детей-инвалидов как субъекта развития, социализации и объекта функциональной направленности профессиональной деятельности специалиста данного профиля;

– определена структура профессиональной готовности специалистов к работе с детьми-инвалидами, включающая личностную готовность, представленную личностно-профессиональными качествами, профессиональной направленностью личности и профессиональную готовность влючающую профессиональные знания и умения социального педагога, обеспечивающие успешную работу с детьми-инвалидами;

– разработана модель содержания подготовки социального педагога к работе с детьми-инвалидами, предусматривающая возможность вертикального и «горизонтального» обогащения содержания профессиональной подготовки;

– адаптированы технологии активного обучения к специфике подготовки социальных педагогов, которые выступили в качестве условия эффективной реализации модели содержания подготовки специалистов к работе с детьми-инвалидами.

Теоретическая значимость исследования заключается в теоретическом обосновании специфики и содержания профессиональной деятельности социального педагога в системе оказания помощи детям-инвалидам; в определении содержательных характеристик личностно-профессиональных качеств и профессиональной направленности личности, профессиональных знаний и умений, обуславливающих успешность профессиональной работы социального педагога с детьми-инвалидами; в разработке модели содержания подготовки социального педагога к работе с детьми-инвалидами; в обосновании необходимости включения в педагогический процесс подготовки социальных педагогов в вузе личностно-ориентированных, активных, практико-направленных технологий преподавания, имеющих эмпатийную и рефлексивную составляющие.

Практическая значимость исследования состоит в том, что теоретические положения и выводы, содержащиеся в диссертации, могут быть учтены в организации подготовки социальных педагогов к работе с детьми-инвалидами в педагогическом вузе; выявленные структурные личностные и профессиональные компоненты готовности специалиста данного профиля к профессиональной деятельности могут составить основу профессиограммы специалистов к работе с данной категорией детей и быть применены в качестве критериев оценки их подготовленности; материалы программ спецкурса «Теория и методика оказания социально-педагогической помощи детям-инвалидам», спецпрактикума «Технология работы с детьми-инвалидами» могут быть использованы в качестве элективных курсов в подготовке социальных педагогов; разработанная система активных методов, способствующая повышению эмпатийной и рефлексивной позиции специалиста, может быть применима в подготовке социальных педагогов различного профиля.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечены исходными методологическими позициями, комплексной методикой исследования, адекватной его задачам и логике, репрезентативностью и статистической значимостью выборок, сочетанием качественного и количественного анализа результатов.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования апробированы путем публикаций статей по теме исследования; обсуждения на ежегодных научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава Армавирского государственного педагогического университета; на ХХ региональных психолого-педагогических чтениях Юга России «Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона» (2001 г.), на ХХII региональных психолого-педагогических чтениях Юга России «Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона (2003 г.); на региональной научно-практической конференции «Совместная деятельность вуза с образовательными учреждениями и организациями социальной защиты детства по поддержке детей-сирот» (6-7 октября – Новороссийск, 2005 г.); на региональной научно-практической конференции «Совместная деятельность вуза с образовательными учреждениями и организациями социальной защиты детства» (20-23 ноября – Армавир, 2006 г.); на заседаниях методического совета социально-педагогического факультета АГПУ.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Психолого-педагогические подходы к пониманию сущности проблемы детской инвалидности, обусловленной как особенностями данной категорий детей, проявляющимися в специфике развития и социализации в современных социокультурных условиях, так и отношением социума к детям-инвалидам, нуждающимся в различных видах социально-педагогической помощи специалистов различного профиля.

2. Профессиональная деятельность социального педагога в системе оказания помощи детям-инвалидам, осуществляемая в различных типах специальных воспитательно-образовательных учреждений в соответствии с комплексом действующих нормативно-правовых документов, программ (в том числе региональных) с учетом специфики реализации профессиональных функций: рефлексивно-диагностической, прогностической, коррекционно-реабилитационной, развивающей, образовательно-адаптационной, посреднической, защитно-правовой, информационно-консультационной, организационно-коммуникативной, социально-терапевтической, предупредительно-профилактической, исследовательско-творческой.

3. Сущность и структура профессиональной готовности специалистов к работе с детьми-инвалидами, представленная блоком личностнойготовности, включающим такие компоненты готовности, как личностно-профессиональные качества, необходимые для профессиональной деятельности с детьми-инвалидами, профессиональная направленность личности, проявляющаяся в мотивационно-ценностном отношении к социально-педагогической работе с детьми-инвалидами, и блоком профессиональной готовности, охватывающим содержательно-деятельностные характеристики профессиональных знаний социального педагога, готового к работе с детьми-инвалидами и профессиональных умений, обеспечивающих успешную социально-педагогическую деятельность специалистов данного профиля.

4. Модель содержания подготовки социального педагога к работе с детьми-инвалидами в вузе, представленная двумя вариативными блоками:

– «вертикального» обогащения содержания профессиональной подготовки, не предусматривающим введение дополнительных учебных курсов, а ориентированным на углубление содержания профессионального образования в рамках функционирующего учебного плана (действующего стандарта ВПО) в аспекте проблем детской инвалидности и вопросов практической работы с детьми данной категории;

– «горизонтального» обогащения содержания профессиональной подготовки, предполагающим дополнение учебного плана специальными курсами и профессионально ориентированными видами деятельности студентов (за счет регионального компонента стандарта ВПО), обеспечивающими эффективную подготовку будущих специалистов к работе с детьми-инвалидами.

5.Технологии активного обучения как условие эффективной реализации модели содержания подготовки специалистов к работе с детьми-инвалидами, включающие:

– технологии активизации усвоения учебной информацией в области проблем социально-педагогической деятельности с детьми-инвалидами (технологии интерактивного (диалогового) обучения; решение педагогических ситуаций; просмотр и анализ видеозаписи);

– технологии актуализации личностно-профессионального опыта работы с детьми-инвалидами (технология тренинга; технология проведения мастер-класса; игровые технологии; технология тьюторства);

– технологии стимулирования научно-исследовательского творчества (технология проектной деятельности; технология мультимедийных презентаций).

Структура диссертации определяется логикой исследования и включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложение.

Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены объект, предмет, цель, гипотеза и задачи исследования, установлена его методологическая основа, методы и этапы исследования, раскрыта научная новизна, теоретическая и практическая значимость, обозначены основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе диссертационного исследования «Теоретические основы социально-педагогической помощи детям-инвалидам и подготовки специалистов к работе с ними» ребенок-инвалид рассматривается как субъект развития, социализации и объект профессиональной деятельности социального педагога; выявляется специфика и содержание профессиональной деятельности социального педагога в системе оказания помощи детям-инвалидам в современном обществе; раскрывается сущность и структура профессиональной готовности специалистов к работе с детьми-инвалидами.

Во второй главе диссертации – «Опытно-экспериментальная работа по подготовке социальных педагогов в вузе к работе с детьми-инвалидами» разрабатывается модель содержания подготовки социального педагога к работе с детьми-инвалидами в вузе; раскрываются технологии активного обучения как условие эффективной реализации модели содержания подготовки специалистов к работе с детьми-инвалидами; определяется эффективность формирования профессиональной готовности будущих социальных педагогов к работе с детьми-инвалидами.

В заключении диссертации приводятся основные выводы исследования.

Приложение включает содержание и описание отдельных технологий подготовки социальных педагогов в вузе к работе с детьми-инвалидами, образцы диагностического инструментария (анкеты, опросники) и количественные результаты его применения.

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

В современной социальной ситуации неукротимо растет количество детей, имеющих те или иные проблемы в здоровье, психике и т.п. Особое опасение вызывает увеличение количества детей-инвалидов. Ребенок-инвалид, с одной стороны, рассматривается как субъект своего собственного развития и социализации, с другой, как объект профессиональной деятельности социального педагога. Согласно российскому законодательству в категорию детей-инвалидов включаются дети, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушения развития и роста ребенка, способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю над своим поведением, обучением, общением, трудовой деятельностью в будущем.

На процессы развития и социализации детей-инвалидов оказывает влияние имеющийся дефект. Поэтому своеобразие развития и социализации ребенка-инвалида имеет в связи с ним специфические особенности. В то же время дети-инвалиды имеют и общиепроблемы развития, общие черты личности детей-инвалидов. У детей данной категории часто проявляется тенденция к изоляции от общества. Отклонения в развитии личности детей-инвалидов могут вызывать нарушения в области познания и коммуникации, приводить к нарушению их эмоционально-волевой сферы, что, в свою очередь, может стать причиной возникновения патологических форм поведения и активности. У ребенка-инвалида нередко наблюдается проявление таких эмоциональных состояний как чувство страха, обиды, боязни, стыда, которые зачастую имеют крайнюю степень выраженности. Довольно часто обнаруживается неадекватная самооценка, которая в большинстве случаев является заниженной, и неадекватный уровень притязаний, проявляющийся или в явном завышении, или недооценке своих возможностей. У многих детей-инвалидов может сформироваться в период осознания ими своих ограничений такое нежелательное новообразование в личности как чувство неполноценности, которое может перейти в комплекс неполноценности. Вместе с тем, своеобразие развития и социализации ребенка-инвалида в целом нельзя характеризовать однозначно только как отрицательные явления. Они содержат и положительные элементы компенсации, обеспечивающие приспособление ребенка к разным видам деятельности, к жизни в целом.

Ребенок-инвалид выступает и в качестве объекта профессиональной деятельности социального педагога, функциональная направленность которой во многом определяется пониманием общества сущности проблем детской инвалидности и, соответственно, теми видами помощи, в том числе и педагогической, которые готово оно предоставить детям данной категории. В исследовании анализируются «старая» и «новая» модель инвалидности.

В рамках «старой» или традиционной модели инвалидности, которая включает мо­ральную (религиозную), медицинскую, экономическую, реабилитационную модель функциональной ограниченности, инвалидность по­нимается как личная проблема. Здесь ограниченные возможности рас­сматриваются в контексте взаимосвязи между отдельным человеком и его недугом. Все проблемы инвалида — следствие медицинской патологии: он должен приспосабливаться к обществу нормальных людей. Задача специалистов, в частности социальных педагогов, - оказывать помощь ин­валиду в его адаптации, основным содержанием социально-педагогической деятельности выступает социально-педагогическая помощь и защита.

В другой, «новой», посттрадиционной или социальной модели инвалидность рассматривается как социальная проблема. Здесь в центре внимания находится взаимосвязь между человеком и окружающей его средой, в том числе обществом. Ограниченные возможно­сти понимаются как следствие того, что социальные условия сужают воз­можности самореализации инвалидов. Содержание социально-педагогической деятельности в этом плане - социально-педагогическая реабилитация лиц с ограниченными возможностями и помощь в осознании ими своих возможностей и не­отъемлемых прав.

В диссертации отмечается, что в настоящее время наблюдается интеграция двух подходов в понимании сущности инвалидности с преимуществом и доминировании второго, социально-конструктивистского подхода. Данная интегративная позиция легла и в основу определения специфики и содержания профессиональной деятельности социального педагога по оказанию помощи детям-инвалидам.

Социально-педагогическая деятельность чрезвычайно разнообразна и предполагает возможность работы социальных педагогов в учреждениях различной ведомственной принадлежности, с детьми различных категорий, нуждающихся в социально-педагогической помощи, в том числе и с детьми-инвалидами. Под социально-педагогической помощью детям-инвалидам понимается комплекс педагогических мер, направленных на разрешение проблем ребенка в целях реализации и защиты его прав на полноценное развитие и образование, ценностное развитие ребенка как личности в пределах его психофизических возможностей при помощи комплекса разнообразных педагогических средств.

В деятельности социального педагога среди других видов помощи социально-педагогическая помощь является приоритетной (М.А. Беляева, Ю.Н. Галагузова Л.В. Мардахаев Л.Я. Олифиренко, М.Ф. Черкасова). В организации социально-педагогической помощи и поддержки детей-инвалидов выделяется три уровня помощи: репродуктивный, означающий поддержание имеющихся у ребенка достижений, сформированных взглядов и уровня развития личностных качеств; регулирующий, отдающий приоритет коррекционным воздействиям перед воздействиями другого характера; развивающий, предусматривающий развитие личности детей-инвалидов, создание условий их успешной социализации в обществе.

Работа социального педагога с детьми-инвалидами по оказанию социально-педагогической помощи обеспечивается комплексом нормативно-правовых документов, как международных,так и правовых актов о социальной защите детей-инвалидов федерального уровня. Значительное место в современной государственной деятельности по социально-педагогической защите отводится целевым программам (федеральным, региональным), среди которых особое значение имеют «Дети России», «Дети-инвалиды» и другие, которые успешно реализуются и в Краснодарском крае, в том числе и в г.Армавире.

Детальный анализ содержания деятельности социального педагога вообще и специфики деятельности социального педагога, работающего с детьми-инвалидами, в частности, характера и видов помощи, оказываемых данной категории детей, позволил выделить основные компоненты социально-педагогической помощи ребенку-инвалиду, которые определяют функционал профессиональной деятельности специалиста данного профиля. К основным функциям профессиональной деятельности социального педагога, работающего с детьми-инвалидами, мы относим следующие: рефлексивно-диагностическую, прогностическую, коррекционно-реабилитационную, развивающую, образовательно-адаптационную, посредническую, защитно-правовую, информационно-консультационную, организационно- коммуникативную, социально-терапевтическую, предупредительно-профилактическую, исследовательско-творческую. Данные функции профессиональной деятельности социального педагога, работающего с детьми-инвалидами, сформулированы в контексте общих функций социально-педагогической деятельности специалиста, однако их реализация имеет существенные отличия в работе с детьми-инвалидами и определяет специфику деятельности социального педагога, работающего с детьми данной категории. Именно совокупность приведенных функций деятельности определяет содержание готовности специалиста к выполнению своих профессиональных обязанностей по оказанию помощи и поддержки детей-инвалидов.

Готовность к педагогической деятельности формируется в процессе профессионально-личностного развития специалиста и рассматривается как процесс и результат становления личности в качестве субъекта профессиональной деятельности. На основе анализа различных позиций к выделению видов профессиональной готовности к педагогической деятельности в целом (Ф.Н. Гоноболин, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, А.К. Марков Л.И. Мищенко, В.А. Сластенин и др.) и готовности специалистов к социально-педагогической деятельности, в частности (С.В. Алехина, О.В. Балагурова, В.Г. Бочарова, М.А. Галагузова, М.А. Емельянова, В.И. Загвязинский, Л.Д. Демина, Л. В. Мардахаева, А.В. Мудрик, В. А. Никитин, Л. Я. Олифиренко, Н. М. Платонова, Л.А.Родина и др.), в структуре готовностисоциального педагога к работе с детьми-инвалидами мы выделяем два основных блока, взаимосвязанных между собой: блок личностной готовности и блок профессиональной готовности.

Блок личностной готовности включает в себя такие компоненты готовности, как: личностно-профессиональные качества, т.е. такие качества личности, которые являются необходимыми для профессиональной деятельности с детьми-инвалидами; профессиональная направленность личности, проявляющаяся в мотивационно-ценностном отношении к социально-педагогической работе с детьми-инвалидами. Блок профессиональной готовности представлен содержательно-деятельностными характеристиками, включающими в качестве основных составляющих: профессиональные знания социального педагога, готового к работе с детьми-инвалидами и профессиональные умения, обеспечивающие успешную социально-педагогическую деятельность специалистов данного профиля.

Компоненты личностной готовности тесно взаимосвязаны с элементами профессионально



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: