Интерактивные формы занятий




Б.3.17

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

И ПСИХОЛОГИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА

по направлению

«050100 – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

профиль

«МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

 

Квалификация (степень) выпускника

БАКАЛАВР

 

 

Утверждено на заседании кафедры музыкального воспитания и образования Протокол № ____ от ______ 2011 г. Зав. кафедрой   ______________________ Шитикова Р. Г.   Утверждено на заседании Совета факультета музыки Протокол № ___ от _______ 2011 г. Председатель Совета   _______________ Аврамкова И. С.

 

 

Санкт-Петербург

2011 г.


Дисциплина: МУЗЫКАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

И ПСИХОЛОГИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Форма обучения: заочная

Трудоемкость и аттестация по дисциплине: 12 часов

 

Дисциплина / семестр Трудоемкость Аудиторная нагрузка, часы: Форма итоговой аттестации / семестр
Всего кредитов / из них на экзамен Всего часов на теоретическое обучение из них: Лекции Практические занятия Лабораторные занятия
Аудиторная нагрузка Самостоятельная работа
Музыкальная психология и психология музыкального образования 3 / 4 семестр 2/0         З/4

Цель и ожидаемые результаты изучения модуля / дисциплины: студент должен обладать следующими компетенциями:

· ОК-16;

· ПК-16;

· ПК-17.


Для достижения поставленной цели необходимо, чтобы студенты:

Знали:

· историю становления и развития музыкальной психологии;

· структуру музыкальной психологии;

· базовые категории и основные методы исследования музыкальной психологии;

· специфику функционирования психических функций в музыкальном воспитании и образовании.

Умели:

· самостоятельно находить и осваивать новую информацию в сфере музыкальной психологии;

· применять полученную информацию по музыкальной психологи в процессе творческой деятельности, преподавательской и методической работы;

· диагностировать музыкальные способности учащихся и определять перспективу их профессионального развития;

· оценивать педагогические ситуации в контексте музыкальной психологии.

Владели:

· навыками составления психолого-педагогических характеристик учащихся и творческих портретов музыкантов-исполнителей;

· методологией разработки учебно-методических комплексов с применением знаний в области музыкальной психологии.

Содержание дисциплины

№ п/п Название темы с кратким содержанием Виды занятий, часы Самостоятельная работа, часы Всего часов
Практические занятия
1. Музыкальная психология в историческом ракурсе Предмет и методы музыкальной психологии. Проблемы музыкальной психологии в философии Древнего мира и Средневековья. Роль Г. Гельмгольца и Г. Римана в становлении музыкальной психологии как самостоятельной дисциплины. Музыкальная психология во второй половине ХХ в. Основные направления современной музыкальной психологии. Соотнесенность музыкальной психологии с общей психологией и другими дисциплинами. Антропологический аспект в изучении музыкальной психологии. Комплексность понятия музыкальное творчество.      
  Понятие музыкальных способностей и музыкальности Природа музыкальных способностей, историческая эволюция их функций. Дифференциация музыкальных способностей на основные и частные. Их роль в приобщении к музыкальному искусству и получении профессии музыканта. Современный взгляд на музыкальные способности. Сенсорные музыкальные способности, их структура: музыкальный слух, чувство музыкального ритма. Физиологические основы музыкального слуха. Многосторонняя природа музыкального слуха. Связь чувства музыкального ритма с базовыми характеристиками музыкального ритма. Интеллектуальные музыкальные способности, их структура: музыкальная память, музыкальный интеллект, музыкальное воображение. Разновидности музыкальной памяти. Стадиальность процесса запоминания музыки (пять «кругов» памяти). Репродуктивная и творческая разновидности музыкального интеллекта. Понятие музыкальности, историческая эволюция в научном толковании понятия. Комплексная природа музыкальности, ее связь с синестезией. Физиологическая соотнесенность музыкальности с сенсорными и интеллектуальными музыкальными способностями. Роль музыкальности в постижении музыкального содержания.      
  Структура музыкальной одаренности Иерархия понятий: способности, талант, гениальность, их проявление в музыкальном творчестве. Корреляция частных и основных музыкальных способностей. Абсолютный музыкальный слух, его основные показатели и разновидности. Роль абсолютного слуха в музыкальном творчестве и музыкальной педагогике. Основные характеристики цветного слуха (синопсии). История изучения проблемы. Спор о синестетической природе синопсии. О цветном слухе в музыкальном творчестве. Музыкально-репродуктивный комплекс как базис музыкальной одаренности. Музыкально-творческий комплекс как вершина музыкальной одаренности. Системная природа обоих комплексов. Дифференциация одаренности музыканта-исполнителя и композитора. Основные вопросы наследственности музыкального дарования.      
  Что такое музыкальное восприятие? Общие черты музыкального восприятия, его познавательные функции. Роль музыкального восприятия в эмоциональном и интеллектуальном развитии человека. Зависимость музыкального восприятия от возраста. Стадиальность в развитии музыкального восприятия. Четыре стадии в развитии музыкального восприятия. Основные показатели каждой из четырех стадий: сенсомоторного научения, перцептивных действий, образования эстетических моделей и эвристической. Их корреляция с природными задатками музыкальных способностей и музыкальным воспитанием. Связь музыкального восприятия с уровнем развития музыкальной культуры личности. Необходимость воспитания музыкального восприятия с раннего детства.      
  Проблемы определения и развития музыкальных способностей Определение музыкальных способностей в онтогенезе. Причины этого феномена. Роль природных задатков и музыкального воспитания. Проблемы методики определения музыкальных способностей. Приоритетная роль музыкальности. Взаимосвязь обще-психического и музыкально-психического уровней. Музыкальный вундеркинд: вопросы и ответы Природа вундеркиндства. Взгляды на вундеркинда в отечественной и зарубежной психологических школах. Характеристика англо-американской школы. Признание «комплекса вундеркинда» отечественной психологической школой. Природа «комплекса вундеркинда». Понятие «псевдовундеркинд». Психологические последствия «псевдовундеркиндства».      
  Психологический аспект различных видов деятельности на уроках музыки Необходимость взаимодействия разных методов обучения и видов деятельности на уроках музыки. Психологическая природа методов музыкального воспитания и образования. Психологическая природа разных видов музыкальной деятельности. Детское музыкальное творчество в контексте психологии. Детское музыкальное творчество в системе общего и специального музыкального образования.      
  Роль ассоциативности в музыкальном воспитании и образовании Роль ассоциаций в психическом развитии человека. Разнообразие ассоциаций, их классификация. Востребованность ассоциаций в педагогике. Особая роль ассоциативных связей в развитии музыкальной культуры. Классификация ассоциаций, функционирующих в музыкальной педагогике. Их значимость на начальном этапе музыкального воспитания.      
  Психологический ракурс ведущих зарубежных и отечественных музыкально-педагогических систем ХХ века Особенности музыкальной педагогики в начале ХХ века. Необходимость реформирования музыкального образования. Переход от репродуктивных методик к творческим. Выдающиеся музыкально-педагогические системы: Э. Жака-Далькроза. К. Орфа, З. Кодаи; их психологическая направленность. Роль Ф. Делаланда и П. Ван Хауве в развитии теории и практики начального музыкального воспитания. Творческая направленность музыкально-педагогических систем Б. Асафьева и Б. Яворского. Их ориентированность на развитие музыкальных и креативных способностей личности. Система Д. Кабалевского как новое достижение в развитии музыкально-творческих и нравственных задатков детей и подростков. Творческая и синкретическая составляющие инновационных отечественных музыкально-педагогических систем конца ХХ – начала XXI века.      
  Психологический комплекс музыканта-исполнителя   Появление музыканта исполнителя – длительный исторический процесс. В древности и Средневековье в деятельности музыканта синтезировались оба вида творчества. Процесс дифференциация на сочинительство и исполнительство в эпоху Ренессанса. Основные причины феномена. Новое понимание личности музыканта, формирование психологических проблем музыкального исполнительства. Их обусловленность соотношением творческих и репродуцирующих аспектов музыкально-исполнительской деятельности и возможность управления этим процессом. Для занятий исполнительским искусством Необходимость особого обще-психологического и музыкально-психологического (специальный) комплексов. Их корреляция друг с другом. Взаимосвязь между общим психологическим комплексом и конечным результатом творческих достижений музыканта-исполнителя. Обусловленность творческого аспекта исполнительства интерпретацией.      
  Музыкальная интерпретация как основа музыкального творчества Происхождение понятия интерпретация, ее особенности. Интерпретация как творческий импульс всех звеньев музыкального творчества. Классификация видов интерпретации в музыкальной культуре. Ее проявление и разновидности в музыкально-исполнительской деятельности, объективная и субъективная интерпретации. Понятия атрибуция и инвенция в исполнительском искусстве, их психологические механизмы. Проявления интерпретации в композиторском творчестве. Интерпретация слушателя. Соотношение понятий интерпретация и реинтерпретация. Действие реинтерпретации в музыкальном творчестве.      
  Психология подготовки к концертному выступлению Значение концертного выступления в творческом процессе исполнителя. Артистизм и эстрадная выдержка – необходимые условия музыкально-исполнительской деятельности. Дифференциация этих понятий. Их краеугольное значение в творческом самовыражении исполнителя. Природа артистизма. Психология эстрадной выдержки. Роль общественной значимости публичного выступления. Наличие продуктивного и непродуктивного волнения. Возможности развития артистизма и эстрадной выдержки. Необходимость разносторонней подготовки музыканта-исполнителя к публичному выступлению. Роль психологического аспекта в этой подготовке, его рассредоточение во времени и разнообразие используемых методов. Овладение навыками релаксации, ПРТ (приемами регулирующей тренировки), идеомоторной тренировки, приемами внутреннего моделирования. Актуальность этих вопросов в музыкальной педагогике.      
  О творческом процессе композитора. Основные понятия Психологические особенности творческого процесса композитора. Основные психологические уровни творческого процесса композитора. Принципы классификации творческого процесса композитора Индивидуальные творческие методы работы. Метод моделирования в композиторском творчестве. Материал для изучения творческого процесса. Проблемы воспитания молодого композитора.      
Итого:      

Интерактивные формы занятий

№ темы Формы
2, 3, 5 Учебно-групповые дискуссии
10, 11 Презентация творческих работ (психологических характеристик, психологических портретов)
1-12 Обмен научной информацией

Содержание инвариантной самостоятельной работы

№ п/п Темы дисциплины Содержание самостоятельной работы студентов Количество часов
1. Музыкальное восприятие. Работа с научным первоисточником. Подготовка сообщения.  
2. Понятие музыкальных способностей и музыкальности. Структура музыкальной одаренности Характеристика своих музыкальных способностей и музыкальности.  
3. Структура музыкальной одаренности. Психологический комплекс музыканта-исполнителя. Музыкальная интерпретация как основа музыкального творчества. Нарисовать психологический портрет музыканта-исполнителя (вокалиста, инструменталиста или дирижера).  
Итого: 6 ч асов

Содержание вариативной составляющей самостоятельной работы

№ п/п Темы дисциплины Содержание самостоятельной работы студентов Количество часов
1. Психология музыкального воспитания и образования или. Работа с научным первоисточником. Подготовка презентации.  
2. Психологические проблемы музыкального исполнительства. Работа с научным первоисточником. Подготовка презентации.  
3. Психология подготовки к концертному выступлению.. Творческое задание.  
4. Психологический аспект различных видов деятельности на уроках музыки. Творческое задание.  
Итого: 8 часов

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература:

1. Овсянкина Г. П. Музыкальная психология: Учебник для факультетов музыки педагогических университетов, консерваторий и гуманитарных вузов. СПб.: Союз художников, 2016.

2. Бойко В. В. Психоэнергетика. — СПб.: Питер, 2010. — 416 с. — Электронное издание. — ISBN 978-5-91180-760-3

https://ibooks.ru/reading.php?productid=21829

3. Музыкальная психология и психология музыкального образования: теория и практика: учебник для студентов музыкальных факультетов учреждений высшего педагогического профессионального образования / [Э. Б. Абдуллин, Н. Н. Гилярова, А. А. Деркач и др.]; под ред. Г. М. Цыпина. - 2-е изд.; перераб. и доп. - М.: Академия, 2011. - 383 с. - 1000 экз.

4. Цыпин Г.М. Музыкальная педагогика и исполнительство. Афоризмы, цитаты, изречения. Учебное пособие / Прометей. МПГУ, 2011. – 404 с. - ISBN: 978-5-4263-0010-1 https://www.iprbookshop.ru/muzyikalnaya-pedagogika-i-ispolnitelstvo.-aforizmyi,-czitatyi,-izrecheniya.-uchebnoe-posobie.html

 

б) дополнительная литература:

1. Бочкарёв Л. Л. Психология музыкальной деятельности. М.: Классика, 2006.

2. Торопова А. В. Музыкальная психология и психология музыкального образования: Учебное пособие. М.: Граф-пресс, 2008.

3. Старчеус М. С. Личность музыканта /Московская гос. консерватория им. П. И. Чайковского. М., 2012.

4. Зеленина Е. О. Синестезия как проблема педагогики музыкального воспитания и образования: развитие слухо-зрительных интермодальных ассоциаций / Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. СПб.: Астерион, 2010.

5. Цагарелли Ю.А. Психология музыкально-исполнительской деятельности. Учебное пособие / Композитор, 2008. – 368 с. - ISBN 978-5-7379-0381-7 https://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=2893

в) электронные образовательные ресурсы (ЭОР):

1. Сайт музыкальной библиотеки Харьковской государственной консерватории:

https://fughetta-library.blogspot.com

2. Сайт музыкальной библиотеки Харьковской государственной консерватории:

https://konsa.kharkov.ua/down load.php

3. Электронная версия журнала «Музыкальная психология и музыкальная психотерапия» / Ред. В. И. Петрушин. www.health-music-psy.ru

 

г) электронно-библиотечные системы (ЭБС):

№ п/п Дисциплина Ссылка на информационный ресурс Наименование разработки в электронной форме Доступность
1. Музыкальная психология и психология музыкального образования https://ibooks.ru/   Электронно-библиотечная система (ЭБС) iBooks.Ru. Учебники и учебные пособия для университетов Индивидуальный неограниченный доступ из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет
https://www.iprbookshop.ru/ Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRbooks. Учебники и учебные пособия для университетов Индивидуальный неограниченный доступ из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет
https://www.biblioclub.ru Электронно-библиотечная система (ЭБС) Университетская библиотека онлайн Индивидуальный неограниченный доступ из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет
https://e.lanbook.com Электронно-библиотечная система (ЭБС) на платформе издательства «Лань» Индивидуальный неограниченный доступ из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет

 

Материально-техническое обеспечение дисциплины:

1. Практические занятия:

a. комплект электронных презентаций/слайдов,

b. аудитория, оснащенная презентационной техникой (проектор, экран, компьютер),

c. рабочее место преподавателя, оснащенное компьютером с доступом в Интернет,

d. рабочие места студентов, оснащенные компьютерами.

Краткое содержание итоговой аттестации по дисциплине

Итоговая аттестация по дисциплине осуществляется в форме дифференцированного зачета в четвертом семестре, при этом проводится оценка компетенций, сформированных по дисциплине.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: