Методы психодиагностики и их классификация.




Лекция № 2. Методы ПД (психологической диагностики).

Методы научных исследований - это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.

Метод - это способ, путь изучения объективной действительности, познания истины. В переводе с греческого " methodos " означает "путь".

В зависимости от того, кто и с какими целями пользуется методами психологии, целесообразно различать методы собственно научного исследования и методы, непосредственно применяемые в практике. Методы могут быть более общими и более частными. Во всех случаях методы психологии, как и методы других наук, явно или скрыто отражают те общие философские позиции, с которых проводится исследование.

Методы психологии имеют целью не только фиксировать факты, но и объяснять, раскрывать их сущность. И это вполне закономерно. Ведь форма предметов и явлений не совпадает с их содержанием. Но данное требование не всегда может быть выполнено с помощью одного метода и поэтому при изучении психических явлений обычно используются различные методы, взаимодополняющие друг друга. Например, проявление растерянности сотрудника при выполнении определенной задачи, повторно отмеченное наблюдением, приходится уточнять беседой, а иногда и проверять естественным экспериментом, использовать целевые тесты.

Крайне важно, чтобы тот или иной применяемый метод был подчинен решаемому вопросу, адекватен ему. Прежде всего, уточняются возникшая задача, вопрос, подлежащий изучению, цель, которая должна быть достигнута, а потом в соответствии с этим выбирается конкретный и доступный метод.

Все методы Б.Г.Ананьев разделил на:

1) организационные (сравнительный, лонгитюдный и комплексный)

2) эмпирические (наблюдение и самонаблюдение, эксперимент (лабораторный, полевой, естественный и др.), психодиагностический метод, анализ процессов и продуктов деятельности (праксиометрические методы), моделирование и биографический метод.

3) способы обработки данных (методы математико-статистического анализа данных и качественного описания).

4) интерпретационные (генетический (фило- и онтогенетический) и структурные методы (классификация, типологизация и др.).

Основными методами психологии, как и большинства других наук, являются наблюдение и эксперимент. На их различия указывал И. П. Павлов еще в 1899 г.: "... наблюдение собирает то, что ему предлагает природа, опыт же берет у природы то, что он хочет" [229, с. 274:].

С. Л. Рубинштейн в "Основах обшей психологии" [Рубинштейн С. Л„ 1946] в кач е стве главны х психологических методов выделил:

- наблюдение ("внешнее" и "внутреннее" (самонаблюдение)),

- эксперимент (лабораторный, естественный и психолого-педагогический плюс вспомогательный метод — физиологический эксперимент в его основной модификации (метод условных рефлексов)

- приемы изучения продуктов деятельности (беседа и анкета).

Общепринято деление исследовательского метода на неэкспериментальный (описательный) и экспериментальный. Неэкспериментальный метод образует разные виды (методики) наблюдений, беседы, изучения продуктов деятельности. Экспериментальный метод основывается на направленном создании условий, обеспечивающих выделение изучаемого фактора (переменной) и регистрацию изменений, связанных с его действием, а также допускает возможность активного вмешательства исследователя в деятельность испытуемого. На основе этого метода строятся многочисленные и традиционные для психологии методики лабораторного и естественного эксперимента, а также особая их разновидность — формирующий эксперимент.

Методом в психодиагностике, как правило, называется широкий класс методик. Если частная методика привязана к решению узкого класса практических задач и направлена на диагностику определенных свойств, то метод определяется общим родством технологических приемов и процедур в проведении всех методик данного типа. Например, проективному методу соответствуют такие частные методики, как: "Тест цветовых предпочтений" (Люшер), "Тест предпочтения фотопортретов" (Сонди), "Чернильные пятна" (Роршах) и другие.

 

Психодиагностический метод обладает следующими особенностями:

1) позволяет собрать диагностическую информацию в достаточно короткие сроки;

2) дает информацию не вообще о человеке, а конкретно о тех или иных его особенностях (интеллекте, тревожности, самоотношении, чувстве юмора, наиболее выпуклых личностных чертах и т. п.);

3) информация поступает в виде, позволяющем дать как качественное, так и количественное сравнение обследуемого индивида с другими людьми;

4) информация, получаемая с помощью психодиагностических методик, полезна с точки зрения выбора средств коррекции, прогноза ее эффективности, а также общего прогноза развития, общения, эффективности той или иной деятельности индивида.

Основной особенностью психодиагностического метода является его измерительно-испытательная, оценочная направленность, за счет которой достигается количественная (и качественная) квалификация изучаемого явления.

 

Методы психодиагностики можно классифицировать по трем основаниям:

· выявляемым психическим свойствам (предмету диагностики),

· по используемым методическим приемам (по технологическому основанию),

· по решаемым с помощью диагностики задачам.

Для того, чтобы эффективно решить ту или иную психодиагностическую задачу надо выбрать метод, который является адекватным по предмету (выявляет именно те психические свойства, которые важны для решения задачи) и может быть реально осуществлен с учетом ресурсных ограничений и других условий, в которых поставлена задача. Например, если в организации стоит задача выявления креативных (изобретательных) сотрудников, то не следует для решения этой задачи прибегать к тестам на стрессоустойчивость и, наоборот, - для выявления стрессоустойчивых не надо прибегать к тестам на креативность. Очень важным в практических условиях являются временные ограничения. Если в течение одной недели надо обследовать сотни сотрудников, и на обследование одного сотрудника отводится не более получаса, то в этих условиях невозможно применить тонкие и весьма трудоемкие, требующие индивидуального подхода клинические методы психодиагностики (методы беседы, наблюдения за реальной деятельностью и т.д.), но оказываются достаточно полезными научно-обоснованные краткие тестовые испытания, если они до этого прошли научную психометрическую проверку.

По предмету психодиагностики (классам диагностируемых психических свойства) принято различать следующие группы методик:

1) методики на диагностику свойств темперамента человека (свойств, тесно связанных с психофизиологическими особенностями функционирования центральной нервной системы человека),

2) методики на свойства характера (прижизненно приобретенные универсальные тактики и стратегии поведения),

3) методики на свойства мотивационно-потребностной сферы (на выявление направленности личности).

4) методики на общие интеллектуальные способности (связанные с темпом выполнения умственных операций, с уровнем обучаемости новым знаниям и умениям),

5) методики, связанные с частными, модально-специфическими способностями (например, звуковысотный, или музыкальный слух),

6) методики, направленные на прижизненно- формируемые специальные способности, важные для определенных профессий (часто говорят о тестах достижений, а последнее время – о тестах на специальные компетенции),

7) методики на диагностику функциональных состояний,

8) методики на диагностику эмоциональных состояний,

9) методику на диагностику особенностей сознания, самосознания и самооценки личности,

10) методику на диагностику социальных установок (в отношении определенных макросоциальных явлений),

11) методики на диагностику частных межличностных отношений в рамках его микросоциального окружения.

По операционально-технологическим признакам принято различать следующие классы методик:

1) приборную регистрацию психофизиологических показателей (например, полиграф),

2) объективные поведенческие методики (частный случай – компьютерные имитации реального поведения с автоматизированной фиксацией полного протокола всех игровых действий),

3) объективные тесты (такие серии из отдельных задач, которые предполагают формально-заданный правильный ответ),

4) тест-опросники (серия вопросов с заданным набором ответов, среди которых нет однозначно-правильных),

5) методики шкалирования стимульных объектов (графические, числовые, парных сравнений, ранжирования и т.п.),

6) проективные методики,

7) контент-анализ текстов,

8) методики стандартизированного наблюдения (поисковое наблюдение, как правило, решает задачу подготовки основы для последующего стандартизированного наблюдения – по заданной системе признаков и категорий событий),

9) методики беседы (разнообразные техники свободного и стандартизированного интервью),

10) методики групповой игры (включая ролевые игры, психодраматические упражнения с группой и т.п.),

11) метод обучающего эксперимента.

 

Не все психические свойств могут быть с одинаковой успешностью диагностироваться с помощью любой техники (класса методик). Например, свойства темперамента лучше диагностируются с помощью психофизиологических методик, чем социальные установки. Но в целом и практикам, и исследователям рекомендуется использовать для диагностики одного и того же свойства не одну, а сразу несколько (минимум, две) различных техники в рамках одного обследования (исследования). Это повышает достоверность результатов психодиагностики.

Современные методы психодиагностики условно можно разделить на две категории:

1) стандартизованные измерительные методы (будем называть их в дальнейшем «тесты»);

2) экспертные, или методы понимания (по традиции они часто фигурируют под названием «клинических» методов).

К первым относятся объективные тесты и стандартизованный самоотчет, ко вторым — проективные и диалоговые методы. В основе стандартизованных методов лежит соблюдение достаточно строгих и сформулированных в явной форме правил. Эти методы обеспечивают диагноз (и на его основе прогноз) лишь с вероятностной точностью. Диагноз оказывается более надежным по отношению к группе испытуемых, чем по отношению к отдельному испытуемому.

Экспертные методы в большей степени основаны на профессиональном опыте, психологической интуиции самого психодиагноста. Они оказываются незаменимыми везде, где не разработаны (или неизвестны) стандартизованные процедуры. Экспертные методы часто оказываются более эффективными по отношению:

♦ к психическим явлениям, плохо поддающимся объективации (субъективные переживания, личностные смыслы, глубинные слои опыта);

♦ к чрезвычайно изменчивым явлениям, для которых трудно создать фиксированную операциональную модель (динамика целей, состояний, настроений, многоплановых отношений в группе).

Если их применяет эксперт высокой квалификации, они оказываются более надежным средством в случае индивидуальной диагностики, кроме того, не следует забывать, что глубокий экспертный анализ — необходимый первичный этап в разработке любой стандартизованной процедуры. По мере стандартизации экспертные методики также подлежат количественному обоснованию.

Достоинства измерительных методов — объективный характер процедуры, возможность перепроверки — обеспечиваются не автоматически, а благодаря выполнению психометрических требований — требований репрезентативности, надежности, валидности (включая достоверность).

По настоящее время нет единой общепринятой классификации психодиагностических методик, также как и не существует взаимооднозначного соответствия между задачами и методами.

Однако, психодиагностический метод конкретизируется в трех основных диагностических подходах, которые практически исчерпывают множество известных методик (тестов). Эти подходы могут быть условно обозначены как «объективный», «субъективный» и «проективный».

Объективный подход — диагностика осуществляется на основе успешности (результативности) и/или способа (особенностей) выполнения деятельности.

Субъективный подход — диагностика осуществляется на основе сведений, сообщаемых о себе, самоописания (самооценивания) особенностей личности, состояния, поведения в тех или иных ситуациях.

Проективный подход — диагностика осуществляется на основе анализа особенностей взаимодействия с внешне нейтральным, как бы безличным материалом, становящимся в силу его известной неопределенности (слабоструктурности) объектом проекции.

 

Объективные» методы.

Объективный подход к диагностике проявлений человеческой индивидуальности образует в основном два типа методик, разделение которых стало традиционным. Это методики для диагностики собственно личностных особенностей и тесты интеллекта. Первые направлены на «измерение» неинтеллектуальных особенностей личности, вторые — на установление уровня ее интеллектуального развития.

Разумеется, такое «обособление» сферы личностных (характерологических) проявлений и сферы интеллекта имеет ограниченный, но тем не менее важный для психодиагностики смысл. С. Л. Рубинштейн в свое время очень точно указал на то, что психические свойства человека образуют две основные группы: характерологические свойства и способности. Первая группа свойств связана с побудительной (мотивационной) регуляцией поведения, а вторая обеспечивает организацию и исполнение. Сохранение за личностными проявлениями, с одной стороны, и интеллектом — с другой, относительной самостоятельности позволяет более глубоко проникнуть в сущность этих психических образований. Наконец, известно, что акцентирование их функционального своеобразия способствовало разработке диагностических методик, практическая ценность которых неоспорима.

Диагностика уровня интеллектуального развития представлена многочисленными тестами интеллекта (тесты общих способностей). Личностные методики, выделяемые в границах объективного подхода, можно условно подразделить на «тесты действия» («целевые личностные тесты») и «ситуационные тесты». Наиболее распространенные целевые личностные тесты — это разнообразные перцептивные тесты, например обнаружения замаскированных фигур. В ситуационных тестах испытуемый помещается в ситуацию, подобную/схожую с той, какая может возникнуть в жизни.

Наконец, в объективном подходе образуются еще две значительные группы тестов: тесты специальных способностей, предназначенные для измерения уровня развития отдельных сторон интеллекта и психомоторных функций, обеспечивающих эффективность в конкретных, достаточно узких областях деятельности, и тесты достижений, которые выявляют степень владения определенными знаниями, умениями, навыками.

Субъективные» методы.

Субъективный подход представлен многочисленными опросниками. Эти распространенные диагностические инструменты в самом общем виде могут быть подразделены на личностные опросники, опросники состояния и настроения, а также опросники мнений и опросники-анкеты. Три последние группы опросников предназначены для получения об обследуемом информации, не имеющей, как правило, непосредственного отношения к тем или иным его личностным особенностям, правда, опросники мнений, которые обычны в социологических, социально-психологических исследованиях и конструируются под многообразные конкретные задачи, могут в известной мере отражать и личностные особенности респондентов.

ОПРОСНИК ЛИЧНОСТНЫЙкласс психодиагностических методик, предназначенных для определения степени выраженности у индивида определенных личностных особенностей.

Проективные методы.

Для методик, созданных в рамках проективного подхода, предлагались различные классификации. Наиболее простым и достаточно удобным является их деление на: моторно-экспрессивные, перцептивно-структурные и апперцептивно-динамические (С. Розенцвейг, 1964).

Проекция – лат. – выбрасывание вперёд.

Для проективных методик характерен глобальный подход к оценке личности (исследуются психические процессы, свойства и состояния; индивидуально-типологические, социально-психологические свойства, межличностные отношения). В отличии от других психологических методик, проективные методики имеют слабо структурированнные стимулы (их неопределённость, неоднозначность), которые испытуемый должен конструировать, развивать, дополнять, интерпретировать.

Недостаток проективных методик – не поддаются традиционным способам определения надёжности и валидности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: