Знакомство с технологией




Вступительная часть

Дети присаживаются за парты, мы здороваемся, включаем презентацию и музыку, и начинаем свой рассказ про узорное ткачество.

 

На Руси воспитание девочек всегда включало в себя рукоделие. Каждая с самого детства обязана была вышивать и шить, вязать и плести – от обычной крестьянской девочки до княжеской и царской дочери.

 

Русские девушки всегда славились своими нарядами, украшенными невероятно красивыми узорами. Сначала их вышивали, а затем стали ткать на деревянных ткацких станках. Так и появилось узорное ткачество.

 

Узорное ткачество – это техника изготовления узорной ткани при помощи станка, которая сохранилась по сей день и достаточно распространена в деревушках и сёлах.

 

Такие ткани имели и разнообразные значения. К примеру, первый день выгона скота весной или первый летний сенокос всегда сопровождались калейдоскопом ярких и искусных одежд, созданных талантливыми и трудолюбивыми мастерицами. Цветастые сарафаны, клетчатые юбки с отделкой, орнаментированные тканые рубахи, передники, платки и косынки – всё это создавали труженицы, не только ткавшие одежду, но и работавшие в поле.

 

Не меньшее внимание уделяли и предметам, которыми украшался красный угол в доме (место, где вешались иконы и стоял стол). Его украшали полотенцами с ткаными или вышитыми узорами, на стол клали скатерть – белую или полностью из узорного полотна. В свою очередь, скатерть была украшена каймой или узорами по всей длине.

 

Но самым красочным и ярким дом становился во время свадьбы – на стены вешали пёстрые узорчатые полотенца, и чем узоры были искуснее, тем трудолюбивее считалась невеста. Ведь на Руси верили, что если девушка не рукодельничает, то она праздно проводит время, что было началом греха.

 

С годами узорное ткачество развивалось и в XV веке начало продаваться на Востоке, в Индии и Самарканде, что свидетельствовало о высоком качестве и уровне развития русского ткачества. А в XVII веке в Москве в Кадашевской и Тверской-Константиновской слободах жили практически только те люди, которые разбирались в узорном ткачестве и создавали невероятно красивые и качественные ткани для двора царя-батюшки. Их называли хамовники – ткачи. Такие хамовники жили в сёлах Брейтово и Черкасово, которые находились под Ярославлем. Их ткани ценились не менее высоко, чем ткани хамовников Москвы. Хамовные дворы имели также бояре и монастырские дворы.

 

В XVIII — начале XIX в., в центральных частях России получают не только официальные мануфактуры, но и кустарные ткацкие производства, которые в дальнейшем послужили началом для развития текстильной индустрии в стране

 

Узорное качество – дело сложное, но мастерицам всегда удавалось создавать непохожие друг на друга ткани. А всё благодаря разнообразным техникам ткачества.

Ажурное

Особенностью этого вида ткачества является ажур, образованный узором из мережек в определенных местах ткани, где она просвечивает. Такие ажуры достаточно крупные и имеют вид геометрических фигур, будь то ромбы, кресты или любые другие фигуры. Обязательным условием являются диагональные линии, вертикальные или горизонтальные полосы и клетки, лежащие в основах этих фигур.

Эти ткани делаются из льняных ниток и выглядят скромно, но очень изыскано. Им присущ шелковистый блеск, гибкость и мягкость.

 

 

Бранное

Такие полотна создавались при помощи дощечки-бральницы, работа с ней – это кропотливое искусство. Полотенцами, вытканными бранным способом, всегда украшали дом, но могли и преподносить их в качестве подарка. Рисунки тоже были почти всегда геометрическими и состояли из горизонтальных полос, но встречались и фигурки людей и животных.

 

3. Выборное ткачество. Это ткачество обычно сочеталось с бранной техникой, т.е. как бы дополняло её. К примеру, если на средней части полотна изображался орнамент, то по верхней и нижней частях были расположены бранные полосы. Использовался такой способ, в основном, на фартуках, косынках и полотенцах, делая их яркими и нарядными.

 

 

Эти и другие виды узорного ткачества используются до сих пор, ведь это рукоделие ещё не утратило популярности и активно используется для украшения славянских традиционных нарядов. А всё благодаря обычным женщинам-крестьянкам, которые изобрели узорное ткачество, развивали и совершенствовали его, чтобы сейчас мы тоже могли создавать такие ткани.

 


 

 

Знакомство с технологией

 

Для осуществления процесса ткачества необходимы две системы нитей, называемые основой и утком. Основные нити (или просто основа) проходят вдоль длины станка, параллельно друг другу в горизонтальной плоскости. Они должны находиться в постоянном и равномерном натяжении. Нити утка (или просто уток) имеют поперечное направление. В процессе ткачества они должны переплетаться с нитями основы в определенном порядке. Делается это так: одну часть нитей основы поднимают вверх, другую соответственно опускают вниз, образуя так называемый зев, в него и вводится уточная нить. После этого уточную нить прибивают к краю (опушке) ткани. Образуется новый зев, в котором нити основы меняются местами. Прокладывается новая уточная нить, опять прибивается к опушке ткани, после чего весь процесс начинается сначала.

 

Устройство ткацкого станка рассчитано на выполнение описанных выше операций. Настольный ткацкий станочек представляет ряд деталей, установленных на раме, которая состоит из доски-подставки и скрепленных с ней двух боковин.

 

Схема устройства настольного ткацкого станочка:
1 — навойный валик; 2 — товарный валик; 3, 4 — вспомогательные валики; 5 — ремизки (нитенки); 6 — валик для подвязки ремизок; 7 — батан; 8 — боковина станочка.

 

 

Чтобы придать нитям основы горизонтальное положение и обеспечить их натяжение, на станочке установлены два деревянных валика с осью вращения, находящейся в боковинах рамы. На первый валик наматываются нити основы, на второй навивается наработанная ткань. С одной стороны каждого валика помещается деревянный храповичок с таким направлением зубьев, чтобы удерживать нити основы и ткань от разматывания, фиксируя основу все время в нужном натяжении. Собачки храповичков укрепляются на боковине станка.

Помимо первой пары валиков, называемых один навоем (для нитей), второй товарным валиком (для товара, т. е. для ткани), на станке немного выше их устанавливаются два дополнительных валика, уже без храповичков. Эти валики служат для изменения направления нитей и ткани (с вертикального на горизонтальное и наоборот). Они могут быть установлены неподвижно, без оси вращения.

Наиболее важной частью станка является зевообразовательное устройство, состоящее из двух нитенок, или ремизок (рис. 5). Каждая из ремизок представляет собой набор нитяных петелек, надетых на деревянные тонкие планочки (петельки эти можно связать из швейных ниток № 10, сложенных вдвое, или из тонкого корда). Длина каждой из них — 5 см. Вязать их нужно на специальной рамочке двойным, лучше морским узлом. Петельки делятся на верхние и нижние; нижняя продевается через верхнюю. Верхние петельки надеваются на верхнюю планку, нижние — на нижнюю.


Устройство петелек ремизки


Верхние планки обеих ремизок соединены ремешком или широкой тесьмой, перекинутой через специальный валик над ремизками. Снизу имеется такой же валик, через который соединяются нижние планки ремизок такой же тесьмой или резиновой лентой. При поднятии одной ремизки другая опускается.

При прохождении через ремизки нити основы должны быть пробраны в так называемый глазок — просвет, образованный между верхней и нижней петельками ремизки. В их проборке должен соблюдаться строгий порядок: четные нити должны пробираться в глазки петелек одной ремизки, а нечетные — другой. Так делают, когда хотят получить самое простое, так называемое полотняное переплетение (как в обычном полотне или в штопке).

Кроме ремизок, нити основы должны быть еще продеты между зубьями специального гребня, называемого бердом и оправленного в деревянную рамку с продленными вниз боковыми сторонами. Гребень вместе с рамой носит название батана и устанавливается на станке впереди ремизок (т. е. со стороны ткача). В нижней части боковин станка батан закреплен так, что может качаться вокруг оси вперед и назад.

Ремизки служат для образования зева. Когда поднимается первая ремизка, то поднимаются и нити, пробранные в нее, например нечетные, а другие, четные опускаются. В этот момент нужно проложить уточную нить. Прибивают ее к опушке ткани батаном. Затем ремизки меняются местами, поднимаются четные нити, нечетные опускаются, прокладывается новая уточная нить и снова прибивается батаном. При прокладке утка, как уже можно догадаться, батан должен находиться в заднем положении, т. е. возле ремизок.


Дополнительные детали к настольному ткацкому станку: 1 — челнок для тканья на настольном станке; 2 — челночек для выборного и закладного ткачества; 3 — дощечка-бральница для браного ткачества.


Для прокладки, или как говорят, прокидки уточной нити служит челнок. При работе на настольном ткацком станочке применяется челнок самого простого устройства, приблизительно такой, каким пользуются рыбаки для плетения сетей, — в виде линейки с вырезами с двух сторон, наподобие ласточкиного хвоста. На него удобно наматывать нитки; такой челнок легко проталкивается в низкий зев, который образуется при подъеме ремизок на детском настольном станочке. Длина челнока должна быть чуть меньше ширины станка.


 

 

Практическая часть

Перед началом выполнения бранный узор должен быть нанесен на клетчатую бумагу; поэтому вспомогательному рисунку рассчитывается количество нитей в раппорте узора. Затем высчитывают, сколько раз раппорт укладывается по ширине ткани (путем деления количества нитей в ткани на раппорт), учитывая при этом, что середина раппорта должна приходиться точно на середину ткани. Часть узора, не вошедшая в количество полных раппортов, делится на две части и распределяется по краям ткани. Исходя из вспомогательного рисунка производится набор нитей основы на дощечку.

 

Для начала попробуем выполнить несложный бранный узор на четырех дощечках (рис. а).

 

Виды узоров браного ткачества: a — узор из чередования пары ромбов и ромба с четырьмя отростками; б — узор, полученный путем удвоения предыдущего узора.


Рассчитаем его по количеству нитей основы. За уступ возьмем 2 нити по основе по утку. Рисунок состоит из двух чередующихся форм: двойного ромба и ромба с четырьмя отростками. Первая фигура по ширине занимает 15 уступов по 2 нити, т. е. 30 нитей, и вторая фигура — 15 уступов, т. е. 30 нитей. Таким образом, раппорт нашего рисунка равен 30+30=60 нитям. Если общее количество основы у нас будет 360 нитей, то раппорт повторится по ширине ткани 6 раз. Для того чтобы узор был симметричным относительно середины, нужно посредине расположить какую-нибудь фигуру, например ромб с отростками. Остальные части узора расположим по сторонам от него, при этом с краев узора останется по половинке двойного ромба, т. е. одинарный ромб.

Вначале соткем несколько сантиметров простого белого полотна теми же нитками, что и в основе, предположим, катушечными нитками № 10. Потом проложим одну уточную нить в полотняный зев из красных ниток мулине (целиком, не расщепляя на тонкие нити).

Сделаем три прокидки полотна и снова проложим в полотняный зев одну прокидку из ниток мулине, закончим тремя прокидками белого цвета. Теперь приступим к выполнению узора с помощью дощечки-бральницы.

Начнем набирать нити основы на дощечку справа налево для первой узорной прокидки. У нас получится следующий порядок: 5 нитей основы вверх (над дощечкой); 6 нитей вниз (под дощечку), 6 нитей вверх, 6 нитей вниз и так далее до конца; в конце останется 5 нитей вверх. Поставим дощечку на ребро, проложим узорную нить мулине, зафиксируем зев позади ремизок с помощью прутка (с петлями или без них), вынем дощечку и прокинем 1 белую фоновую нить в полотняный зев. После этого поднимем пруток, вложив в зев дощечку, поставим ее на ребро и прокинем вторую узорную прокидку мулине (для получения уступа), а за ней полотняную — белую.

Теперь начнем набирать дощечку для второго уступа узора, порядок будет следующий: 3 нити вверх; 10 нитей вниз, 6 нитей вверх, 6 нитей вниз, 2 нити вверх, 10 нитей вниз, 2 нити вверх, 6 нитей вниз, 6 нитей вверх, далее узор будет повторяться сначала, не считая первых трех нитей; в конце должны остаться также 3 крайние нити, которые пойдут вверх. Будем работать дальше обычным порядком, чередуя узорные цветные прокидки с белыми полотняными, делая по две одинаковые узорные прокидки в уступе узора.

Набор нитей на третью дощечку будет следующим: 1 нить вверх, 6 нитей вниз, 2 нити вверх, 10 нитей вниз, 2 нити вверх, 6 нитей вниз, 6 нитей вверх, 10 нитей вниз, 2 нити вверх, 10 нитей вниз, 6 нитей вверх и т. д.; в конце должна остаться 1 нить вверх. Набор на четвертую дощечку: 5 нитей вниз, 6 нитей вверх, 6 нитей вниз, 6 нитей вверх, 6 нитей вниз и т. д.; в конце останутся 5 нитей вниз. Не забываем каждый раз фиксировать зев. Проработав, таким образом, до середины, начнем ткать узор в обратном порядке. Кончив бранный узор, сделаем три белые полотняные прокидки: одну красными нитками мулине, опять три белые и последнюю — мулине.

Кайма закончена, Теперь можно ткать середину изделия — салфетки или дорожки — белым полотном или делая на расстоянии нескольких сантиметров по паре полотняных прокидок мулине, как это мы делали в начале и конце каймы. В конце изделия соткем такую же узорную кайму, как и вначале.

Если при фиксации зева мы употребляли второй способ, прутки с петлями, то второе изделие, например полотенце можно соткать с более широкой каймой, повторяя узор подряд дважды без промежутка. Орнаментальные формы при этом примут иные очертания и будут более интересными, в первом случае (рис. б). Можно перед началом узорной каймы вместо красных полотняных прокидок соткать полоску красными нитками мулине, на первом или четвертом прутке сделав столбики по вертикали (чередуя полотняные прокидки с узорными, как обычно). Эти столбики можно кое-где дать и в середине изделия, на равном расстоянии друг от друга.

Бранным способом можно выполнять самые разнообразные узоры, с разной величиной раппорта и разной сложности. За уступ можно брать не только 2, но и 3, 4 нити, тогда узор получится крупнее. Но следует учесть, что при слишком большом укрупнении узор становится более грубым, поэтому больше четырех нитей брать в уступе не рекомендуется.


В бранной технике можно выполнять и многоцветные узоры, пользуясь несколькими челноками с цветными нитями; при этом цвета в ткани будут располагаться в виде полос, одна над другой. В качестве фонового утка можно использовать льняные суровые нити, выполняя узор белыми или цветными нитями, или весь фон в ткани сделать цветным, по основе и по утку, а узор белым. Каждый может проявить здесь много выдумки и фантазии, создав свои варианты решений узора, композиции изделия, колорировки.

 

   

 

 

Выводы, рефлексия

 

Работая над курсом, мы познакомились с историей ткачества, его видами, технологией и выполнили бранный узор на четырёх дощечках.

 

Рефлексия была проведена устно в виде опроса.


 

Литература:

1. Гораздин А.С. ручное узорное ткачество: традиции и современность (из опыта работы в нииХП) / Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции. Киров: Старая Вятка, 2017.

2. Калинина С.В., Яковлева Е.Г. особенности производства изделий ручного художественного ткачества / под ред. н.В.Черкасова // Сборник научных трудов нииХП «Традиции и проблемы развития искусства современного ручного художественного ткачества». М., 1986. С. 4–20.

3. Кожевникова Л.А. из опыта использования традиций ручного народного ткачества в современной практике / под ред. н.В.Черкасова // Сборник научных трудов нииХП «Традиции и проблемы развития искусства современного ручного художественного ткачества». М., 1986. С. 21–36.

4. Королева Н.С., Кожевникова Л.А. новое и традиционное в современное узорное ткачество / под ред. Г.С.Покрасс // Сборник трудов нииХП. М.: Легкая индустрия, 1970. 112 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: