Правительство Российской Федерации




Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»

 

Факультет государственного и муниципального управления

Кафедра политического поведения

 

Тема эссе:

«Главенствующая идеология в современной России: состояние дел, необходимость, вызовы и перспективы»

 

Студент группы № 195

Давлетбаев

Аскар

Альфитович

 

Проверил:

Преподаватель

Бахметьев

Ярослав

Александрович

 

Москва-2014

Введение

На сегодняшний день довольно часто можно услышать по телевизору или радио разговоры политиков, высокопоставленных чиновников, активистов, общественных деятелей о необходимости создания новой российской идеологии, об отсутствии русской идеи как таковой в нашей стране.

Сравнивая Россию с другими странами, (не используя специальных исследовательских методов), мы замечаем: какая существует разница между жизнью современного россиянина и европейца не только в экономическом, но и социальных и культурных планах.

Многие политики высказываются о том, что наша страна до сих пор находится в переходном состоянии, нам действительно необходимо менять свою политику в разных сферах российского общества, предлагать долговременные проекты развития нашей страны.

В целом, если суммировать основные высказывания относительно отсталости развития нашей страны, можно выделить несколько основных тезисов:

1. Переходное состояние РФ – следствие распада СССР, сломом прежних существовавших отношений, изменений в экономике страны.

2. Преобразования структуры производства в целом по стране, форм хозяйствования на сегодняшний момент приносят больше издержек, чем выгод.

3. В РФ слишком долго существовала централизованная экономика, что вызывает новые трудности при переходе к качественно новой системе, так как тормозит сам процесс перехода.

 

Особое внимание мне бы хотелось уделить заметке «Современная российская идеология», опубликованной на сайте Молодежного парламентского движения России, в которой автор перечисляет основные идеологии нашей страны, существовавшие на протяжении истории, а также говорит о необходимости создания новой и единой российской идеологии[1].

 

После прочтения заметки, я обратил внимание на приведенную автором трактовку термина «идеология». На мой взгляд, она не является содержательной и полностью исчерпывающей.

Дав более конкретное определение термина «идеология», легче выстраивать логику рассуждений относительно современной российской идеологии, ее дальнейших перспектив.

Предметом моего исследования будет являться современная российская идеология.

Метод анализа: описательный.

Проблема: что представляет собой современная российская идеология и какие ее дальнейшие перспективы существования в РФ?

Целью данной работы является попытка определения современной российской идеологии.

Для достижений поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

1. Дать определение понятию «идеология».

2. Рассмотреть идеологии, существовавшие в нашей стране на протяжении истории.

3. Перечислить основные предлагаемые идеи в качестве будущей идеологии нашей страны.

4. Сделать содержательные выводы.

 

 

Основная часть

Глава 1. Что есть идеология?

Обратимся к истории возникновения термина. Впервые понятие «идеология» употребил французский философ Дестют де Траси (Destutt de Tracy). В его понимании идеология представляла собой науку об идеях, которая должна изучать происхождение мыслей.

Немецкий философ и автор знаменитого труда «Капитал» Карл Маркс определял идеологию как идеи «правящего класса». В логике Карла Маркса общество разделено на два класса: высший и низший классы.

Карл Маркс писал о том, что правящий класс является не только главной материальной силой в обществе, но и умственной силой, производящей идеи.

В идеологии Карл Маркс видел попытку правящего класса держать в управлении низшие классы и скрывать при помощи нее различные противоречия существующие в структуре и управлении общества.

Друг и соавтор Карла Маркса Фридрих Энгельс определял идеологию как «ложное сознание».

Немецкий философ Карл Мангейм говорил об идеологии в двух контекстах. Первое понимание связано с господствующим классом (идеология как способ мышления правящих классов общества и идеология как утопическое сознание угнетенных классов).

Владимир Ильич Ленин подчерпнул идеи Карла Маркса, выдвинул тезис о том, что возможно существование научной идеологии, т.е. марксизм. В.И.Ленин акцентировал внимание на научности, революционности и партийности идеологии.

Существует множество определений термина «идеология» в различных науках, но наиболее употребительное понятие используется для обозначения определенного мировоззрения, объединяющего в себе разные установки, представления относительно существующей реальности, образа будущего общества, к которому следует стремиться, способов решения существующих проблем.

Стоит отметить, что идеология является не просто некой совокупностью идей, установок, представлений, но и важным компонентом сознания граждан.

Идеология – как некая совокупность философских идей относительно будущей модели государства, способов его функционирования, средств для достижения поставленных целей.

Знаменитая Хана Арендт – основоположница теории тоталитаризма, историк и политолог рассматривала идеологию как инструмент общественного контроля, который обеспечивает согласие и подчинение в рамках общества.

На мой взгляд, роль идеологии в современной мире не утратила своего былого значения и продолжает выполнять важные функции в любом современном обществе, государстве независимо от формы или режима правления.

К ним относятся следующие:

1. Познавательная функция, которая проявляется в просвещении сознания граждан, в открытии перед ними познавательных возможностей происходящих событий в рамках определенной идеологии.

Немецкий философ Хана Арендт, о которой упоминалось ранее, сравнивала идеологию с шестым чувством.

2. Легитимизирующая функция выражается в попытке идеологии оправдать существующий режим правления, придать ему логическое обоснование с теоретических позиций.

3. Нормативная функция взаимосвязана с легитимизирующей функцией, так как данная функция дает возможность оценить политические события с точки зрения норм поведения, провозглашенных в идеологии (Пример: если в идеологии указано, что любой ценой необходимо защищать безопасность своего государство, убийство иностранного агента политиком - вполне оправданная мера).

4. Интеграционная функция связывает два процесса: процесс социализации и процесс объединения граждан в различные организации (партии, общественные движения и т.д.).

5. Мобилизационная функция является самой значимой, так как предполагает координирование большого количества людей на совершение неких коллективных действий для достижений определенных политических целей.

 

 

Глава 2. Идеологии в российской истории.

Стоит отметить интересную тенденцию в развитии идеологий на Западе и России. В западных государствах идеологии возникали внутри самого общества, которое транслировало их государству. В России происходила обратная ситуация: идеология навязывалась государством и принуждало общество ей следовать.

Самая первая идеология получившая статус государственной стали идея, провозглашенная монахом Филофеем в его посланиях московскому великому князю Василию III.

Филофей обосновывал значение Москвы как политической и церковной столицы для развития Русского государства. Послания Филофея выдержаны в религиозной форме, что является значимой характеристикой существовашего в те времена средневекового мышления.

Многие историки сходятся во мнении относительного того, что идея «Москва-Третий Рим» появилась не случайно, а вполне закономерно. Официальной предпосылкой возникновения данной идеи с точки зрения современной истории является рост русского национального самосознания, происходившего главным образом в ходе воссоединения русских земель, освобождения Русского государства от татаро-монгольского ига, в становлении независимости Руси.

Стоит отметить, что идеология «Москва-Третий Рим» сыграла ключевую роль в становлении официальной идеи централизованного Русского государства, в 16 века в славянских странах, расположенных на Балканском полуострове, эта идея служила обоснованием славянского единства против турецкого населения.

Филофей уделял внимание способам идеологического воздействия на население со стороны власти, требовал запрета на свободу каких-либо суждений и попытки познания внешнего мира, не относящегося к Русскому государству.

Немаловажное значение приобрела идея «Православие. Самодержавие. Народность» графа Сергей Семеновича Уварова, министра народного просвещения, завоевавшая особую популярность в годы правления Николая I.

По словам графа, русский народ весьма религиозен и предан царю. Именно поэтому самодержавие и вера станут основой существования Российского государства. Народность он определял как противодействие распространению западных идей и ценностных установок (свобода личности, свобода мысли, индивидуализм) и попытка сохранения существующих традиций.

По мнению графа С. С. Уварова любое восприятие западных ценностей можно расценивать как вольнодумство, что было неприемлемо для того времени российской истории.

На мой взгляд, весьма значимой является работа русского религиозного философа Николая Александровича Бердяева «Русская идея» 1946 года, в которой он размышляет об исторической судьбе России, о призвании русского народа, о русской душе.

Бердяев говорил о том, что русская идея – это, прежде всего, идея братства людей и народов.

Русская идея отражает особенности религиозного и национального самосознания русского духа.

 

 

Глава 3. Современная российская идеология.

Распад СССР, исчезновение многих институтов советского периода как идейных образований, интегрировавших общество, привело к такому феномену, известному в науке как «кризис идентичности».

Современный российский народ перестал в каком-то смысле быть единым народом, вобрав в себя различные экономические, политические, этнические группы.

Если мы проанализируем социальную структуру общества, заметим существование различных групп, проживающих на территории РФ: мигрантов из Средней Азии, иностранных граждан, более 180 народов, не считая русское население.

Прежняя политическая и экономическая системы, продолжительно существовавшие разрушены, новая организация российского общества была сформирована сверху и на сегодняшний день она представляет собой не до конца сформированную систему, которая все-таки институционально оформлена, но у нас нет российской единой идеологии.

В нашей стране существует огромное количество различных движений, партий, но ни одну из этих организаций мы не можем назвать носителем уникальных идей.

В некоторой степени мы наблюдаем размытость существующих идеологий в РФ, что укладывается в логику конституционного закрепленного плюрализма.

Именно поэтому России необходимы новые идеи, которые помогут развивать нашу страну в качественно новом направлении, так как старая система уже неприменима к современным условиям.

Говоря о современной российской идеологии необходимо показать последние идеи, прозвучавшие 28 марта в ходе научно-общественной конференции «Государственная идеология и современная Россия».

В ходе вступления Генерального директора Центра научной политической мысли и идеологии Степана Степановича Сулакшина были выделены основные тезисы касательно государственной идеологии:

«Государственная идеология - это цельное, единое собрание ценностей страны, закрепленные нормативно и сакрально, реализуемые и защищаемые государством, выработанные в общественной практике в идентичной цивилизационной версии»[2].

В докладе ставился вопрос: откуда возникает человеческое мировоззрение и государственная идеология?

Было выделено два ключевых направления: образование, за которое отвечает государство, культура, воспитание и второе направление- мировоззрение как состояние человеческого ума и души.

С.С. Сулакшин пришел к выводу, что фактически современное российское государство лишено эти двух важнейших функций.

Было акцентировано внимание на том, что при отсутствии идеологии как таковой, нет развития страны в целом.

В конце выступления Степан Сулакшин проанализировал состояние основных сфер современного российского общества.

Он обозначил упадок нравственного состояния, деградация российской экономики, деидеологизация страны. Россия, по его мнению, превращается в третьеразрядную сырьевую державу. Количество субъектов-доноров с ходом времени уменьшается. На сегодня их уже 6. Россия должна стать нравственным государством, а не только социальным и правовым.

С.С. Сулакшин видит лишь один реальный шанс для России: государство и лица должны отвечать каково содержание истинной государственной идеологии, и каково значение и результаты деидеологизации страны, и каковы возможности и перспективы для нашей страны преобразоваться к классическому, устремленному в будущее, научно обоснованному и нравственному облику, который ничего общего не имеет ни с каким диктатом.

Участие в дискуссии принял Вардан Эрнестович Багдасарян, заместитель С.С. Сулакшина. В своем выступлении он обратился к вопросу почему нет результата, связанного с повышением потенциала в жизнеспособности страны? И подчеркнул, что нужна суверенная идеология не зависимая и не копирующая чужеродные аналоги.

Отсюда возникает новая единая идеология, в центре которой как основание этого проекта российскоцентризм. Высшая ценность при таком подходе – это существование самой страны, Россия должна быть и должна быть всегда.

В западном дискурсе присутствовала, и воплощалась в политические проекты идея мирового господства. Россия выступает в качестве препятствия для реализации этого проекта, и по этой логике как страна должна быть устранена.

Заместитель С.С. Сулакшина Вардан Эрнестович выразил свою точку зрения: «Вопрос о выживании России заключается в выдвижении собственного проекта о своем месте в мире».

 

Заключение

Хотелось бы отметить, что исторически идеологии всегда возникали в периоды кризисов как реакция на происходящие события внутри страны.

На мой взгляд, возникновение и возрастание популярности идей о необходимости создания новой российской идеологии неслучайны, так как российское общество находится в переходной фазе своего развития, для которого крайне необходимы устойчивые и долговременные проекты. Таким проектом, по мнению российских политиков, может являться новая государственная идеология.

В современной России в соответствии со статьей 13 Конституции РФ не существует официальной единой государственной идеологии на территории РФ[3].

Признается существование идеологического многообразия и отрицается установление единой государственной идеологии.

Таким образом, стоит подвести несколько выводов. На мой взгляд, были выполнены поставленные в самом начале работы задачи.

Возвращаясь к поставленной проблеме: что представляет собой современная российская идеология и какие ее дальнейшие перспективы существования в РФ, хотелось бы отметить, что на сегодняшний день современная российская идеология только находится на пути своего становления.

Однако, неоспорим факт того, что нашей стране действительно нужна если и не официальная единая государственная идеология, то какая-нибудь идея, способная объединить нашу страну.

На мой взгляд, это необходимо для нашего дальнейшего существования как государства так и как единого народа, проживающего на территории РФ.

 

Список использованной литературы:

1. Электронный ресурс. Современная российская идеология. – Режим доступа: https://www.newparlament.ru/tribune/view/171 (Дата обращения: 22.05.2014.)

2. Электронный ресурс. Государственная идеология и современная Россия. – Режим доступа: https://newsland.com/news/detail/id/1351297/ (Дата обращения: 25.05.2014.)

3. Электронный ресурс. Кодексы и законы РФ. – Режим доступа: https://www.zakonrf.info/konstitucia/13/ (Дата обращения: 24.05.2014.)

4.Бжезинский З. Выбор: мировое господство или глобальное лидерство. М.: Международные отношения, 2006.

5. Дронов В.Т. О новой российской идеологии: за и против./ Дронов В.Т.//Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена.- Российский педагогический институт им. А.И. Герцена, 2010,- №137.- С.144-150.

6. Кефели И.Ф., Миронов А.В., Пуляев В.Т., Шеляпин Н.В. Идеологические ориентиры в социокультурном пространстве России, М.: Академия гуманитарного знания,2001.

 


[1] Электронный ресурс. Современная российская идеология. ­­ – Режим доступа: https://www.newparlament.ru/tribune/view/171 (Дата обращения: 22.05.2014.)

[2] Электронный ресурс. Государственная идеология и современная Россия. – Режим доступа: https://newsland.com/news/detail/id/1351297/ (Дата обращения: 25.05.2014.)

[3]Электронный ресурс. Кодексы и законы РФ. – Режим доступа: https://www.zakonrf.info/konstitucia/13/

(Дата обращения: 24.05.2014.)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: