Образ Прекрасной Дамы в рыцарской куртуазной литературе




Эссе

В средневековом обществе конец XI века ознаменовался возникновением нового понятия, больше известного как «куртуазная любовь», которое предполагало особое поведение при дворе. Его суть заключалась в поклонении рыцаря к замужней даме, как правило выше его по статусу. Такое явление и породило образ Прекрасной Дамы, который широко освещался в средневековой рыцарской куртуазной литературе.

Ж. Дюби в своей работе «Европа в Средние Века» описывает куртуазную любовь как игру, целью которой является избрание и завоевании дамы сердца. В «Культуре рыцарской среды» И. Николаевой и Н. Карначук говорится, что куртуазная любовь – это новая форма отношений между мужчиной и женщиной, которую можно назвать «утонченной любовью». По мнению российского литературоведа А.Д. Михайлова, главная концепция куртуазных романов заключается в том, что возлюбленная является именно дамой, а не женой и подругой.

Есть два правила рыцарского поведения, две страсти и обязанности: «сражаться и любить», которые совершаются совершенно бескорыстно. Куртуазная любовь основана на поклонении Даме и строится по модели вассальных отношений. Женщина в этом дуэте играет главную роль, занимает место сеньора. Влюбленный приносит клятву своей избраннице и служит ей как сюзерену. Верность избраннице также была важным условием. Но дама же не брала на себя никаких обязательств, рыцарю обещались только благоволение и милость.

Для написания куртуазных романов авторы брали информацию из многих источников классических, восточных и европейских, в качестве главных героев нередко использовались образы известных людей. По свидетельствам известного средневекового романиста, Кретьена де Труа, на написание сюжета «Ланселота» его вдохновила Мария, графиня Шампанская, дочь знаменитой Алеоноры Аквитанской.

Женские образы в рыцарской куртуазной литературе раскрываются совершенно по-разному. Так, Энида, героиня романа Кретьена де Труа «Эрек и Энида» является символом всепобеждающей любви. Изольда Белокурая, героиня романа «Тристан и Изольда» является воплощением трагичной, но истинной любви. Эталонным образом Прекрасной Дамы является Гвиневера, жена короля Артура, героиня романа Кретьена де Труа «Ланселот, или рыцарь телеги». Она капризно и своенравно испытывает на прочность чувства своего рыцаря Ланселота, который влюблен в нее и посвящает ей все свои подвиги. В некоторых произведениях, например, у Готье де Куэнси, Дева Мария воспевается как Прекрасная Дама.

Вопреки мнению некоторых авторов, женская роль в куртуазной литературе не является пассивной. В жизнеописаниях трубадуров Джауфре Рюделя и Гильема де Кабестаня, необходимость оценивать по заслугам любовь и верность вынуждает Даму после смерти возлюбленного уйти в монастырь или покончить с собой.

Также, хотя куртуазная любовь предполагает собой скорее платонические отношения, то в рыцарской куртуазной литературе зачастую преобладают отношения плотские, что, однако, не мешает романам обладать своей куртуазностью. В доказательство можно привести известное куртуазное произведение – «Тристан и Изольда», в котором после заточения Изольды своим мужем в башню, Тристану с помощью ее служанки удается пробраться к возлюбленной, где несколько дней они наслаждались любовью, пока спящий Тристан не был схвачен.

Вообще, в женских образах куртуазных произведений можно проследить не только красоту, но и стремление к хитрости и некоторой скрытности. Снова в пример следует привести несколько сцен из «Тристана и Изольды». Король Марк приказал своему поверенному слуге Одре надзирать за королевой, т.к. он подозревал о существовании влечения между Тристаном и Изольдой. После того, как Одре прознал, что Тристан и Изольда встречаются в саду. Тогда король Марк сам пожелал убедиться в этом. Но, влюбленные это заметили, и король услышал специально предназначенную для его ушей беседу. Также следует привести более раннюю сцену после свадьбы Марка и Изольды. Чтобы скрыть провинность Изольды от короля, было придумано сделать так, чтобы первую ночь тот провёл со служанкой Бранжьеной, которая была девственна. Когда король Марк вошёл в опочивальню, Изольда задула свечи, объяснив это старинным ирландским обычаем, и в темноте уступила своё место служанке.

Роман «Эрек и Энида» Кретьена де Труа можно назвать некой противоположностью общепринятым «постулатам» куртуазной любви. Эрек знатен и богат, Энида бедна – она дочь полунищего дворянина, вконец разоренного феодальными усобицами. Но это не мешает ему разглядеть в девушке, которая одета в бедное и поношенное платье, красоту и благородства. Любовь Эниды к супругу выдерживает все испытания. Таким образом, в этом романе не важен статус женщины. Более того, отрицается невозможность супруги являться Прекрасной Дамой.

К сожалению, культ Прекрасной Дамы просуществовал недолго. Уже в первой половине XIII века Прованс подвергся четырем крестовым походам из Северной Франции, и с его падением трубадурское искусство быстро пришло в упадок. Однако, куртуазная любовь оставила большой отпечаток в средневековой литературе и в средневековой жизни. В каждом произведении образ Прекрасной Дамы может различаться, но некоторых их них объединяет наличие, пусть иногда и трагичной, но все же любви.

 

Список использованной литературы

 

1. Михайлов, А.Д. Французский рыцарский роман / А.Д. Михайлов. – М.: Наука, 1976.

2. Николавева, И.Ю. В культуре рыцарской среды: учебное пособие / И.Ю. Николаева, Н.В. Карначук. – Томск: издат-во Томского гос. ун-та, 2000.

3. Дюби, Ж. Европа в Средние века / Ж. Дюби. – Смоленск: Полиграмма, 1994.

4. Мелетинский, Е.М. Средневековый роман / Е.М. Мелетинский. ­– М.: Наука, 1983.

5. Гуревич, А. Избранные труды. Культура Средневековой Европы / А. Гуревич. – СПб.: издат-во С.–Петерб. ун-та, 2007.

 

1+1+1+1+0,5+0,5 = 5



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: