Контрольно - оценочная деятельность учащихся на уроках географии в условиях реализации ФГОС




МБОУ Кочуновская ООШ

 

 

Доклад

 

Контрольно - оценочная деятельность учащихся на уроках географии в условиях реализации ФГОС

 

Подготовила: Е.В.Жбанова,

учитель географии

МБОУ Кочуновской ООШ

 

с.Кочуново,2021 год.

Модернизация системы образования в Российской Федерации направлена на обеспечение нового качества образования. Принципиальное отличие новых стандартов заключается в переносе акцента с предметного, на личностный результат, т.е. важна не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе, а личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения.

Одно из важных направлений модернизации современного школьного образования является развитие ключевой компетенции учащихся - умение учиться, становление школьника как субъекта, а значит уметь и оценивать собственные результаты учебной деятельности.

Традиционное оценивание по пятибалльной шкале вы-

зывает неудовлетворенность, поскольку не учитывает личностные особенности учащегося, не способствует продвижению учащихся в учебно-познавательной деятельности, не стимулирует образовательную активность, не формирует самооценивание учащихся.

В условиях реализации ФГОС второго поколения, оценочная самостоятельность позволяет школьнику:

1. анализировать и оценивать результаты учебной деятельности с использованием осознаваемых критериев, тем самым знаменует переход на субъектную позицию в образовательном процессе

2. оценочная самостоятельность школьника в процессе учебной деятельности представляет собой способность ученика;

3. развитие оценочной самостоятельности является процессом развития освоения учащимися общеучебных умений аналитического и оценочного характера и протекает в условиях совместной оценочной деятельности учителя и ученика;

4. в основание методики развития оценочной самостоятельности может быть положена стратегия критериальной оценки результатов учебной деятельности школьников, позволяющей развивать субъектную позицию ученика;

5. эффектами использования методики критериальной оценки могут стать смещение акцентов с оценки фактического объема усвоенных знаний на результаты учебной деятельности учащихся; развитие адекватной самооценки ученика в образовательном процессе; становление учащихся как субъектов учебной и оценочной деятельности.

В условиях урочной системы наиболее оптимальной выступает контрольно-оценочная деятельность в качестве самостоятельного элемента, который необходимо формировать и развивать в составе универсальных учебных действий.

Под контрольно – оценочной деятельностью на уроке понимают процесс сравнения контролируемого объекта, деятельности с эталонами, нормами, критериями и выражение полученных результатов в устной или письменной форме, т.е. в форме оценки.

Понятия «отметка» и «оценка» необходимо четко разграничивать.

Отметка учащегося жестко регламентирована и демонстрирует уровень усвоения школьником единообразной государственной программы образовательного стандарта.

Оценка может быть вариативной, поскольку определяет характер личных усилий учащихся, устанавливает глубину и объем индивидуальных знаний, содействует корректировке мотивационно-потребностной сферы ученика. Чаще оценка выражается в условных знаках-баллах.

Отметка складывается из одной или нескольких оценок, поэтому последняя всегда предшествует отметке.

В процессе контрольно-оценочной деятельности на уроке учитель осуществляет контроль за процессом и результатом труда, как за собственным, так и учащихся, а также следит за взаимодействием последних с учителем, поэтому можно выделить три главных звена:

контрольно-оценочная деятельность учителя;

самоконтроль и самооценка учащихся; взаимоконтроль и взаимооценка.

При таком подходе происходит глубокое осмысление учебного материала учеником, т.к. меняется отношение ребенка к учебе, к нему приходит осознание, что ошибок не избежать и можно их исправить.

На уроке КОД выполняет несколько функций:

-контролирующую (определение обратной связи на линии ученик - учитель и наоборот, а также учет результатов контроля);

- обучающую (усвоение программного содержания);

 

-управляющую (организация и самоорганизация деятельности учителя и учеников);

-воспитывающую (создание условий для формирования личностных качеств учащегося);

-развивающую (развития памяти, внимания, логического мышления, интереса к предмету, творчества, мотива познавательной деятельности).

Рассмотрим примеры критериев оценивания и самооценивания на уроке географии. Чаще всего, в рамках урока, на разных этапах мною используются для контроля знаний задания, направленные на осмысленное узнавание изученного материала, знание правил, законов, умение решать типовые задачи.

Например, на этапе мотивации при изучении новой темы «Природные комплексы Русской равнины, учащимся предлагается выполнить географический диктант (рис.1). За каждый правильный ответ - 1 балл.

 

Закончите предложение.

1.Русская равнина по площади занимает 2 место после Амазонской низменности в мире. 2.Протяжѐнность равнины с севера на юг 2,5 тыс. км, а с запада на восток 1 тыс. км. 3.Равнинность рельефа обусловлена наличием в фундаменте Русской платформы 4. На Русской равнине расположены самые древние и славные города России Муром, Владимир, Москва, Псков, Архангельск, Великий Новгород. 5.На Кольском полуострове и Карелии выходы кристаллического фундамента образуют Балтийский щит 6. Поднятия фундамента образовали формы рельефа - возвышенности. 7. При отступлении ледника образовались гряды морены 8. Основная часть равнины расположена в умеренном климатическом поясе. 10. Большое количество осадков связано с морскими воздушными массами, приходящими с Атлантического океана. 11. Крупными реками являются: Волга, Дон, Кама, Печера, Северная. 12. Характерной особенностью природы равнины является широтная зональность.

Рисунок 1. Географический диктант «Русская равнина»

После заполнения пропусков в рабочих листах учащимися, на экране демонстрируется правильный вариант. Учащиеся, не выполнившие полностью самостоятельно работу, вносят в рабочий лист правильные ответы и отмечают «+» те предложения, на которые знали ответы. Эти плюсы могут учитываться при оценивании сразу, если учащийся ответил верно на все вопросы, следовательно получает отметку «отлично», либо позже, в накопительной системе баллов в течение урока или при изучении темы, раздела.

При изучении темы «Внутренние воды России», даю задание для работы в парах, которое предполагает выполнение заданий по алгоритму, воспроизведению усвоенной информации, самостоятельному решению стандартных задач (см. задание 1).

Задание 1

Найдите в учебнике определения понятий «режим реки», «половодье», «паводок», «межень» в учебнике (стр.119) Найдите реки Амур и Волгу на физической карте. Первая пара учащихся выполняет работу по алгоритму по р.Амур, вторая - по р.Волга

Ход работ:

1. Рассмотрите графики изменения уровня воды (стр.119 рис. 85). Вертикальная шкала – уровень воды в метрах, горизонтальная – месяцы года, цвет соответствует сезонам года.

2. Определите по данным графика, когда на реке наступает половодье?

Почему? Какой отметки достигает?

3. Определите время наступления межени? Почему?

4. Сделайте вывод: отчего зависит режим рек?

5. Подготовьте выступление: режим рек Амур и Волга

(используйте предложенные вопросы)

При заполнении критериальной карты (см. табл.1), учащиеся выявляют пробелы в своих универсальных учебных действиях. Здесь критериальная карта выступает не способом оценивания знаний учащихся, а приемом моделирования дальнейшей учебной деятельности учащегося - восполнить теоретические познания, продолжить работу в паре или с другой группой товарищей, получить консультацию учителя или сверстника.

Таблица 1 Критерии самооценивания работы с графиками (поставить «+»)

мышлению, а именно к преобразованию полученной информации(см.задание 2). Задание 2

Заполните сводную таблицу «Режим рек». Укажите время наступления ледостава, ледохода, половодья, межени, максимальный и минимальный уровни воды

параметры Амур Волга
Ледостав    
Ледоход    
Половодье    
Межень    
Питание реки    
Влияние на режим климата    

Преобразующий уровень предполагает решение усложнѐнных задач с применением нескольких алгоритмов, использование ранее изученного материала, межпредметных связей, владение основными мыслительными операциями (синтез, анализ, сравнение, обобщение, классификация). Выполнение задания позволяет учащимся систематизировать и обобщить знания. Путем сравнения полученных данных учащиеся выявляют главные факторы, влияющие на режим реки. Задание 3 ориентировано на эвристический уровень продуктивной учебной деятельности, включает 10 описаний рек России.

Задание 3 Определите реку по описанию:

Берет начало в ледниках Эльбруса, впадает в Азовское море, образует дельту. В теплую часть года уровень в реке сохраняется высоким за счет таяния снегов и льда в высокогорьях. Часто такой режим питания приводит к паводкам.

Диагностика решений учащихся позволяет осуществить контроль за усвоением учебного материала. Оценивание проходит по зараннее заданной количественной шкале: за 9-10 правильных ответов ставится отметка «отлично», 6-8 правильных ответов - отметка «хорошо», 5 и менее правильных ответов - учащийся проставляет себе «!», т.е. обратить внимание на критериальную карту самооценивания.

Многокритериальная оценка учебной деятельности на примере урока - практикума по теме «Ориентирование по плану местности» позволяет получить объективную оценку как учителю, так и ученику.

На этапе формулировки теме урока, идет активизация познавательной деятельности посредством «мозгового штурма» - расшифровки письма, где слова заменены условными знаками (рис.2).

Рисунок 2. Зашифрованное письмо (5 класс)

В процессе целеполагания, учащиеся определяют задачи урока: -научиться определять стороны горизонта, расстояние, азимут на плане местности

Для объективной оценки, на уроке-практикуме можно использовать все виды контроля, тогда лист заданий и самооценки представляет собой рабочий лист, где предусмотрены задания по каждому виду контроля (рис.3).

Листзаданийисамооценкиученика ____________________________________

Закончите определения:

Видимое глазом пространство называется_______________________

Умение определять свое местонахождение называется________________________

Прибор для определения сторон горизонта называется _______________________

Уменьшенное изображение земной поверхности называется___________________

Линии, соединяющие Северный и Южный полюсы, называются_________________

Самая длинная параллель называется______________________________________

Расстояние на плане местности уменьшают с помощью________________________

Подпишите стороны горизонта Определите, относительно сторон горизонта, местоположение следующих объектов, если ориентиром служит мельница: Домик лесника________________ Мост через р.Андогу__________________ Колодец______________________ Родник_______________________ Овраг________________________ Определите расстояние: от пристани до МТМ_________ от оз.Глубокого до домика лесника_______________

Рисунок 3. Лист самооценки (5 класс)

Например, предварительный контроль позволяет установить исходный уровень ЗУН и опереться на него при введении нового материала. В данном случае, он представлен в форме географического диктанта, по окончанию которого осуществляется взаимопроверка. В процессе взаимопроверки учащиеся сверяют ответы, ищут ошибки, объясняют их друг другу. В листе самооценки, в ходе сравнения с эталоном, за каждый правильный ответ учащийся получает «+»

(рис.3).

Географический диктант

1. Видимое глазом пространство называется…

2. Умение1. Горизонтопределять свое местонахождение называется…

Ориентирование

3. Прибор для определения сторон горизонта называется3. Компас …

4. Уменьшенное4. План местностиизображение(географическаяземной поверхностикарта) называется5. Меридианы…

5. Линии, соединяющие Северный и Южный полюсы, 6. Экватор

называются…

6. Самая7. масштабдлинная параллель называется…

7. Расстояние на плане местности уменьшают с помощью…

 

 

Рисунок 3. Географический диктант (5 класс)

Таким образом, школьник учится не только наблюдать и анализировать собственную учебную деятельность, но и деятельность своих сверстников.

Процессуальный или текущий контроль информирует учителя о ходе процесса усвоения материала учащимися. Формируются умения осознанного применения на практике теоретических знаний: определение масштаба, измерение и вычисление на плане местности расстояний между заданными объектами, определение сторон горизонта и азимута заданных объектов на плане местности в рамках групповой работы или в парах. За каждый ответ, соотвествующий демонстрируемым эталонам, ученик ставит «+», что соответствует 1баллу. (максимальное количество по листу самооценки 18 баллов).

Групповая работа предусматривала выполнение мини-проекта «Описание маршрута из с.Михалино до с.Ладогино». по заданному плану. Конечный результат должен был соответствовать эталону, но достичь его можно было при условии быстрого распределения заданий, понимания алгоритма его выполнения. За каждый правильный ключевой ответ в минипроекте, каждый ученик в группе получал «+» (максимальное количество баллов за проект -12).

Итоговый контроль в конце урока определяет результаты обучения, и здесь мы вновь возвращаемся к целям, сформулированным в начале урока. Используя прием «знаю-могу-умею», оцениваем каких результатов достиг каждый ученик: «теперь я знаю, как определять масштаб на плане местности», «я смогу рассчитать расстояние от домика лесника до ручья», «я умею читать условные знаки на плане местности» и т.д.

Накопительная система заработанных учеником «+» на разных этапах урока, дает возможность ему получить отметку в соответствии с заданной шкалой. Например, если «+» больше 28, ставится отметка «5», от 21 до 27 - «4», 20 и менее - «3». И здесь ребенку, получившему отметку «3» или «4», дается возможность согласиться с полученной оценкой его деятельности на данном уроке, либо устранить пробелы знаний, опираясь на лист заданий и самооценки, а значит получить более высокую отметку на следующем уроке.

Подобный опыт формирования контрольно - оценочных способностей учащихся позволил мне снизить накал эмоций учащихся по поводу объективности или необъективности отметки. Возросло доверие к учителю и одноклассникам, пришло понимание требований учителя и путей достижения собственного успеха. В этом я вижу существенные сдвиги в решении важной задачи: развить у учащихся умение контролировать, прежде всего, самого себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки, пути их устранения, определять границу своего «знания – незнания».

Поиск новых подходов к оцениванию достижений учащихся, связан с переходом от принципа оценивания по соответствию норме к принципу оценивания образованности ребенка по результатам его собственного продвижения развитием рефлексивных умений и самооценки учащихся. От способности ученика к самоанализу и самооценке зависит успешность его обучения, требовательность к своей учебной деятельности и адекватная реакция на оценку его деятельности.

Следует помнить, что если ученик понял, что от него требуют и не сомневается в справедливости спрашиваемых знаний и необходимости требуемых умений, если он убежден, что может постигнуть требуемое, что полученная отметка зависит только от него самого и степени его усердия, то это действительно способствует его развитию.

 

Список используемой литературы:

 

1.Цукерман, Г.А. Оценочная самостоятельность как цель школьного образования [Текст] / Г.А. Цукерман. –

2.[Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: https://

[1].103.175.205/materials/.../Оценочная%20самостоятельность.doc

3.Ксензова Г.Ю. «Школьная отметка: стимулятор умения или «дамоклов меч»?» / Журнал «Директор школы» №5, 2000 г., ст. с. 49-57

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: