Тема: Духовная жизнь советского общества.




1. Духовное развитие в период «оттепели» в СССР.

2. Советска культура конца 1960-х – 1980-х гг.

Духовная оппозиция сыграла большую роль в размывании идеологических основ монополии правящих партий на власть в СССР и странах Восточной Европы. Властителями дум постепенно становились не партийные идеологи, а творческая интеллигенция, писатели и поэты.

1. С разоблачением преступлений сталинизма на XX съезде КПСС в отечественной литературе, благодаря ослаблению цензуры, начало набирать силу течение критического реализма, правдиво отражавшее долгое время замалчивавшиеся стороны жизни советского общества.

А.И. Солженицыну удалось опубликовать в СССР такие произведения, как «Один день Ивана Денисовича» и «Роковой корпус». В 1970 г. он был удостоен Нобелевской премии. Однако последующие его работы, в которых он, в частности, описал историю ГУЛАГа и показал истоки преступлений сталинского режима, в СССР изданы не были, а сам Солженицын вынужден был эмигрировать.

В период, когда власти были заинтересованы в продолжении борьбы с политическим наследием сталинизма, многие ранее принятые решения о запретах на издание ряда художественных произведений, в том числе и зарубежных авторов, были отменены. Вновь начали публиковаться стихи А.А. Ахматовой, С.А. Есенина, М.И. Цветаевой. Отечественные фильмы, в частности таких режиссеров, как С.Ф. Бондарчук (1920 – 1994 гг.) и А.А. Тарковский (1932 – 1986 гг.), стали представляться на международных кинофестивалях, где они занимали призовые места. Звания народных артистов СССР были удостоены музыканты С.Т. Рихтер (1915 – 1997 гг.), Г.В. Свиридов (1915 – 1998 гг.), Г.Н. Рождественский (родился в 1931 г.) и др., творчество которых завоевало всемирную известность.

Общественность страны получила возможность вновь ознакомиться с работами таких композиторов, как Д.Д. Шостакович (1906 – 1975 гг.), С.С. Прокофьев (1891 – 1953 гг.), А.И. Хачатурян (1903 – 1978 гг.), В.Я. Шебалин (1902 – 1963 гг.) и др., произведения которых власти сочли антинациональными.

Несмотря на попытки творческих союзов, контролировавшихся КПСС, отстаивать «чистоту» социалистического реализма в искусстве, все более широкое распространение получили новые направления в живописи и скульптуре. В 1960 – 1970-е гг. появилось так называемое неофициальное искусство. Его представляли скульпторы В.А. Сидур (1924 – 1986 гг.) и Э.И. Неизвестный (родился в 1925 г.), художники И.И. Кабаков (родился в 1933 г.), Э.В. Булатов (родился в 1933 г.), О.Я. Рабин (родился в 1928 г.) и др. Они продолжали традиции русского авангарда 1910 – 1920-х гг. и осваивали современные тенденции западного искусства.

Наиболее значительным явлением этого периода стал московский концептуализм, представители которого пытались обращаться к людям с помощью необычных художественных средств – символов, подписей, лозунгов, предлагающих сочувствие зрителей в действии. Проводились так называемые художественные акции, цель которых состояла в том, чтобы заострить внимание на волновавших общество проблемах.

ечение в неформальном искусстве, получившее название соц-арт, в иронической и гротескной форме передавало традиционные для социалистического реализма сюжеты советского образа жизни, высмеивая официальную пропаганду. Не имея возможности полноценного художественного творчества, наиболее яркие представители этого направления эмигрировали за границу.

Партийное руководство стремилось сохранить контроль над развитием духовной жизни. В практику вошли регулярные встречи Н.С. Хрущева с представителями интеллигенции, на которых им указывалось, как и что можно и нужно представлять обществу. Те, кто не укладывались в установленные рамки свободы творчества подвергались осуждению. Была снесена бульдозерами выставка художников-авангардистов. Многие писатели и поэты – А.А. Вознесенский (1933 – 2010 гг.), Д.А. Гранин (родился в 1919 г.), В.Д. Дудинцев (1918 – 1998 гг.), Е.А. Евтушенко (родился в 1933 г.), К.Г. Паустовский (1892 – 1968 гг.) и др. постоянно подвергались критике за идеологическую невыдержанность их творчества.

 

2. С завершением периода «оттепели» КПСС пыталась ужесточить контроль над сферой духовной жизни общества, запретить командно-административными методами те виды искусства, которые не укладывались в каноны метода социалистического реализма. Инструментами выступала партийно-государственная монополия на издательскую деятельность, киноканалы, радиоканалы, телевизионные каналы. Широко использовалось глушение зарубежных радиостанций, ведущих свои передачи на русском языке («Свобода», «Голос Америки», «Немецкая волна», «Би-би-си» и др.). В них в условиях «холодной войны» власти видели исключительно пропагандистское оружие стран НАТО против СССР, хотя зачастую передачи знакомили граждан СССР с жизнью за рубежом, с развитием мировой, в том числе и отечественной, культуры.

Многих писателей и поэтов, рассматривавших советскую действительность в стиле критического реализма или фантасмагории, ждали публичное осуждение и изгнание, в лучшем случае замалчивание произведений.

В 1965 г. за попытки продолжения традиций литературного творчества периода «оттепели» и издание своих работ за рубежом были арестованы и приговорены к лишению свободы писатели А.Д. Синявский (1925 – 1997 гг.) и Ю.М. Даниэль (1925 – 1988 гг.). Вынуждены были эмигрировать такие писатели, как В.П. Аксенов (1932 – 2009 гг.), В.Н. Войнович (родился в 1932 г.), Э.В. Лимонов (родился в 1943 г.), В.Е. Максимов (1930 – 1995 гг.), В.П. Некрасов (1911 – 1987 гг.), И.А. Бродский (1940 – 1996 гг.), режиссер Ю.П. Любимов (1917 – 2014 гг.) и многие другие, не желавшие приспосабливаться к новым условиям.

Неоднократно подвергались критике в партийной печати и возникшая в 1960 – 1970-е гг. деревенская проза. Ее представители – В.И. Белов (родился в 1932 г.), Ф.А. Абрамов (1920 – 1983 гг.), В.А. Солоухин (1924 – 1997 гг.), В.М. Шукшин (1929 – 1974 гг.) открывали читателям особенности жизни русской деревни, ее истории, традиций, будили интерес к русской национальной культуре. В их произведениях затрагивались острые социальные проблемы, побуждая читателя задуматься, отвечает ли проводимая правящей партией политика в отношении крестьянства его интересам.

Политика репрессий и «осуждений» в отношении свободомыслящей интеллигенции ускорила падение режима КПСС. Общественное мнение в СССР не могло принять и понять утверждения партийных идеологов, что любимые многими писатели и поэты враждебно относятся к родной стране, сотрудничают с зарубежными спецслужбами.

Карательным органам не удалось изолировать общество от духовного влияния оппозиционно настроенных интеллектуалов. Изданные на Западе, переписываемые от руки их произведения распространялись огромными тиражами. Даже многие классики советской литературы, имеющие официальное признание (такие, как фантасты братья А.Н. Стругацкий, 1925 – 1991 гг. и Б.Н. Стругацкий, 1933 – 2012 гг.), писали «в стол». Их работы также доходили до читателей, передаваясь из рук в руки.

Постепенно менялся духовный климат в обществе. В 1980-е гг. среди значительной части творческой интеллигенции как в СССР, так и в странах Восточной Европы возникла даже своего рода мода на проявление диссидентских настроений. Песни таких поэтов и исполнителей, как В.С. Высоцкий (1938 – 1980 гг.), Б.Ш. Окуджава (1924 – 1997 гг.), хотя они и не одобрялись властями, тиражировались на аудиокассетах и исполнялись их многочисленными поклонниками.

Бесспорно, что в условиях «холодной войны» зарубежные спецслужбы были заинтересованы во внутреннем ослаблении советского общества, росте в нем оппозиционных настроений. Они нередко оказывали поддержку инакомыслящих, помогали в издании их работ. Однако сама проблема инакомыслия была создана руководителями КПСС, не допускающими никакой критики в адрес проводимой ими политики.

С началом процессов перестройки и предоставления большей свободы творчества духовной жизни СССР вступила в полосу расцвета. Без ограничений стали издаваться труды зарубежных и отечественных авторов 1920 – 1970-х гг., в том числе и эмигрировавших за границу. Были изданы романы Д.А. Гранина «Зубр», В.Д. Дудинцева «Белые одежды», А.Н. Рыбакова (1911 – 1998 гг.) «Дети Арбата», все произведения А.И. Солженицына и другие работы, содержащие беспощадную критику сталинизма и советского режима. Были опубликованы в полном объеме произведения братьев Стругацких, фантастические утопии Е.И. Замятина (1884 – 1937 гг., с 1932 г. в эмиграции), А.П. Платонова (1899 – 1951 гг.). Началось издание прозы и поэзии эмигрантов 1970-х гг. Впоследствии многие из них вернулись в Россию.

Впервые с 1920-х гг. стали переиздаваться труды оппозиционных И.В. Сталину советских политических деятелей – Н.И. Бухарина, Л.Д. Троцкого и др., а также философов и деятелей зарубежной российской эмиграции. Широкая общественность ознакомилась с трудами зарубежных авторов по рыночной экономике, философии, истории советского общества и государства.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: