История создания «Революционного этюда» Ф.Шопена




История жанра «этюд»

Жанр этюда за три столетия своего развития прошел большой путь от простого упражнения до блистательной виртуозной концертной пьесы.

Слово «этюд» имеет французское происхождение и переводится как «набросок», «изучение», «упражнение».

Благодаря своей универсальности этюд используется в различных видах искусства: живописи, литературе, театральном искусстве, даже в шахматах.

В музыкальной терминологии «этюдом» называют инструментальную пьесу, как правило, небольшого объема, основанную на частом применении какого-либо технического приема и предназначенную для развития и усовершенствования техники исполнителя.

Развитие жанра этюда связанно с расцветом в начале 19 века виртуозного исполнительства на фортепиано. Новый инструмент поставил перед пианистами новые задачи, связанные не только с проблемами выразительности исполнительского искусства, но и с техникой игры. С появлением фортепиано потребовались новые приемы исполнения. Если перед клавесином не возникала проблема развития силы пальцев, так как клавиатура его легка и звук не зависит от силы нажатия клавишей, то при игре на фортепиано, этот вопрос стал важным. Новая техника требовала четкости, силы и быстроты удара, для того, чтобы передать динамические оттенки.

Педагогом-основателем школы, сыгравшей значительную роль в истории пианизма, стал М. Клементи. К выдающимся образцам этюдов относится сборник М. Клементи «Ступни к Парнасу». Сказав о М. Клементи, нельзя не упомянуть и К. Черни. Наряду с Черни и Клементи этюды писали Крамер, Мошелес, Шитте и другие композиторы. Этюды этих композиторов были предназначены в основном для развития техники, а не для публичного выступления.

Но с течением времени учебный материал этюдов стал настолько многообразен, что мог дать исполнителю не только техническую пищу, но и пищу художественную, образно-эмоциональную. Этюд постепенно превратился из инструктивного в произведение художественно-концертного плана. Этому способствовали величайшие композиторы-романтики Ференц Лист и Фредерик Шопен. Их этюды развивают новое отношение к инструменту, открывают новые звуковые возможности фортепиано.

Одним из самых знаменитых произведений Шопена является «Революционный этюд», написанный им в возрасте 21 года. Композиция стала классикой фортепианной музыки и несет в себе глубокий смысл.

История создания «Революционного этюда» Ф.Шопена

Шопен родился и вырос в Польше. Начало XIX века для истории этой страны связано с весьма тяжелыми событиями. Польские патриоты готовили восстание против русского царя, которому тогда подчинялась Польша. Шопен боялся уезжать на гастроли, боялсяоставить родных и близких в столь накаленной обстановке. Каждый день его угнетали мрачные предчувствия, касающиеся судьбы Польши и его близких.

Но уехать все-таки пришлось. 11 октября 1830 года была назначена дата прощального концерта в Варшаве. Композитор блестяще исполнил свой новый фортепианный Концерт ми минор и Фантазию на польские темы. Зал ликовал, а Фредерик решил остаться в родной стране еще на 3 недели.

1 ноября 1830 года друзья устроили прощальный вечер. В качестве подарка друзья подарили композитору серебряный кубок, наполненный польской землей. Фредерик Шопен хранил его до последних дней, в знак верности и преданности своей Отчизне. 2 ноября музыкант собрал вещи, вышел из родного дома и уехал из Польши. Как оказалось, навсегда.

Снова потянулись гастрольные дни. В конце ноября в Вене композитор узнает о драматических событиях, произошедших в Польше. Узнав о восстании, Шопен собирается вернуться в Варшаву, но уговоры отца и близких о том, что нужно остаться, побеждают.

В сентябре 1831 года, когда композитор находился в Штутгарте, восстание в Польше было подавлено, а Варшава была сдана. Эти новости стали настоящим потрясением для Шопена, который верил в победу соотечественников. В этот момент в его творчестве происходит перелом. Боль, переживания и отчаяние выливаются в творчестве. Композитор начинает сочинять знаменитый «Революционный» этюд. Завершил сочинение музыкант уже в Париже в конце сентября 1831 года.

Музыка, наполненная драматизмом, быстро нашла отклик среди музыкантов. Издание содержит в себе 12 произведений, посвящено другу – знаменитому пианисту Ференцу Листу. Именно он, услышав этюд до минор, назвал его «Революционным».

Сегодня «Революционный» этюд (c-moll) op.10 №12 является одним из самых сложных и виртуозных произведений. Сочинение исполняется лучшими пианистами-виртуозами и каждый раз заслуживает овации зала.

Ф.Шопен Ф.Лист

Задание. 1. Запишите в тетрадь определение этюда; фамилии композиторов, которые писали этюды.

2. Послушайте Революционный этюд Шопена и ответьте на вопрос «Какая рука, левая или правая, исполняет наиболее сложные пассажи?»

3. Кто дал этюду название «революционный»?

Ответы проверю на уроке.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: