Тише едешь дальше будешь




При повышении звука на определенных тональностях, особенно если высокий визгливый женский голос мозг отключается. Можно очень много раз повторить визгливо громко на каких-то децибелах и ничего не произойдет. Это очень хорошо показывают младенцы. Они очень любят мужские голоса. У них другой тембр: ровнее, спокойнее, ниже. Женский визгливый голос у младенцев вызывает раздражение. Когда он жил в маминой утробе все было смазано, тихо и уютно. У нас был преподаватель, зав. кафедры Людмила Михайловна Волобуева, она читала у нас историю педагогики, читала управление - у нее был великолепный прием. Она сразу сказала: «Чем громче вы – тем тише я. Либо я спокойно рассказываю, берегу свои связки, не повышаю голос, мне они как любому педагогу нужны – (это его аппарат, это его инструмент), если не хотите слушать - не беда, будут слушать только первые парты и те, кто хочет слушать». Это очень хороший прием. Вчера был семинар в Зуме, который напоминал сеанс спиритизма: «где вы, кто вы?» Передо мной черные окошечки с которыми я разговариваю. Эквивалент Кащенко. Я попросила ребят включить камеру, объяснила, что чувствую себя дискомфортно. Тем более, что это семинар, не лекция. Здесь подразумевается диалог. Тишина. Тогда я говорю: хорошо, тогда я выключаю камеру, выключаю звук.

- Прям по Пелевину. Четыре способа смотреть телевизор. Первый способ – обычный, второй - без звука, третий – без изображения, четвертый – не включать телевизор – буддистский способ.

- Зато это оказалось действенно, не все - половина студентов камеры включили. Я педагог – реснички накрасила, прическу сделала, одела платье, туфельки. Конечно, дистант предполагает, что здесь у меня тренировочные штаны, а здесь – красивая блузка, но это дискомфортно для себя. Я одеваюсь как учитель, крашусь, брызгаюсь любимыми душами и сажусь перед экраном. А народ как? Кто проснулся только что… кто еще что-то…

- Во время пандемии я провела пару прямых эфиров в инстаграмм, который не предполагает картинку слушателей. Это была работа вслепую, я понятия не имела что они там делают, что у них с коленями, какие углы в коленях. Я давала минимум и самое безопасное из всего арсенала: чтобы даже при большом желании никто бы себе ничего не повредил.

Расскажите, пожалуйста, про финскую систему образования в двух словах.

- Расскажу коллегам, как я рассказывала о них в двух словах то чему они весь мир учат уже два года. (смеется) Финская система, на мой взгляд - это наша советская система, но они развили это до некого совершенства, плюс это уважение личности и видение каждого ребенка. И педагог, и ребенок – личности. Пусть образ педагога сегодня уже не такой канонический – пучок и строгая белая блузка, и черный низ. Сегодня я вижу студентов с пирсиногм, с синими волосами, полностью бритая голова, или какая-то неформальная одежда. У нас не всегда такого педагога возьмут на работу, иногда работодатели предъявляют претензии: «у вас че-то волосы зеленые… а тут у вас татуировки на теле, вы не хотите от этого избавиться?» Есть предубежденное отношение к мальчикам. Наши молодые педагоги выпускники совершенно потрясающие. Они идут в школу, а тем паче в детский сад и говорят: на нас смотрят с большой лупой и большим подозрением: «А почему ты сюда идешь?». Это идет с 90х годов, когда профессия педагога нивелировалась. Если учитель – мужчина еще куда ни шло, то мужчина – воспитатель это - нонсенс. Мужчины педагоги это другой стиль общения, это другой подход. Его родители чуть не носят на руках. Если мы приезжаем на Запад, в Германию, в ту же Финляндию, там 50 на 50. Чуть более свободное общение. Вот сидит на полу педагог у него гитара, он наигрывает, кто-то с ним поет.

- Не забитые, не запуганные

- В Германии вошли в кабинет и как будто в рентген кабинете – сверху свисают снимки: где рука, где нога.

«Дети спросили а какой человек, а как? Мы все нашли кто-то когда ломал у друзей спросили принесли повесили, изучали скелет человека, анатомию». У финов мы смотрели урок, когда они не сидят на месте, урок был по обобщающим понятиям, они изучали растения, грибы. У каждого был свой чек-лист, по всей школе был квест, были спрятаны загадки. Нужно было найти что относится к секции А, к секции Б, нужно было правильно записать название (развитие речи, язык), записать к какому классу относится (биология) а потом им предложили скомбинировать 2 растения и придумать третье – создать визуальный образ и дать ему характеристику. И внешность: синие волосы, зеленые, пирсинг, татуировка – никаких проблем. «Я такой какой я есть и я принимаю ребенка таким какой я есть».

Проводили исследование. Если в старших классах педагог начинает общаться совсем панибратски, на уровне подростка, подросток перестает его воспринимать. Им нужна некая дистанция, понимание, что вот это - носитель информации, он чуточку нас выше, он не над нами, он вместе с нами. Канонические вещи нужны, но видение человека, каждого, уважение - это очень важно так же. Что еще у них интересного – когда мы задавали им вопросы об административном контроле учителя, финская сторона никак не могла понять, чего мы хотим. В конце концов выяснили, что у них профессия педагога так престижна и так сложно туда поступить, такие высокие требования, огромный конкурс, обучение дольше, чем на мед.факе, диплом – это критерий качества. Администрация создает условия для развития, чтобы не было нервотрепки, чтоб процесс был творческий, чтоб педагог был погружен в детей, и условия, чтобы педагог постоянно учился, отдыхал. Поэтому вопрос о контроле был не совсем уместен. Как дальше себя проявит – посмотрим. Цыплят по осени считают, поколение пройдет, лет через 20 будем понимать.

Еще про авторитаризм и жесткость советской системы. Не совсем так. В этом отношении очень показательна ВОВ. Наши студентки рассказывали опыт своих бабушек, прабабушек. Рассказывали о том, как при лучинке писали на нижней части газеты. Не было не тетрадей, ничего. Сегодня есть все: ручки, карандаши, тетради, планшеты. А тогда дети писали при лучинке на обрывках газет, учитель нес знание, дети хотели заниматься. В советской системе было много хорошего.

- В беде, в горе у человека отшелушивается все лишнее, остается суть. Ум очищается.

- В том же блокадном Ленинграде работали сады. 16 летние девочки занимались с детьми. Они вели дневники. С одной стороны она пишет о событиях, кто умер, а с другой как отвлечь детей. Наверное, Вы правы, вся шелуха отпадает и остается то, что действительно важно.

- Здесь можно провести параллель с йогическими аскетическими практиками. Конечно, здесь человек добровольно убирает все лишнее для того чтобы познать себя. А мир продолжает жить обычной жизнью.

- В условиях мегаполиса, в условиях постоянной суеты мы очень изменились. Проводилось исследование о том насколько мы боимся остаться один на один с собой, в тишине. Людям нужно было посидеть 15 минут в пустой комнате без каких-либо раздражителей. Когда читаешь – понимаешь – как классно – 15 минут тишины. Иногда так важно – сесть и подумать, а на это нет времени, бежишь куда-то, мысль не додумала, убежала. Единственное что было в этой комнате – это приборчик, которым можно было ударить себя током, если становилось совсем невтерпёж от бездействия. Фактически все, а были и те, кто многократно бил себя током, лишь бы не оставаться в тишине.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: