Программа дополнительного образования
Учащихся 1-х классов
«Там, на неведомых дорожках»
В условиях ФГОС
Срок реализации - 1 год обучения
Подготовила:
педагог дополнительного образования
Порошина Галина Михайловна
Город Владимир
Пояснительная записка
Программа дополнительного образования учащихся 1-х классов «Там, на неведомых дорожках» разработана на основе Программы Министерства образования РФ, утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Для образования и социализации младших школьников научно-познавательная деятельность имеет огромное значение. К 6 – 7 годам ребенок имеет определенные представления о месте своего проживания, однако еще затрудняется в обобщении и систематизации информации и, что самое сложное, не видит возможностей ее применения в своей повседневной жизни. Как правило, ни дома, ни на улице с ребенком не вступают в обсуждение лексических тем, не просят помощи в ориентировке по населенному пункту, даже на территории школы любые гости обращаются с вопросами к старшим школьникам.
Низкая мотивация младших школьников в освоении учебного материала может быть изменена, если ввести занятия по литературному краеведению. В первом классе, в период адаптации детей в новом социальном статусе учеников, предлагается содержание, которое поддерживает раздел курса «Окружающий мир», с одной стороны, и, дает ценнейший опыт оперирования освоенной информацией своего ближайшего реального окружения – своего края, домашнего окружения и своей школы.
Программа дополнительного образования «Там, на неведомых дорожках» предназначена для учащихся 1 классов, занимающихся проектной деятельностью. Данная программа рассчитана на 1 год и составляет 33 часа учебного времени. Занятия проводятся в одновозрастных группах в режиме - 1 занятие в неделю. Форма организации деятельности учащихся на занятии – индивидуально-групповая.
Программа детского объединения учащихся «Там, на неведомых дорожках» изучается в 1-м классе четырёхлетней начальной школы в рамках внеурочной работы. Программа имеет краеведческую, социальную, коммуникативную, экологическую направленность, которая определяется особой актуальностью в условиях современного мира.
Актуальность программы заключается в предоставлении возможности развивать познавательную активность, творческие способности в процессе учебно-исследовательской деятельности, подготовки к написанию проектных работ.
Программа носит развивающий характер, так как главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся понимать и осваивать новое, быть открытыми и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности, уметь оценивать результаты своих действий, видеть проблему, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, классифицировать по различным признакам, обсуждать парадоксальные проблемы, структурировать материал, доказывать верность своих идей.
Учебно-проектная деятельность – это форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учениками творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Она предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования:
Ø постановка проблемы, формулирование темы;
Ø целеполагание, выдвижение гипотез;
Ø ознакомление с литературой по данной проблематике;
Ø овладение методами проектной деятельности
Ø сбор собственного материала, его анализ;
Ø обобщение, выводы;
Ø защита работы.
Цели и задачи:
· Углубление и расширение знаний учащихся по лексическим темам;
· Развитие креативных способностей и умений самостоятельно работать с источниками;
· Приобщение школьников к поисково-исследовательской работе;
· Получение дополнительных знаний по гуманитарным предметам;
· Воспитание волевых качеств, гражданского отношения к отечественной истории.
· Программа позволяет сочетать разные формы воспитательной работы.
Принципы построения программы:
· Принцип учёта возрастных особенностей детей и возрастания сложности (от простого к сложному)
· Принцип учёта эмоциональной сложности (создание благоприятного эмоционального фона, формирование положительных эмоций)
· Принцип учёта объёма и степени разнообразия материала (переход к новому объёму материала на основе сформированности какого-либо умения, разнообразия и увеличения материала поэтапно)
· Принцип интеграции и дифференциации обучения
· Принцип взаимодействия человека с природой (краеведческий принцип)
Основные методы обучения:
· Практические
· Рассказ педагога и рассказы детей
· Беседы
· Дискуссии
· Мини-сочинения
· Конкурсы, викторины
· Составление презентаций Power Point
Структура занятия
· Приветствие
· Развивающие упражнения
· Сообщение (беседа или игра)
· Обсуждения
· Разминка
· Выполнение рисунков (презентаций)
· Психогимнастика (игры)
· Заключительная часть
· Рефлексия занятия, способствующая формированию самосознания школьников. Домашнее задание.
· Завершение (ритуал прощания)
Требования к уровню подготовки учащихся
Что должны знать и уметь учащиеся:
· Работать с первоисточниками, самостоятельно добывать знания
· Составлять рассказ;
· Оформлять фото- презентации;
· Применять полученные знания на практике;
· Самостоятельно провести беседу с одноклассниками;
· Практиковаться в умении проводить презентации для слушателей в программе Power Point