Вопрос 2. Влияние налоговых обязательств на финансовый результат и чистую прибыль организации




 

Значительная часть налогов оказывает влияние на формирование финансовых результатов хозяйственной деятель­ности предприятий и размер чистой прибыли предприятия. Большинство налогов, уплачиваемых предприятиями включаются в состав затрат по производству продукции, т. е. относятся на ее себестоимость. Это все ресурсные платежи, включающие:

· единый социальный налог;

· налог на добычу полезных ископаемых;

· платежи за пользование природными ресурсами;

· плату за негативное воздействие на окружающую среду;

· плату за пользование водными объектами;

· транспортный налог.

Часть налогов относится на финансовые результаты хозяйственной деятельности:

· налог на имущество организаций;

Непосредственно из прибыли, полученной в результате финансово-хозяйственной деятельности, предприятия уплачивают:

· налог на прибыль;

· налог на доходы от капитала;

· штрафы и пени по налогам, уплаченные в бюджет и внебюджетные фонды.

Все перечисленные налоговые обязательства, уплачиваемые в различные уровни бюджетов и внебюджетные фонды, формируют уровень налоговой нагрузки организаций, правильное измерение которого имеет важное значение для развития предпринимательской деятельности.

Среди экономистов нет единого мнения по определению показателя налоговой нагрузки организаций. Нередко сумму уплаченных налогов относят к размеру прибыли до налогообложения или к объему реализованной продукции (доходам от обычных видов деятельности), включая доходы от прочих поступлений. Некоторые ученые и практики при расчете налоговой нагрузки конкретного предприятия предлагают брать за основу добавленную стоимость или вновь созданную стоимость.

В мировой налоговой практике в качестве показателя налоговой нагрузки на макроэкономическом уровне служит отношение суммы всех взысканных с налогоплательщиков налогов к объему полученного валового внутреннего продукта (ВВП). Этот показатель в России с учетом принятия первой и второй части Налогового кодекса должен снизится на 1,9 – 2 % и составить 35 % ВВП.

Приведенный уровень налогового изъятия является достаточно низким по сравнению с большинством экономически развитых стран мира. К примеру, во Франции он составляет 46,3 %, в Германии – 42,9 %. Вместе с тем анализ показывает, что реальный показатель налоговой нагрузки в России значительно выше. Это объясняется несовершенством исчисления ВВП, не в полной мере учитывающего уплату налогов теневым бизнесом, а также рядом других факторов - наличием политической, экономической и социальной нестабильности, частым изменением налоговой системы, неравномерным распределением налоговой нагрузки, установлением неодинаковых налоговых режимов для предприятий различных отраслей экономики.

Показатель налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты является следствием налоговой политики государства по совершенствованию налоговой системы. Налоговая система, стимулирующая развитие производства и зарабатывание доходов - стабильный и испытанный фактор роста экономики.

Исследования Института экономического анализа позволили сделать вывод, чтобы добиться максимальных темпов роста необходимо в условиях рыночной экономической системы иметь низкие параметры государственной фискальной нагрузки на экономику. В связи с этим в России взят курс на упрощение налоговой системы и перенос налогового бремени с производителя на потребителя. Постоянное совершенствование налогового законодательства за последние годы привело к значительному изменению состава налоговых обязательств, порядка налогообложения по отдельным видам налогов, способствующих увеличению доли прибыли, остающейся в распоряжении предприятий.

Первой частью Налогового кодекса было предусмотрено сокращение количества налогов до 28, в том числе федеральных - до 16, региональных – до 7, местных – до 5. С принятием второй части Налогового кодекса вместо трех видов платежей во внебюджетные фонды был введен единый социальный налог, снижающий налогообложение фонда оплаты труда с 38,5 % до 35,6 %; было осуществлено снижение ставки НДС с 28 до 18 %. Была произведена отмена части оборотных налогов, отчисляемых в территориальные дорожные фонды (налога на приобретение автотранспортных средств и на реализацию горюче – смазочных материалов), налога с продаж, а также ряда местных налогов и сборов (налог на содержание жилищного фонда и объектов социально – культурной сферы, целевой сбор на благоустройство и др.).

С вступлением в действие главы 25 Налогового Кодекса ставка по налогу на прибыль снижена до 24 %. С введением Главы 26 Налогового Кодекса у предприятий малого бизнеса появилась реальная возможность снижения налоговой нагрузки при выборе объекта налогообложения. Государственной думой принят закон о снижении ставки единого социального налога с 1.01.2005 г. до 26 %., была введена более эффективная система налогообложения инвесторов на условиях соглашений о разделе продукции, предусматривающая использование на выбор двух схем налогообложения.

В целях укрепления наметившейся тенденции по реальному снижению налогового бремени на товаропроизводителя необходима дальнейшая модернизация налогооблагаемой базы по налогу на прибыль с учетом уточнения перечня затрат, включаемых в себестоимость. Во-первых, отнесение на себестоимость все расходов, необходимых для производства товаров, продвижения их на рынок и продажи, а также расходов, связанных с получением прибыли (расходов на рекламу, имущественное страхование и страхование коммерческих рисков, расходов по уплате процентов по кредитам). Во-вторых, реальное использование системы способов ускоренной амортизации, совершенствование процедуры уплаты единого социального налога. Следует осуществлять расширение налогооблагаемой базы и по другим видам налогов в направлении уменьшения налоговых льгот и понижения налоговых ставок.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: