Классификация принципов управления.




Факультет социального управления

 

1. Объект и предмет теории управления.

2. Цели и задачи управления.

3. Функции управления.

4. Инновационные функции управления.

5. Эволюция взглядов на самоорганизацию.

6. Система управления и управленческий цикл.

7. Сущность системного подхода к управлению.

8. Сущность синергетического подхода к управлению.

9. Законы и принципы управления.

10. Информационные функции управления.

Специфические черты системы управления в условиях рынка.

Прогнозно-целевая функция. Соотношение обыденного предвидения и научного прогнозирования.

Особенности законов управления.

Управленческая парадигма XXI века.

Содержание закона (принципа) Парето.

Закон Парето, или принцип Парето, или принцип 20/80 — эмпирическое правило, названное в честь экономиста и социолога Вильфредо Парето, в наиболее общем виде формулируется как «20 % усилий дают 80 % результата, а остальные 80 % усилий — лишь 20 % результата». Может использоваться как базовая установка в анализе факторов эффективности какой-либо деятельности и оптимизации её результатов: правильно выбрав минимум самых важных действий, можно быстро получить значительную часть от планируемого полного результата, при этом дальнейшие улучшения неэффективны и могут быть неоправданны (согласно кривой Парето).

Приводимые в законе цифры нельзя считать безусловно точными: это скорее просто мнемоническое правило, нежели реальные ориентиры. Выбор чисел 20 и 80 является также данью заслугам Парето, выявившему конкретную структуру распределения доходов среди итальянских домохозяйств, которой и было свойственно сосредоточение 80 % доходов у 20 % семей. Но любое другое конкретное распределение может иметь другую структуру, и для каждой отдельной задачи следует проводить соответствующий анализ, направленный на выявление конкретной зависимости между удельным весом затраченных ресурсов и полученных результатов.

 

 

Классификация принципов управления.

1. Общие принципы управления:

принцип научной обоснованности управления – научный подход к менеджменту требует сплошного, комплексного изучения всей совокупности факторов, влияющих на эффективность функционирования организации, последующего применения полученных знаний в практике управления;

– принцип системного подхода – системный подход требует, чтобы руководители рассматривали организацию как совокупность взаимосвязанных, взаимозависимых и постоянно взаимодействующих друг с другом элементов, таких как люди, структура, задачи и технологии, которые ориентированы на достижение различных целей;

– принцип оптимальности управления – устанавливает требование достижения целей управления с минимальными затратами времени и средств. С данным принципом неразрывно связан принцип гибкости управления, практическая реализация которого позволяет обеспечить своевременную адаптацию организации к изменяющимся условиям внешней среды или её быструю перестройку в соответствии с новыми целями функционирования;

– принцип регламентации – все процессы, происходящие в системе управления, должны быть жестко регламентированы. Иными словами, в любой организации должна быть разработана развернутая система правил и норм, определяющих порядок функционирования как организации в целом, так и ее отдельных структурных подразделений;

– принцип формализации – предусматривает формальное закрепление норм и правил функционирования организации в виде приказов, указаний и распоряжений руководителя, а также в виде положений о конкретных структурных подразделениях и должностных инструкций.

Применение принципов регламентации и формализации позволяет упорядочить процесс функционирования организации, сделать его более планомерным, рациональным, надежным и предсказуемым.

Приведенный выше перечень общих принципов управления является далеко не полным. Здесь были рассмотрены лишь основные и наиболее универсальные принципы. В то же время следует помнить, что любая социально-экономическая система создается и функционирует для достижений определенных конкретных целей, поэтому и принципы, которыми руководствуются менеджеры организации, должны подбираться индивидуально в каждом конкретном случае исходя из целей функционирования.

2. К частным принципам управления относятся следующие:

принципы приоритета цели; структур над функциями в действующих организациях; субъекта управления над объектом управления в формирующихся организациях; объекта управления над субъектом в действующих организациях;

– принципы соответствия поставленной цели выделенным ресурсам, распорядительства и подчинения; эффективности производства и экономичности;

– принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации производства и управления;

принципы построения процесса организации (преимущественная направленность на достижение поставленной цели; комплексный подход к изучению управляемых и неуправляемых факторов, влияющих на процесс организации; обеспечение объективности протекания процесса; оптимальное и полное информационное обеспечение процесса; жесткая регламентация операций и процедур всех этапов проектируемого процесса; соответствие свойств процесса техническим, экономическим, социальным и организационным ресурсам организации);

принципы организации и осуществления управленческого учета (непрерывность деятельности предприятия; использование единых для планирования и учета единиц измерения; оценка результатов деятельности как предприятия в целом, так и его структурных подразделений в отдельности; преемственность и многократное использование первичной и промежуточной информации в целях управления; формирование системы показателей внутренней отчетности организации; применение бюджетного метода управления запасами и затратами; полнота и аналитичность, обеспечивающие исчерпывающую информацию об объектах учета; периодичность, отражающая производственный и коммерческие циклы предприятия, установленные учетной политикой;

принципы формирования системы управления персоналом (адекватность функций управления персоналом целям функционирования; первичность функций управления персоналом; оптимальное соотношение интра- и инфрафункций управления персоналом; оперативное реагирование на изменения специфики функционирования организации; потенциальные имитации (временное выбытие отдельных работников не должно прерывать процесс функционирования организации); ситуационный подход; совместимость; сочетание; компенсация; динамизм).

3. К специальным принципам управления, как уже было отмечено выше, относятся принципы управления конкретными видами деятельности, а именно:

принципы управления инвестированием (ориентация на долгосрочные перспективы; наличие объективной информации о состоянии фондового рынка; адекватное и своевременное реагирование на изменения инвестиционной среды и т. д.);

– принципы риск-менеджмента (лояльное отношение к рискам; прогнозирование; страхование; резервирование; минимизация потерь и максимизация доходов);

– принципы управления технологией (ориентация на повышение эффективности использования основных производственных фондов; оптимизация технологических процессов и т. д.);

– принципы создания эффективных организационных структур (приоритет ориентации организации на потребности рынка; создание структурных подразделений по целевому признаку; минимально необходимое количество уровней управления; создание необходимых условий для проявления работниками инициативы и т. д.).

Принципы управления с течением времени развиваются, совершенствуются, конкретизируются. Их эволюция обусловлена кардинальными изменениями в концепции управления, которой придерживались в том или ином обществе в определенный момент времени.

 

Законы Паркинсона.

 

Закон Па́ркинсона — эмпирический закон, сформулированный историком Сирилом Норткотом Паркинсоном в его сатирической статье, напечатанной в британском журнале «The Economist» в 1955 году и позднее изданной вместе с его другими статьями в книге «Закон Паркинсона» (англ. Parkinson’s Law: The Pursuit of Progress; Лондон, John Murray, 1958 год). Данный закон гласит, что «Работа заполняет время, отпущенное на неё». Впоследствии С. Н. Паркинсоном были опубликованы книги «Закон и прибыли» (англ. The Law and The Profits), «Свояки и чужаки» (англ. In-Laws and Out-Laws), а также «Закон миссис Паркинсон», в которых формулировались соответственно второй, третий законы Паркинсона, а также закон миссис Паркинсон.

Паркинсон основывал свои рассуждения на обширном опыте работы британских государственных учреждений.

 

Первый закон Паркинсона

Работа заполняет время, отпущенное на неё. Так, согласно Паркинсону, если бабушка может писать письмо племяннице год, то она и будет писать его год. Работа будет заполнять все сроки, на неё отведённые. Согласно Паркинсону, у этого закона есть две движущие силы:

чиновник стремится множить подчинённых, а не соперников;

чиновники создают друг другу работу.

Паркинсон также заметил, что общее количество занятых в бюрократии росло на 5—7 % в год безотносительно к каким-либо изменениям в объёме требуемой работы (если таковые были вообще).

 

Второй закон Паркинсона



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: