Истоки игрушки лежат в глубокой древности. Когда человек относился к природе как к своей матери. Это было связано с полным признанием её родительского могущества, поклонением её живому ритму и плодородию. Обереги и статуэтки богов делались самые разные, из разных материалов. По сути, это и были первые игрушки. Через них с божествами разговаривали, просили о помощи, доверяли свои чаяния. Если просили о приплоде в стаде – лепили из глины рядом с богиней животных, а если молили о ребёнке – с младенцем на руках.
Эти традиции вылепливания глиняных изображений богов остались среди населения даже после того, как Русь стала христианской. А для того чтобы избежать нареканий со стороны церкви, люди стали называть фигурки игрушками.
Время шло, и глиняные фигурки постепенно утрачивали свой религиозный смысл. Теперь они действительно стали игрушками и использовались для украшения дома и развлечения детей. Глиняные игрушки изображали уже не богов, а привычные вещи, обычных людей и животных. Изменилась и усовершенствовалась также и технология производства глиняных игрушек. Существовали специальные промысловые центры, известные и по сей день, например, каргопольские, дымковкие, филимоновские и т.д.
Такие игрушки являются символами русской культуры и имеют свои индивидуальные отличительные особенности, повествующие о культурном наследии нашей страны.
Известный по всему миру русский художественный промысел – абашевская игрушка – возник в Спасском уезде (ныне, Спасский район Пензенской области).
Никто не помнит о точном времени возникновении абашевского промысла. Ещё на заре XX века старики говорили, что гончарным ремеслом занимались прадеды их дедов.
Секреты лепки и обжига передавали в семьях из поколения в поколение, от отца к сыну. Обучать начинали с 8 лет. Таким образом, рождались целые династии гончаров и дудочников. В Абашево люди держались Старой веры крепко. Раскольнический характер населения отразился на жизни сельчан. Старообрядцы охотнее занимались домашними видами промыслов, так как отходничество неизбежно влекло за собой общение с иноверцами. Раскол же требовал соблюдения строгих правил: пользование отдельной посудой, своей постелью и т.п. Возможно, этим объясняется большее распространение гончарства среди староверов. Влияние религиозных убеждений особенно явно проявилось в изделиях абашевских дудочников. Они любят изображать золоторогого оленя с фантастическими рогами, напоминающими лестницу. Это отражение мифологии старообрядцев: лестница ведёт к богу.
Отрицание староверами институтов государственной власти привело к появлению таких, вовсе не игрушечных мотивов, как городовой с двумя петухами – взятками под мышками, или страж отечества – мздоимец. Эти сатирические мотивы игрушек по-прежнему преобладают в промысле.
Когда-то село Абашево насчитывало более 6 тысяч жителей. По меркам XIX века – настоящий город. Это было поистине золотое время посёлка. Практически в каждом дворе крутились гончарные круги, чадили печи для обжига изделий – горны, слышалась трель готовых свистулек. Крестьяне тратили последнюю копейку, чтобы порадовать ребенка разноцветной свистулькой. Именно тогда окончательно сформировался облик знаменитой абашевской игрушки – животные с длинными массивными шеями, небольшой головой, глубоко процарапанными глазками.
В старину изделия из глины в Абашеве обжигали в горнах – сооружениях округлой или овальной формы, выложенных из огнеупорного кирпича шириной 1,5 м. и высотой 2 метра. Мастер залезал в горн, а его жена подавала ему сверху кувшины и горшки. Сверху изделия закладывали «каланчиками» (осколками битой посуды). Обжигали глинянные изделия березовыми или дубовыми дровами.
Традиционный размер игрушки – в ладонь. «Дудки» раскрашивались масляной краской, «оживлялись» пятнами бронзы, «серебрянки». Основные мотивы изделий – домашние животные, офицеры, барыни - «дуры». Абашевскую игрушку можно увидеть в Государственном историческом музее Москвы, Русском музее Санкт-Петербурга, музеях Сергиева Посада, Пензы.
Сегодня ещё можно проследить династии гончаров, внёсших заметный вклад в развитие промысла. Одна из самых известных династий - Зоткины: Ларион Фролович и Акинфий Фролович, от которых пошли самые знаменитые мастера династии Зоткиных – Ларион и Тимофей Зоткины.
Тимофей Никитович Зоткин стал учителем для Василия Анатольевича Кучер, проживавшего в селе Полеологово Бессоновского района Пензенской области.
Изучая абашевскую игрушку, мастер создал свою «полеологовскую» - колоритную, декорированную неповторимым лепным узором.
Занимаясь любимым делом, Василий Анатольевич передавал свои знания детям. В своей мастерской он обучал сельских ребятишек работать с глиной, лепить игрушки, причудливые сосуды, необычные скульптурки.
Сейчас дело отца продолжает сын Василия Анатольевича – Иван Васильевич Кучер.