Технологическая карта НОД
Титульный лист
Конспект непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению с миром природы
ФИО студента Геннадьева Марина Ринатовна
ФИО воспитателя Марикина Алефтина Николаевна
Возрастная группа средняя
Дата проведения 18 сентября 2020года
Тема «Наши пернатые друзья»
Образовательная область: Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Цель: Формирование представлений о связи сообщества птиц с жизнью человека.
Задачи:
Образовательные:
-расширить знания о значении перелетных птиц в жизни леса и человека, формировать навыки правильного поведения в лесу.
Развивающие:
-развивать интерес к наблюдению за птицами, потребность проявлять заботу и участие в жизни леса, птиц.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к птицам, чувство любви к родной природе.
Материалы и оборудование: макет птицы синички, картинки с перелетными птицами, картинки с птицами (ответы для загадок), макет птичьего гнезда с яйцами.
Технологическая карта НОД
№ | Этап занятия Структурные компоненты деятельности | Ход НОД | ||
Деятельность педагога | Деятельность детей | Время | ||
1. | ВВОДНАЯ ЧАСТЬ Организационный момент | Воспитатель обращает внимание детей на чьи-то «следы», затем вместе с детьми подходят к ширме, достает макет птицы синички. | 1 мин. | |
2. | Мотивация | Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Угадали, кто я? (Синичка). Правильно! Я птичка-синичка. Воспитатель: А знаете, откуда я к вам прилетела? – из леса. Стало холодать, реже выглядывает солнышко из-за туч, с деревьев опадают листочки – наступила осень, птицы собираются улетать в теплые страны. Ребята, а как называются эти птицы? — перелётные | Дети рассматривают картинки с перелетными птицами, а воспитатель называет их. | 1 мин |
3. | ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ актуализация знаний | Ребята, а вы знаете, чем питаются перелетные птицы? – ответы детей. Давайте с вами поиграем в игру Дидактическая игра «Накорми птиц» Воспитатель: Молодцы, ребята, птицы поедают вредных гусениц и жуков. А ведь жуки и гусеницы нападают на деревья и поедают их листочки, веточки. Когда птички едят гусениц, дереву становится легче, оно перестает болеть, а каждое дерево дает нам чистый воздух. Ребята, а вы знаете, что самый чистый воздух в лесу? — А что произойдет, если не будет деревьев? — воздух станет грязным. Давайте наберем в носик воздух и скажем, мы с вами хотим дышать чистым воздухом или грязным? – чистым. Значит нужно беречь деревья? – да. Синичка: Но ко мне в лес пришли люди, стали кричать и шуметь, заглядывать в гнезда к птицам — птицы испугались и разлетелись. А когда птиц не стало, на моем дереве поселились вредные гусеницы и жуки, и стали есть все листочки, веточки и кору и мое дерево погибает. Ребята, а как нам спасти дерево? — надо вернуть птиц обратно в лес. (Не шуметь и не кричать в лесу.) Ребята, а вы бережете природу? Не пугаете птиц? – нет. Раздаётся щебет птиц. Воспитатель: ребята, вы слышите голоса птиц? – это они вернулись в наш лес. Давайте не будем больше их пугать, а будем помогать им и оберегать. Потому что наши пернатые друзья помогают деревьям. А теперь отгадайте загадки про птиц: 1. Он в своей лесной палате Носит пёстренький халатик, Он деревья лечит, Постучит — и легче (дятел) Ребята, а почему дереву стало легче? – дятел склевал вредных жуков. 2. Среди сосен и осин Слышу песню: -Синь — синь-синь Это что же то за птица? Ну, конечно же …Синица 3. Примостилась на суку- Раздалось в лесу «ку-ку» (кукушка). 4. Он прилетает каждый год Туда, где домик ждет. Чужие песни петь умеет, А всё же голос свой имеет. Ответ: Скворец 5. Кто без нот и без свирели Лучше всех наводит трели, Голосистее, нежней? Кто же это? (соловей) Воспитатель: Молодцы, загадки отгадали. Ой, посмотрите. Идите скорее сюда! Я обнаружила что-то. Что это? (Гнездо). Да тут ещё и яички лежат. А скажите мне, ребята, можно брать в руки гнездо? А трогать яйца? – нет. Воспитатель: Если вы, ребята, пришли в лес на прогулку, мы будем шуметь, заглядывать в гнезда, трогать яйца руками? — нет. Правильно, не трогайте яйца и птенцов руками. Вы можете вспугнуть птиц, и они бросят свой дом. И никогда в гнезде не появятся птенцы. А ещё мне очень хочется, чтобы вы помогали птицам, оберегали их. Вы внимательно смотрели, а чтобы ваши глазки не устали, давайте сделаем гимнастику. Воспитатель берет палочку с птичкой на леске и проводит зрительную гимнастику: Летела птичка собой невеличка. Как она летела, все люди глядели, Как она садились, все люди дивились. Ребята, а вы видели у себя на огороде гусениц? –да, Они поселяются на капусте, картошке, а птицы спасают наш урожай, поедают гусениц и жуков. Птицы – наши друзья. Нужно беречь птиц и помогать им? — да. Давайте расскажем стихотворение о наших пернатых друзьях. Ребёнок: Мы должны помнить: Что птиц не надо ловить, Надо птиц всегда любить. Птичьих гнезд не разорять Зимою птицам помогать, Их жалеть, оберегать. | Дети отвечают на вопрос. Дети подходят к столу, среди картинок выбирают корм для перелетных птиц. Дети отгадывают загадки, вывешивают на доску картинки – отгадки. Дети выполняют зрительную гимнастику Читает стихотворение. | 15 мин. |
4. | ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ Итог занятия. Систематизация знаний. | Упражнение на установку связей жизни птиц с условиями среды: - Весной птицы строят гнезда, потому что… (дети повторяют фразу и договаривают ее до конца) они выводят в них птенцов. - Перелетные птицы прилетают весной, потому что… они питаются насекомыми. - Гусеницы не могут испортить урожай, потому что… птицы их уничтожают. - Птиц нужно любить и охранять, потому что… они приносят большую пользу (спасают деревья и урожай от вредных насекомых) Воспитатель: Какие вы молодцы! Всё знаете, хорошо сегодня занимались. Скажите, а зимой вы помогаете птицам? – да. А что вы делаете для птиц? – кормушки, крошим хлеб, семечки, пшено. Вам понравилось вам наше занятие? Синичка: Я от вас тоже улетаю в лес и расскажу своим братьям, что вы любите и бережете птиц. До свидания! Итог: ребята, теперь вы знаете, почему птиц называют пернатыми друзьями? Как себя вести в лесу? Почему нельзя шуметь в лесу? Молодцы, вы все хорошо позанимались сегодня. | Дети повторяют фразу и договаривают ее до конца. Ответы детей | 1 мин. |
5. | Рефлексия | «Солнечное настроение» Детям предлагается выбрать грустное или веселое солнышко и прикрепить на доску, в зависимости от того понравилось ли занятие, узнали что то новое. | 1 мин. |
Руководитель учреждения: В.А. Лунева
М.П.