Под непоследовательностью воспитательной практики со стороны матери девочки понимают резкую смену стиля, приемов, представляющих собой переход от очень строгого - к либеральному и, наоборот, переход от психологического принятия дочери к эмоциональному ее отвержению.
Оценка отца дочерью
Шкала позитивного интереса
Дочери описывают позитивный интерес отца как отцовскую уверенность в себе, уверенность в том, что не пресловутая отцовская строгость, а внимание к подростку, теплота и открытость отношений между отцом и дочерью-подростком являются проявлением искреннего интереса. Психологическое принятие дочери характеризуется отсутствием резких перепадов от вседозволенности к суровым наказаниям, т. е. доминируют теплые дружеские отношения с четким осознанием границ того, что можно и чего нельзя.
Отцовские запреты же в данном случае действуют только на фоне отцовской любви.
Шкала директивности
Девочки-подростки представляют директивность отца в качестве образа «твердой мужской руки», готовой то сжаться в кулак, то указать на ее место в обществе и, в частности, в семье. Директивный отец как бы направляет растущую девушку на путь истинный, заставляя ее подчиняться нормам и правилам поведения, принятым в обществе и определенной культуре, вкладывая в ее душу заповеди морали.
Шкала враждебности
В данном случае речь идет о таком неблагоприятном типе отцовского отношения к дочери, как сочетание сверхтребовательности, ориентированной на эталон «идеального ребенка» и соответствующей слишком жесткой зависимости, с одной стороны, и эмоционально-холодным, отвергающим отношением – с другой. Все это ведет к нарушениям взаимоотношений между отцом и дочерью-подростком, что в свою очередь обусловливает повышенный уровень напряженности, нервозности и нестабильности подростка.
Шкала автономности
Девочки-подростки описывают автономность отцов как претензию на лидерство, причем лидерство недосягаемое, недоступное для взаимодействия с ним. Он представляется человеком, отгороженным от проблем семьи как бы невидимой стеной, существующей параллельно с остальными членами семьи. Отцу абсолютно все равно, что происходит вокруг, его действия зачастую не согласуются с потребностями и запросами близких, интересы которых полностью игнорируются.
Шкала непоследовательности
Здесь отец представляется человеком совершенно непредсказуемым. С достаточно высокой степенью вероятности в его поведении могут проявляться совершенно противоречащие друг другу психологические тенденции, причем амплитуда колебаний – максимальна.
Таким образом, характерные различия в оценках воспитательной практики матерей и отцов девочками-подростками выглядят следующим образом. При позитивном интересе и психологическом принятии у матерей, в отличие от отцов, на первый план выступает доверие и подчиняемость. У отцов же доминирует уверенность в себе и отсутствие жесткости, авторитарности в отношениях с дочерью, что исключает воспитание посредством силового давления. Директивность матерей основана исключительно на амбициозных претензиях к власти и жесткому контролю за поведением дочери, а директивность отцов наряду с этим, выражается еще и в зависимости от мнения окружающих и самовлюбленности. При враждебности, эмоциональном отвержении у матерей выявляется упрямый конформизм и слабовольная зависимость от мнения окружающих, что исходит из претензий отца на ведущие позиции. У отцов же при враждебной воспитательной практике по отношению к дочери-подростку на первый план выступает жестокость и самоутверждение властью и силой. Автономность со стороны матерей отличается отсутствием добрых человеческих отношений и отгороженностью от проблем и интересов дочери, а у отца автономность выражается в его безоговорочном лидерстве в семье и в недоступности общения с ним для дочери. При непоследовательной воспитательной практике в контексте противоречивости проявлений характеристики отцов и матерей представляются одинаковыми.
Различие лишь в таких тенденциях, как самодовлеющее самоутверждение с враждебной непримиримостью у отцов и подчиненностью и недоверием – у матерей.
Стимульный материал
Фамилия___________________ Имя_______________________ Отчество__________________
№ | Мой отец (моя мать) | Да | Частично | Нет |
Очень часто улыбается мне | ||||
Категорически требует, чтобы я усвоил, что я могу делать, что нет | ||||
Обладает недостаточной терпеливостью в отношении меня | ||||
Когда я ухожу, сам решает, когда я должен вернуться | ||||
Всегда быстро забывает то, что сам говорит или приказывает | ||||
Когда у меня плохое настроение, советует мне успокоиться или развеселиться | ||||
Считает, что у меня должно существовать много правил, которые я обязан выполнять | ||||
Постоянно жалуется кому-то на меня | ||||
Предоставляет мне столько свободы, сколько мне надо | ||||
За одно и то же один раз наказывает, а другой – прощает | ||||
Очень любит делать что-нибудь вместе | ||||
Если назначает какую-нибудь работу, то считает, что я должен делать только ее, пока не закончу | ||||
Начинает сердиться и возмущаться по поводу любого пустяка, который я сделал | ||||
Не требует, чтобы я спрашивал у него разрешения, чтобы идти туда, куда захочу | ||||
Отказывается от многих своих дел в зависимости от моего настроения | ||||
Пытается развеселить и воодушевить меня, когда мне грустно | ||||
Всегда настаивает на том, что за все мои проступки я должен быть наказан | ||||
Мало интересуется тем, что меня волнует и чего я хочу | ||||
Допускает, чтобы я мог бы идти куда хочу каждый вечер | ||||
Имеет определенные правила, но иногда соблюдает их, иногда нет | ||||
Всегда с пониманием выслушивает мои взгляды и мнения | ||||
Следит за тем, чтобы я всегда делал то, что мне сказано | ||||
Иногда вызывает у меня ощущение, что я ему противен | ||||
Практически позволяет мне делать все, что мне нравится | ||||
Мой отец (моя мать) меняет свои решения так, как ему (ей) удобно | ||||
Часто хвалит меня за что-либо | ||||
Всегда точно хочет знать, что я делаю и где нахожусь | ||||
Хотел бы, чтобы я стал другим, изменился | ||||
Позволяет мне самому выбирать себе дело по душе | ||||
Иногда очень легко меня прощает, а иногда – нет | ||||
Старается открыто показать, что любит меня | ||||
Всегда следит за тем, что я делаю на улице или в школе | ||||
Если я сделаю что-нибудь не так, постоянно и везде говорит об этом | ||||
Предоставляет мне много свободы. Редко говорит «должен» или «нельзя» | ||||
Непредсказуем в своих поступках, если я сделаю что-нибудь плохое или хорошее | ||||
Считает, что я должен иметь собственное мнение по каждому вопросу | ||||
Всегда тщательно следит за тем, каких друзей я имею | ||||
Не будет со мной говорить, пока я сам не начну, если до этого я его чем-то задену или обижу | ||||
Всегда легко меня прощает | ||||
Хвалит и наказывает очень непоследовательно: иногда слишком много, а иногда слишком мало | ||||
Всегда находит время для меня, когда это мне необходимо | ||||
Постоянно указывает мне, как себя вести | ||||
Вполне возможно, что, в сущности, меня ненавидит | ||||
Проведение каникул я планирую по собственному желанию | ||||
Иногда может обидеть, а иногда бывает добрым и признательным | ||||
Всегда откровенно ответит на любой вопрос, о чем бы я не спросил | ||||
Часто проверяет, все ли я убрал, как он велел | ||||
Пренебрегает мною, как мне кажется | ||||
Не вмешивается в то, убираю я или нет мою комнату (или уголок) – это моя крепость | ||||
Очень неконкретен в своих желаниях и указаниях |