Шкала непоследовательности




Под непоследовательностью воспитательной практики со стороны матери девочки понимают резкую смену стиля, приемов, представляющих собой переход от очень строгого - к либеральному и, наоборот, переход от психологического принятия дочери к эмоциональному ее отвержению.

Оценка отца дочерью

Шкала позитивного интереса

Дочери описывают позитивный интерес отца как отцовскую уверенность в себе, уверенность в том, что не пресловутая отцовская строгость, а внимание к подростку, теплота и открытость отношений между отцом и дочерью-подростком являются проявлением искреннего интереса. Психологическое принятие дочери характеризуется отсутствием резких перепадов от вседозволенности к суровым наказаниям, т. е. доминируют теплые дружеские отношения с четким осознанием границ того, что можно и чего нельзя.

Отцовские запреты же в данном случае действуют только на фоне отцовской любви.

Шкала директивности

Девочки-подростки представляют директивность отца в качестве образа «твердой мужской руки», готовой то сжаться в кулак, то указать на ее место в обществе и, в частности, в семье. Директивный отец как бы направляет растущую девушку на путь истинный, заставляя ее подчиняться нормам и правилам поведения, принятым в обществе и определенной культуре, вкладывая в ее душу заповеди морали.

Шкала враждебности

В данном случае речь идет о таком неблагоприятном типе отцовского отношения к дочери, как сочетание сверхтребовательности, ориентированной на эталон «идеального ребенка» и соответствующей слишком жесткой зависимости, с одной стороны, и эмоционально-холодным, отвергающим отношением – с другой. Все это ведет к нарушениям взаимоотношений между отцом и дочерью-подростком, что в свою очередь обусловливает повышенный уровень напряженности, нервозности и нестабильности подростка.

Шкала автономности

Девочки-подростки описывают автономность отцов как претензию на лидерство, причем лидерство недосягаемое, недоступное для взаимодействия с ним. Он представляется человеком, отгороженным от проблем семьи как бы невидимой стеной, существующей параллельно с остальными членами семьи. Отцу абсолютно все равно, что происходит вокруг, его действия зачастую не согласуются с потребностями и запросами близких, интересы которых полностью игнорируются.

Шкала непоследовательности

Здесь отец представляется человеком совершенно непредсказуемым. С достаточно высокой степенью вероятности в его поведении могут проявляться совершенно противоречащие друг другу психологические тенденции, причем амплитуда колебаний – максимальна.

Таким образом, характерные различия в оценках воспитательной практики матерей и отцов девочками-подростками выглядят следующим образом. При позитивном интересе и психологическом принятии у матерей, в отличие от отцов, на первый план выступает доверие и подчиняемость. У отцов же доминирует уверенность в себе и отсутствие жесткости, авторитарности в отношениях с дочерью, что исключает воспитание посредством силового давления. Директивность матерей основана исключительно на амбициозных претензиях к власти и жесткому контролю за поведением дочери, а директивность отцов наряду с этим, выражается еще и в зависимости от мнения окружающих и самовлюбленности. При враждебности, эмоциональном отвержении у матерей выявляется упрямый конформизм и слабовольная зависимость от мнения окружающих, что исходит из претензий отца на ведущие позиции. У отцов же при враждебной воспитательной практике по отношению к дочери-подростку на первый план выступает жестокость и самоутверждение властью и силой. Автономность со стороны матерей отличается отсутствием добрых человеческих отношений и отгороженностью от проблем и интересов дочери, а у отца автономность выражается в его безоговорочном лидерстве в семье и в недоступности общения с ним для дочери. При непоследовательной воспитательной практике в контексте противоречивости проявлений характеристики отцов и матерей представляются одинаковыми.

Различие лишь в таких тенденциях, как самодовлеющее самоутверждение с враждебной непримиримостью у отцов и подчиненностью и недоверием – у матерей.

Стимульный материал

Фамилия___________________ Имя_______________________ Отчество__________________

 

Мой отец (моя мать) Да Частично Нет
  Очень часто улыбается мне      
  Категорически требует, чтобы я усвоил, что я могу делать, что нет      
  Обладает недостаточной терпеливостью в отношении меня      
  Когда я ухожу, сам решает, когда я должен вернуться      
  Всегда быстро забывает то, что сам говорит или приказывает      
  Когда у меня плохое настроение, советует мне успокоиться или развеселиться      
  Считает, что у меня должно существовать много правил, которые я обязан выполнять      
  Постоянно жалуется кому-то на меня      
  Предоставляет мне столько свободы, сколько мне надо      
  За одно и то же один раз наказывает, а другой – прощает      
  Очень любит делать что-нибудь вместе      
  Если назначает какую-нибудь работу, то считает, что я должен делать только ее, пока не закончу      
  Начинает сердиться и возмущаться по поводу любого пустяка, который я сделал      
  Не требует, чтобы я спрашивал у него разрешения, чтобы идти туда, куда захочу      
  Отказывается от многих своих дел в зависимости от моего настроения      
  Пытается развеселить и воодушевить меня, когда мне грустно      
  Всегда настаивает на том, что за все мои проступки я должен быть наказан      
  Мало интересуется тем, что меня волнует и чего я хочу      
  Допускает, чтобы я мог бы идти куда хочу каждый вечер      
  Имеет определенные правила, но иногда соблюдает их, иногда нет      
  Всегда с пониманием выслушивает мои взгляды и мнения      
  Следит за тем, чтобы я всегда делал то, что мне сказано      
  Иногда вызывает у меня ощущение, что я ему противен      
  Практически позволяет мне делать все, что мне нравится      
  Мой отец (моя мать) меняет свои решения так, как ему (ей) удобно      
  Часто хвалит меня за что-либо      
  Всегда точно хочет знать, что я делаю и где нахожусь      
  Хотел бы, чтобы я стал другим, изменился      
  Позволяет мне самому выбирать себе дело по душе      
  Иногда очень легко меня прощает, а иногда – нет      
  Старается открыто показать, что любит меня      
  Всегда следит за тем, что я делаю на улице или в школе      
  Если я сделаю что-нибудь не так, постоянно и везде говорит об этом      
  Предоставляет мне много свободы. Редко говорит «должен» или «нельзя»      
  Непредсказуем в своих поступках, если я сделаю что-нибудь плохое или хорошее      
  Считает, что я должен иметь собственное мнение по каждому вопросу      
  Всегда тщательно следит за тем, каких друзей я имею      
  Не будет со мной говорить, пока я сам не начну, если до этого я его чем-то задену или обижу      
  Всегда легко меня прощает      
  Хвалит и наказывает очень непоследовательно: иногда слишком много, а иногда слишком мало      
  Всегда находит время для меня, когда это мне необходимо      
  Постоянно указывает мне, как себя вести      
  Вполне возможно, что, в сущности, меня ненавидит      
  Проведение каникул я планирую по собственному желанию      
  Иногда может обидеть, а иногда бывает добрым и признательным      
  Всегда откровенно ответит на любой вопрос, о чем бы я не спросил      
  Часто проверяет, все ли я убрал, как он велел      
  Пренебрегает мною, как мне кажется      
  Не вмешивается в то, убираю я или нет мою комнату (или уголок) – это моя крепость      
  Очень неконкретен в своих желаниях и указаниях      

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: