Основные направления и региональные особенности развития культуры США в XIX – XX вв.




39. Особенности развития художественно- эстетической и философской культуры Европы в XIX столетии.

Для Европы (XIX в.) качественно своеобразен. У него свой "лик", характеризуемый своей культурной парадигмой, которой присущ особый "дух времени”.
Факторы, повлиявшие на основные процессы и направления художественного творчества, были разнообразны. Они включали изменения в экономике, в политической жизни, развитие науки, промышленную революцию и ее результаты. Религиозный аспект был также исключительно важен. Огромное влияние на развитие западноевропейского мира оказала промышленная революция, которая завершилась именно в XIX в. Она привела к существенной перестройке труда и предметного мира.
Художественная культура XIX в. развивалась под воздействием разнообразных политических, экономических, социальных, религиозных, национальных факторов. Особенное значение для ее развития имела Великая французская революция, провозгласившая идеи свободы, равенства, братства. Революция поставила задачу подготовки общества принять великую идею единой человеческой семьи. В истории человечества это была новая идея, новый идеал. Поскольку практика значительно расходилась с провозглашенными революцией идеалами, искусство, развивающееся в этот период, критически осмысливало действительность, поэтому для художественной культуры XIX столетия характерен критицизм. Ведущее положение из всех видов художественного творчества заняла литература, которая определяла художественную жизнь этого столетия. Помимо искусства слова, XIX в. создал великолепные образцы музыкальных и сценических творений. В музыке достигли высот оперное и балетное искусства, а также симфонические произведения. В области пластических искусств наивысшие достижения принадлежат живописи. В XIX в. окончательно выделилась в самостоятельный вид изобразительного искусства графика, чему способствовало изобретение литографии - гравюры на камне. Особенностью развития культуры и искусства XIX в. является разнообразие художественных направлений и стилей, методов и форм, которые менялись буквально каждое десятилетие. Развитие отдельных видов искусства осуществлялось неравномерно по странам. Если по масштабу и уровню развития музыкального искусства первенствовали Италия, Г ермания и Франция, то по литературному творчеству - Франция, Англия. Наивысшие достижения в живописи дали Франция и Испания. Нес в себе XIX в. и потери как в определенных направлениях искусства, так и в достижениях отдельных стран. Преобладание критического миросозерцания предопределило невозможность создания большого архитектурного стиля. Искусствоведы считают последними достижениями выдающиеся архитектурные ансамбли неоклассического стиля, созданные на рубеже XVIII - XIX вв. То же произошло с монументальной скульптурой. Лучшее из созданного ваятелями XIX в. относится к жанру станковой скульптуры. Из того немногого, что явила архитектура, лучшее достигнуто в Англии, в искусстве скульптуры - во Франции. Несмотря на многообразие стилей, сложившихся в XIX в., первенствующим считается реалистическое художественное направление, давшее блестящие результаты во всех видах искусства и литературы. Таким образом, Европа XIX в. являла собой центр культурного развития человеческой цивилизации. Последствия и влияние, которые имела эта эпоха на формирование и дальнейшее становление всей мировой культуры, трудно переоценить Политика и право, живопись и литература, философия и наука того времени вписаны золотыми буквами в классику мировой цивилизации. Европа во многом и по сей день "питается плодами" научнокультурного наследия Нового времени. Прогресс, который наблюдался во всех сферах научной, духовной и культурной жизни, во многом и по сей день задает темп развития мировой цивилизации.
В XIX в. достигнуто значительное развитие философской мысли. Оно было подготовлено учениями И. Канта (1724 - 1804) и И. Фихте (1762 - 1814). Исходя из их положений, была создана романтическая теория, заложены основы объективно-идеалистической философии, оформленной в стройное учение Ф. В. Шеллингом (1775 - 1854). Объективно-идеалистическая концепция получила дальнейшее развитие в трудах крупнейшего немецкого философа Г. Гегеля (1770 - 1831), придавшего ей завершенность в форме основных законов диалектики. Так же, как и Шеллинг, Гегель отстаивал идею поступательного развития человечества и принципа историзма. Причем принцип историзма развит в трудах Гегеля наиболее полно. Всю историю человечества он рассматривал как единый процесс, в котором каждая эпоха занимает особое место и оказывает влияние на последующее развитие. В противовес позициям Гегеля тогда же возникла идеалистическая концепция, отвергающая мысль о возможности исторического прогресса, сторонниками которой были Ф.Р. де Шатобриан (1768 - 1848) и А. Шопенгауэр (1788 - 1860). Влиятельным в XIX в. было и философское движение, связанное с именем О. Конта (1798 - 1857). Конт - основоположник позитивизма, который возник в 30-е гг. XIX в., а затем в связи с развитием науки модернизировался. Позитивизм - учение, согласно которому подлинным знанием может быть только эмпирическое знание, основанное на опыте и точном его описании. Конт даже провозглашал, что прежняя философия, как особое исследование реальности, не имеет права на самостоятельное существование.
 
 

 

(40-46) 44. Региональные особенности развития немецкой культуры.

Исторический период, в течение которого Германия не существовала как целостное государство, оказал большое влияние на формирование культуры немецкой нации.
Культура Германии уходит своими корнями в глубокую древность. Римские историки писали о существовании у древних германцев песен мифологического и героического характера. К первым уцелевшим памятникам германской словесности относятся отрывок героической "Песни о Хильдебранде" (начало IХ века) и "Мерзебургские заклинания" (начало Х века).
В ХП-ХШ веках получил равитие героический эпос на сюжеты из древней истории: "Гудуруна" (1240 г.), "Песнь о Нибелунгах" (ок. 1200 г.), "Равенская битва" (середина ХШ века) и др. В это время возникает, так называемая, "куртуазная" литература, в которой воспеваются подвиги рыцарей и их служение вере. Ее жанрами становятся рыцарская лирика - миннезингеры, и рыцарский роман. Яркими представителями этих жанров были Вальтер фон дер Фогельвейде, Генрих фон Фельдеке и др.
ХШ век в Германии - это утверждение готического стиля в искусстве, который, базируясь на придворно-рыцарской культуре, явился определяющим направлением в развитии культуры всей средневековой Европы. Немецкая готика - это соборы в Лимбурге и Бамберге, Кельне, Фрейбурге и др. Это скульптура, передающая пластику и движение человеческих тел ("Золотые ворота" в Фрейберге, скульптуры Бамбергского собора, собора в Наумбурге и др.). В живописных готических миниатюрах плоскостность изображения сменяется его объемностью. Появляется живопись по стеклу - витражи.
Во второй половине ХШ века с ростом городов и развитием ремесел возникает бюргерская литература, а в противовес рыцарскому миннезангу появляется поэзия ремесленников - мейстерзингеры.
В качестве литературного языка, начиная с ХШ века, выступает верхненемецкий диалект.
ХV-ХVП века - время, когда политическая раздробленность Германии отрицательным образом сказывалась на развитии ее культуры. Культурная жизнь существовала преимущественно при княжеских дворах. Вместе с тем, это был период начала немецкого Возрождения. Наивысшего расцвета искусство Германии достигло к началу ХVI века. В это время работали такие величайшие немецкие живописцы, графики, теоретики искусства и ученые, как А.Дюрер(1471-1528), Л. Кранах (1472-1553), Г. Гольбейн, М. Грюневальд (1460-1528), Бургкмайр (1473-1531) и др. Скульптура представлена такими крупными мастерами, как А.Крафт (1455-1509), П. Фишер Старший (ок.1460-1529) и др. В скульптурных произведениях этого периода впервые появляется портрет.
Архитектура эпохи Возрождения в Германии - это барокко. Наиболее значительным архитектором этого времени был Э.Голль (1573-1646). Наибольшим вкладом в развитие литературы в этот период были труды М.Лютера, его духовные песни и гимны, и особенно перевод Библии на немецкий язык. В 1678 году в Гамбурге открылся первый Национальный музыкальный немецкий театр. Первая немецкая опера была написана Г. Шютцем (1585-1672). Органисты Д. Букстехуде (1637-1707), Г.Бем (1661-1733) и др. были непосредственными предшественниками великих немецких композиторов И.С. Баха (1685-1750) и Г.Ф. Генделя (1685-1759).
В ХVШ веке немецкая культура продолжила свое развитие под знаком буржуазного Просвещения. Первым представителем Просвещения в Германии был И. Готшед (1700-1766), провозгласивший первенство "здравого смысла" в науке и литературе.
Известными литераторами этой эпохи были: поэт Г. Клопшток (1724-1803) - предшественник литературного движения 70-х годов ХVШ века "Буря и натиск", М. Виланд (1733-1813) - поэт, сатирик и романист, автор просветительного "романа воспитания" "Агатон". Основателем романтического направления в немецкой литературе стал барон Гарденберг, известный под псевдонимом Новалис (1772-1801). Развивал его идеи в своих многочисленных произведениях литератор, публицист и философ Фридрих Шлегель (1772 - 1829). Первым представителем классицизма в немецкой литературе стал Г. Лессинг (1729-1781), который обосновал реалистическую эстетику национальной немецкой литературы. Великими представителями немецкого (Веймарского) классицизма конца ХVШ века были И.В. Гете (1749-1832), И.Ф. Шиллер (1759-1805) и И.Г. Гердер (1744-1803). Ярким представителем романтизма в немецкой литературе был Т. Гофман (1776-1822). Архитектура ХVШ века - это пышное, монументальное барокко, ее творцы Б. Нейман (1687-1753), А. Шлютер (1664-1714), М.Д. Пеппельман (1662-1736). Во второй половине ХVШ века в искусстве Германии начинают проявляться тенденции классицизма. Идеологом классицизма в Германии был искусствовед И.И. Винкельман (1717-1768). В ХVШ веке в Германии получило большое развитие искусство фарфора, завоевавшего мировую славу. Родоначальником немецкой классической философии стал Иммануил Кант (1724-1804).
В ХVШ веке величайшим представителем музыкального искусства был Л. Бетховен (1770-1827).
В немецкой литературе первой половины ХIХ века развиваются два ее направления: либерально-буржуазное (А. Платен, К Иммерман и др.) и буржуазно-демократическое (Л. Берне, К. Гуцков и др.). В поэзии прославился великий поэт Г.Гейне (1797-1856).
В искусстве в этот период в Германии представлены такие направления, как романтизм: Ф.О.Рунге (1777-1810), И.А.Кох (1768-1839), К.Д.Фридрих(1774-1840), П. Корнелиус (1783-1867) и др.; реализм: Ф.Васман (1805-1886), К.Блехен (1798-1840), Г.Ф.Керстинг (1785-1847) и др.; импрессионизм - В.Трюбнер (1858-1925), М.Слегфогт (1868-1932) и др.
Романтизм в музыке представлен композиторами К.М.Вебером (1786-1826) и Т.А.Гофманом (1776-1822). В это время в Германии работали композиторы, Ф.Мендельсон-Бартольди (1809-1847), Р.Шуман (1810-1856), Р.Вагнер (1813-1883).
Трагические события ХХ века в истории Германии: гитлеровская диктатура, Вторая Мировая война и последовавшее затем разделение Германии на Восточную и Западную, были тяжелыми ударами для немецкой культуры. Многие деятели культуры оказались в эмиграции. Тоталитарный режим, установленный в Восточной Германии оказывал давление на культуру, ограничивая ее рамками соцреализма.
В изобразительном искусстве и литературе начала ХХ века получил широкое развитие экспрессионизм. В этом направлении работали такие писатели, как Г.Кайзер (1878-1945), В.Газенклевер (1890-1940), художники, графики и скульпторы: Э. Нольде (1867-1956), Э.Хеккель (1883-1970), М.Бекман (1884-1950), М.Пехштейн (1881-1955) и др.
ХХ век культуру Германии представляют всемирно-известные писатели, поэты и драматурги: Томас (1875-1955) и Генрих (1871-1950) Манны, Э. Ремарк (1898-1970), Б.Келлерман (1879-1951), Г.Гессе (1877-1962), М.Коммерель (1902-44), Г.Кайзер (1878-1945), Р.М.Рильке (1875-1926), Б.Апиц (1900-1979), Д.Нолль (р. 1927), Г.Белль (1917-1985), А.Шмидт (1914-1979) и др.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: