Тема 1.1. Семинар №1. Специфика психического отражения на уровне эмоций и чувств
Цель: выявить психологический статус эмоций и раскрыть их функции.
Задачи: Ознакомиться с неоднозначностью трактовок эмоций в физиологии и психологии; определить эмоции как переживания; установить связь эмоции с другими психическими явлениями
План.
1. Определения эмоций и чувств.
2. Связь эмоций с познавательными процессами и относительная самостоятельность их функционирования.
3. Эмоции и их связь с потребностями, мотивами, биологическим смыслом воздействия, личностным смыслом.
4. Эмоции как переживания.
5. Функции эмоций.
Литература
1. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: МГУ, 1976. С.31, 32, 34, 35, 38-39, 41-44, 46-49, 53-56, 78-100.
2. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: МГУ, 1990. С.219-220, 225-230, 234-240.
3. Додонов Б.И. В мире эмоций. Киев, 1987. С.7-11, 37-41.
4. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001. С.100-119.
5. Психология эмоций. Тексты. М.: МГУ, 1984. С.8-13, 178-185.
6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1998. С. 11-12, 14, 17, 551-554, 562, 565-566, 571-573.
Дополнительная литература
1. Вилюнас В.К. Психологические механизмы биологической мотивации. М.: МГУ, 1986. С.78-93.
2. Джанерьян С.Т. Психология эмоций и воли: учебное пособие. Ростов-на-Дону, Издательство Южного федерального университета, 2016. С. 9-20.
3. Пырьев Е .А. Мотивационные возможности эмоций и потребностей: сравнительный анализ //Вестник Оренбургского государственного университета. 2012. № 9 (145). С. 35-42
4. Симонов П.В. Мотивированный мозг. М.: Наука, 1987. С.63-87.
5 Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. М.: Прогресс, 1975. Вып.5. С.125-128, 162-175.
7. Яковлева Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития//Вопросы психол. 1997. №4.
Тема 1.2. Семинар №2. теории эмоций
Цель: изучить физиологические и психологические теории эмоций.
Задачи: рассмотреть позитивные и негативные стороны периферической теории; раскрыть определения эмоций в физиологических и психологических исследованиях, установить различия в специфике детерминантэмоций с точки зрения когнитивных теорий
План
- Периферическая теория эмоций Джемса У. и Ланге Г и ее критический анализ (Шеррингтон Ч., Кеннон У., Выготский Л.).
- Центральные теории эмоций: таламическая теория У. Кеннона; активационная теория Д. Линдсли; лимбическая теория Пейпса-Мак-Лина; гипоталамическая теория Э. Гельгорна. Значение центральных теорий для психологических исследований эмоциональных явлений.
- Биологическая теория эмоций П.К. Анохина.
- Информационная теория эмоций П.В. Симонова.
- Когнитивные теории эмоций (С. Шехтер, М. Арнолд, А. Лазарус, А. Ортони и др.).
Литература
1. Бреслав Г.М. Психология эмоций. М.: Смысл, Издат. Центр "Академия", 2004. С. 21-38.
2. Выготский Л.С. СС. М.: Педагогика, 1984. Т.6. С.96, 98-100, 103-109, 111-112, 115-120, 143-147, 149, 152-153, 155-159, 192-193, 203-206, 208-209, 263-265, 269, 275, 338-339.
3. Гельгорн Э. Э, Луфборроу Дж. Эмоции и эмоциональные расстройства. М.: МИР, 1999. С.77-81, 96-100, 121-131, 137-140, 520-523.
4. Джемс У. Психология /Под ред. Л.А. Петровской. М.: Педагогика, 1991. С.272-289.
5. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001. С. 66-99.
6. Психология эмоций. Тексты. М.: МГУ, 1984. С.83-92.
7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1998. С. 565-566
Дополнительная литература
1. Анохин П.К. Избр. Труды. Философские аспекты теории функциональной системы. М.: Наука, 1978. С.311-336.
2. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. М.: Мир, 1988. С.126-129.
3. Выготский Л.С. СС. М.: Педагогика, 1982. Т.2. С.416-426.
4. Изард К. Эмоции человека. МГУ, 1980. С.42-45, 48-49.
5. Рейковский Я Экспериментальная психология эмоций. М.: Прогресс, 1979. С.322-327.
6. Симонов П.В. Мотивированный мозг. М.: Наука, 1987. С.87-97.
7. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М.: Наука, 1981. С.20, 21, 64-66.
8. Ортони А., Клоур Д., Коллинз А. Когнитивная структура эмоций //Язык и интеллект. М.: Прогресс, 1995. С.314-384.
9. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. М.: Прогресс, 1970. Вып.3. С.99-101. Или М.: Прогресс, 1975. Вып.5. С.128-132, 151-153.
Тема 1.3. Семинар №3. классификации эмоций
Цель: доказать связь между критериямиклассификаций эмоций и этапом их научного познания
Задачи: установить критерий соответствующей классификации; обозначить признаки классифицируемых эмоций; убедиться в связи эмоций с уровнями активности человека и развитием его когнитивной сферы
План
1. Возможные основания научной классификации эмоций (Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л., Симонов П.В., Додонов Б.И., Вилюнас В.К., Бреслав Г.М.).
2. Условия возникновения и особенности функционирования ведущих и производных эмоциональных переживаний (Вилюнас В.К.).
Литература
1. Бреслав Г.М. Психология эмоций. М.: Смысл; Издат. Центр "Академия", 2004. С. 145-152.
2. Додонов Б.И. В мире эмоций. Киев,. 1987. С.25-31, 96-103.
3. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: МГУ, 1976. С.100-117, 124-135.
4. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001. С 130-138.
5. Леонтьев А.Н. Потребности. Мотивы. Эмоции. М.:МГУ, 1971. Гл. Эмоции.
6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1989. С.574-579.
7. Симонов П.В. Потребностно-информационная теория эмоций // Вопросы психол. 1982. №6. С.44-57.
Дополнительная литература
1. Додонов Б.И. Эмоции как ценность. М.: Политиздат, 1976. Гл.1.
2. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М.: Наука, 1981. – 141-143.С.
Тема 1.4.. Семинар №4. характеристика эмоциональных процессов и состояний
Цель: изучить эмоциональные процессы
Задачи: дифференцировать различные эмоциональные процессы и состояния; описать диагностические признаки состояний.
1.Условия возникновения и особенности протекания эмоциональных процессов (Вилюнас В.К., Рейковский Я.).
2. Психологическая характеристика настроения.
3. Психологическая характеристика фрустрации.
4.Условия возникновения аффекта неадекватности.
5.Психологическая характеристика чувств и их классификация.
6. Любовь как выход за пределы собственной индивидуальности (Фромм Э., Маслоу А.).
7. Уровневая организация эмоциональной регуляции.
Литература
- Бреслав Г.М. Психология эмоций. М.: Смысл, Издат. Центр "Академия", 2004. С. 21-38, 106-110.
- Василюк Ф.Е. Психология переживаний. М.: МГУ. 1984. С.36-42.
3. Вилюнас ВК. Психология эмоциональных явлений. М.: МГУ, 1976. С.61-76.
4. Изард К. Эмоции человека М.:МГУ, 1980. С.66-79.
5. Изучение мотивации поведения детей и подростков /Под ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежиной. М.: Просвещение, 1972. С.112-116, 118-119, 144-146.
- Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001. С. 58-65; 163; 295-296; 340-348.
- Левин К. Динамическая психология: Избранные труды. М.: Смысл, 2001. С.220-224.
- Маслоу А. Мотивация и личность. СПб, 1999. С.262-272, 282-284, 330-333.
- Рейковский Я Экспериментальная психология эмоций. М.: Прогресс, 1979. С.11, 39, 67-76, 87-90, 104-106, 125-132.
10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1998. С. 579-583.
11. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. М.: МГУ, 1990. С.4-32.
Дополнительная литература
1. Боровкова А.С., Шкрябко И.П Развитие эмоциональной сферы человека //Актуальные направления научных исследований: от теории к практике. 2015. № 3 (5). С. 207.
2. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб, 1998. С.39-43, 126-135.
3. Иванова Е.М., Еникополов С.Н. Психологические исследования чувства юмора. //Вопросы психол. 2006. №4. – С. 122-138.
4. Психология эмоций. Тексты. М.: МГУ, 1984. С.228-234.
5. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. М.: Прогресс, 1975. Вып.5. С.80-84.
6. Фрустрация, конфликт, защита // Вопросы психол. 1991. №6. С.69-82.
Тема 1.5, 1.6. Семинар №5 связь эмоций с познавательными процессами.
- Влияние эмоциональных переживаний на прием, переработку и воспроизведение информации.
Приведите примеры исследований и результаты.
- Эмоциональная активация воображения.
Приведите примеры из реальной жизни, произведений искусства.
- Экспериментальные исследования интеллектуальных эмоций.
Дайте определение интеллектуальных эмоций (укажите автора/ов, сравните их). Приведите примеры исследований (укажите цель исследования, ход работы, результаты)
- Исследования эмоционального интеллекта, эмоциональной компетентности
Дайте определения. Приведите примеры исследований (укажите цель исследования, ход работы, результаты)
- Роль эмоционально-личностных особенностей в возникновении соматических заболеваний.
Приведите примеры исследований, осветите несколько подходов.
- Понятие "эмоциональной устойчивости".
Расскажите о путях ее повышения.
Литература
1. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект: исследования феномена//Вопр. психол. 2006. №3. С.78-86.
2. Бреслав Г.М. Психология эмоций. М.: Смысл; Издат. Центр "Академия", 2004. С. 136-145.
3. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. М., 1995. С.103-108.
4. Джанерьян С.Т. Психология эмоций и воли: учебное пособие. Ростов-на-Дону, Издательство Южного федерального университета, 2016. С. 66-78.
5. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001. С. 228-232.
6. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М.: Прогресс, 1979. Ч.2. Гл. 4. С.191-194, 211, 212-214, 223,. 262-274, 335-351.
8. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. М.: Прогресс, 1975. Вып.5. С.119-125, 137-142, 177-188.
Дополнительная литература
- Батурин А.ОЛ. Альтернативный подход к вопросу эмоциональной стабильности //Сервис в России и за рубежом. 2011. № 4 (23). С. 163-169.
- Васильев И.А., Поплужный В.Л., Тихомиров О.К. Эмоции и мышление. М.: МГУ, 1980. С.39-51
3. Дьяченко Н.И., Пономаренко В.А. О подходах к изучению эмоциональной устойчивости //Вопросы психол. 1990. №1. С.106-112.
4. Землянская М.В. История вопроса о влиянии эмоциональных пароцессов на память // Вестник Московского государственного областного гуманитарного института. Серия: Педагогика и психология. 2012. № 2. С. 80-86.
5. Скутин А.В. Современные зарубежные исследования влияния юмора и смеха на здоровье человека //Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2011. № 4. С. 114-118.
6. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Н. Культура эмоций и психическое здоровье//Вопросы психол. 1999. №2. С.61-7
Тема 2.2. Семинар №6. состояние проблемы воли в психологической науке.
Цель: раскрыть многообразие подходов в научно-психологическом изучении воли.
Задачи: убедиться в значении мотивационных процессов волевого действия; обосновать различия между трактовками воли в рамках регулятивного направления ее изучения; обобщить методы изучения воли
1. Общественно-исторический характер генезиса воли (Иванников В.А.).
2. Воля как механизм преодоления препятствий (Симонов П.В.).
4. Воля как сознательный уровень регуляции поведения и деятельности (В.И. Селиванов).
5.Волевая регуляция как разновидность произвольного управления поведения (Е.П. Ильин).
6.Анализ экспериментальных исследований воли в зарубежной и отечественной психологии. Методы изучения воли. Патология воли.
Литература
1. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М.: МГУ, 1984. С. 136-146.
2. Иванников В.А. К сущности волевого поведения. // Психол. журн. 1985. Т.6. №3. С.47-55.
3. Иванников В.А. //Психологические механизмы волевой регуляции. М.: МГУ, 2006. С. 46-55, 81-85, 108-113, 191.
4. Ильин Е.П. Психология воли. СПб, Питер, 2000. С.18-24, 28-32, 36-43. (2009 с.28-36, 42-46, 50-68)
5. Леонтьев А.Н. Воля. // Вестник МГУ, Серия 14. Психология. 1993. №2. С. 3‑14.
6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1998. С. 590-594.
7. Селиванов В.И. Волевая регуляция активности личности. // Психол. журн. 1982. Т.3. №4. С.14-25.
8. Селиванов В.И. Дискуссионные вопросы психологии воли // Психол. журн. 1985. Т.7. №6. С.110-121.
9. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М.: Наука, 1981. С.160-168.
10. Макарушкина М.Л., Эйдман Е.В., Иванников В.А. Проблема воли в зарубежной психологии. //Вопросы психол. 1988. №3.С.145-152.
Дополнительная литература
1. Селиванов В.И. Психология волевой активности. Лекции по спецкурсу. Рязань. 1974.- Лекции 1, 3, 4, 5.
2. Смирнов Б.Н. О разных подходах к проблеме воли в психологии. //Вопросы психол. 2004. №3. С. 64-70.