От индустриального общества к информационному обществу.




Лекция VII

Будущее культуры в контексте перехода от индустриального общества к информационному обществу. Культура и глобальные проблемы современности

Высылаю материал из учебного пособия. Нужно прочитать материал, выстроить план ответа, зафиксировать информацию с собственными комментариями по ключевым, на Ваш взгляд, мыслям.

 

От индустриального общества к информационному обществу.

На заре цивилизации человеку хватало элементарных знаний и первобытных навыков. По мере развития общества участие в информационных процессах требовало уже не только индивидуальных, но и коллективных знаний и опыта, способствующих правильной переработке информации и принятию необходимых решений. Для этого человеку понадобились различные устройства.

Этапы появления средств и методов обработки информации, вызвавших кардинальные изменения в обществе, определяются как информационные революции. При этом общество переходит на более высокий уровень развития и обретает новое качество.

Информационные революции определяют переломные моменты во всемирной истории, после которых начинаются новые этапы развития цивилизации, появляются и развиваются принципиально новые технологии.

Первая информационная революция связана с изобретением письменности, обусловившей гигантский качественный скачок в развитии цивилизации. Появилась возможность накопления знаний в письменной форме для передачи их следующим поколениям. Это был этап формирования качественно новых (по сравнению с устной формой) средств и методов освоения действительности.

Вторая информационная революция (середина XVI века) началась в эпоху Возрождения и связана с изобретением книгопечатания, изменившего человеческое общество, культуру и организацию деятельности самым радикальным образом. Книгопечатание является одной из первых информационных технологий. Человек не просто получил новые средства накопления, систематизации и тиражирования информации. Массовое распространение печатной продукции сделало культурные ценности общедоступными, открыло возможность самостоятельного и целенаправленного развития личности. Данная эпоха выдвинула более совершенный способ хранения информации.

Третья информационная революция (конец XIX века) связана с изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон и радио, позволяющие оперативно передавать информацию в любом объеме. Появилась возможность обеспечить более оперативный обмен информацией между людьми. Этот этап важен, прежде всего, тем, что ознаменовал появление средств информационной коммуникации.

Четвертая информационная революция (70-е годы XX столетия) связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персональных компьютеров. Это стимулировало переход от механических и электрических средств преобразования информации к электронным устройствам. На микропроцессорах и интегральных схемах стали создаваться компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных (информационно-коммуникационные системы). Благодаря этой революции человечество впервые за всю историю своего развития получило средство для усиления собственной интеллектуальной деятельности. Этим средством является компьютер.

Толчком к четвертой информационной революции послужило изобретение в середине 40-х годов XX века электронно-вычислительных машин (ЭВМ).

Информационная революция, происшедшая в 70-х годах, привела к тому, что человеческая цивилизация к началу XXI столетия оказалась в состоянии перехода от индустриальной фазы своего развития к информационной.

Рассмотрим, каковы основные признаки этих периодов и как осуществлялся переход от одной фазы к другой. 

Индустриальное общество ориентировано в первую очередь на развитие промышленности, совершенствование средств производства, усиление системы накопления и контроля капитала. Оно пришло на смену аграрному обществу, где определяющими являлись отношения в сельском хозяйстве, связанные с системой землепользования и землевладения.

Переход к индустриальному обществу происходил достаточно интенсивно, практически одновременно во многих странах мира, и был связан со второй промышленной революцией, результаты которой особенно отчетливо проявились в середине XX века.

Важнейшую роль в подготовке этой революции сыграли успехи естествознания конца XIX - начала XX века. Как правило, ее начало связывают с открытием электрона, радия, превращением химических элементов, созданием теории относительности и квантовой механики. Огромное практическое влияние на развитие промышленности оказало изобретение электричества и радио.

Вторая промышленная революция, часто называемая научно-технической, ознаменовала полную перестройку технической базы и технологии производства. Вскоре этот процесс распространился и на другие сферы: сельское хозяйство, транспорт, связь, медицину, образование, сферу быта.

Чтобы получить исчерпывающее представление об индустриальном обществе, необходимо ответить на вопрос, что такое промышленность, что она дает человечеству, что потребляет.

Как правило, промышленность подразделяется на две отрасли - добывающую и обрабатывающую, в задачу которых входит обеспечение человечества необходимым сырьем, средствами производства и предметами потребления.

В индустриальном обществе большую роль играет процесс нововведений в производстве, то есть внедрение в производство последних достижений научно-технической мысли: изобретений, идей, предложений. Этот процесс получил название инновационного.

Критерием оценки уровня развития индустриального общества служит не только уровень развития промышленного производства. Должен также учитываться объем производимых товаров массового и длительного потребления: автомобилей, холодильников, телевизоров, стиральных машин.

В информационном обществе деятельность, как отдельных людей, так и коллективов будет все в большей степени зависеть от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Известно, что прежде чем предпринять какие-либо действия, необходимо провести большую работу по сбору и переработке информации, ее осмыслению и анализу и, наконец, отысканию наиболее рационального решения. Для этого требуется обработка больших объемов информации, что может оказаться не под силу человеку без привлечения специальных технических средств.

Использование компьютеров во всех сферах человеческой деятельности обеспечило доступ к надежным источникам информации, избавило людей от рутинной работы, ускорило принятие оптимальных решений. В результате движущей силой развития общества стало производство не материального, а информационного продукта.

Что же касается материального продукта, то он стал «информационно емким» и его стоимость зависит от объема допущенных в его структуре инноваций, от дизайнерского решения, от качества маркетинга.

В информационном обществе меняется не только производство, но и весь уклад жизни, система ценностей, возрастает значимость культурного досуга по отношению к материальным ценностям. По сравнению с индустриальным обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе средством и продуктом производства являются интеллект и знания, что, в свою очередь, ведет к увеличению доли умственного труда. От человека требуется способность к творчеству, возрастает спрос на знания.

Материально-технической основой информационного общества становятся различного рода системы на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационные технологии, системы телекоммуникационной связи.

В начале XXI века созданная теоретиками картина информационного общества постепенно приобретает зримые очертания. Прогнозируется превращение всего мирового пространства в единое компьютеризированное и информационное сообщество людей, проживающих в домах, оснащенных всевозможными электронными приборами и «интеллектуальными» устройствами. Деятельность людей сосредоточена главным образом на обработке информации, а производство энергии и материальных продуктов возложено на машины.

На сегодняшний день в мире накоплен огромный информационный потенциал, которым люди не могут воспользоваться в полной мере в силу ограниченности своих возможностей. Эта ситуация, получившая название информационного кризиса, поставила общество перед необходимостью поиска путей выхода из создавшегося положения[1]. Внедрение современных средств переработки и передачи информации в различные сферы деятельности может стать началом пятой информационной революции, результатом которой будет создание пост-информационного общества, где ведущая роль останется за высоким интеллектом, синергетическими знаниями и нравственностью.

 

Появление постмодернистской познавательной парадигмы стало сильнейшим потрясением для всей современной культуры, но особенно значительные перемены происходят сегодня в науке, которая до сих пор претендовала на ведущее место в культуре и развитии человеческой цивилизации.

Современная наука находится в состоянии кризиса, разрешением которого должна стать новая глобальная революция в науке, начинающаяся сейчас и затрагивающая все сферы науки - естествознание, обществознание и гуманитарные науки. В результате этой глобальной научной революции должна будет появиться постнеклассическая наука, которая будет олицетворять весь двадцать первый век.

Она будет обладать следующими чертами:

 

1. Осознание своего места в общей системе человеческой культуры и мировоззрения. Постмодернизм принципиально отвергает выделение какой-то одной сферы человеческой деятельности или одной черты в мировоззрении в качестве ведущей. Все, что создано человеком, является частью его культуры, важно и нужно для человека, выполняет свои собственные задачи, но имеет свои границы применимости, которые должно осознавать и не переходить. Именно это и должна сделать постнеклассическая наука – осознать пределы своей эффективности и плодотворности, признать равноправие таких сфер человеческой деятельности и культуры, как религия, философия, искусство, признать возможность и результативность нерациональных способов освоения действительности.

 

2. Модернистская наука ставила своей целью создание картины мира, полученной на основе максимально концептуального единства, порядка, систематичности, непротиворечивости, тотальности, незыблемости. Постмодернистская наука больше интересуется образом самой себя как своеобразной социокультурной реальности, включает в свой предмет человека, допуская элементы субъективности в объективно истинном знании. Это современная тенденция гуманизации науки, причем полученный образ не является застывшим, окончательным, он ориентирован на непрерывное обновление и открыт инновациям.

 

3. Модернистское естествознание и наука представляют собой монологические формы знания: интеллект созерцает вещь и высказывается о ней. В постмодернизме наблюдатель осознает себя частью исследуемого мира, активно взаимодействующей с наблюдаемым объектом, а это уже диалог с объектом познания.

 

4. В основе постмодерна лежит идея глобального эволюционизма всеединой, нелинейной, самоорганизующейся, саморегулирующейся системы, в недрах которой возникают и исчезают целостности от физических полей и элементарных частиц до биосферы и более крупных систем. В это понятие также входит идея нелинейности, способности оказывать обратное воздействие, вариантности развития мира. Этот мир исполнен бесконечно разнообразными взаимодействующими открытыми системами с обратной связью.

 

5. Важной чертой постнеклассической науки должна будет стать комплексность, то есть стирание граней и перегородок между традиционно обособленными естественными, общественными, гуманитарными и техническими науками, интенсификация междисциплинарных исследований, невозможность разрешения научных проблем без привлечения данных других наук.

 

6. Модернистское знание было предпосылкой подготовки субъекта познания и предпосылкой практической производственной деятельности. Сегодня знание есть предпосылка производства и воспроизводства человека как субъекта исторического процесса, то есть личности.

Эти установки находят свое воплощение и в культурологии. В результате распространяются представления, что многочисленные культурологические теории, школы и направления, которые были популярны и казались исчерпывающими в свое время, являются не более чем частными случаями в более широком познавательном контексте. Стало очевидно, что все имеющиеся теории не являются прямыми слепками реальности, а лишь ее моделями, отражающими какую-то одну сторону действительности. Отсюда возникают сомнения в надежности методов получения и обработки информации[2].

 


[1]Техника безопасности и организация рабочего места От индустриального общества - к информационному / [Электронный ресурс], - https://иванов-ам.рф/informatika_11/informatika_materialy_zanytii_11_01.html, - режим доступа: 16.08.16.

 

[2] Постмодернизм и будущее культуры / [Электронный ресурс], - https://www.rusnauka.com/17_AND_2010/Philosophia/69265.doc.htm, - режим доступа: 16.08.16.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: