Гуманизм – тогда и сейчас




Эпоха Просвещения

 

Философы-просветители выступали за совершенствование общества и человека под лозунгами торжества науки и прогресса. Они ратовали за распространение знаний, за продуманное воспитание человека, который по своей природе добр и его пороки обусловлены пороками общества. Отличая просвещенную часть общества от непросвещенной (народа), мыслители считали своей важнейшей заботой его просвещение и воспитание. Деятели Просвещения культивировали культ разума, отстаивали свободу научного и философского мышления, мнений граждан, разоблачали суеверия и предрассудки.

Натуралистическое толкование философско-мировоззренческих проблем нашло отражение в творчестве таких мыслителей позднего Возрождения, как Н. Коперник, Д. Бруно, Г. Галилей. Николай Коперник (1473-1543), создавший гелиоцентрическую систему мира, фактически начинает освобождение естествознания от теологии. Его учение о мире укрепило и усилило убеждение в способности человеческого разума постичь истину. Огромное значение для развития науки и философии и их отделения друг от друга имел переворот, который совершил Николай Коперник (1473-1543). Он публикует труд «Об обращении небесных сфер» (1543), где отвергает геоцентрическую картину мира. Постулировал вращение небесных тел вокруг Солнца, а Земли вокруг своей оси. Идея движения как естественного свойства небесных и земных тел - ценное достижение концепции Коперника. Но он был убежден в конечности мироздания и считал, что Вселенная где-то заканчивается неподвижной твердой сферой, на которой закреплены неподвижные звезды. Система Коперника вызвала критику и неприятие со стороны даже образованных людей. Идея Коперника о рядовом месте Земли во Вселенной потрясла мировоззрение эпохи, усилила критический дух. Новая система Коперника требовала новой физики, отличной от Аристотелевой, а не просто удалило Землю из центра мира. Коперниканское учение привело к научной революции. Возникает наука в современном ее понимании, она становится социальным институтом, научная деятельность осуществляется в специальных организованных формах («институционализация науки»). Однако отсутствие у Коперника достаточных данных наблюдений за движением небесных тел не позволяло ему дать исчерпывающего подтверждения своих предположений. Поэтому с ней не соглашались многие астрономы.

Г. Галилей осуществил поддержку идей Коперника и теоретически, и практически. Галилей обосновал гелиоцентрическую систему Коперника в работе "Диалог о двух системах мира - Птолемеевской и Коперниковой", дополнив ее своими открытиями. Он стремился установить новые физические принципы и законы, которые опровергли бы возражения против этой теории. Для обоснования своей теории Галилей ссылался на Кузанского. В частности, он о пиралсяь на принцип совпадения противоположностей. Он применил его к решению проблемы бесконечного и неделимого. Решая проблему пустоты, известную еще с античности, Галилей допустил существование "мельчайших пустот" в телах, которые оказываются источником силы сцепления в них. Также он обратился к толкователям (отцам церкви), которые говорили о том, что свет разума имеет божественный источник. Он аналогичен солнечному свету. В христианстве вообще использовали изобразительную аргументацию: божественный свет = солнечный свет.

Таким образом, было завершено создание новой космологии, новой картины мира. Это привело к размежеванию картины религиозного и реального миров в сознании человека того времени. Гуманистический фактор: в обществе появился феномен гуманизации. Все интересы стали смещаться с бога на человека. Антропоцентрическая модель формировалась как основа гуманизации. Художники стали рисовать человека (тело, глаза, строение), появилось трехмерное изображение в живописи. Возрождение – возврат к античной култьтуре и сюжетам. Этот интерес стимулирует гуманизацию в живописи, скульптуре.

 

Д. Локк

 

Систематизация эмпиризма получила развитие у английского мыслителя Джона Локка (1632-1704). Джон Локк — английский философ-просветитель, представитель эмпиризма, материалист, основоположник материалистического сенсуализма (учение, признающее ощущение единственным источником знания). Его философские воззрения были направлены против рационализма. Его учение основано на механике Ньютона: природа понимается как механическое взаимодействие телесных частиц. Он придерживался формулы: «Нет ничего в разуме, чего прежде не было в чувствах». По его мнению, на основе ощущений, опыта человек формирует свои знания, и благодаря этому мыслит. Локк различает два вида опыта: внешний и внутренний, дающий соответственно ощущение и рефлексивные идеи. Внешний опыт дает нам представление о первичных качествах (форма, протяженность), принадлежащих самим вещам, и качествах вторичных (вкус, цвет), принадлежащих познающему субъекту. Локк выдвинул теорию «чистой доски». Согласно этой теории, человек изначально представляет собой чистую доску, с которой начинается постижение им мира. При столкновении с жизнью он получает массу впечатлений, которые закрашивают эту чистую доску. Локк считал, что человека формируют обстоятельства и что, изменив обстоятельства, можно изменить самого человека. Разум сам не может производить идеи и лишь опыт, воспитание, образование дают ему материал. То есть человек может повлиять на свою жизнь, на судьбу. Негативная сторона учения заключается в переоценке влияния среды, условий, обстоятельств на жизнь человека.

Локк был отцом либерализма. По его мнению, права человека естественны и неотчуждаемы. Человек по своей природе — свободное существо. Свобода одного человека, если и ограничивается, то только свободой другого человека. Локк выдвинул идею разделения властей (на законодательную, исполнительную, судебную). Он считал, что государственная власть не должна быть безграничной. Ограничить ее можно только разделением на три ветви власти. В истории политических идей это самая мощная идея.

Локк считал «золотое правило нравственности» основой нравственности.

 

Вольтер

 

Вольтер (1694-1778)– французский философ-просветитель. Боролся против абсолютной монархии и католической церкви. Исследовал историю как объективный процесс, критиковал церковь и выступал за веротерпимость. Вольтер проповедовал вольнодумство, свободомыслие. Он утверждал, что если бы Бога не было, то его следовало бы выдумать. Он полагал, что если бы люди перестали верить в Бога, то они передрались бы и поубивали друг друга, нарушили бы все правила жизни и не смогли вместе жить. Однако он высмеивал теорию, согласно которой все созданное Богом совершенно. «Наш мир — наилучший из миров», — утверждал Лейбниц. Вольтер остроумно поиздевался над этим.

В то же время «старшие» просветители были деистами, то есть признавали ограниченное участие Бога в мире: Бог – «великий часовщик», запустивший часы природы, источник движения.

 

Дидро

Дени Дидро (1713-1784) — материалист, давший образцы диалектического мышления. Он признавал объективность и материальность мира, считал материю единственной существующей реальностью. С его точки зрения мир — движущаяся материя; источник движения находится внутри материи (любое тело состоит из атомов, которые движутся). Материя состоит из атомов, понимаемых не механически, а скорее как органические молекулы. Д. Дидро развивает идеи о единой материальной природе человека. Различие человека и животных не в особой субстанции – душе, а в организации. Человек обладает особой организацией.

Дидро считает ощущение всеобщим свойством материи. Способность к чувственному познанию Дидро объясняет, используя «теорию вибрации». Человек сравнивается с фортепиано, на клавишах которого играет внешний мир. Дидро был сенсуалистом, признававшим в то же время значение разума, мышления для познания. Интерес Дидро к живой природе позволил преодолеть рамки материализма. В материалистическую концепцию природы мыслитель внес ряд положений диалектического характера. В частности, он развивал идеи о вечной изменчивости природных форм, об эволюции живых существ. Философ придерживался концепции постоянного развития. Дидро одним из первых вводит эволюционистское понимание природы, стремится объяснить развитие в природе, ссылаясь «только на материальные силы».

 

Руссо

Жан Жак Руссо (1712 – 1778) – французский философ-просветитель. Руссо известен как теоретик общественного договора. Он считал, что люди изначально равны, но из-за образования государства возникло неравенство. Руссо хотел возврата в далекое прошлое, которое он называл золотым веком. «Назад к природе» – его призыв; он критиковал цивилизацию и прогресс.

Руссо был также теоретиком общественного блага. Он выдвинул идею общей воли, которую ставил выше частных воль. Руссо был приверженцем идеи всеобщего равенства.

 

Гуманизм – тогда и сейчас

 

Открытие Ренессансом человека как главного объекта истории и культуры привело к гуманизму. Гуманизм признавал высшей ценностью человека, его достоинство, благо, свободное и гармоничное развитие. В эпоху Возрождения это было движение против духовного деспотизма церкви. Утверждалось право человека на земное счастье, на «естественное» стремление к наслаждению и способность к нравственному самосовершенствованию. То есть изначально понятие "гуманизм" означало, как написано в Советском Энциклопедическом Словаре, "признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей".

Как пишут современные российские гуманисты: "Я бы назвал тот бережным отношением к человеку. То есть это сочувственное и уважительное отношение к человеку как таковому, независимо от его отличий от других, например от принадлежности к тем или иным социальным группам. Гуманизм – это проект человеческого общежития, в котором общечеловеческие (точнее, «каждочеловеческие») ценности должны оставаться безусловно приоритетными. Что такое «общечеловеческие (“каждочеловеческие”) ценности»? – Это, очевидно, жизнь и соответственно стремление к полноте жизни, счастью; это и «жизнесберегающее» требование добрососедства, для которого, уж точно, «худой мир лучше доброй ссоры»; это и неразрывная с представлением о полноте разумной жизни свобода личности – свобода личности мыслить по-своему (исповедовать собственные ценности, свобода совести) и ее свобода чем-то обладать (право собственности)".

Современный гуманизм формулирует позицию "Каждый человек имеет право стремиться к свободе и счастью". Это демократическая жизненная позиция, утверждающая, что человеческие существа имеют право определять смысл и форму своей жизни. Современный гуманизм поддерживает стремление к свободе и естественные права. Гуманистическое воспитание содержит множество запретов.

Считается, что ребенок рождается изначально свободным, и эта изначальная свобода ребенка - абсолютная ценность. Гуманизм возражает против навязывания мировоззрения, считая, что человек сам должен определять свой путь. В воспитании нельзя применять давление и принуждение. Одной из высших жизненных ценностей считается комфортная, свободная, внутренне гармоничная жизнь, вариант "счастливого детства" для взрослого человека. Принцип «Не навреди». Современный гуманизм защищает права одних в ущерб интересов других. ​​​​​​​​​​​​​​

 

Реальная история: аквариумная выставка в Германии. К стенду с золотыми рыбками подходят полицейские - экологическая полиция, заботящаяся о соблюдении прав животных (рыбок). Измерили объем аквариума, посчитали количество рыбок, обнаружили несоответствие. Люди вежливые, не штрафуют, а предлагают решить вопрос. Но - как?? Лишнюю рыбку в баночку не переложишь, там ей тоже будет воды недостаточно. В конце концов полицейские подсказали - надо лишнюю рыбку просто выкинуть в туалет. Во имя заботы о рыбках... Это тоже лицо современного гуманизма.

Дети в подробностях проинформированы о своих правах и необходимости сообщать полиции о такого рода происшествиях. Это «гуманно», но дети этим активно пользуются, тем более что в конфликте между интересом ребенка и интересом родителя государство принимает сторону ребенка.

Идеология консерватизма

Консерватизм – политические взгляды людей, деятельность которых направлена на стремление сохранить традиционные общественные устои жизни, ценности, установленный порядок.

Основные черты консерватизма: социальная иерархия; недопущение вмешательства простых людей в политику государства; большая роль церкви и семьи в обществе; редкое проведение реформ; враждебность к революционным и радикальным взглядам; уверенность, что в обществе главное – это сохранение порядка и классовости; приоритет традиций. Сохранение самобытности государства.

В современном мире консерватизм подразумевает наличие монархии в стране. Консервативные партии и монархические семьи смогли сохранить: Великобритания, Дания, Норвегия, Швеция, Нидерланды, Люксембург, Япония.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: