Социально-политические концепции эпохи Возрождения.




Ярким представителем социально-политической философии эпохи Возрождения был Никколо Макиавелли, итальянский (флорентийский) политический деятель, философ и писатель.

Философия Макиавелли опирается на следующие основные положения:

1) человек обладает изначально злой природой;

2) движущими мотивами поступков человека являются эгоизм и стремление к личной выгоде;

3) совместное существование людей невозможно, если каждый будет преследовать только свои эгоистические интересы;

4) для обуздания низменной натуры человека, его эгоизма создастся особая организация - государство;

5) правитель должен руководить государством, не забывая о низменной природе подданных;

6) правитель должен выглядеть щедрым и благородным, но не быть таковым в действительности, поскольку при соприкосновении с реальностью данные качества приведут к противоположному результату (правитель будет свергнут далеко не благородными соратниками либо противниками, а казна - промотана);

7) руководитель не должен посягать на имущество и личную жизнь людей;

8) в борьбе за освобождение родины от иностранного владычества за ее независимость допустимы все средства, в том числе коварные и аморальные.

Философия Макиавелли основана на реалистическом отношении к окружающей действительности, стала руководством к действию для многих политиков как средневековой, так и последующих эпох. который обосновал главные принципы исследования законов политического социума.

Макиавелли отделил политику от религии и морали, считая ее воплощением свободной человеческой воли. Политику, по мнению Н. Макиавелли, определяют естественные законы жизни и человеческая психология. Опорой власти являются сила, умело создаваемый культ личности государя. Правитель должен быть деспотичным, жестоким, хитрым и беспощадным. Со временем учение Н. Макиавелли стало синонимом политики, которая руководствуется принципом «цель оправдывает средства»

 


 

В эпоху Возрождения наблюдается повышенный интерес к проблемам общества и государства, Церкви. При их изучении философы стремились опираться на реальные факты, исследовать положение в конкретном обществе и государстве, пытались при жизни изменить ситуацию к лучшему. Однако часть философов основное внимание сосредоточила на разработке проектов идеального государства, где были бы уничтожены все социальные противоречия и восторжествовала социальная справедливость. Поскольку их проекты были сильно оторваны от реальности и практически неосуществимы, данные философы вошли в историю как социалисты-утописты. Наибольший вклад в развитие теории утопического социализма внесли Томас Мор и Томмазо Кампанелла.

Томас Мор (1478 - 1535)считается основателем утопического социализма. Ему хорошо были знакомы проблемы реального государства, так как он профессионально занимался политической деятельностью: с 1504 г. являлся членом парламента, 1523 -1529 гг. - председателем палаты общин, 1529 г. лордом-канцлером Великобритании (высший пост в государстве после короля). В 1535 г. Т. Мор был казнен как сторонник католицизма за отказ дать присягу королю как главе независимой от Папы Римского англиканской Церкви. Свои идеи по поводу устройства общества и государства будущего Т. Мор изложил в произведении «Утопия». (Утопия (греч. -место, которого нигде нет) - выдуманный остров, на
котором находится идеальное государство).

Согласно Т. Мору в Утопии:

1) не существует частной собственности;

2) все граждане участвуют в производительном труде;

3) труд осуществляется на основе всеобщей трудовой повинности;

4) все произведенные продукты (результаты труда) поступают в собственность общества (общественные склады) и затем равномерно распределяютсямежду всеми жителями Утопии (в связи с тем, что трудом заняты все, для обеспечения Утопии достаточно короткого рабочего дня - шесть часов);

5) от трудовой деятельности освобождаются люди, проявившие особые способности к наукам;

6) самые грязные работы выполняют рабы - военнопленные и осужденные
преступники;

7) первичной ячейкой общества является не кровнородственная семья,а общественные образования.

 

Другой проект идеального общества был дан Томмазо Кампанеллой в произведении «Город Солнца». Действие происходит в фантастическом Городе Солнца, где его жители - солярии - построили идеальное общество, основанное на социальной справедливости, и наслаждаются жизнью и трудом. По Кампанелле, в Городе Солнца:

1) отсутствует частная собственность;

2) все граждане участвуют в производительном труде;

3) результаты труда поступают в собственность всего общества, а затем равномерно распределяются между его членами;

4) труд совмещается с одновременным обучением;

5) жизнь соляриев регламентирована до мельчайших подробностей, от подъема до отхода ко сну;

6) солярии все делают вместе (ходят с работы и на работу, трудятся, едят, отдыхают, поют песни);

7) большое внимание уделяется воспитанию - с рождения ребенок забирается от родителей и воспитывается в специальных школах, где обучается наукам и приучается к коллективной жизни, другим правилам поведения Города Солнца;

8) во главе Города Солнца стоит пожизненный правитель (избираемый соляриями) - Метафизик, владеющий всеми знаниями своей эпохи и всеми профессиями.

Идеи социалистов-утопистов, выдвинутые в эпоху Возрождения, были ответом на имевшую место социальную несправедливость и имели много сторонников среди желающих изменить мир как в эпоху Возрождения, так и в будущем.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: