История этики и нормативные образцы личности




История этики и нормативные образцы личности

В любой профессиональной деятельности предъявляются производственные и нравственные требования, которые определяются во многом строгим соответствием нормам и требованиям профессиональной этики и профессионального этикета.

Нарушение, несоблюдение и незнание профессиональной этики и этикета могут проявляться в форме неуважительного отношения к клиентам и приводят к печальным последствиям.

Таким образом, чтобы быть успешным в своей профессии, необходимо следовать требованиям профессиональной этики и этикета.

Слово «этика» греческого происхождения и означает обычай, нрав, характер. Впервые данное слово употребил Аристотель более 2300 лет назад, указывая и описывая, что должны делать люди, какими быть и к чему стремиться, чтобы совершать правильные, нравственные поступки.

В современном мире этика рассматривается как учение о морали, в частности, о правилах и нормах человеческого поведения, об обязанностях людей по отношению друг к другу.

Мораль – это система норм, принципов и ценностей, которыми руководствуются люди в своем поведении. Именно в этических нормах и ценностях выражаются наши представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности и неправильности нашего поведения и поступков людей. Каждый из нас опирается на эти представления, руководствуется ими в своей личной и профессиональной деятельности.

Однако многое в поведении и общении человека зависит от того, как он понимает моральные нормы, какое содержание в них вкладывает, в какой степени с ними считается. Поэтому очень важно знать основные правила этики и этикета, в том числе профессиональной и деловой этики.

Таким образом, этика – это гуманитарное учение, предметом которого является мораль, а центральной проблемой – соотношение добра и зла, что такое хорошее поведение, что делает поведение правильным или неправильным.

Основные задачи, которые решает этика, можно свести к следующему:

- описание морали — ее история, нормы, принципы, идеалы, то, что принято называть нравственной культурой общества;

- объяснение морали — анализ сущности морали в ее «должном» и «сущем» вариантах;

- обучение морали — передача необходимых знаний о добре и зле.

Этика, как наука о морали изучает также этикет, историю возникновения тех или иных его норм.

Этикет – это правила поведения и общения людей, принятые в данном обществе. В настоящее время мы используем почти автоматически многие правила, веками выработанные человечеством. Выполнять предписания этикета означает принимать сложившуюся систему ценностей, и наоборот. С помощью этикета можно выразить отношения между людьми (торжественные, дружеские, траурные и т.д.).

История этики и нормативные образцы личности

Мораль — понятие историческое, возникшее вместе с человеком и об- ществом, и мораль в зависимости от уровня развития общества можно разделить на типы, соответствующие определенным общественным системам (первобытный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, социалистический типы морали и мораль современного информационного общества).

Понятие этики тоже исторически изменчиво. Этика трансформировалась, приобретала и приобретает новые значения на разных этапах человеческого развития.

В жизни первобытного общества этика ближе всего соотносится с понятием обычая, ритуала, которые подчеркивали принадлежность человека к ценностной системе его племени. Ценностная система была едина и строго обязательна для всех членов этого объединения, и воспринималась как единственно верный и возможный способ жизни.

Первые этические знания начинают появляться в государствах Древнего Востока (Египет, Китай, Индия) и Древней Греции. Главный и непререкаемый источник морали в первых эпических поэмах - боги.

В античной этике воплотились идеалы греческой культуры. В первую очередь это гармония личности с окружающим миром, гармония духовного и телесного, здоровое отношение к богатству, счастье человека. Основные этические добродетели в Древней Греции – мужество, благоразумие, доброжелательность и честность (справедливость).

Все греческие герои — физически сильные и красивые, мужественные благоразумные, доброжелательные и справедливые. Люди, обладающие этими добродетелями, рассматривались в качестве образца для молодежи, то есть добродетелям старались следовать как важнейшим жизненным принципам.

Именно носителей добродетелей обычно называют нормативными образцами личности. Каждый народ в своей стране выдвигает свои образцы личности, которым подражают и которыми восхищаются.

Таким образом, понятие нормативной личности опирается на народный идеал, возникающий и развивающийся из народных представлений о правде и лжи, о хитрости и уме, о смелости и трусости; он всегда связан с народной историей, языком, религией, народным бытом, общественно-политическим устройством.

Средневековье представляет другой этап развития этики и морально- нравственных ориентиров. В средневековой Европе на основе христианской религии выдвигаются представления о добре и зле как соотношении божественного и дьявольского начал. Жизнь человека на земле — это только подготовка к жизни небесной. Христианская этическая модель поведения отражена в основных заповедях, о которых говорил Иисус Христос в Нагорной проповеди.

Нормативный образец личности в это время — человек глубоко верующий, аскетичный, смиренный, бескорыстный.

Однако, героями средневековья являются и рыцари. Три основных положения составляли рыцарский кодекс: дав клятву верности сюзерену, до смерти хранить ее; помогать угнетенным, обиженным, незаслуженно оскорбляемым; нанесенное оскорбление человеком, равным ему, рыцарь

должен смыть его кровью.
// Кодекс рыцаря включал следующие добродетели: хорошо владеть шпагой,

мечом, копьем; быть отличным наездником; играть в шахматы, уметь плавать; знать все способы псовой и соколиной охоты; уметь слагать стихи для «прекрасной дамы». А вот читать, владеть грамотой было не обязательно.//

Новое в развитие этики внесла эпоха Возрождения (XIV-XV вв.) — принцип гуманизма. Главным эпоха Возрождения провозгласила не любовь к богу, а любовь к человеку. Вместо строгого религиозного аскетизма — радостное жизнелюбие, ханжеского ограничения — откровенная свобода нравов, самоотречения как личности — интерес к проявлению человеческой индивидуальности. В настоящее время, когда хотят отметить яркость личности, широко используется выражение «человек эпохи Возрождения», то есть человек сам выступает активным творцом своей жизни и судьбы, сам определяет свое место в окружающем мире и свои отношения с ним.

В Новое время (XVIII-XIX вв.) в этических идеалах вновь проявляется гуманистическая направленность. Зародившаяся буржуазия придерживается протестантских религиозных позиций и демонстративно отказывается от старых представлений о нравственности. Паразитический образ жизни аристократии, сословные привилегии дворянства и духовенства осуждаются. Приветствуются в качестве положительных нравственных ориентиров протестантские ценности гражданского общества: труд, бережливость, скромность, воздержание, честность.

Нравственный идеал того времени — энергичный трудолюбивый буржуа, собственными силами и честным путем добивающийся богатства и положения в обществе.

Именно в это время происходят значительные изменения в ранее тождественных понятиях этики, морали и нравственности. Теперь каждое из них приобретает свое специальное значение.

Этика становится теорией, а мораль и нравственность — отражением реальных явлений в жизни человека и общества.

Из них нравственность — это соблюдение общепринятых правил, традиций, следование нормативному образцу. Мораль — это то, что и как должно быть.

Таким образом, можно утверждать, что этика является наукой о «должном». Она выступает ориентиром для человека в его жизненном пространстве, показывает, как он «должен» поступать в том или ином случае.

В XIX-XX веках одним из главных направлений этического поиска ис- следователей становится проблема проявления самостоятельности в выборе и его этического измерения, осознания морали как сферы самостоятельного выбора. А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, 3. Фрейд и другие ученые стремятся познать тайные (иногда порочные) мотивы поведения человека.

Следует отметить, что с античных времен практически до конца XIX века все внимание философов сосредоточено было на описании образа до- стойного человека и достойного общества, то есть на поисках нормативного образца личности и общества. Но в XX веке внимание философов сосредоточилось именно на критическом анализе человека и общества, характерным является отсутствие таких образов, положительный образ человека лишь подразумевается.

Исключение здесь представляет Советский Союз, где нормативными положительными образцами личности являлись пламенные революционеры, герои гражданской войны, герои Великой Отечественной войны, активные строители коммунизма, на примере которых официально воспитывались подрастающие поколения.

Следует помнить, что система ценностей того или иного периода никогда не является однородной, потому что в общение вступают люди, принадлежащие к разным группам и разным культурам. Особенно наглядно проявилась пестрота моральных воззрений, ценностей и идеалов в конце XX и начале



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: