Этическая концепция Лоренцо Валлы




Ранний гуманизм

Отдельные гуманистические мысли были уже в творчестве Данте, хотя в целом его мировоззрение оставалось в рамках средневековых традиций. В «Божественной комедии» уже видны новые тенденции постижения человека. Творческие поиски Данте стали предвестием Ренессанса – Предвозрождением.

Подлинным родоначальником гуманизма и ренессансной литературы стал Франческо Петрарка.

Его произведения:

- лирические стихотворения на вольгаре (складывавшемся национальном языке),

- героическая латинская поэма «Африка»,

- «Буколические песни»,

- «Стихотворные послания»

- «Книга песен» («Канцоньере») отразила тончайшие оттенки индивидуального чувства, любви поэта к Лауре, все богатство его души

Одним из центральных в его этике было понятие humanitas (дословно — человеческая природа, духовная культура). Оно стало основой построения новой культуры, давшей мощный толчок развитию гуманитарных знаний — studia humanitatis, отсюда и утвердившийся в XIX в. термин «гуманизм». Доминантой творчества стало «любовь к древним», реабилитация языческой литературы.

Петрарка бросил вызов схоластике: он критиковал ее структуру, недостаточное внимание к проблемам человека, подчиненность теологии, осуждал ее метод, основанный на формальной логике. Он возвеличивал филологию, науку о слове, в котором отражается суть вещей, высоко ценил риторику и поэзию как наставницу в нравственном совершенствовании человека. Программа становления новой кулыуры в главных чертах была намечена Петраркой.

Джованни Боккаччо (1313—1375)

Произведения:

- «Фьезоланские нимфы»,

- «Декамерон» (раскрывается богатство людских характеров и жизненных ситуаций. Люди предающиеся земным радостям, осуждаемые церковной моралью)

Складывается ещё одна черта гуманизма – нравственные идеалы, отвергающие аскетизм.

Колюччо Салютати (1331—1406) втрактатах, многочисленных письмах, речах развивал программу ренессансной культуры, понимая ее как воплощение общечеловеческого опыта и мудрости. Выдвигал на первый план новый комплекс гуманитарных дисциплин, включавших филологию, риторику, поэтику, историю, педагогику, этику, подчеркивал их важную роль в формировании высоконравственного и образованного человека. Особое внимание Салютати уделял вопросам этики — внутреннего стержня гуманитарных знаний, в его концепции главным был тезис о том, что земная жизнь дана в удел людям и их собственная задача — построить ее согласно природным законам добра и справедливости.

Гражданский гуманизм

В первой половине XV в. гуманизм превращается в широкое культурное движение. Центрами его становятся Флоренция (она сохраняет лидерство до конца столетия), Милан, Венеция, Неаполь, позже Феррара, Мантуя, Болонья. Возникают кружки гуманистов и частные школы, ставящие целью воспитание всесторонне развитой свободной личности. Гуманистов приглашают в университеты для чтения курсов риторики, поэтики, философии

Складывается особая социальная прослойка — гуманистическая интеллигенция, вокруг которой формируется научная и культурная среда, приобщенная к новой образованности. Быстро набирают силу и авторитет гуманитарные дисциплины., Этому направлению был свойствен интерес к социально-политической проблематике, которая рассматривалась в тесной связи с этикой, историей, педагогикой. Принципы республиканизма, свободы, равенства и справедливости, служения обществу и патриотизма, характерные для гражданского гуманизма, вырастали на почве флорентийской действительности — в условиях пополанской демократии, которую во второй половине XV в. сменила тирания Медичи.

Основоположником гражданского гуманизма был Леонардо Бруни (1370 или 1374—1444), ученик Салютати. Написал «Историю флорентийского народа», заложившую основы ренессансной историографии.

Этико-политическая концепция Бруни основывалась на тезисе о социальной гармонии, которая требует подчинения личных интересов общему благу, что возможно лишь в условиях республики, построенной на принципах свободы, равенства и справедливости.

Маттео Пальмиери (1406—1475)

Произведения:

- сочинение «О гражданской жизни»

- поэма «Град жизни» (оба произведения написаны на вольгаре)

- исторические работы («История Флоренции» и др)

Главными гражданскими добродетелями оказываются справедливость и умеренность, укрощающие алчность и зависть.

Аламанно Ринуччини (1426—1499). В его «Диалоге о свободе» этика неотделима от проблем политического устройства, гражданские свободы рассматриваются как главное условие нравственного совершенствования личности и общества, а равенство и справедливость выступают как норма общественной жизни, которую невозможно реализовать вне демократии.

В гражданском гуманизме утверждалась ценность земной жизни, совершенство которой зависело от усилий самих людей. Создавался идеал волевой личности, готовой, руководствуясь разумом, ответственно участвовать в делах общества и государства.

Этическая концепция Лоренцо Валлы

Развивал теорию наслаждения как высшего блага. Противник противопоставления телесной и духовной природы человека, оправдывал стремление к чувственным наслаждениям.

Этическая норма: для внутренней гармонии человеку следует избегать страданий и искать радостей; высшее благо, или счастье, заключено «в удовольствии души и тела». При этом благо не должно быть в ущерб другим.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: