Комфортная образовательная среда – что понимают под этим понятием учителя, ученики и руководство. Какой должна быть школа? Попробуем ответить на этот вопрос.
Образовательная среда – понятие комплексное, включающее в себя все, что окружает ребенка в школе: здание, оборудование, рабочая мебель, оснащенность, режим обучения, учебные программы и способы их реализации, объем дневной и недельной учебной нагрузки, взаимоотношения с учителями и сверстниками.
Комфорт - заимствовано из английского языка, где comfort «поддержка, укрепление» («Этимологический словарь», Н. М. Шанский).
Комфорт - условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют. («Толковый словарь русского языка», С. И. Ожегов).
Существует три структурные составляющие данного понятия:
•Психологическая комфортность
•Интеллектуальная комфортность
•Физическая комфортность
Психологическая комфортность - это состояние радости, удовольствия, удовлетворения, испытываемые участниками образовательного процесса находясь в учебном учреждении; это такие условия жизни, при которых любой человек чувствует себя спокойно, ему нет необходимости от кого-либо защищаться.
Источником психологической комфортности является:
•положительное эмоциональное состояние, как ученика, так и учителя;
•доброжелательное отношение между учителем и учеником, т. к. в школе главной фигурой был и остается учитель.Действия учителя по обеспечению здоровой психологичекой комфортной среды сводятся к созданию благоприятных условий для взаимодействия «учитель-ученик» с целью обеспечения возможностей реализации личности ребенка в полной мере.
Как добиться психологической комфортности?
· единые требования к участникам образовательного процесса;
· четкая организация урока или мероприятия, а не жесткая дисциплина;
· использование на уроках или мероприятиях методов эмоциональной разрядки (шутка, улыбка, юмористическая картинка, поговорка, афоризм с комментарием, небольшое стихотворение или музыкальная минутка);
· использование методов словесного убеждения;
· предупреждениестрессообразующих ситуаций;
· использование компромиссных решений;
· использования в своей работе просьбы, а не требования;
· преемственность образовательного процесса и комфортный переход учащимися различных ступеней обучения.
Принцип психологической комфортности является ведущим, он предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе такой атмосферы, которая благоприятна как для ученика, так и для учителя.
Интеллектуальная комфортность - это удовлетворенность учащихся своей мыслительной деятельностью и ее результатами на уроке, а также удовлетворение потребности в получении новой информации.
Как добиться интеллектуальной комфортности?
•используйте частую смену видов учебной деятельности на уроке (опрос учащихся, письмо, слушание, чтение, рассказ, просмотр наглядных материалов, работа с компьютером, ответы на вопросы, решение примеров и задач, рисование, работа с интерактивной доской (норма 4-7 видов деятельности за урок));
•используйте не менее трех видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный, групповая работа, парная работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа), чередуя их не позже чем через 10-15 минут;
•наличие внешней мотивации обязательно (оценка, поддержка, соревновательный момент);
•стимулируйте внутреннюю мотивацию - стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изученному материалу, удовольствие от полученных знаний;
•используйте на уроке или мероприятии методы, способствующие активизации и творчеству самовыражения самих учащихся:
- метод свободного выбора - свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, взаимодействия, свобода творчества.
- активный метод - ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик в роли исследователя.
- метод, направленный на самопознание и саморазвитие интеллекта, эмоций, общения, выражения, самооценки и взаимооценки;
•используйте динамические паузы или минуты релаксации (норма: дважды за урок, через 15-20 мин урока по 1 минуте из 3х упражнений);
•поддерживайте у учащихся веру в собственные силы для достижения желаемых результатов в учебе;
•создавайте ситуацию успеха на уроке (необходимо постоянное поощрение интеллектуальных способностей учащихся);
•справедливо оценивайте ответы учащихся (используйте вариативную систему оценивания: за один урок ставить оценку за каждый вид деятельности, суммируя его в конце урока; тогда понятие «двойка» просто исчезнет). Оценка должна помогать учебе, а не «отбивать охоту» учиться.
Физическая комфортность школьника - это соответствие между его телесными, соматическими потребностями и предметно-пространственными условиями внутришкольной среды. Эта комфортность связана с сенсорными процессами, характеризующими зрительные, слуховые и тактильные ощущения.
Как добиться физической комфортности в школе?
•соблюдение гигиенических условий и норм СанПина по наполняемости классных коллективов; составлению оптимального расписания; по рациональному освещению, проветриванию и температурному режиму в кабинетах;
•обеспечение безопасности ребенка и учителя;
•организация горячего питания в школе;
•соблюдение питьевого режима;
•обязательно наличие благоприятных комфортных условий в школе.
В настоящее время общество предъявляет качественно новые требования к школе. Школа должна быть эффективна, современна. Один из возможных аспектов эффективности - адекватная реакция на социокультурные и иные изменения в жизни общества, создание оптимальной для развития ребенка и педагога образовательной среды:
ü оснащение учебным оборудованием, учебно-методическими комплексами, техническими средствами обучения в соответствии с реализуемыми образовательными программами.
ü чистые и светлые кабинеты, оборудованные современной мебелью, регулируемыми по росту столами и стульями.
ü спортивные залы, включающие комнаты для переодеваний, оснащенные необходимым спортивным инвентарем.
ü удобные зоны отдыха, украшенные живыми растениями, скамейки и стулья для отдыха - все это позволяет отдохнуть во время перемены и переключиться на новый урок.
ü благоустройство школьного двора: стадион, спортивный комплекс.
Комфортность образовательной среды следует рассматривать как возможность удовлетворения потребностей личности. Следовательно, качество комфортной образовательной среды школы, с одной стороны, определяет способность этой среды обеспечивать всем субъектам образовательного процесса систему возможностей, связанных с удовлетворением их потребностей, а с другой, создает определенные условия для развития всех участников образовательного процесса.
«Школа хороша, если в ней хорошо каждому».
Нам всем должно быть в школе ХОРОШО. Тогда жизнь приобретает яркие краски!
На мой взгляд, комфортностьобразовательной среды- это атмосфера спокойствия, доброжелательности и поддержки, которую должен чувствовать в школе каждый ученик и учитель.