Комфортная образовательная среда




Комфортная образовательная среда – что понимают под этим понятием учителя, ученики и руководство. Какой должна быть школа? Попробуем ответить на этот вопрос.

Образовательная среда – понятие комплексное, включающее в себя все, что окружает ребенка в школе: здание, оборудование, рабочая мебель, оснащенность, режим обучения, учебные программы и способы их реализации, объем дневной и недельной учебной нагрузки, взаимоотношения с учителями и сверстниками.

Комфорт - заимствовано из английского языка, где comfort «поддержка, укрепление» («Этимологический словарь», Н. М. Шанский).

Комфорт - условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют. («Толковый словарь русского языка», С. И. Ожегов).

Существует три структурные составляющие данного понятия:

•Психологическая комфортность

•Интеллектуальная комфортность

•Физическая комфортность

Психологическая комфортность - это состояние радости, удовольствия, удовлетворения, испытываемые участниками образовательного процесса находясь в учебном учреждении; это такие условия жизни, при которых любой человек чувствует себя спокойно, ему нет необходимости от кого-либо защищаться.

Источником психологической комфортности является:

•положительное эмоциональное состояние, как ученика, так и учителя;

•доброжелательное отношение между учителем и учеником, т. к. в школе главной фигурой был и остается учитель.Действия учителя по обеспечению здоровой психологичекой комфортной среды сводятся к созданию благоприятных условий для взаимодействия «учитель-ученик» с целью обеспечения возможностей реализации личности ребенка в полной мере.

 

Как добиться психологической комфортности?

· единые требования к участникам образовательного процесса;

· четкая организация урока или мероприятия, а не жесткая дисциплина;

· использование на уроках или мероприятиях методов эмоциональной разрядки (шутка, улыбка, юмористическая картинка, поговорка, афоризм с комментарием, небольшое стихотворение или музыкальная минутка);

· использование методов словесного убеждения;

· предупреждениестрессообразующих ситуаций;

· использование компромиссных решений;

· использования в своей работе просьбы, а не требования;

· преемственность образовательного процесса и комфортный переход учащимися различных ступеней обучения.

Принцип психологической комфортности является ведущим, он предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе такой атмосферы, которая благоприятна как для ученика, так и для учителя.

Интеллектуальная комфортность - это удовлетворенность учащихся своей мыслительной деятельностью и ее результатами на уроке, а также удовлетворение потребности в получении новой информации.

Как добиться интеллектуальной комфортности?

•используйте частую смену видов учебной деятельности на уроке (опрос учащихся, письмо, слушание, чтение, рассказ, просмотр наглядных материалов, работа с компьютером, ответы на вопросы, решение примеров и задач, рисование, работа с интерактивной доской (норма 4-7 видов деятельности за урок));

•используйте не менее трех видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный, групповая работа, парная работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа), чередуя их не позже чем через 10-15 минут;

•наличие внешней мотивации обязательно (оценка, поддержка, соревновательный момент);

•стимулируйте внутреннюю мотивацию - стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изученному материалу, удовольствие от полученных знаний;

•используйте на уроке или мероприятии методы, способствующие активизации и творчеству самовыражения самих учащихся:

- метод свободного выбора - свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, взаимодействия, свобода творчества.

- активный метод - ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик в роли исследователя.

- метод, направленный на самопознание и саморазвитие интеллекта, эмоций, общения, выражения, самооценки и взаимооценки;

•используйте динамические паузы или минуты релаксации (норма: дважды за урок, через 15-20 мин урока по 1 минуте из 3х упражнений);

•поддерживайте у учащихся веру в собственные силы для достижения желаемых результатов в учебе;

•создавайте ситуацию успеха на уроке (необходимо постоянное поощрение интеллектуальных способностей учащихся);

•справедливо оценивайте ответы учащихся (используйте вариативную систему оценивания: за один урок ставить оценку за каждый вид деятельности, суммируя его в конце урока; тогда понятие «двойка» просто исчезнет). Оценка должна помогать учебе, а не «отбивать охоту» учиться.

Физическая комфортность школьника - это соответствие между его телесными, соматическими потребностями и предметно-пространственными условиями внутришкольной среды. Эта комфортность связана с сенсорными процессами, характеризующими зрительные, слуховые и тактильные ощущения.

Как добиться физической комфортности в школе?

•соблюдение гигиенических условий и норм СанПина по наполняемости классных коллективов; составлению оптимального расписания; по рациональному освещению, проветриванию и температурному режиму в кабинетах;

•обеспечение безопасности ребенка и учителя;

•организация горячего питания в школе;

•соблюдение питьевого режима;

•обязательно наличие благоприятных комфортных условий в школе.

В настоящее время общество предъявляет качественно новые требования к школе. Школа должна быть эффективна, современна. Один из возможных аспектов эффективности - адекватная реакция на социокультурные и иные изменения в жизни общества, создание оптимальной для развития ребенка и педагога образовательной среды:

ü оснащение учебным оборудованием, учебно-методическими комплексами, техническими средствами обучения в соответствии с реализуемыми образовательными программами.

ü чистые и светлые кабинеты, оборудованные современной мебелью, регулируемыми по росту столами и стульями.

ü спортивные залы, включающие комнаты для переодеваний, оснащенные необходимым спортивным инвентарем.

ü удобные зоны отдыха, украшенные живыми растениями, скамейки и стулья для отдыха - все это позволяет отдохнуть во время перемены и переключиться на новый урок.

ü благоустройство школьного двора: стадион, спортивный комплекс.

Комфортность образовательной среды следует рассматривать как возможность удовлетворения потребностей личности. Следовательно, качество комфортной образовательной среды школы, с одной стороны, определяет способность этой среды обеспечивать всем субъектам образовательного процесса систему возможностей, связанных с удовлетворением их потребностей, а с другой, создает определенные условия для развития всех участников образовательного процесса.

«Школа хороша, если в ней хорошо каждому».

Нам всем должно быть в школе ХОРОШО. Тогда жизнь приобретает яркие краски!

На мой взгляд, комфортностьобразовательной среды- это атмосфера спокойствия, доброжелательности и поддержки, которую должен чувствовать в школе каждый ученик и учитель.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: