Схема Правовое регулирование санаторно-курортного лечения




ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………..4-6

1. Кто имеет право на получение путевки на санаторно-курортное лечение за счет средств федерального бюджета……………………….6-7

2. Порядок медицинского отбора и направления на санаторно-курортное лечение взрослых (кроме больных туберкулезом)……….8-11

3. Порядок медицинского отбора и направления детей на санаторно-курортное лечение…………………………………………………………11-13

4. Порядок приема и выписки больных……………………………13-14

5. Санаторно-курортное лечение военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членов их семей……………………..15-18

6. Правовое регулирование санаторно-курортного лечения в системе социального обеспечения Российской Федерации……………………18-27

Заключение……………………………………………………………….27-28

Библиография……………………………………………………………28

Электронные источники…………………………………………………….29

Приложения

Схема Категория г-ан, которые могут получить путевку в санаторно-курортное лечение

Схема Порядок медицинского отбора

Схема Правовое регулирование санаторно-курортного лечения

ВВЕДЕНИЕ.

Одним из видов воздействия на организм является санаторно-курортное лечение. В основе этого направления лежит использование в целях лечения и профилактики заболеваний естественных факторов определенных климатических зон и природных ресурсов.На санаторно-курортное лечение направляет лечащий врач после оценки состояния пациента, показаний и возможных противопоказаний для данного вида воздействия. Для получения путевки доктор выдает пациенту справку о состоянии Показания и противопоказания для санаторно-курортного лечения его здоровья, проводит необходимый перечень обследований и оформляет санаторно-курортную карту. Существует утвержденный алгоритм действий врача и пациента для предоставления последнему санаторно-курортного лечения. В первую очередь доктор выявляет показания и противопоказания для данного метода воздействия на организм.

На территории России имеются различные климатические и бальнеологические курорты, санатории предлагают широкий перечень оздоровительных процедур. Пациенты могут долечиться или восстановиться после перенесенного заболевания, а также нормализовать психоэмоциональное состояние. Многие из санаториев предоставляют возможность совместного отдыха с детьми, имея базу для проведения лечебно-профилактического лечения маленьких пациентов.Воздействие природными лечебными и профилактическими факторами на организм оказывает множество различных эффектов, в том числе наполняя его силами для тяжелого трудового и учебного периода, позволяет после высокого повседневного будничного ритма почувствовать покой. Хорошее современное оснащение, высокий профессионализм медицинских работников помогает не только долечить имеющееся заболевание, но и влиять на органы и системы профилактически - увеличить резервные возможности человека, повысить иммунитет и совместить отдых с терапевтическим воздействием на организм.Социальное медицинское обслуживание - это всё то, что получает пожилой и нетрудоспособный человек за счёт общественных фондов потребления сверх пенсии. Общество в данном случае берёт на себя полностью либо частично расходы, связанные с оплатой стоимости услуг, предоставляемых пожилым и нетрудоспособным гражданам, нуждающимся в определённых видах медицинской социальной помощи. При этом удовлетворяются специфические потребности, характерные именно для данной категории граждан.В наше стране с каждым годом всё большее значение предаётся развитию социального обслуживания пожилых и нетрудоспособных, оно рассматривается как крайне необходимое дополнение к денежным выплатам, значительно повышающим эффективность всей государственной системы социального обеспечения.Осознаваемый нашим обществом дефицит чуткости и внимания к старым людям, ветеранам, недостаточный учёт их объективных запросов и нужд обязывает перейти от призывов об улучшении их медицинского обслуживания, совершенствования социальной помощи к радикальным мерам - созданию в стране широкой системы социального обслуживания престарелых граждан как неотъемлемой части единой государственной системы социального обеспечения.

Миллионы россиян стали свидетелями и участниками процесса радикальных изменений в механизме предоставления ряда льгот. Реформа социальной сферы и здравоохранения вызвала неоднозначное понимание и толкование ее целей и задач.Данные преобразования в сфере социального обеспечения выявили ряд серьезных проблем и волну социальных протестов у граждан нашего государства. Дискуссия, которая сейчас идет в обществе и средствах массовой информации по поводу льготного обеспечения (и в частности, обеспечения льготным санаторно-курортным лечением), касается вопросов, затрагивающих буквально каждого человека, каждую семью.Главной целью государственной политики в санаторно-курортной сфере является создание в Российской Федерации современного высокоэффективного курортного комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребности граждан в санаторно-курортной помощи.

Данная работа раскроет такие темы как:

- кто имеет право на получение путевки на санаторно-курортное лечение за счет средств федерального бюджета.

- порядок медицинского отбора и направления на санаторно-курортное лечение взрослых (кроме больных туберкулезом)

-порядок медицинского отбора и направления детей на санаторно-курортное лечение

-порядок приема и выписки больных

-правовое регулирование санаторно-курортного лечения в системе социального обеспечения Российской Федерации

 

1. Кто имеет право на получение путевки на санаторно-курортное лечение за счет средств федерального бюджета.

Такое право имеют следующие категории граждан:

1.Инвалиды войны.

2. Участники Великой Отечественной войны.

3. Ветераны боевых действий.

4. Военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года, не менее 6 месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период.

5. Лица, награжденные знаком «Житель блокадного Ленинграда».

6. Лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих фронтов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств.

7. Члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда.

8. Инвалиды.

9. Дети-инвалиды.

10. Лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненные к ним категории граждан.

 

 

2. Порядок медицинского отбора и направления на санаторно-курортное лечение взрослых (кроме больных туберкулезом)

1.1. Настоящий Порядок определяет основные принципы медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение.

 

1.2. Медицинский отбор и направление больных, нуждающихся в санаторно-курортном лечении, осуществляет лечащий врач и заведующий отделением, а там, где нет заведующего отделением, главный врач (заместитель главного врача) лечебно-профилактического учреждения (амбулаторно-поликлинического учреждения (по месту жительства) или медико-санитарной части (по месту работы, учебы) больного при направлении его на профилактическое санаторно-курортное лечение и больничного учреждения при направлении больного на долечивание).

 

1.3. Лечащий врач определяет медицинские показания для санаторно-курортного лечения и отсутствие противопоказаний для его осуществления, в первую очередь для применения природных климатических факторов, на основании анализа объективного состояния больного, результатов предшествующего лечения (амбулаторного, стационарного), данных лабораторных, функциональных, рентгенологических и других исследований.

 

В сложных и конфликтных ситуациях по представлению лечащего врача и заведующего отделением заключение о показанности санаторно-курортного лечения выдает врачебная комиссия (далее - ВК) лечебно-профилактического учреждения. Санаторно-курортное лечение в соответствии с рекомендацией врача и заявлением больного может быть предоставлено и в амбулаторном виде (далее санаторно-курортное лечение).

 

1.4. При решении вопроса о выборе курорта, помимо заболевания в соответствии с которым больному рекомендовано санаторно-курортное лечение, следует учитывать наличие сопутствующих заболеваний, условия поездки на курорт, контрастность климатогеографических условий, особенности природных лечебных факторов и других условий лечения на рекомендуемых курортах.

 

Больных, которым показано санаторно-курортное лечение, но отягощенных сопутствующими заболеваниями, либо с нарушениями здоровья возрастного характера, в тех случаях, когда поездка на отдаленные курорты может вредно отразиться на общем состоянии здоровья, следует направлять в близрасположенные санаторно-курортные учреждения, организации (далее - СКО) необходимого профиля.

 

1.5. При наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения больному выдается на руки справка для получения путевки по форме № 070/у-04 (далее - справка для получения путевки) с рекомендацией санаторно-курортного лечения, о чем лечащий врач лечебно-профилактического учреждения делает соответствующую запись в медицинской карте амбулаторного больного. Срок действия справки 6 месяцев.

 

1.6. Справка подлежит заполнению лечащим врачом по всем обязательным разделам с использованием информации на обратной стороне справки.

 

Затемненное поле справки заполняется и маркируется литерой "Л" в организационно-методическом кабинете лечебно-профилактического учреждения (далее - организационно-методический кабинет) только гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг.

 

Справка носит предварительный информационный характер и представляется больным вместе с заявлением о выделении путевки на санаторно-курортное лечение по месту предоставления путевки, где и хранится в течение трех лет.

 

1.7. Получив путевку, больной обязан не ранее чем за 2 месяца до начала срока ее действия явиться к лечащему врачу, выдавшему ему справку для получения путевки, с целью проведения необходимого дополнительного обследования. При соответствии профиля СКО, указанного в путевке, ранее данной рекомендации, лечащий врач заполняет и выдает больному санаторно-курортную карту по форме № 072/у-04 (далее санаторно-курортная карта) установленного образца, подписанную им и заведующим отделением.

 

Затемненное поле санаторно-курортной карты заполняется и маркируется литерой "Л" в организационно-методическом кабинете только гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг.

 

1.8. Организационно-методический кабинет осуществляет контроль за своевременным предоставлением санаторно-курортного лечения и ведет учет следующих документов, выданных гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг:

 

количества выданных справок для получения путевки;

количества выданных санаторно-курортных карт;

количества обратных талонов санаторно-курортных карт.

1.9. Лечащие врачи и заведующие отделениями должны руководствоваться следующим обязательным перечнем диагностических исследований и консультаций специалистов, результаты которых необходимо отразить в санаторно-курортной карте:

 

клинический анализ крови и анализ мочи;

электрокардиографическое обследование;

рентгенологическое исследование органов грудной клетки (флюорография);

при заболеваниях органов пищеварения - их рентгеноскопическое исследование (если с момента последнего рентгенологического обследования прошло более 6 месяцев) либо УЗИ, эндоскопия;

в необходимых случаях проводятся дополнительные исследования: определение остаточного азота крови, исследование глазного дна, желудочного сока, печеночные, аллергологические пробы и др.;

при направлении на санаторно-курортное лечение женщин по поводу любого заболевания обязательно заключение акушера-гинеколога, а для беременных - дополнительно обменная карта;

справка-заключение психоневрологического диспансера при наличии в анамнезе больного нервно-психических расстройств;

при основном или сопутствующих заболеваниях (урологических, кожи, крови, глаз и др.) - заключение соответствующих специалистов.

1.10. Главные врачи лечебно-профилактических учреждений осуществляют контроль за выполнением настоящего Порядка и организацией медицинского отбора и направления больных (взрослых и детей) на санаторно-курортное лечение.

 

3. Порядок медицинского отбора и направления детей на санаторно-курортное лечение.

2.1. Медицинский отбор детей на лечение в санаторно-курортные организации осуществляется лечебно-профилактическими учреждениями, которые должны обеспечивать:

 

учет детей, нуждающихся в санаторно-курортном лечении;

контроль полноты обследования больных перед направлением на санаторно-курортное лечение и качества оформления медицинской документации;

учет дефектов отбора, направления детей на санаторно-курортное лечение и анализ его эффективности.

2.2. Необходимость направления ребенка на санаторно-курортное лечение

 

определяется лечащим врачом лечебно-профилактического учреждения с оформлением справки для получения путевки на ребенка (для предоставления по месту требования) и санаторно-курортной карты для детей по форме № 076/у-04 (далее - санаторно-курортная карта для детей).

 

В организационно-методическом кабинете маркируется литерой "Л" и заполняется затемненное поле справки для получения путевки и санаторно-курортной карты для детей, только для детей из числа граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг.

 

2.3. Направление детей на санаторно-курортное лечение осуществляется в порядке, аналогичном для взрослых больных.

 

2.4. Медицинский отбор взрослых больных, направляемых совместно с детьми в санатории для детей с родителями, осуществляется в порядке, установленном в разделах I и III настоящего Порядка. При определении профиля СКО учитывается заболевание ребенка и отсутствие противопоказаний для санаторно - курортного лечения у его сопровождающего.

 

2.5. Перед направлением ребенка на санаторно-курортное лечение лечащий врач организует его клинико-лабораторное обследование в зависимости от характера заболевания, а также санацию хронических очагов инфекции, противоглистное или противолямблиозное лечение.

 

2.6. При направлении на санаторно-курортное лечение ребенка необходимо иметь следующие документы:

путевку;

санаторно-курортную карту для детей;

полис обязательного медицинского страхования;

анализ на энтеробиоз;

заключение врача-дерматолога об отсутствии заразных заболеваний кожи;

справку врача-педиатра или врача-эпидемиолога об отсутствии контакта ребенка с инфекционными больными по месту жительства, в детском саду или школе.2

2.7. По окончании санаторно-курортного лечения на ребенка выдается обратный талон санаторно-курортной карты для представления в лечебно-профилактическое учреждение, выдавшее санаторно-курортную карту, а также санаторная книжка с данными о проведенном в СКО лечении, его эффективности, медицинскими рекомендациями.

 

Данная документация выдается на руки родителям или сопровождающему лицу.

 

4. Порядок приема и выписки больных

3.1. По прибытии в СКО больной предъявляет путевку и санаторно-курортную карту, которая хранится в СКО в течение трех лет. Кроме того, больному рекомендуется иметь при себе полис обязательного медицинского страхования.

 

3.2. После первичного осмотра лечащий врач СКО выдает больному санаторную книжку, в которую записываются назначенные лечебные процедуры и иные назначения. Больной предъявляет ее в лечебных подразделениях СКО для отметки о проведенном лечении или обследовании.

 

3.3. При оказании санаторно-курортной помощи виды и объемы медицинских услуг предоставляются в соответствии со стандартами, рекомендованными Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

 

3.4. По завершении курса санаторно-курортного лечения больному выдается обратный талон санаторно-курортной карты и санаторная книжка с данными о проведенном в СКО лечении, его эффективности, рекомендациями по здоровому образу жизни, которые больной обязан представить в лечебно-профилактическое учреждение, выдавшее санаторно-курортную карту или в амбулаторно-поликлиническое учреждение по месту жительства больного после завершения курса долечивания.3

 

3.5. Обратные талоны санаторно-курортных карт подшиваются в медицинскую карту амбулаторного больного и хранятся в лечебно-профилактическом учреждении в течение трех лет.

 

3.6. Документы, удостоверяющие временную нетрудоспособность граждан, обусловленную острым заболеванием, травмой либо обострением хронического заболевания, возникшими в период нахождения их на санаторно-курортном лечении, выдаются, как правило, лечебно-профилактическими учреждениями по месту пребывания больного, в соответствии с действующими нормативными правовыми документами.

 

 

5. Санаторно-курортное лечение военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членов их семей.

Следующая объединенная категория граждан, право на санаторно-курортное лечение которой было изучено, – лица, замещающие государственные, муниципальные должности; государственные гражданские, муниципальные служащие и члены их семей. Такие лица выполняют публично значимые функции, поскольку являются непосредственными исполнителями полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ и обеспечивают функционирование местных органов власти.

 

Одной из таких профессиональных групп являются судьи. Конституционный статус судьи, как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, является не личной привилегией, а средством, призванным обеспечивать каждому действительную защиту его прав и свобод правосудием. Государство, предъявляя к судье и его профессиональной деятельности высокие требования, вправе и обязано обеспечить ему дополнительные гарантии надлежащего осуществления деятельности по отправлению правосудия. В постановлениях Конституционного Суда РФ подчеркивается, что конституционный статус судьи продолжает свое действие и при удалении судьи в отставку, что также служит гарантией надлежащего осуществления правосудия437. Санаторно-курортное лечение судей приобретает особую важность в связи с высокой рабочей нагрузкой, которую признают одной из ключевых проблем в деятельности судей438.Кроме того, именно лечение в санаторно-курортной организации позволяет «исключить» больного из привычной для него рабочей среды и поместить в благоприятный климат курортов, что не менее важно для предупреждения и профилактики отдельных заболеваний, учитывая рутинный характер деятельности судьи, связанный с необходимостью постоянного нахождения на рабочем месте, частого использования компьютера, сидячего образа жизни и большого объема «бумажной» работы.

 

Подробное рассмотрение санаторно-курортного лечения заявленной категории граждан следует начать с определения правовой природы санаторно-курортного лечения судей. Статья 19 Закона РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (далее – Закон о статусе судей)439 к мерам материального обеспечения судей относит, в том числе, медицинскую помощь и санаторно-курортное лечение. Вместе с тем, по своей правовой природе, медицинская помощь в целом и санаторно-курортное лечение в частности не могут быть отнесены к материальному обеспечению, поскольку предоставляются в натуральной форме. Так, например, В. Л. Баранков считает, что санаторно-курортное лечение входит в состав реабилитационно-рекреационной меры социальной защиты судей440. В связи с чем, в содержательном плане нормы о медицинской помощи, в том числе санаторно-курортном лечении, правильнее было бы включить в статью 20 Закона о статусе судей, которая предусматривает меры социальной защиты судьи и членов его семьи.

 

Представляется не вполне удачной также формулировка статьи 19 Закона о статусе судей, которая выглядит следующим образом: «Судья и члены его семьи имеют право на получение медицинской помощи, включая обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения, которое оплачивается за счет средств федерального бюджета. Они также имеют право на санаторно-курортное лечение, которое судье, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям оплачивается за счет средств федерального бюджета». Толкование данной нормы предполагает, что санаторно-курортное лечение является чем-то отдельным от медицинской помощи, тогда как санаторно-курортное лечение есть специфическая медицинская помощь, оказываемая в специальных медицинских организациях и с применением особых методов медицинского воздействия. Такого мнения придерживаются и ученые, исследующие проблематику социальной защиты судей, в частности В. Л. Баранков. Он пишет, что «право судей на медицинское обеспечение не ограничивается только амбулаторным и стационарным лечением, компенсацией расходов за лекарственные средства, но также включает в себя санаторно-курортное лечение»441. Учитывая изложенное, необходимо внести соответствующие изменения в Закон о статусе судей.

 

Итак, судьи и члены их семей ежегодно имеют право на санаторно-курортное лечение, которое судье, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям оплачивается за счет средств федерального бюджета. В связи с изменениями в судебной системе РФ, начиная с 1 января 2015 года, порядок организации медицинского обслуживания, установленный для судей судов общей юрисдикции, распространяется на судей (судей, пребывающих в отставке) арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов РФ, специализированных арбитражных судов, а также членов их семей442. Медицинское обслуживание, включая санаторно-курортное лечение, судей военных судов и членов их семей в настоящее время осуществляется по нормам и в порядке, предусмотренном для остальных судей судов общей юрисдикции и судей арбитражных судов. При отсутствии по месту расположения военного суда медицинских учреждений соответствующего уровня государственной или муниципальной системы здравоохранения санаторно-курортное лечение судей военных судов осуществляются медицинскими учреждениями Вооруженных Сил РФ (далее – Вооруженные Силы), других войск, воинских формирований и органов с оплатой фактически произведенных ими расходов Судебным департаментом при Верховном Суде РФ443. Необходимо отметить особенность санаторно-курортного лечения судей Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ они так же, как и отдельные лица, замещающие федеральные государственные должности, обеспечиваются санаторно-курортным лечением Управлением делами Президента РФ (далее – Управление делами Президента)444, о чем более подробно будет сказано ниже.

 

Системный анализ законодательства и практики его применения показывает, что механизм приобретения и распределения путевок на санаторно-курортное лечение судей, членов их семей и судей, пребывающих в отставке, закреплен только в актах Совета судей РФ и представляет собой сложную систему, лишенную единства. Фактически параллельно действуют две подсистемы приобретения и распределения путевок – через страховую компанию и непосредственно за счет федерального бюджета через суды, Управления (отделы) Судебного департамента РФ.

 

Страховой компанией путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются в соответствии с государственным контрактом на осуществление добровольного медицинского страхования судей, страхователем в котором выступает Судебный департамент при Верховном Суде РФ. Контракт финансируется централизованно за счет средств федерального бюджета. Процент застрахованных, получающих реабилитационно-восстановительное лечение в санаториях за счет средств страхования, определяется контрактом. Данная информация предназначена для служебного пользования и является закрытой. В. Л. Баранков относит такой способ приобретения путевок к дополнительным по отношению к централизованному приобретению путевок через Судебный департамент Верховного Суда РФ.

6. Правовое регулирование санаторно-курортного лечения в системе социального обеспечения Российской Федерации.

В настоящее время в Российской Федерации изменены механизмы организации и финансирования санаторно-курортного лечения застрахованных работающих граждан в связи с необходимостью санаторного долечивания непосредственно после стационарного лечения заболеваний, а также оздоровления детей застрахованных граждан при направлении их в детские санатории и санаторные оздоровительные лагеря круглогодичного действия5.

До 2010 года на эти цели выделялись средства обязательного социального страхования в соответствии с федеральными законами о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на соответствующий год. Оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей являлась страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования.

К государственному уровню правого регулирования санаторно- курортной деятельностью относятся властные структуры страны и соответствующие нормативные документы: Конституция РФ, федеральные законы, указы Президента России, постановления Правительства РФ.К региональному уровню правого воздействия относятся структуры и должностные лица субъектов Федерации страны, права и обязанности которых определены в соответствующих законодательных и нормативных документах.

На местном уровне решаются вопросы деятельности санаторно- курортных предприятий в соответствии с их уставом и другими нормативными документами. Руководству принадлежит решающая роль в организации лечебно-оздоровительных мероприятий. В этих целях осуществляется планирование, отдаются приказы, разрабатываются правила, решаются другие вопросы.

 

Сотрудничество государств в международной санаторно- курортной деятельности — одна из сфер взаимопонимания народов. Отношения граждан требуют соответствующей правовой регламентации.

Значимость санаторно-курортного лечения обусловлена продолжающимся процессом преждевременного старения населения и высоким уровнем заболеваемости взрослого населения, подростков и детей.

 

Санаторно-курортное дело в России традиционно является составной частью государственной политики и важным разделом системы народного здравоохранения. Наличие многообразных природных ресурсов позволило создать в нашей стране многогранную систему санаторно-курортного лечения и отдыха. Санаторно-куротная собственность государства и инфраструктура рекреационного отдыха.

 

Государственная собственность - форма собственности, при которой имущество, в том числе средства и продукты производства, принадлежит государству полностью либо на основе долевой или совместной собственности.Установлено, что в последнее десятилетие реформирование российской экономики привело к изменению организационно-правовых форм собственности санаторно-оздоровительных организаций. Прекратила существование общего государственная система реализации санаторно-оздоровительных услуг.

 

Разрушилась существующая ранее централизованная система управления санаторно-курортным комплексом. Принятые решения по переводу народного хозяйства на рыночные отношения по вопросам собственности и правовым аспектам хозяйственной деятельности требовали пересмотра государственных подходов к перспективам развития санаторно-курортного комплекса, разработки новых подходов к организации и регулированию рынка санаторно-оздоровительных услуг, в том числе совершенствования структуры управления санаторно-курортным комплексом.

И если для государственного регулирования и контроля в большинстве отраслей экономики можно обойтись универсальными методами, то регулирование и надзор за соблюдением законодательства в санаторно-курортном комплексе в силу специфики, связанной со здоровьем человека и его санаторно-оздоровительным лечением, требует формирования специальных подходов.Государство несет ответственность за состояние здоровья людей и поэтому, казалось бы, не должно терять свои позиции в курортном деле. Ведь только инвалидов и лиц, имеющих право на льготное санаторно-курортное обслуживание, насчитывается более 715,4 тыс. человек. Однако, как показывает анализ материалов проверок, система санаторно-курортной помощи населению разрушается, а государство, особенно в последнее время, остается безучастным к ее судьбе, теряя тем самым важный рычаг в решении проблем улучшения оздоровления населения.

За последние 10 лет, несмотря на рост общей заболеваемости населения, значительно сократилось число санаторно-курортных организаций. В связи со стихийным процессом приватизации и акционирования санаториев в значительной степени разрушены системы функционирования, а финансирование санаторно-курортного лечения снизилось.

 

Особую тревогу вызывает отмечаемое повсеместно сокращение числа учреждений летнего отдыха для детей и подростков.

 

В соответствии со статьей 7 Федерального закона “О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах” специально уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в сфере курортного дела должен осуществлять:

 

- ведение государственного реестра курортного фонда Российской Федерации;

 

- разработку и координацию федеральных программ развития курортов;

 

- организацию научных исследований в целях расширения курортного фонда Российской Федерации и повышения эффективности его использования;

 

- подготовку кадров в сфере курортного лечения;

 

- контроль за исполнением законодательства Российской Федерации об охране и использовании природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

 

Однако, как показала проверка, Минздравом России не выполняются в полном объеме вышеперечисленные требования.

 

Санаторно-оздоровительные услуги являются социально значимыми услугами и направлены на поддержание здоровья соответствующих слоев населения.

 

В соответствии с Федеральным законом “О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2003 год”, принятым Федеральным Собранием Российской Федерации отменяется финансирование санаторно-курортного лечения и оздоровления работников, членов их семей и участников Великой Отечественной войны.

 

Общий порядок и условия лицензирования санаторно-курортной деятельности в России определены Законом РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2002 № 128-ФЗ.

 

 

В Постановлении Правительства России «О лицензировании отдельных видов деятельности» (от 11.02.2002 № 135) лицензированию подлежат:

 

• деятельность санаторно-курортных организаций;

• туроператорская и турагентская деятельность;

• деятельность негосударственных организаций и индивидуальных предпринимателей по оказанию лечебно-оздоровительных услуг.

Постановление Правительства России и инструкция Государственного таможенного комитета РФ определяют:

 

• порядок перемещения товаров физическими лицами через таможенную границу России;

• порядок таможенного оформления перемещенных товаров, не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности.

Министерство финансов, Государственный таможенный комитет и Центральный банк приняли положение о порядке вывоза и пересылки из России и ввоза и пересылки в Россию валюты России. Эти правила постоянно уточняются в зависимости от конъюнктуры международного экономического рынка.

 

Прием иностранных граждан на территории России и отправление их за рубеж сопровождаются оказанием ряда услуг, предоставление которых регламентируется нормативными правовыми актами. С этими актами можно ознакомиться в различных изданиях или в Интернете.

 

Количество граждан России, выезжающих за границу в качестве отдыхающих, и лиц, въезжающих в нее, включая транзитный проезд через ее территорию, с каждым годом увеличивается. Для этого необходимо знать:

 

• правила, установленные Законом РФ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», таможенным и валютным законодательством;

• правила оформления заграничных паспортов, медицинских документов для выезда российских граждан за рубеж;

• порядок оформления виз, визовый режим в различных государствах;

• правила перемещения через границу России товаров, не предназначенных для производственной или коммерческой деятельности;

• условия беспошлинного ввоза товаров;

• правила ввоза иностранной валюты в Россию, ее декларирования, а также ввоза российских рублей в нашу страну.

Несоблюдение правил по оформлению выезда граждан за рубеж влечет за собой невозможность такого выезда или въезда.

 

В России значительно изменилась структура рынка санаторно- курортных услуг. Законодательная основа в этой отрасли обновляется недостаточно. Практика выдвигает требования, чтобы в нормативных актах были прописаны такие нормы, как: компетенция федеральных органов исполнительной власти в сфере санаторно-курортной деятельности; правовые отношения санаторно-курортных предприятий с потребителями; гарантийный санаторно-курортный фонд; деятельность иностранных компаний по предоставлению санаторно-курортного сервиса в России; определение турагентской и туроператорской деятельности в санаторно-курортной деятельности; положение о раздельном лицензировании; сертификация услуг в сфере санаторно-курортного бизнеса.

 

В целях защиты российских граждан, находящихся на лечении или отдыхе за рубежом, для более качественного правового регулирования отношений между клиентом и туроператором (турагентом), законом предусматривается договор между предприятием и потребителем как разновидность договора возмездного оказания услуг. В нем регламентируются: форма договора, порядок его заключ<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: