МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего образования
«ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Шифр | Наименование дисциплины (модуля) |
Б1.В.04.02 | Проектирование и построение воспитывающей образовательной среды для лиц с ОВЗ |
Код направления подготовки | 44.04.03 |
Направление подготовки | Специальное (дефектологическое) образование |
Наименование (я) ОПОП (направленность / профиль) | Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ |
Год начала реализации ОПОП | |
Уровень образования | Магистратура |
Форма обучения | заочная |
Разработчики:
должность | учёная степень, звание | подпись | ФИО |
доцент кафедры СППиПМ | к.п.н., доцент. | Осипова Л.Б. | |
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры (структурного подразделения)
должность | учёная степень, звание | подпись | ФИО |
Зав. кафедрой | к.п.н., доцент | Дружинина Л.А. |
год обновления | ||||
номер протокола | ||||
дата заседания кафедры |
Руководитель ОПОП | Дружинина Л.А. | |||
(подпись) | (инициалы, фамилия) | |||
Одобрено представителем работодателя | ||||
(подпись) | (инициалы, фамилия, должность, место работы) |
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Пояснительная записка. 3
2. Трудоемкость дисциплины (модуля) и видов занятий по дисциплине (модулю) 7
3. Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий. 13
4. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.. 33
5. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю) 35
6. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины.. 49
7. Перечень образовательных технологий. 56
8. Описание материально-технической базы.. 56
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1 Дисциплина «Проектирование и построение воспитывающей образовательной среды для лиц с ОВЗ» относится к части, формируемой участниками образовательных отношений Блока 1 «Дисциплины/модули» основной профессиональной образовательной программы по направлению подготовки 44.04.03 «Специальное (дефектологическое) образование» (уровень образования магистратура), направленность «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ». Дисциплина является обязательной к изучению.
1.2 Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа.
1.3 Изучение дисциплины «Проектирование и построение воспитывающей образовательной среды для лиц с ОВЗ» основано на знаниях, умениях и навыках, полученных при изучении обучающимися следующих дисциплин: Проблемы науки и специального (дефектологического) образования на современном этапе, Сопоставительная специальная педагогика, Развитие специального образования в России и за рубежом: традиции и современность.
1.4 Дисциплина «Проектирование и построение воспитывающей образовательной среды для лиц с ОВЗ» формирует знания, умения и компетенции, необходимые для освоения следующих дисциплин: Сопровождение лиц с сенсорными нарушениями в условиях образовательной организации, Сопровождение лиц с комплексными нарушениями в условиях специального образования, Сопровождение лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата в условиях образовательной организации, Сопровождение лиц с ЗПР в условиях специального образования, Сопровождение лиц с РАС в условиях специального образования, Инклюзивное образование лиц с нарушениями слуха, Инклюзивное образование лиц с нарушениями зрения, Нормативно-правовая база специального и инклюзивного образования.
1.5 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Таблица 1
Код и наименование компетенции по ФГОС | Код и наименование индикатора достижения компетенции |
УК-3 Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели | УК-3.1. Знать теоретические основы текущего состояния дел, поиска решения проблемы, формирования команды и ее мотивации на выполнение поставленной цели |
УК-3.2. Уметь мотивировать команду на качественный труд, регулярно анализировать состояние дел, рассматривать возникающие проблемы в процессе достижения цели | |
УК-3.3. Владеть навыками планирования собственной профессиональной карьеры и карьеры членов команды; развития самостоятельности и ответственности членов команды | |
ПК-4 Способность к осуществлению профессиональной деятельности в нормативно-правовом поле общего и специального образования | ПК-4.1. Знает основные нормативно-правовые акты международного, федерального уровней, регионального уровней регулирующие отношения в системе инклюзивного и специального образования |
ПК-4.2. Умеет анализировать нормативно-правовые акты, регламентирующие профессиональную деятельность учителя-дефектолога, и организовывать образовательный процесс с учетом их требований | |
ПК-4.3. Владеет технологиями организации и осуществления профессиональной деятельности в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов |
Таблица 2
Код и наименование индикатора достижения компетенции | Образовательные результаты по дисциплине |
УК-3.1. Знать теоретические основы текущего состояния дел, поиска решения проблемы, формирования команды и ее мотивации на выполнение поставленной цели | З.1 |
УК-3.2. Уметь мотивировать команду на качественный труд, регулярно анализировать состояние дел, рассматривать возникающие проблемы в процессе достижения цели | У.1 |
УК-3.3. Владеть навыками планирования собственной профессиональной карьеры и карьеры членов команды; развития самостоятельности и ответственности членов команды | В.1 |
ПК-4.1. Знает основные нормативно-правовые акты международного, федерального уровней, регионального уровней регулирующие отношения в системе инклюзивного и специального образования | З.2 |
ПК-4.2. Умеет анализировать нормативно-правовые акты, регламентирующие профессиональную деятельность учителя-дефектолога, и организовывать образовательный процесс с учетом их требований | У.2 |
ПК-4.3. Владеет технологиями организации и осуществления профессиональной деятельности в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов | В.2 |
ТРУДОЕМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ(МОДУЛЯ) И ВИДОВ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
Таблица 3
Заочная форма обучения
№ п/п | Наименование раздела дисциплины (темы) | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | |||||
Л | ЛЗ | ПЗ | СРС | Контроль | |||
2 семестр | |||||||
Раздел 1. Научно-методические основы проектирования образовательной среды на современном этапе развития образования | |||||||
1. | Тема 1.1. Образовательная среда как объект проектирования Литература: (Еник О.А., с. 7-12, 27-31) | 1. Схема «Структура образовательной среды. Компоненты образовательной среды» (Составить схему-рисунок по изучаемому материалу) 2. Тезаурус (словарь нормативной лексики с точно определенными связями между терминами) по теме (тезаурус ведется по всем темам курса. Конкретное содержание определяется студентом самостоятельно, при этом необходимо максимально подробно и точно отразить изучаемую тему в терминологии) | |||||
2. | Тема 1.2. Проектирование воспитательного пространства образовательной организации как инновационная деятельность Литература: (Еник О.А., с. 22-23, 27-31; Дрозд К.В., с. 250-255/231-258)… | 1. Схема «Структура воспитательного пространства образовательной организации», «Компоненты воспитательного пространства образовательной организации» (Составить схему-рисунок по изучаемому материалу) | |||||
3. | Тема 1.3. Теоретические основы педагогического проектирования Литература: (Дрозд К.В., с. 54, 55-67; Еник О.А., с. 22-26) | 1. Конспект-схема параграфа «Теоретические основы педагогического проектирования » (Необходимо определенным образом структурировать материал, в виде развернутой схемы; обязательно определение основных рубрик, разделов, пунктов. Приветствуется выделение цветом или шрифтом ключевых понятий, компонентов и т.п. Желательно сопровождение схемы текстовым содержанием, конкретизирующим ее составлные компоненты) Данная схема-конспект в дальнейшем (на практическом занятии) ляжет в основу составления модели «Стратегия проектной деятельности» 2. Модель «Стратегия проектной деятельности» (работа в группе) | |||||
Раздел 2. Практика организации научно-методического сопровождения инновационной деятельности по проектированию и построению воспитывающей образовательной среды для лиц с ОВЗ | |||||||
4. | Тема 2.1. Специфика проектирования воспитывающей образовательной среды для лиц с ОВЗ Литература: (Плаксина Л.И., Сековец Л.С., с. 6-23) | 1. Опорный конспект «Основные аспекты организации коррекционно-развивающей среды в образовательных организациях для детей с ОВЗ» (Необходимо определенным образом структурировать материал, например, в виде таблице, записи в две колонки; обязательно определение основных рубрик, разделов, пунктов. Приветствуется выделение цветом или шрифтом ключевых понятий, компонентов и т.п. Желательно сопровождение текста схемами, таблицами, рисунками) (Плаксина Л.А., Сековец Л.С., с. 6-23) | |||||
5. | Тема 2.2. Модели воспитывающей образовательной среды для лиц с ОВЗ Литература: (Еник О.А., с. 27-31, 37-42, 51-53; Дрозд К.В., с. 250-255/231-258) Закон «Об образовании в РФ»; ФГОС ДО, ФГОС НОО ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ; Плаксина Л.И., Сековец Л.С. | 1. Мультимедийная презентация «Модель воспитывающей образовательной среды для лиц с ОВЗ в соответствии с ФГОС» (Самостоятельно выбрать конкретный компонент, уровень. Представить в формате мультимедийной презентации: цель, задачи, компоненты и др. Сначала представить модель полностью в обобщенном виде, а затем более подробно представить каждый ее компонент. При этом обязательно отмечать взаимосвязи и взаимозависимости) | |||||
6. | Тема 2.3. Осуществление экспертизы воспитывающей образовательной среды для лиц с ОВЗ Литература: (Еник О.А., с. 31-34, 42-43, 48-50) Дрозд К.В., 268-272, приложения) | 1. Алгоритмизучения воспитывающей образовательной среды для лиц с ОВЗ (этапы экспертизы ОС) (Представить четко структурированный материал) 2. Критериидля экспертизы компонентов ОС (работа в группе). (Подготовить опорный материал для работы на практическом занятии) 3. Бланк экспертного заключения по экспертизе образовательной среды для лиц с ОВЗ (работа в группе). (Подготовить опорный материал для работы на практическом занятии) | |||||
ИТОГО во 2 семестре | |||||||
Форма промежуточной аттестации 2 семестра | |||||||
Зачет | 4 (ЗФО) | ||||||
Итого по дисциплине | |||||||
ВСЕГО | 72 часа | ||||||