Тема 2. Обучение детей в целостном педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения




Задание № 1. Из различных источников (Педагогическая энциклопедия, Педагогический словарь, учебник по дошкольной педагогике) выпишите определения понятия «Обучение»:

Обучение целенаправленное, заранее запроектированное общение, в ходе которого осуществляются образование, воспитание и развитие обучаемого, усваиваются отдельные стороны опыта человечества, опыта деятельности и познания.

Обучение – это: 1) специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, выработку и закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями; 2) пробуждение и удовлетворение познавательной активности человека путем его приобщения к общим и профессиональным знаниям, способам их получения, сохранения и применения в личной практике; 3) целенаправленное влияние на развитие информационно-операционной сферы человека; 4) двусторонний процесс, осуществляемый учителем (преподавание) и учащимся (учение). Процесс обучения (или учебный процесс) включает большое количество разнообразных связей и отношений, множество факторов различного порядка и различной природы. Отсюда и множество определений данного понятия.

Обуче́ние (в педагогике ) — целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов.

Обучение — вид учебной деятельности, в которой количество и качество элементов знаний и умений ученика доводятся учителем (преподавателем) до должного уровня (среднего, эталонного, возможного), составляющего цель обучения.

Деятельность обучения считается завершенной, а цель её — достигнутой, если количество и качество учебного материала в повторно изготовленном продукте ученика будут соответствовать цели обучения или составлять должный уровень (средний, эталонный, возможный), представленный в цели обучения. Это достигается в процессе взаимодействия учителя и ученика, и требует от обеих сторон процесса обучения приложения усилий и действий, способствующих успешному достижению поставленных целей. Необходимо также совпадение поставленных целей, а в случае их несовпадения, приведение целей во взаимное соответствие всеми участниками процесса обучения в процессе общения. Учитель должен прилагать усилия и организовывать учебный материал по форме и содержанию для улучшения понимания учеником знаний, которые он воспринимает в процессе обучения. Уровень понимания учеником воспринятой информации зависит от затрачиваемых учеником усилий по овладению материала, а также от уже имеющегося уровня знаний, который был воспринят и понят учеником ранее.

Сравните выписанные определения. Какое из них, на Ваш взгляд, является наиболее полным, четким и ясным? Почему?

Обуче́ние (в педагогике ) — целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов.

Обучение — вид учебной деятельности, в которой количество и качество элементов знаний и умений ученика доводятся учителем (преподавателем) до должного уровня (среднего, эталонного, возможного), составляющего цель обучения. Я считаю наиболее полным потому что в этом определение изложена вся суть определения обучения.

Выделите общие ключевые позиции определений понятия «Обучение» и сформулируйте собственное определение

Обучение — это специально организованный, управляемый процесс взаимодействия воспитателя и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями

Задание № 2. Обучение дошкольников имеет свою специфику. Какие особенности процесса обучения дошкольников Вы можете выделить? Свой ответ обоснуйте.

- учебно-познавательная деятельность детей тесно связана с игрой;

– обучение дошкольников осуществляется в разных формах (на экскурсиях, в

играх, в разных видах деятельности, в повседневной жизни, при проведении

режимных процессов и т.д.), а не только на занятиях, как в школе;

– в процессе обучения в ДОУ дети не изучают основы наук, а получают

систематизированные представления об окружающем мире и получают

навыки обучения (слушать воспитателя, отвечать на вопросы, задавать их,

действовать по инструкции, в старшем дошкольном возрасте – ставить или

принимать учебно-познавательную задачу, планировать ее достижение,

оценивать свои результаты, сравнивать их с другими);

– обучение во всех формах и видах деятельности происходит при ведущей

роли взрослого, который целенаправленно передает детям социальный опыт;

– в дошкольном возрасте дети испытывают затруднения при отделении

главного от второстепенного;

– необходимость обеспечения в процессе обучения непосредственного

восприятия детьми изучаемых свойств предметов и явлений окружающего

мира;

– особенно важны при обучении дошкольников такие факторы, как интерес к

обучению, одобрение и доброжелательность взрослых, высокая

эмоциональная насыщенность процесса, положительный эмоциональный

климат;

– непроизвольность внимания, его неустойчивость, высокая эмоциональная

восприимчивость дошкольников, небольшой объем памяти, быстрая

утомляемость определяют специфику форм, методов и средств обучения

детей, продолжительность регламентированных занятий;

– уровень развития психических процессов определяет ряд особенностей

построения учебных заданий на занятиях с детьми:

– в младшем возрасте учебно-познавательные задания даются педагогом

ступенями (пошагово) по мере их выполнения детьми;

– преобладание возбуждения над торможением указывает на необходимость

построения кратких, четких инструкций к заданиям, использования

преобладающего числа простых предложений.

Задание № 3. Подумайте и обоснуйте цель обучения детей дошкольного возраста.

__ Цель обучения- детей дошкольного возраста

Обучение – профессиональная деятельность педагога, направленная на передачу

учащимся знаний, умений и навыков. Главной целью обучения является передача

знаний, умений и навыков. Но в зависимости от образовательной работы могут

быть цели общего развития ребёнка без притязаний на программный характер

(выполнена в условиях игры, труда, индивидуального общения и т.д.).

Но на ряду с общими целями существуют и цели более конкретные направляющие

образовательную работу в определенное русло. Нужно улучшить, например, речевое

развитие ребёнка расширить ориентировку в окружающем, развить ребёнка в

музыкальном

отношении.

осуществлены, детей необходимо обучать, через постановление цели на решение

конкретной проблемы.

Задание № 4. Какие задачи обучения дошкольников вы бы выделили? Дополните своими ответами схему.

Задание № 4. Какие формы обучения дошкольников вы бы выделили? Дополните своими ответами схему.

индивидуальные

коллективные

Формы обучения дошкольников

самостоятельная работа


групповые

Задание №5. Составьте схему, отражающую наиболее значимые средства обучения детей дошкольного возраста.

 

Задание №6. Составьте схему, отражающую наиболее значимые методы обучения детей дошкольного возраста.

 

 

Выберите один из методов обучения дошкольников и приведите пример, иллюстрирующий его использование.

Наблюдение - умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины.

Виды наблюдений: кратковременные и длительные; повторные и сравнительные; распознающего характера; за изменением и преобразованием объектов; репродуктивного характера.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: