Малая пластика. Создание художественного образа через конструирование из пластин.




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» городского округа город Мантурово

Объединение декоративно-прикладного искусства «Нериаж»

Занятие № 1. 1

Малая пластика. Создание художественного образа через конструирование из пластин.

«Рыбки» (блинные версии). Лепка.

Теоретическая часть:

С древнейших времён мастера стремились каждый предмет ремесленного производства по мере возможности превратить в произведение искусства, внося в предметы домашнего обихода и повседневного быта элементы праздника, красоты и изящества.

Приближение Пасхи предлагаю встретить с вылепленными, придуманными самостоятельно блинами –статуэтками.

К какому жанру скульптуры можно отнести данную работу? Скорее всего она соединяет в себе несколько направлений – анималистика и жанры аллегорический и символический.

Перед началом работы следует представить своё будущее изделие, составить «мысленный» эскиз,

Так как объёмная форма статуэтки должна представлять собой, по нашему замыслу, и рыбку и блины, то и создавая эскиз, и как следствие форму и силуэт изделия, мы и должны учитывать их характерные особенности и строение.

Художественная разработка скульптуры, конструктивно- композиционная, также создание самой скульптуры –вот те задачи, которые нам предстоит решить на данном занятии.

Проектируя и создавая скульптуру, нам необходимо стремиться создать изделие, отличающееся оригинальностью, новизной художественного решения.

 

Практическая часть:

1. Создание художественного образа рыбы:

Пригодится немного информации по строению рыб.

- Тело рыб обтекаемой формы, округлое, вытянутое, в нашем случае слегка сплющеное.

- Наличие плавников спинных, грудных (брюшных), хвостовых. В то же врем, боковые плавники напоминают крылья, а спинные имеют серповидную форму.

- Вытянутый трубочкой рот (рыльце).

 

1.1 Лепим шар, который вытягиваем для придания рыбного силуэта.

1.2 На нижней части туловища рыбы создаём плоскость для придания устойчивости.

1.3 Следим, чтобы максимальная толщина туловища находилась чуть ниже его продольной оси. Для этого глину со спинной части перегоним немного к животику рыбки, чтобы в сечении туловища просматривался овал.

1.4 Спереди, ближе к низу головы, примазываем трубочку –небольшой цилиндрик, это будет рот. Разделяем его на две части, чтобы получить верхнюю и нижнюю губы. Верхнюю чуть плющим.

1.5 Лепим маленькие овальчики для глаз, примазываем и сохраняем их выпученность, характерную особенность этого водоплавающего.

2. Создание художественного образа блинов:

С формой и силуэтом блинов проще. Основные критерии – это пласт круглой формы. Характерная особенность – наличие пупырышек и небольших округлых углублений, делающих этот продукт похожим на кружево.

2.1 Блины можем получить двумя способами.

- Из одного крупного пласта вырезать стаканом (другим предметом цилиндрической формы) несколько кружочков.

- Раскатать несколько шариков и их расплющить.

2.2 Края полученных тонких лепёшек немного плющим.

2. 3 Фактуру блинов пердаём через пористость. Примазываем немного мелких шариков, овальчиков или просто бесформенных кучек.

2.4 На поверхности блинчиков делаем углубления различного диаметра, палочкой, ручкой др. для придания эффекта пористости.

>

Ну

Н

 

Нужно решить задачу композиционно-конструктивную, то есть композиция из блинов должна быть похожа на хвостовой плавник рыбки. Можно придумать свою версию или воспользоваться предложенной.

Не должно наблюдаться при создании хвоста симметрии, используем асимметричное расположение как самих блинов, так и размеры блинов (разного диаметра). Это придаст скульптуре ещё большую динамику.

3. Блины укладываются друг на друга и располагаются по линии дуги (повторяет силуэт туловища). Крепятся между собой шликером (жидкой глиной).

Сдвиг блинов относительно друг друга разный. Данный метод помогает передать иллюзию движения.

4. Данная композиция присоединяется к хвосту рыбки под наклоном.

Для рыб характерна динамика (подвижность).

5. Передаём её, изгибая блинные пласты в различных направлениях.

Таким образом разработана и решена художественно- конструктивная задача по созданию хвоста рыбки, при этом сохранился образ блинов.

5. Плавник для спины имеет серповидный силуэт, блин для него выполняем овальной формы и изгибаем по длине. Можно составить его из нескольких пластин-блинов разного диаметра.

6. Плавники брюшные небольшие, для них подойдут также блины продолговатой формы, только изогнутые уже по продольной линии.

Присоединять плавники к туловищу рыбки желательно в подготовленные углубления.

Желательно показать на голове рыбки лоб и щёки.

Подводя итог, видим, что при создании данной работы и передачи характерного образа взятого животного, были использованы несколько методов композиции (в нашем случае «хвост» отличается усложнённым композиционным решением)

- Ассиметрия,

- Контрасты:

· Контраст объёма, присутствие в данном образе плоских и объёмных элементов. Контраста в линиях, составляющих силуэт рыбки здесь нет, то есть округлость и плавность, как характерная особенность рыбы сохранена.

· Контраст по фактуре (гладкая поверхность туловища рыбки и рельефная её хвостовой части).

 

 

Сохранена форма и отличительные черты, как животного, так и составляющих её деталей (блинов), характера персонажа – подвижность.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: