Консультация для родителей. Поступление в школу чрезвычайно важный момент в жизни ребенка




«Что такое речевая готовность ребенка к школе?»

Поступление в школу чрезвычайно важный момент в жизни ребенка. С приходом в школу меняется привычный для ребёнка образ жизни — он перемещается в новый неведомый прежде мир.

Большинство родителей, стараясь подготовить своих ребят к школе, делают упор на обучение чтению и счету. Однако в понятие «школьная готовность» включается много компонентов, и одним из них является речевая готовность ребенка к школе. Ведь именно, при помощи речи устной и письменной ему предстоит усвоить всю систему знаний.

Предлагаю вам ознакомиться с речевыми компонентами, которые должны быть сформированы к 7 годам и хочу предупредить вас о трудностях, которые могут возникнуть при недостаточном развитии одного из компонентов.

 

Для успешного овладения чтением и письмом у детей до начала обучения в школе должныбыть сформированы следующие компоненты речи:


1. Дети должны уметь слушать и слышать других, иначе у ребенка могут возникнуть трудности в усвоении материала, предъявляемого учителем устно.

2. Звуковая сторона речи. Придя в школу, ребенок должен отчётливо произносить звуки в различных словах и фразах, не должен пропускать, искажать, заменять их другими. Это является необходимым условием для освоения письма.
Нарушения в этой сфере приводят к отражению неправильного произношения на письме из-за опоры на неправильное проговаривание. Ребенок пишет так, как проговаривает. Будут сложности в письме под диктовку, в фонетических разборах. На письме могут появиться замены и пропуски букв, соответствующие заменам и пропускам звуков в устной речи (шуба – «суба», жук – «зук», звезда – «зведа», рыба – «лыба»).
Не усвоение данных навыков может привести к трудностям при чтении, появлению интонационных ошибок.

3. Функции языкового анализа и синтеза - очень важны при обучении грамоте.

Дети должны уметь:
- делить предложения на слова;
- делить слова на слоги и звуки; - выделять звук на фоне слова; - определять позицию звука в слове (начало, середина, конец); - определять количество и последовательность звуков в слове, - составлять слова из звуков.

Недоразвитие функций языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажении структуры слова и предложения.

Наиболее характерны следующие ошибки:
- слитное написание слов в предложении

(Мама мыла раму. – «Мама мылараму»);

- слитное написание предлогов с другими словами

(в доме – «вдоме», на столе – «настоле»);

- раздельное написание слов, особенно приставок и корней

(наступила – «на ступила»);
- пропуски, перестановки, добавления слогов

(комната -«кота», печенье-«чепенье», паровоз-«павороз», бабушка – «бабабушка»);
- пропуски согласных при их стечении; пропуски гласных, добавления букв (поросенок – «просенок», трава – «тарава»);
- перестановки букв (комната – «конмата»).

4. Лексическая сторона речи (словарный запас) - словарный запас надо обогащать ДО школы. На это нужно время. Поэтому рекомендую Вам пересмотреть и перестроить вечерние домашние ритуалы. Выделите в ежедневной суете время на прочтение и обсуждение книг. Да, современные дети не любят слушать книги. Постарайтесь найти такие книги, истории, которые будут действительно интересны вашему ребенку. Самый простой путь — найти в книжном магазине истории по мотивам любимых мультгероев.

Дети должны уметь:
- точно подбирать слова;
- ясно выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое;
- дифференцировать обозначения предметов (например: «автомобиль легковой и грузовой, а не просто автомобиль», «обувь зимняя и летняя»);
- употреблять сложные слова (например: длинноногий);
- пользоваться эпитетами (например: чистое поле);
- подбирать метафоры (например: туча комаров);
- использовать слова и фразы с переносным значением (например: сломя голову);
- подбирать синонимы (например: храбрый – смелый – отважный).

Бедный словарный запас приведет к сложностям в чтении. Ребенок не сможет правильно прочитать и понять смысл прочитанного, даже при технически правильном чтении, если слова ему не знакомы, он не знает их значения. Такие дети с трудом осознают значение прочитанных слов, предложений, текста. Особенные трудности вызывают метафоры и сравнения..

5. Грамматическая сторона речи.

У детей должны быть сформированы навыки изменения и образования новых слов. От навыка словообразования и словоизменения напрямую зависит грамотность. Ведь для определения проверяемой гласной в корне, непроизносимой согласной нужно подобрать однокоренное слово. И к первому классу ребенок должен делать это не задумываясь.

Навыки словоизменения. Дети должны уметь:
- изменять существительные по падежам и числам (например: санки, на санках);
- употреблять различные предлоги;
- согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже (н-р: голубое полотенце);
- согласовывать существительные с числительными (например: один карандаш, два карандаша, пять карандашей);
- правильно употреблять глаголы (например: бегу, бежишь, бежит, бежим, бегите, бежал, побежит и т.п.).

В связи с недоразвитием грамматического строя речи можно наблюдать ошибки на письме и при чтении следующего характера:

- ошибки в падежных окончаниях и при изменении числа существительных (у Бори – «у Боре», много деревьев – «много деревов», на санках – «на санков»);
- пропуски, замены предлогов (над столом – «на столом», пошли в лес – «пошли лес»);
- ошибки согласования (белый дом – «бела дом», «пять вишен – «пять вишнев», голубое полотенце – «голубая полотенце»).

б) Навыки словообразования. Дети должны уметь:
- образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов (например: глаза – глазки – глазищи);
- образовывать глаголы с помощью приставок (например: шел – вышел – перешел – обошел);
- образовывать названия детенышей животных;
- образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных (например: малина – малиновое, лиса – лисья).

 

Если у первоклассника не сформированы навыки словообразования, то при письме могут наблюдаться:
- замены суффиксов (козлята – «козленки»);
- замены приставок (захлестнула – «нахлестнула»).
Могут наблюдаться трудности конструирования сложных предложений, пропуски членов предложений, нарушения последовательности слов в предложении.

 

6. Связная речь.
Под связной речью принято понимать такие развернутые (то есть состоящие из нескольких или многих предложений) высказывания, которые позволяют человеку последовательно излагать свои мысли.

Дети должны уметь:
- свободно общаться с взрослыми и сверстниками;
- поддерживать разговор на темы, доступные возрасту;
- рассказывать о пережитых событиях;
- пересказывать содержание сказки, рассказа;
- описывать окружающие предметы;
- раскрывать содержание картины, некоторых явлениях окружающей действительности.

 

Нарушение самостоятельной связной речи может выражаться в трудностях пересказа, в составлении рассказа, в написании сочинений и изложений.

Таким образом, хорошо развитая речь первоклассника служит средством успешного обучения не только по письму и чтению, но и по другим предметам в школе. Для того чтобы исправить речевые недостатки, необходима упорная каждодневная работа, которая должна вестись как на логопедических занятиях, так и в домашних условиях. Выбор хорошей школы и замечательного первого учителя не гарантируют вам успешность школьного обучения. Присмотритесь к своему любимому малышу, прислушайтесь к мнению специалистов (воспитателя, психолога, логопеда), не отмахивайтесь от трудностей в надежде, что «само пройдет».

Найдите время и возможности для решения имеющихся проблем. И тогда школьная жизнь будет в радость!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: