Сущность процесса воспитания, типы воспитания




Сущность процесса воспитания

}Воспитание – одна из категорий педагогики, отражающая целенаправленный, сознательно контролируемый процесс и результат формирования личности.

Воспитание

} В широком смысле – как воздействие общества на человека в целом; тождественно категории «социализация»

} В широком педагогическом и институциональном смысле – как целенаправленный процесс, осуществляемые системой учебно- воспитательных учреждений

} В узкотехнологическом смысле – как решение конкретных воспитательных задач

} Процесс воспитания – это не только активное взаимодействие различных субъектов, но и активные контакты с другими социальными институтами.

Особенности процесса воспитания

} Исторический характер

} Общественная направленность

} Целенаправленный характер

} Многофакторность

} Отдаленность результатов

} Понятие «воспитание» в российской педагогике стало употребляться в конце XVIII в., а в 1806 году включено в словарь Российской академии.

} До середины XIX в. выступало синонимом понятия «образование».

} Особое смысловое значение «воспитания» для российской культуры и педагогики, связанное с духовно-нравственным формированием и развитием человека.

} Обучение – «сознание-мышление-знание- деятельность»

} Воспитание – «ценности – отношения- поведение»

} Воспитание – специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей развития личности подрастающего человека.

} Важнейший результат воспитания – готовность и способность человека у самоизменению, самовоспитанию.

Цель воспитания

} конкретно-исторический характер

} Цели воспитания в XIX в.

} Цели воспитания в современном обществе

} Цель воспитания – отражает идеальную модель личности воспитанника, на которую сориентирован воспитательный процесс.

} Детерминируется: социально- экономическими потребностями общества, уровнем научно-технического развития, политикой правящей власти, взглядами педагогов-исследователей.

Цель воспитания сегодня:

} воспитание всесторонней и гармонично- развитой, самореализующейся личности;

} приобщение человека к культуре, развитие его творческой индивидуальности;

} воспитание социально-компетентной личности;

} развитие безопасной личности;

} воспитание автономной личности и т.п.

ВОСПИТАНИЕ

} Всестороннее воспитание

} Гармоничное воспитание

} Целостное воспитание

ТИПЫВОСПИТАНИЯ

} Первобытное воспитание

} Цивилизационное воспитание

- Дальневосточная педагогическая традиция

- Ближневосточная педагогическая традиция

- Западная педагогическая традиция

Традиционные и инновационные подходы к воспитанию

} Личностно-ориентированный подход

Личностно-ориентированный подход

} Личность воспитанника – играет системообразующую роль

} Воспитание человеческой, духовной сферы личности

} Учет возрастных, индивидуальных особенностей воспитанника, эмоционального, нравственно-волевых проявлений

 

} Деятельностный подход

Деятельностный подход к воспитанию

} Развитие личности происходит в процессе деятельности

} Вовлечение воспитанника в посильную и интересную деятельность

} Исследования С.Я. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева о структуре деятельности (потребности, мотивы, действия, условия, операции, результаты)

} Деятельность учащихся включает мотивационно-потребностную, процессуальную и содержательную стороны.

 

} Культурологический подход

Культурологический подход

} Интеграция личности в мировую культуру

} Воспитание – процесс присвоения и развития личностью достижений культуры

} Российская культура, национальные традиции, национальная педагогика – стали базовой основой воспитания

} Средства воспитания личностных качеств воспитанника – традиции, фольклор, народная мудрость, ритуалы и др.

} Ценностный подход

Ценностный подход к воспитанию

} Развитие нравственных отношений и сторон личности воспитанника является важнейшей стороной образовательного процесса

} Патриотизм, культура межнациональных отношений; любовь природе; коллективизм; товарищество и т.д.

} Формирование жизнеспособности личности, т.е. выживающей развиваясь в созидательном

направлении (Н.Д.Никандров)

} Воспитание – созидательное средство духовногопреобразования современного общества

} Формирующий личность безопасного

Типа

Воспитание культуры безопасности в процессе формирования личности

} Безопасность является критерием развития государства

} Принцип безопасности образования

} Опасность не должны представлять содержание, технологии, управление образованием

} Создание общества личностей безопасного типа (человек ноосферной формации) (В.В.Анисимов)

 

} Гуманистический подход

Гуманистический подход

}Уважение человеческого достоинства

}Личность воспитанника – наивысшая ценность

}Принципы гуманистического воспитания:

- Ориентация на развитие личности

- Культурологический подход к отбору содержания

- Деятельностный подход

- Личностный подход

- Полисубъектный (диалогический) подход

- Индивидуально-творческий подход

- Профессионально-этическая взаимоответственность

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: