Урок биологии в 6 классе
Тема: Корень.
Тип урока: изучение нового материала.
Цели:
образовательная - раскрыть механизм поглощения корнем из почвы воды с минеральными веществами;
развивающая - развивать умения анализировать, работая с биологическими объектами;
воспитательная - формировать навыки работы и умения взаимодействия между обучающимися в парах.
Задачи:
1) сформировать знания о видах корней и типах корневых систем, функциях корня;
2) выработать умение распознавать на натуральных объектах типы корневых систем;
3) продолжить формирование умения делать выводы на основании результатов лабораторной работы.
Ход урока
I.Организационный момент (проверка готовности обучающихся к уроку). Чтение стихотворения В. Жака:
Мы в букет собрали маки жаркие,
Много незабудок голубых.
А потом цветов нам стало жалко,
Снова в землю посадили их.
Только ничего не получается:
От любого ветерка качаются!
Почему осыпались и вянут?
Какова же тема нашего урока:? (Совместное формулирование темы, целей и задач урока обучающимися и учителем).
Почему осыпались и вянут?
Без корней расти и жить не станут!
Как ни тонок, неприметен корешок,
Но не может жить на свете
Без него любой цветок!
Итак, тема урока: Корень.
II.Изучение нового материала:
1.Функции корня. (Беседа на основе имеющихся у обучающихся знаний с демонстрацией интерактивной схемы «Функции корня», обсуждение проблемных вопросов:
1.В каких ещё науках вы встречались с понятием «корень»? (Филологии, математике, обществознании).
2.Почему корень называют живым якорем? (Корни закрепляют растение в почве и прочно удерживают его в течение всей жизни).
3.Как вы объясните выражение: «Человек силён своими корнями»? (У каждого человека есть родовое начало, родовое «гнездо», так называемые «корни». Представители каждого рода должны помогать друг другу в трудных жизненных ситуациях).
Функции корня: закрепление растения в почве, поглощение воды и минеральных веществ, синтез гормонов и ферментов, выделение продуктов метаболизма, запасание воды и питательных веществ |
2.Виды корней: главный, боковые, придаточные. (Фронтальная беседа с демонстрацией таблицы «Строение корня», рисунка «Внешнее строение корня», проростков гороха, фасоли, пшеницы. Чтение и анализ «Сказки о корне»).
Сказка о корне
Поспорили как-то части корня, кто главнее.
- Мы, - говорят корневые волоски, - мы самые главные, потому что всасываем из почвы воду и растворённые в ней питательные вещества.
- Нет, - говорит зона деления, - мои клетки всё время делятся, и корень растёт. Я важнее.
- А мы, клетки зоны роста, вытягиваемся, помогая корню продвигаться вглубь, к воде.
- А я, - говорит чехлик, - предохраняю верхушку корня от повреждения.
Спорят они так, спорят и ничего не делают. Приполз к ним дождевой червь и говорит: «Пока вы тут спорите, стебель, и листья вянуть стали. Неужели вы не понимаете, что вы все главные?!» Подумали зоны корня, подумали да и помирились поскорее.
Какой вывод можно сделать из этой сказки? (Данная сказка – приём опережающего обучения, подготавливает обучающихся к усвоению темы §20 «Зоны (участки) корня», формулированию вывода о взаимосвязи частей органов и органов, взаимодействующих как единое целое в растительном организме в §39).
3.Типы корневых систем. (Объяснение учителя с демонстрацией рисунка «Виды корней»,
таблицы «Типы корневых систем»,
Таблица 1
Стержневая и мочковатая корневые системы
Название растения | Тип корневой системы | Особенности строения корневой системы |
1.Пшеница | Мочковатая корневая система | Главный корень недостаточно развит или отсутствует |
2.Фасоль | Стержневая корневая система | Главный корень хорошо виден |
III. Закрепление знаний о видах корней и типах корневых систем в ходе решения биологических задач, анализа заложенного заранее опыта по проращиванию семян гороха, фасоли, пшеницы.
1.Два фермера занимаются выращиванием картофеля. Один из них окучил картофель после полива перед цветением, другой нет. У какого фермера урожай картофеля будет больше и почему? (При окучивании образуются придаточные корни от стебля, которые увеличивают поглощение воды и питательных веществ растением. Следовательно, урожай картофеля будет выше).
2.Две приятельницы покупали рассаду помидоров на рынке. Одна решила купить рассаду не пикированную (ни разу не пересаживаемую), другая – пикированную. У кого из них будет 100% приживаемость рассады помидоров и почему? (При пикировке отщипывается главный корень при рассаживании, число боковых корней увеличивается. Растения становятся более крепкими и жизнеустойчивыми).
3. Лабораторная работа
Видоизменения Корней
Корневые системы. Видоизменения корней.
Цель: познакомиться с видами корней, типами корневых систем и с видоизменениями корня. Научиться распознавать типы корневых систем на гербарных образцах.
Оборудование и материалы: гербарные экземпляры растений с разными типами корневых систем, учебник, лупы.
Ход работы
Изучите видоизменения корней, заполните таблицу 1.
Видоизменения корней
Таблица 1
Видоизменения корня | Каким растениям принадлежит | Значение видоизменения в жизни растений |
Корнеплоды | ||
Корнеклубни | ||
Воздушные корни | ||
Корни-присоски | ||
Корни зацепки | ||
Опорные корни |
Вывод: (закончите предложения):
1. Строение корня может изменяться в зависимости от ________________________________________________________________________________________________
2. К видоизменениям корня относятся: ________________
_________________________________________________
3. Видоизменения нужны растению для:____________________________________________________________________________________________
IV. Д/з: выучить параграф 24, ответить на вопросы 1,2,3 на стр. 93.