ИЗ3. Проверка д/з
Домашнее задание – (также Домашняя работа, разг. домашка) — задание, задаваемое учителем (преподавателем) ученику (студенту) для самостоятельного выполнения после уроков (пар). Домашнее задание призвано предупредить забывание нового изученного на уроке материала, усвоение которого носит концентрированный характер
Способы проверки д/з
Виды д/з
1. По способу выполнения:
-устные,
-письменные
- предметно-практические задачи.
2. Этапы процесса усвоения
- восприятие нового материала (знакомство с текстом, рисунками, таблицами и т.д.),
- на осмысление усвоенного материала (систематизация, обобщение, объяснение и т.п.),
- на его укрепление (заучивание, упражнения на запоминание материала)
- применение полученных знаний (решение задач, выполнение опытов и др.).
Вид задания выбирается в зависимости от методической цели, поставленной учителем.
3. Характер учебных действий, которые может выполнять ученик
- исполнительные (повторение, воспроизведение материала, упражнения)
- творческие (написание сочинений, проведение экспериментов и др.).
4. Желание/нежелание
- обязательными для всех школьников
- по желанию (с использованием дополнительной литературы или других источников информации).
5. По степени индивидуализации
- общие,
- дифференцированные (индивидуализированные),
- индивидуальные.
Основное назначение дифференцированных задач
Способы дифференцирования домашней работы.
По содержанию и основной функции, которую выполняют задачи в процессе обучения, выделим следующие их виды:
- домашние задания, которые подготавливают учащихся к работе, которая будет проводиться на следующем уроке.
- домашние задания, которые способствуют систематизации и обобщению полученных знаний, их углубленному осмыслению.
- домашние задания, способствующие закреплению знаний и практическому овладению методами учебной работы.
- домашнее задание на применение полученных знаний на практике.
6. По характеру познавательной деятельности
- репродуктивные,
- конструктивные (выделить главное, составить план, таблицу, схему, сравнить отдельные положения, систематизировать материал)
- творческие домашние задания.
7 По количеству учащихся
• Индивидуальная;
• Групповая;
• Творческая;
• Дифференцированная;
• Одна на весь класс;
• Составление домашней работы для соседа по парте.
Проверка домашней работы
Пути
- устный опрос
- попутное ознакомление с письменными работами на уроке
просмотром тетрадей после урока.
Место проверки д/з
в начале урока,
!!! однако может осуществляться и в конце, и в течение его в сочетании с работой над новым материалом.
!!! Некоторые учителя вместо проверки домашнего задания дают учащимся упражнения, аналогичные задачам, и на основе их выполнения делают вывод о качестве домашней работы.
Формы проверки:
- фронтальная проверка выполнения задания на уроке.
- индивидуальная
- взаимная проверка выполненных работ учащимися с обнаружением ошибок, их устранением и выставлением оценки, а затем, в отдельных случаях, обоснованием оценки перед всем классом.
Дидактическая копилка и новый материал
Проверка выполнения учениками домашнего задания — важный и неотъемлемый этап любого урока.
Если проверочная система не налажена, роль самостоятельной домашней работы ученика практически обесценивается.
Как проверить:
- вызвать одного или нескольких учеников к доске и опросить по теме;
- провести фронтальный опрос в классе (опрос с места);
- выполнить аналогичное задание;
- использовать индивидуальные карточки;
-провести выборочную проверку письменного задания;
- провести самопроверку или взаимопроверку письменного задания.
Оригинальные способы проверки домашнего задания
Дискуссия
Для ее проведения класс необходимо разбить на группы, каждая из которых будет выступать в защиту своей позиции или взгляда на проблему. Одна точка зрения может быть изложена в учебнике или справочнике, а другая, отличная от нее, может принадлежать кому-то из учеников или учителю. В дискуссии важны рассуждения и аргументы учащихся, а результатом ее станет более глубокое познание сущности изученного явления.
Вопрос автору (в форме интервью)
Это необычный и очень интересный способ проверки домашнего задания. Учитель предлагает ребятам придумать несколько вопросов автору открытия, изобретения, произведения, чтобы глубже познать его смысл. Отвечать на вопросы могут наиболее подготовленные ученики, а на самые сложные из них - учитель. К примеру, при проверке домашнего задания по химии можно адресовать интересующие вопросы Дмитрию Ивановичу Менделееву, по физике – Исааку Нюьтону, по геометрии – Пифагору, по литературе – Федору Михайловичу Достоевскому.
Тематический кроссворд
Многие ребята увлекаются разгадыванием кроссвордов, проявляя при этом завидное упорство. Чтобы интересно проверить домашнее задание, учителю необходимо составить кроссворд по соответствующей теме и предложить его учащимся. Особенно дети любят интерактивные кроссворды, которые можно разгадывать всем классом.
Неожиданные вопросы
Задача учителя сформулировать вопрос по-иному, нежели в учебнике после параграфа. Если ученик добросовестно подготовился к уроку, затруднений с ответом у него не возникнет, а определенное разнообразие в процесс проверки будет внесено.