ПОСТАНОВКА ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ДОУ




МДК 02.08 Организация театрализованной игры в ДОУ

3 ДО группа очная форма обучения

Даты занятий 02.06.2020 Срок сдачи 03.06.2020

Задание: изучить лекцию, законспектировать в тетрадь (фото)

Обратить внимание на особенности подбора сценария, этапы подготовки театрализованного представления, особенности работы с текстом,

ПОСТАНОВКА ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ДОУ

Значение творческих постановок для развития дошкольника

Прежде всего следует подчеркнуть, что музыкальная постановка в ДОУ не должна являться самоцелью. Это всего лишь средство, ис­пользуемое для решения задач, поставленных перед персоналом со­гласно учебному плану.

При этом цели, которые можно реализовать с помощью театраль­ных средств (театральные игры, постановки спектаклей и т. д.), весь­ма многочисленны — от физического развития и развития речи детей, выработки и закрепле­ния навыков социальной адаптации, морально-нравственных уста­новок.

Из вышесказанного можно сделать несколько парадоксальный и все же вполне обоснованный вывод — музыкальная постановка в ДОУ осуществляется не для зрителя В детском театре зритель отходит на второй план — он может присутствовать (при необходимости) или отсутствовать, что в данном случае не принципиально. Музыкальная постановка в ДОУ ставится главным образом для его участников — для того, что­бы им было весело или грустно, комфортно или неудобно, чтобы они научились тому, чего еще не умеют, открыли в себе то, что до поры было скрыто от окружающих и от них самих.

Другой причиной близости драматической формы детям являет­ся связь театрализации с игрой — ребята с огромным удовольствием играют в театральных постановках.

Важность театрализованных представлений для дошкольников объясняется следующими факторами:

— физическими — наличие «рукотворного» мира (костюмы, деко­рации, игрушки, куклы и т. д.), дающего возможность в любую ми­нуту действовать с предметами и вещами;

— социально-эмоциональными — дети одновременно являются актерами, режиссерами, художниками, музыкантами, что предоставля­ет им некоторую независимость, возможность творчества, а достига­ется совокупностью изобразительной, речевой, музыкальной, театра­лизованной деятельности;

— психологическими — ребенку предоставляют возможность ощу­тить чувство внутренней свободы, раскованности, самовыражения;

— интеллектуальными — в процессе игры дети выполняют раз­нообразные творческие задания.

Исполняя роли персонажей с разными характерами, дошкольни­ки примеривают на себя различные модели социального поведения. Играя волка или медведя, ребенок может выразить агрессию, испол­няя роль зайчика — осторожность, петушка — решимость и храб­рость. Это очень важно для того, чтобы впоследствии, став взрослым, человек смог вести себя адекватно ситуации, проявляя уже «нарабо­танные» те или иные качества.

Но для многих детей выйти на сцену — серьезное испытание. Нередко только от лица куклы ребенок впервые отваживается про­изнести слово со сцены. Он психологически прячется за игрушку как за «ширму», за которой чувствует себя более уверенно, раскрепощенно, понимая, что внимание зрителей прежде всего обращено на нее. Она становится той соломинкой, за которую хватается ребенок, чтобы скрыть свои волнения и переживания.

Таким образом, театр выполняет важную психологическую фун­кцию, так как помогает участникам действия повысить и стабили­зировать свою самооценку, воспитать волю и характер, развить чер­ты лидера, а также выплеснуть те негативные эмоции, которые в иных случаях жизни «отыграть» не представляется возможным,

Театральная деятельность, будучи ориентированной на потребно­сти и мотивы ребенка, позволяет решать многие проблемы воспита­ния детей из так называемых групп риска (с нетипичным поведе­нием): излишне застенчивых, агрессивных, социально неуверенных и т. д. Кроме того, театр позволяет организовывать работу и с одарен­ными детьми.

ОТБОР СЦЕНАРИЯ

Одна из наиболее сложных задач — отбор и адаптация сценариев будущей постановки.

Главное условие выбора произведения — интерес детей к нему. Удачным будет подход в том случае, когда педагоги знакомят до­школьников с несколькими произведениями и сообща решается, ка­кое из них интереснее было бы поставить. К этому времени первич­ный отбор произведений уже фактически произведен взрослыми. Тем не менее, совместно принятое решение не только выявляет за­интересованность детей, но и повышает их социальную уверенность, понимание собственной значимости (этап планирования проекта).

В качестве сценария можно использовать фольклорные и автор­ские сказки, отрывки из литературных произведений, в том числе поэтических. Однако часто оригинальные тексты сложны, поэтому для сценария необходимо их адаптировать — изменить с учетом уровня подготовки детей.

Другой вариант — создание сценарных текстов по мотивам про­изведений, где участвуют персонажи первоисточника, сохранены от­дельные сцены или повороты сюжета, но идея или общий сюжет сильно отличаются от оригинала. В качестве примера можно приве­сти сценарий по русской народной сказке «Теремок».

При отборе сценария для постановки нужно помнить, что в тексте должно быть заложено большое количество действия, которое сопровождало бы речь героев и активизировало речевые навыки детей. Это связано с тем, что на начальном этапе обучения для ребенка важнее действие и его речевое сопровождение, нежели абстрактная речь.

Например, в сказке «Лягушка-путешественница» изначально мало действий, в основном (в оригинале) присутствуют описания приро­ды и рассказы лягушки. Однако, добавляя «общение» лягушки с различными персонажами, танцы и другие действия, мы облегчаем и игру детей-актеров, и восприятие спектакля зрителями.

Сценарный текст должен содержать пре­имущественно знакомый материал. Желательно также, чтобы в тексте сценария были повторы — реплики, в которых используется многократно один и тот же язы­ковой материал. Они облегчают усвоение роли, акцентируют внима­ние на основные моменты постановки.

Уже на этапе отбора желательно в сценарии закладывать воз­можности для импровизации, роль которой в театральной деятель­ности высока. Именно импровизация позволяет собственно творить, проявлять эмоции, искать и демонстрировать свое «я».

Однако возможности для импровизации в дошкольном возрасте не слишком велики (по крайней мере, так счи­тают многие педагоги). Чаше всего постановки сводятся к механичес­кому заучиванию жестко запрограммированного текста (кстати, эта проблема касается театральной деятельности не только в дошкольном, но и в школьном возрасте). Такой подход не только не оправдан как единственно возможный, но даже вреден, так как заучи­вание тормозит речевое развитие: от ребенка требуется точно воспро­извести готовую фразу, и если у него по каким-то причинам не полу­чается, он чувствует себя некомпетентным в речевом отношении.

Особенности отбора и подготовки сценариев можно отметить следующее:

1) тексты сценариев лучше строить на знакомом музыкальном и речевом

ма­териале;

2) речь персонажей должна активнее сопровождаться конкретным (а не абстрактным, не связанным напрямую со словом) действием;

3) в сценарный текст необходимо включать возможности для

импровизации;

4) сценарий должен отражать социокультурные языковые осо­бенности.

ПОДГОТОВКА К ТЕАТРАЛИЗОВАННОМУ ПРЕДСТАВЛЕНИЮ

Этапы работы над постановкой спектакля в ДОУ во многом схо­жи с аналогичной работой в любом театре. Режиссер на каждом этапе должен отмечать и записывать все интересные и оригинальные «находки» и задумки, как свои и педагогов-помощников, так и детей, с целью дальнейшего их использования.

Приступая к подготовке постановки воспитатель должен:

* точно определить тему, идею, сверхзадачу и жанр постановки;

* продумать оформление сценического пространства, декорации, реквизит, костюмы персонажей, характер и техническое решение ис­кусственного освещения и спецэффектов.

Работа над постановкой предусматривает следующие этапы:

* знакомство с произведением;

* игры, этюды;

* распределение ролей и разучивание текста;

* разводка;

* наработка;

* отработка;

* прогоны;

* генеральная репетиция;

* премьера (официальное представление спектакля зрителям: ро­дителям детей, педагогам и всем желающим);

* отчет: устный доклад о степени решения задач и достижения целей, поставленных перед ним в учебном плане ДОУ и письменный отчет методисту ДОУ.

РАБОТА С ТЕКСТОМ

На этом этапе необходимо в как можно более непринужденной обстановке познакомить детей с материалом будущего спектакля (рассказ, сказка и т. д.). Можно прочесть не все произведение сразу (особенно если оно большое), а растянуть процесс на несколько дней. Ориентируясь на реакцию детей, попробуйте включить музыкаль­ное сопровождение — пьесы и песни, отрывки из которых предпо­лагается использовать в будущем спектакле. Если же музыка отвле­кает детей, то лучше оставить ее для следующего этапа.

После прочтения очередного отрывка обсудите его с детьми: провоцируйте их на собственные рассуждения о характерах персонажей, их поступках, событиях, происходящих с ними, о том, какой это персонаж, что нравится в произведении, что нет (активизация самостоятельной деятельности на этапе разработки проекта).

Во время обсуждения можно продемонстрировать раз­личия в поведении персонажей.

Однако не стоит задерживаться на данном этапе надолго и не обязательно проигрывать постановку целиком. После этого репетировать весь спек­такль.

После прочтения и обсуждения материала (так называемый пас­сивный этап) нужно сразу переходить к этапу игр и этюдов.

Игры — первый активный период подготовки, когда можно предложить детям пофантазировать, попытаться изобразить персонажей произведения: как они говорят, ходят (передвигаются в пространстве), едят, спят, одеваются (для этого нужен подручный материал: разноцветные куски тканей, элементы театральных кос­тюмов, сценический реквизит). Здесь уже необходимо включить му­зыкальное сопровождение.

Особенность этого периода заключается в том, что ребенок дей­ствует на площадке один. Если даже на сцене присутствует несколь­ко детей, все они изображают одно и то же и друг с другом не взаимодействуют. Инициатором ситуации является педагог.

Далее следует перейти к так называемой разводке. Это первые репетиции, во время которых исполнители ролей вместе с музыкальным руководителем придумывают мизансцены (расположение актера и необходи­мого ему реквизита на сцене в определенный момент времени), пе­редвижения, физические действия персонажей.

На данном этапе дети уже должны быть одеты в сценические костюмы; сцена оформлена; декорации установлены; реквизит изго­товлен; записан (и используется) «рабочий» вариант фонограммы.

Можно постепенно вводить в репетиционный процесс хореогра­фические, спортивные и вокальные элементы.

После того как мизансценический и действенный «рисунок» при­думан и закреплен, дети вместе с воспитателем начинают «наполнять» свои роли смыслом и эмоциями с помощью интонаций, смысловых пауз, мимики и жестов. Этап наработки «разбивается» на эпизоды — каждый из них репетируется отдельно. Присутствие детей, не заня­тых в конкретном эпизоде, возможно, но не обязательно.

На следующем этапе — отработки — спектакль репетируется полностью от начала до конца, со всеми спецэффектами, хореогра­фическими, спортивными и вокальными элементами. Особенность его заключается в том, что режиссер время от времени может оста­навливать действия, делать замечания, вносить уточнения, какие-то моменты проигрывать заново.

Дети, ждущие, когда их герой должен появиться на сцене, наблю­дают за ходом действия из зрительного зала и отсюда же выходят на площадку, чтобы сыграть в своем эпизоде.

Спецэффекты, освещение, музыкально-шумовое сопровождение должны обеспечивать специально назначенные для этого люди.

Далее наступает этап прогонов. Это репетиции всего спектакля от начала до конца без остановок. Замечания и уточнения делаются музыкальным руководителем в конце действия и реализуются в следующем прогоне.

Дети, не занятые в данный момент в спектакле, находятся за кулисами. С ними обязательно должны быть 2—3 педагога, следящие за порядком и тишиной. Прогонов должно быть не более трех.

Прогон конечного варианта представления, на который можно при­гласить в качестве зрителей детей из других групп, носит название генеральной репетиции, после которой делается перерыв в один день перед премьерой.

На всех этапах репетиций и самого представления должны чув­ствовать значимость своей деятельности. Не нужно забывать и о поощрениях. Небольшие сувениры, похвала за особо хорошо произ­несенную реплику и т. д. повышают мотивацию. Однако следует по­мнить, что основным поощрением будет участие в премьере представления и эмоции, реакция зрителей (этап презентации и оценки про­екта).

 

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ ДОУ

ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ТЕАТРАЛИЗОВАННОМУ ПРЕДСТАВЛЕНИЮ

В любом представлении особые требования всегда предъявляются к музыкальному оформлению. Музыка усиливает впечатление от спек­такля, повышает интерес к нему (как со стороны зрителей, так и со стороны участников). Поэтому влияние музыкального ру­ководителя наиболее значимо.

При подготовке представления хорошо включать в сценарии знакомые песни, которые разучиваются на занятиях, поскольку они способствуют активизации интонационных на­выков и ритма, легки для усвоения.

Музыка к должна быть готова до начала репетиций. Под нее можно слушать само произведение (чтение отрывков), на занятиях по музыкальному развитию проводить физминутки, танцевать. Это усиливает эмоциональную основу речи.

Воспитатели и зачастую родители является основным оформителем спектакля. Они выполняет эскизы костюмов и декораций На занятиях по изодеятельности можно, проводя параллель с постановкой, предложить детям нарисовать персонажей, отдельные сцены спектакля.

Однако основной объем работы ложится на плечи воспитате­лей, которые помогают детям учить текст, по заданию режиссера отрабатывают с ними сцены, реплики, жесты. Кроме того, воспита­тели — незаменимые помощники в изготовлении декораций, кос­тюмов и т. д.

Желательно, чтобы все дети пробовали исполнять разные роли, благодаря этому представление может быть поставлено в нескольких ва­риантах, а ребята получат максимум возможностей для самовыраже­ния (самостоятельность и творчество в ходе воплощения проекта).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-05-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: