Принципы построения делового имиджа




Принципы построения делового имиджа.

3.Виды и функции имиджа.

1.Имидж в современном обществе

Понятие «имидж» известно давно. В прагматическом аспекте первыми начали работать зарубежные экономисты, занимающиеся предпринимательством. Так, американский экономист Болдуинг в 60-х годах XX в. ввел в оборот понятие «имидж» и обосновал его необходимость в деловом преуспевании.

Затем понятие имиджа стало активно использоваться в политологии, специалисты которой увидели в имиджироваиии важное направление своей работы. Кроме того, им хорошо были известны работы Н. Макиавелли «Государь» и Г. Лебоиа «Психология социализма», в которых было дано научно-прикладное обоснование прак­тической полезности этого феномена. Первый автор подробно гово­рил о необходимости для государственного лица обладать соответству­ющей «личиной» (маской), второй — весьма удачно раскрыл смысл имиджироваиия как средства достижения политического успеха благо­даря созданию эффекта личного обаяния.

Феномен имиджа (а точнее, психологическое обоснование имиджироваиия) в последующем стал объектом и предметом исследования социальных и прежде всего политологических психологов. Владея знаниями законов процесса социального восприятия и осозна­ния внешнего образа, они сумели придать данной проблеме необходи­мое теоретико-прикладное обоснование.

Визуальный эффект личности является предметом многих исследований. К этой проблеме обращался Гиппократ, он предлагал использовать мимику для определения темперамента. Аристотель в своих работах «О возникновении животных» и «Риторика» раз­мышлял о психологии выразительности человеческих движений. Древнеримский врач Гален создал учение, которому дал название «физиогномика». Врач Парацельс при диагностике больных использовал многие физиогномические данные. Из более поздних исследо­ваний внешнего вида людей следует назвать работы А. Шопенгауэра «О физиогномике» и Ч. Дарвина «О выражении эмоций у человека и животных».

В наше время одной из развитых сервисных индустрий стала политическая и торговая реклама. В связи с возрастающим спросом на имиджирование появилась новая профессия — имиджмейкер. Тако­вым является специалист по конструированию имиджа личности и различных деловых и политических структур, например, политической партии или общественной организации.

 

Принципы построения делового имиджа

Имидж (от аигл. image — образ, изображение) — это непосред­ственно или преднамеренно создаваемое визуальное впечатление о личности или социальной структуре. Необходимо подчеркнуть, что речь идет именно о впечатлении, а не об оценке как рациональном факте деятельности сознания. Имидж чаще всего заканчивается на такой первоначальной познавательной операции, как представле­ние. Таким образом, как правило, имидж располагается в низших эта­жах нашей психики — в подсознании или в обыденном сознании. Этим и объясняется его необычайная доступность для восприятия людьми и наличие в их сознании. Если об имидже говорить как о конкретной психологической продукции, то он выступает как социальная установ­ка, ценностный стереотип, зовущая мечта.

В политической рекламе имидж часто выступает как образ, наделенный характеристиками, лежащими за пределами реальной сущности личности. Не случайно есть понимание его как легенды или идола времени, или представителя какой-либо социальной страты (например, плейбой, супермен, «звезда»). Все это неприемлемо для управленческой практики. Данный вид профессиональной деятельности — не театральные подмостки и не политическая арена. В ней дру­гие правила общения с людьми и оказания на них целевого воздействия. Однако это не освобождает менеджера, особенно высших администра­тивных уровней (командоров), от недооценки роли личного имиджа в деловой практике и необходимости кропотливой работы над ним.

Управление — это власть. Обладающие ею стремятся привлекать к себе внимание людей. Так возникает извечная актуальная проблема для руководителя — создание личного ореола, этакого свечения вокруг себя, проявления флюидного воздействия на людей, чтобы завоевать общественное признание. Сегодня трудно найти крупного политического деятеля, который специально не привлекал бы имиджмейкеров. Имидж таких личностей буквально отшлифован. Вплоть до мелочей. Например, на старых лицах мимика больше фиксирует возрастные изменения, а потому в телепередачах подобные лица подают­ся на определенном расстоянии от съемочной камеры или через спе­циальные фильтры. Очень важен фон, на котором показывают личность. Маргарет Тетчер было трудно получить политическое признание в стране с консервативными порядками. И ее имиджмейкеры большое внимание уделяли выбору интерьеров: большинство ее телевыступлений были отсняты в домашней обстановке на фоне зажжен­ного камина, что отвечало английскому классическому духу.

Своему достойному имиджу придавали и придают важное значение многие деловые люди и профессиональные руководители. Вспомним русского предпринимателя С. Морозова, маршала И.С. Коне­ва, американского менеджера Ли Якокку — все это энциклопедически образованные люди, талантливые организаторы и обладатели эффек­та личного обаяния. Их личностное дарование, имея «товарный вид», пользовалось огромным признанием и помогало им решать многие деловые проблемы.

В своей книге «Лицегадание» Лассаль пишет: «Каждая профессия налагает на физиономию особый отпечаток, который обыкновен­но настолько характеричен, что по наружному виду почти безошибоч­но можно определить, с кем мы имеем дело: адвокатом ли, художником, врачом, торговцем». Управленческая деятельность буквально вытачивает облик руководителя. Объясняется это особым профессиональным видом деятельности и постоянным контактом с людьми, которым нельзя не отдать должное в активном социализирующем воздействии, вольно или невольно оказываемым ими на своего руководителя. А поскольку все люди разные, то и последствия подобного взаимодействия для руководителя оказываются неодинаковыми.

Каждая управленческая должность — административный, штабной, полевой руководитель — формирует определенный стиль поведения. Конкретно это проявляется в манере общения, в лексике и тональности речи, характере одежды. Таким образом, с одной сторо­ны, руководитель должен выдерживать определенный управленческий стиль поведения, а с другой — его корректировать и оптимизировать в процессе общения с людьми. Другими словами, речь идет о необходимости конструирования личностно-делового имиджа руководителя как о важной составляющей его профессиональной деятельности.

Мода в деловом мире не есть что-то обязательное для всех. Однако если подавляющее большинство людей начинает носить одежду нового стиля, ваш консерватизм рискует оказаться смешным. В то же время слепое следование моде также нежелательно, поскольку в сверхмодно одетом человеке прослеживается желание казаться значимым, когда его истинное положение таковым не является. Мода должна соответствовать вашей индивидуальности.
Красиво и изящно одеться человеку поможет его вкус, выражающийся в умении подобрать фасон, покрой и цвет одежды, которые соответствовали бы особенностям его фигуры, лица, цвету волос, возрасту, времени года и назначению одежды.
Если вы спросите, что такое «деловой мужчина», вам вряд ли скажут что-то конкретное. Но если вы попросите описать, как он должен выглядеть, то подавляющее число ответов будет примерно начинаться так: «Это человек в костюме». Конечно, будут упомянуты и вежливость, и опрятность, подтянутый вид, и многие другие факторы. Но главным, неотъемлемым атрибутом его внешности практически единодушно и без запинки будет назван костюм. И это действительно так. Самая распространённая и наиболее признанная на сегодня одежда настоящих мужчин – это, несомненно, костюм. Можно с уверенностью сказать, что он стал «рабочей одеждой» современного делового человека во всех странах мира

 

3.Виды и функции имиджа.

Имидж может быть как индивидуальным, так и групповым, например, имидж фирмы или государственного учреждения. Как правило, имидж имеет позитивный характер. Однако некоторые люди используют эпатажные модели поведения, привлекая к себе внимание, получая доступ к средствам массовой информации, у которых «жареные факты» и одиозные личности пользуются устойчивым спросом.

Важным разделом имиджелогии является концепция о функциях имиджа. Их четкое понимание помогает менеджеру правильно определить свое отношение к имиджелогии, серьезно заниматься работой над своим обликом как самостоятельно, так и с помощью привлекаемых для этой цели имиджмейкеров.

Различают две группы функций имиджа:

1) ценностные;

2) технологические.

Ценностные функции имиджа:

личностно- возвышающая. Благодаря положительному имиджу создается облик личности, выразительно подчеркивающий ее духов­ное достоинство, визуально опредмечивающий ее лучшие душевные характеристики, а в целом демонстрирующий ее индивидуальную незаурядность;

психотерапевтическая. Личность, обладающая обаянием, обречена на людское внимание и признание, что пополняет, а в ряде случаев восстанавливает ее биоэнергетику, о чем свидетельствуют ее устойчивое мажорное настроение, оптимизм в достижении своих целей, уверенность в себе.

Реализация ценностных функций имиджа ориентирована прежде всего на активизацию своеобразной подъемной силы, которая дает возможность с меньшими психофизическими затратами общать­ся с людьми и добиваться жизненного успеха. Это субъективное предназначение ценностных функций имиджа. Создание выразительного личного облика, располагающего к себе людей, а потому облегчающе­го им общение с таким человеком, стимулирует их выражать ему симпатии, доверять свои взгляды и желания, рассчитывать на понимание своих душевных состояний.

В наши дни профессиональный и политический навык сам по себе ещё не обеспечивает успешное осуществление коммерческих и политических проектов и не создаёт достойную репутацию в деловых кругах. Для этого необходимо уметь расположить к себе аудиторию, заказчиков и клиентов, то есть создать свой неповторимый деловой имидж.
Деловой имидж – это то представление, которое вы создаёте сами о себе как внешнее отражение вашей личности и как показатель ваших деловых и чисто человеческих качеств. Чем оно удачнее, тем выше ваш профессиональный и политический авторитет, тем легче находить общий язык с окружающими и завоёвывать у них признание и должное уважение.
Об имидже и его роли в бизнесе и политике в последнее время говорят у нас всё чаще и серьёзнее. Опыт мирового цивилизованного сообщества убедительно доказал, что без создания положительного делового имиджа наивно рассчитывать на успешное осуществление как коммерческих, так и политических проектов и пользоваться достойной репутацией в деловых кругах.
Таково объективное предназначение ценностных функций имиджа.

Технологические функции имиджа:

социальная адаптация. Правильно выбранный имидж позволяет быстро войти в конкретную социальную среду, расположить к себе людей, установить с ними доброжелательные отношения;

высвечивание лучших личностно- деловых характеристик. Имидж помогает проявить свои наиболее привлекательные качества, вызывая у людей симпатию, обращая их внимание на свои профессиональные достоинства;

затенение негативных личностных данных.Посредством макияжа, прически (парика), одежды, манер можно отвлечь внимание людей от своих недостатков;

концентрация внимания людей. Умение «светить» людям невольно способствует проявлению интереса к такой личности;

расширение возрастного диапазона общения. Незамыкание личности в своем возрастном имидже, визуальное свидетельство современных манер общения и соблюдения моды — все это позволяет рас­ширить контакты с людьми, успешно заниматься трудовой и общественной деятельностью в разновозрастных социумах.

Ценностные и технологические функции имиджа — приоритетные составляющие самопрезентации. Знание этих функций и соответствующий тренинг (самостоятельный или с помощью имиджмейкера) позволяют руководителю выстраивать свой индивидуально личностный и профессиональный имидж. Чем заметнее проявляются в «типовом имидже» руководителя его самобытные характеристики, способствующие достижению устойчивого общительного и делового успеха, тем в более ярком свете он предстает перед людьми как персо­на, достойная особого внимания.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: