К юбилею бывшего директора департамента культуры Сарова Т.И. Лёвкиной




МИНИСТР КУЛЬТУРЫЗАТО

Когда она закончила школу, то собиралась поступать на физфак. Но жизнь сложилась так, что поступила на дирижерско-хоровое отделение института культуры, потом был ГИТИС, потом – аспирантура… Возможно, позже она задавала себе вопрос: а на что потрачены годы, ведь мечталось же заниматься физикой? В стране всегда существовала иерархия: наука, производство, армия и только потом культура. Остаточный принцип она, образно говоря, прочувствовала на собственной шкуре. Но она сделала многое. Даже те, кто недолюбливал её за жёсткость позиции и излишнюю самостоятельность, признают это. Она – целая эпоха в культуре Сарова.

В преддверии юбилея мы встретились с человеком, отдавшим развитию культуры города десятки лет, – с Татьяной Ивановной ЛЁВКИНОЙ.

- Татьяна Ивановна, вам пришлось поработать – и вполне плодотворно - в двух культурах - советской и постсоветской. Сегодня некоторые современные деятели культуры утверждают, что ничего страшного не произошло, просто она – культура – приняла человеческий вид, когда ее никто не погоняет, никто ее не зажимает в тиски, она такая, какая есть. Другие считают, что культура явно и катастрофически падает... Вы какого мнения придерживаетесь?

- Вообще культура – это не только учреждения культуры и искусства - театры, библиотеки, площадные представления и так далее…. Культура – это синтез, это концентрация всех тех достижений, которыми тот или иной народ владеет на данном этапе времени. Культура – это вообще лакмус того, что происходит не только в обществе, но и в мире. Поэтому о культуре нужно говорить как о неотъемлемой характеристике вообще мирового движения. Сегодня мировое движение страдает глобализмом. Я – антиглобалистка. На мой взгляд, глобализм нивелирует такие потрясающие общечеловеческие ценности как этнос, нация, традиция, национальные признаки, особенности образовательно-воспитательной системы и, естественно, все это имеет прямое отношение к понятию культуры. И сегодня мы можем сделать вывод, что культура, к сожалению, находится в кризисе.

- Получается, что от одного диктата - коммунистической идеологии мы пришли к диктату другому - глобализма… А как вам кажется, что опасней для культуры?

- Во-первых, я не соглашусь о диктате партии в сфере культуры в таком вот грубом понимании. Культура – это вещь, которая зависит от диктата цензуры, но она – цензура – все равно не может поглотить свободу рождения самой культуры, поскольку не существует методов, которые могли бы затормозить сам процесс развития…

- Вы говорите о том, что тогда можно было не печатать писателя, но нельзя было не дать ему писать, творить. Но не кажется ли вам, что сегодняшняя цензура, может, кстати, менее видимая, чем та, советская, быстрее и вернее убивает культуру?

- Я бы повернула тему немножко в другой ракурс, говоря не о цензуре, а об общей сегодня направленности идеологии, политики и, естественно, культуры.

- Вообще всё это связано.

- Совершенно верно. Дело в следующем: все, что сегодня происходит в культуре (я говорю о негативном), связано с идеологией, политикой, социальными моментами, крайне острым разделением социального общества, с огромным полем информационной деятельности, потоком информации, которую сегодня можно получить через сети Интернет-СМИ и другие носители… И сегодня человек становится более одиноким, он становится менее социальным, если не сказать асоциальным. И все перечисленное оказывает огромное влияние на снижение культуры в целом, а самое главное, на проникновение массовой культуры. Низкопотребной массовой культуры. И если мы сегодня не будем говорить о самых высоких ценностях культуры, ценностях общечеловеческого плана, если мы сегодня душу человечью не сохраним, а она будет подвержена влиянию низкопробных образцов культуры не только западной, но уже зародившейся и у нас тоже, то, я думаю, что ничего хорошего не увидим.

- А кто должен сделать и что, чтобы кардинально изменить ситуацию? И реально ли сегодня это сделать?

- Здесь выступает, в первую очередь, такое понятие, как человеческое самосознание и готовность воспринимать наследие культуры. И если человек сегодня готов к восприятию лучших образцов культуры, то ему ничего не страшно, чтобы ни происходило. Но мы должны сейчас говорить о массах, особенно детях и подростках, у которых еще не сформировано мировоззрение, у которых еще нет высокого самосознания… А здесь есть прямая зависимость от социального статуса подростка, семьи, в которой взращен этот отрок.

- Я полностью согласен с тем, что вы сказали, но все равно здесь не может быть самотёка; та же самая государственная идеология - она либо есть, либо ее нет. А ведь ее диктуют определенные люди… Есть же министерство культуры, которое за это отвечает. Вопрос в другом. У меня такое ощущение, что современной власти в России и не только в России, в общем-то, выгодно падение культуры, а для меня это очевидно. Так вот, почему происходит это падение? Да потому что, если человек вне культуры, он превращается, если грубо, в быдло, болото, да как угодно назовите… И тогда этим народом легче управлять. Если с этим согласиться, то возникает неутешительный вывод: ждать улучшений не стоит.

- Судя по тому, что сегодня происходит в сфере образования, назрел уже гнойник, и его необходимо вскрывать – то же самое и с культурой. Сегодня в культуре на первый план выходит образовательная функция. Если раньше мы говорили о функциях наслаждения, коммуникативной и аксиологической функциях, то сегодня мы говорим о том, что культура выдвигает на первый план образовательно-воспитательную функцию. Я бы сказала, что сегодня тормозит аксиологическая функция – функция ценностей - и особенно функция оценки, которая выражается в том, что представляющие ее люди пытаются ответить на вопрос, поставленный еще Сократом: «Что есть благо?».

Человек сегодня не всегда готов оценить то, что происходит в сфере культуры.

И ещё: я уже говорила, что социальная функция культуры - одна из самых важных, а в настоящее время люди разобщены. Сейчас мы часто сталкиваемся с проблемой одиночества, в том числе и среди подростков; сегодня мы имеем огромные цифры суицида. Почему? Потому что нет выплеска, катарсиса - не в сфере культуры и искусства, а катарсиса в смысле наслаждения жизнью, удовлетворения жизнью, её качеством - и не финансовым, а качеством духовно-философским, качеством наполненности этой жизни. Чувство разобщенности общества, чувство одиночества сегодня присуще очень многим людям. И это происходит «благодаря», в том числе, средствам электронной информации, когда человеку нет необходимости встречаться, общаться, он уходит в виртуальную реальность; она затуманивает ему истинные перспективы, нивелирует истину. Поэтому говорить о сохранении общечеловеческих ценностей, о развитии творчества души человека н а м не приходится. Потому что за него это все уже сделали. Вот вы говорите о диктате. Так вот это и есть диктат. Ты ищешь решения, и вместо того, чтобы творчески поискать его в себе, ты его уже находишь там… Кто-то за тебя уже все решил, тебе остается только открыть компьютер и все!

- Человека отучают думать.

- Совершенно верно! Кто-то из мудрых сказал: «В жизни, как и в шахматах - побеждает тот, кто верно думает на несколько ходов вперед». А если «думу» отняли?…

- Татьяна Ивановна, задача воспитательно-образовательной функции культуры, о которой вы говорите, стоять-то стоит, а дальше что? Выполняется она? Нет. Вопрос: это происходит по недомыслию или намеренно? У меня сложилось четкое ощущение, что все это делается намеренно. Потому что думающие люди в широком смысле слова сегодня не нужны. Кстати, они не нужны и системе глобализации.

- Вы знаете, я могу с вами согласиться. Скорее всего, это так. Но у меня сразу возникает желание найти пути выхода из сложившейся ситуации. Еще раз подчеркну: выход заключается в самом индивидууме, в личности, в окружении, в социуме. Для того чтобы отделить зерна от плевел, человек должен быть научен историей, ценностями этой истории, семьей, обществом, кругом друзей. Отделить, вычленить главное и самому выбрать свой путь, самому создать тот ларец, в который он будет складывать то, с чем дальше пойдет по жизни.

- Но, Татьяна Ивановна, получается замкнутый круг. Возьмем для примера наш город. Я прекрасно помню с детства, как проходил рост культуры в Сарове. А это, если кто забыл, был высококультурный город, сюда приезжали ученые, инженеры, люди с хорошим образованием, с богатым, как правило, кругозором, очень деятельные, активные. И приезжали люди из окрестности. Мои родители, вся моя родня были из села. И что происходило. Если бы наш социальный слой развивался сам по себе, то у нас во дворе стоял бы, как это бывает в деревнях, столик, за которым вечерами резались в картишки. И все. А что происходило на самом деле? А происходило следующее: рядом жили люди разного культурного уровня - и народ попроще «подтягивался», «окультуривался». В итоге были шахматы, волейбольная сетка, городки, старались не материться… И я хорошо помню, как мне, мальчишке неудобно было взять и бросить фантик на тротуар. Думаю, что влияние двух слоев было обоюдным. То есть происходило взаимопроникновение двух культур, и культура более сильная, более высокая невольно подтягивала другую.

- Совершенно верно…

- А почему? Это была такая политика, идеология в целом в стране и в городе, в частности. Причем в городе, я считаю, она была более сильная. Вопрос: так кто же сейчас этим должен заниматься? И есть ли сейчас такая сила, которая этим может заниматься? Сейчас на детской площадке от десятилетних пацанов можно услышать мат-перемат, что было немыслимо в наше время в Сарове. И ведь это тот же Саров.

- Мы не можем построить идеальное общество в отдельно взятом городе, и то, что вы сейчас говорите, это отражение того, что происходит в целом в стране. Социальное расслоение общества настолько велико, что сегодня говорить о какой-то социальной общности мы не можем. Вспомните, когда мы говорили о максимальной точке развития СССР, мы говорили о создании единой социальной общности. И мы не только учили это по учебникам, мы были свидетелями этого процесса, мы приближались к этой цели. Сегодня же при таком катастрофическом расслоении общества мы потеряли все, что наработали в советское время. Я – приверженец социализма и не стесняюсь об этом говорить, потому что сегодня мы стоим на этапе недоразвитого капитализма с нечеловеческим лицом. И мне очень больно об этом говорить…

- Татьяна Ивановна, сменим несколько тему разговора. Вы знаете, что многие в городе вас называют саровской Фурцевой?

- Как?!

- Министром культуры Фурцевой.

- Чтобы с фамилией… не слышала… Но министром культуры – было. Тогдашний министр культуры иногда так меня и представлял, и Почетный гражданин нашего города Юрий Кузьмич Завалишин обращался ко мне: «А-а… наш министр культуры». Признаюсь, у меня слезы на глаза наворачивались…

Я хочу поговорить о другом. В нашей сегодняшней массовой культуре много негативного, черноты. Но я всегда говорю так: искусство – это отражение жизни. И если с экрана капает кровь…

- Прошу прощения, тогда у меня вопрос: почему люди, которые отвечают за идеологию, за духовное состояние народа, терпят «кровь с экрана»? Мне говорят: ну как же, у нас сегодня нет цензуры. Я против нее, но, например, в тех же Штатах некоторые фильмы категорически нельзя показывает на определенных каналах или в определенное время. Это же цензура! Почему против нее никто не восстает? Почему запрещенные у них там фильмы у нас показывают?

- Я за «умную» цензуру. Потому что сегодня существует множество слоев населения, для которых нет опасения в том, что вот этот, о котором вы говорите, негатив, может воздействовать на их сознание. Они воспринимают его как одно из составных частей жизни в целом. Да, в жизни не все так светло, да, есть негатив и любопытно увидеть, как он выглядит в художественной оболочке. Но на другого человека со слабой психикой и низкой культурой этот негатив может отрицательно воздействовать… И сегодня, когда с экранов течет кровь, пропагандируется безудержный секс, не вводить цензуру – это преступление. К сожалению, сегодня у нас молодежь не та, которая видела бы смысл жизни в общении, в обсуждении книг, в посещении театров, обсуждении фильмов, спорте… в стоянии в очереди за каким-нибудь толстым журналом. Помню: я была уже на девятом месяце и стояла целую ночь у книжного магазина, чтобы записаться на подписные издания. Не знаю, вряд ли сегодня кому-то придет в голову отстоять ночь за книгами…

Я всегда говорила своим директорам: независимо от политической, экономической ситуации, наш долг – продолжать делать свое позитивно направленное дело качественно, профессионально, совестливо. Культура - это сегодня самое ценное, что есть у общества.

- Да: делай, что должно, и пусть будет что будет.

- Недавно в Москве экспонировали картину народного художника Узбекистана Лекима Ибрагимова. Называется она «Тысяча ангелов». Художник через призму современности рассматривает и, что важно, сохраняет народный эпос. Эта картина хороша уже тем, что несет только позитивный заряд. Она весит двадцать две тонны, размер ее - пятьсот восемьдесят два квадратных метра. И когда у художника спросили, а зачем такое полотно, он ответил, что целью этой работы является создание ауры Добра и Света. У него спросили, почему его ангелы с закрытыми глазами? «Потому, что каждый ангел озабочен тем, как спасти душу человечью. И смотреть на нас в этом случае им не нужно»... Так вот, я хочу сказать: независимо от диктата пошлости, который ныне существует, независимо от расслоения общества, целей уничтожения или уменьшения значимости культуры, каждый художник (речь идет не только о человеке с кистью) на своем конкретном месте может и должен творить эту ауру добра и света. И пусть их сегодня меньше…

- … их все равно больше.

- Совершенно верно. Баланс темного и светлого должен быть соблюден. «За прекрасным всегда скрыта какая-нибудь трагедия, - сказал Оскар Уайльд. - Чтобы зацвел самый скромный цветочек, миры должны претерпеть родовые муки».

- Татьяна Ивановна, в своё время вы продвигали шикарнейшую идею программы «Три моста»: маслихинский, за красным домом и «висячий»…

- Это была программа «Культура XXI века», одобренная коллегией Министерства культуры Российской Федерации.

- И смысл ее был в том, что необходимо создать культурно-заповедную территорию, символизирующую единство истории, религии и ядерного потенциала Сарова, чтобы сама обстановка влияла на культуру и патриотизм людей. Что получилось? Идею извратили, вывернув наизнанку - пойму реки хотят застроить… Вообще, наши власти обуяла мания - заповедные места закатывать в бетон… Впрочем, мой следующий вопрос о другом: вы работали с массой интересных людей, на которых держалась культура Сарова; кого бы сегодня вспомнили и, уверен, вспоминаете добрым словом?

- Я всегда ставила цель поддерживать людей культуры - художников, творцов, музыкантов нашего города, благодарить их за талант, самоотдачу. Я преклоняюсь перед нашими литераторами - Гелием Витальевичем Александровичем, Галиной Наполеоновной Бедновой, я благодарна Любови Ковшовой за её талант и за патронаж над этими талантливыми людьми, когда они были уже в преклонном возрасте… Вообще, я ни об дном радужанине не могу сказать что он был бесталанным - и Гена Ёмкин, и Будимир Припоров, Павел Тужилкин и Анна Суслова… А художники – целая плеяда! Когда мы выпускали буклет к одной из выставок художников нашего города, я там писала о том, что в нашем небольшом городе существуют объединения, которые насчитывают более шестидесяти художников. Среди них и Евгений Васильевич Воронков – художник от Бога, и Исмаил Ишмаков, и Геннадий Ястребов, и Николай Строганцев, и Николай Зюзин. Я преклоняюсь перед этой троицей… Алевтина Павловна Кочергина, Галина Васильевна Иванова, Владимир Ильич Чередниченко и Татьяна Есенникова, и Евгения Урм, и Татьяна Рачкова. В последн е е время просто поража е т своим мастерством Игорь Савков. И этот список можно продолжать и продолжать. Саровская земля очень богата художниками. Театр. Конечно, нельзя не сказать о наших гениальных «стариках»: это и народный артист России Борис Щербаков, это и Николай Кочергин – единственный человек, который в нашем городе играл Ленина, это и наш дирижер Сергей Александрович Гусев – создатель академического хора (который сегодня возглавляет заслуженный работник культуры России Вера Юрьевна Богоявленская), Юрий Федорович Мишустин, которого с нами уже нет… Только что ушли из жизни (Царствие им Небесное!) Борис Смбатович Меликджанов - человек, который умел сочетать в себе талант педагога, воспитателя, директора и актера; заслуженный артист России талантливый режиссер Виктор Тимофеевич Арсеньев, одна из самых красивых актрис театра Тамара Федоровна Шумская. Это ныне здравствующие (дай Бог им долгих лет!) Заслуженные артисты России Эмма Ивановна Арсеньева, Владимир Борисович Соколов-Беллонин, Людмила Афанасьевна Романова, Анатолий Викторович Наумов, режиссер и актер, Константин Сергеевич Алексеев, актер, и тончайший творец – Наталья Алексеевна Алексеева (так чувствовать куклу!)… Звездой театральной сцены является поцелованный Богом Андрей Рудченко… Я всегда молилась, чтобы он не уехал из нашего города… Не могу не сказать о Владимировиче Ионовиче Савинкине, который возглавлял местное телевидение, парк, Дворец молодежи, Борисе Григорьевиче Дрозденко – великом для нашего города пианисте и директоре, Галине Александровне Горячевой, директоре ДШИ, Зинаиде Семеновне Лебедевой – целой эпохе саровского кино, Розе Ивановне Назарьян – директоре библиотеки им.Маяковского, Тамаре Андреевне Бобровниковой, директоре Детской библиотеки, Нелли Романовне Осадзе, воспитавшей целую плеяду выдающихся музыкантов, Людмиле Дмитриевне Авдеевой, Ольге Ивановне Воиновой, Наталье Владимировне Захаровой, Елене Алексеевне Лашковой, Наталье Михайловне Титовой, Нине Алексеевне Фасоновой, которые тоже являют миру чудеса педагогического мастерства…И многих, многих других... Не хочу никого не обидеть…

- Детская школа искусств – это же ваша идея была?

- Прежде хочу сказать добрые слова о директоре училища искусств Елене Викторовне Лебедевой. Она поверила в нашу идею, вдохнула в нее жизнь и двадцать лет руководит школой, несмотря на все перипетии. Город может гордиться Еленой Ивановной Ляминой, Ириной Зиядулаевной Оськиной, Николаем Владимировичем Строганцевым, Сергеем Самойловым, Анной Дмитриевной Яковлевой. Этот перечень можно продолжать и продолжать. И эти люди не просто прошли по жизни рядом, они были неотъемлемой, составной частью этой жизни. Это всё наши саровские бриллианты.

- Понятно, что нужно беречь эти бриллианты. А новые выращиваются?

- Конечно. Они есть в каждом учреждении. Сегодня ежегодно более шестидесяти учащихся школ искусств становятся лауреатами конкурсов различных степеней, в том числе и международных. Но хочу сказать, что сегодня они выращиваются не благодаря, а вопреки. Почему? Потому что очень долгие годы внимание к работникам культуры было вообще никаким – остаточный принцип всегда чувствовался не только в финансировании, но и в непонимании роли культуры. Хочу исключить из этого негативного правила «золотой» период Г.З.Каратаева - А.В.Волкова - В.П. Юнакова - В.Ф.Матюшкина – В.Г.Угроватова.

- Вернемся к школе искусств. Как это было?

- В нашем городе исторически сложилось так, что с приездом выдающихся ученых в городе создалась целая плеяда культурной интеллигенции, в том числе профессиональной. Ей требовался выход, с одной стороны, с другой – создавая такой важный объект, как наш город, необходимо было создать соответствующую культурную среду. Мы знаем, что уже в сорок девятом году открылся театр и музыкальные кружки, которые располагались в коттеджах. Музыкальное образование для детей вводилось с первых лет рождения объекта, бурно и успешно развивалось и сегодня находится на высоком уровне. Кроме того, в городе появилась вечерняя музыкальная школа, которая с трудом выживала и за которую нам всем пришлось побороться… Но мы все, и прежде всего сам коллектив школы, были убеждены в том, что городу это учреждение необходимо, поскольку поток желающих не иссякал. В итоге мы отстояли школу, и она была переведена из самоокупаемой в бюджетную, за что я кланяюсь нашим бывшим властям. Школа всегда была востребована, более того, она сейчас работает в новом здании. Так вот, на этом фоне у нас оставались без внимания подростки, и родилась идея создать учреждение дополнительного образования именно для подростков. На тот момент к нашему счастью в недрах министерства культуры сохранились программы трехлетнего обучения в школах искусств. Когда шло многострадальное строительство здания ОБЦ, выяснилось что там оставались незанятые помещения. Руководство города - Геннадий Закирович Каратаев и Анатолий Васильевич Волков, помню в пятницу, пригласили меня и сказали, что в понедельник я должна прийти к ним и рассказать, что там может быть. То есть эти помещения отдали отделу культуры. Я задалась вопросом: что нужно городу? Не руководству, не избранным, а простым жителям. Ответ был однозначным: нужно что-то, что могло бы занять подростков, причем это что-то должно охватывать детей всесторонне. Так родилась идея создания в городе школы искусств для подростков, которая со временем успешно развилась в различных направлениях… Знаете, я до сих пор когда оказываюсь на кладбище, кланяюсь могиле Геннадия Закировича за понимание, доверие, поддержку и воплощение.

- Это была гениальная идея, воплощенная в жизнь… У подростков поднять самооценку…

- Знаете, вспоминая свою работу, могу сказать, что сколько бы идей у меня ни рождалось, ни разу руководство не отказало в поддержке. Как бы финансово трудно ни было, они понимали: культура не может выживать и развиваться по остаточному принципу…



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: