ПОДГОТОВКА СООБЩЕНИЙ (ДОКЛАДОВ)




Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ»

Приволжский филиал

Кафедра государственно-правовых дисциплин

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО РОССИИ:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для студентов, обучающихся

по специальности 030501.65 Юриспруденция ПО ПОДГОТОВКЕ

СООБЩЕНИЙ (ДОКЛАДОВ)

Нижний Новгород 2008


 

Авторы:

Лаврентьев Александр Рудольфович, кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры государственно-правовых дисциплин Приволжского филиала Российской академии правосудия

 

Рецензенты:

Петров Вячеслав Владимирович – кандидат юридических наук, начальник кафедры юридических дисциплин Института переподготовки и повышения квалификации сотрудников ФСБ России;

Фролов Сергей Владимирович – кандидат юридических наук, начальник кафедры административного права и административно-служебной деятельности ОВД Нижегородской академии МВД России

 

Методические рекомендации одобрены на заседании кафедры государственно-правовых дисциплин Приволжского филиала Российской академии правосудия ___ ______________ 200 __ г. (Протокол № __).

 


ПОДГОТОВКА СООБЩЕНИЙ (ДОКЛАДОВ)

 

Доклад предполагает «публичное сообщение, представляющее собой развернутое изложение на определенную тему»[1]. Поэтому студенту нужно быть готовым к публичному выступлению, которое в высшем учебном заведении накладывает на докладчика дополнительные обязанности и требует, несмотря на кажущуюся простоту задачи, значительных усилий.

Сообщение в отличие от реплики – другой разновидности публичных выступлений, заключается не только в выражении своего мнения по обсуждаемому вопросу, а представляет собой достаточно цельное по содержанию выступление. Оно должно включать: обозначение целей доклада, описание имеющихся в литературе подходов к разрешению вопроса или проблемы, выражение позиции докладчика, озвучивание аргументов в ее пользу, указание перспектив работы над данной темой или постановка новых вопросов, которые автор не смог разрешить или не имел возможности осветить.

Как правило, на одно сообщение выступающему отводится не более 5-7 минут. Жесткие временные рамки на выступление призваны развить способность студентов лаконично излагать мысли, учиться формулировать в коротком публичном выступлении свое отношение к рассматриваемому вопросу.

Аудиторные занятия имеют точно регламентированную структуру, которая определяется в соответствии с планом семинаров и практических занятий, поэтому немаловажное значение имеет место доклада в ходе их проведения. Доклад по наиболее общим, основополагающим вопросам предпочтительно осветить в начале занятия, сразу после завершения вступительной речи преподавателя. Доклад по вопросам, посвященным описанию отдельных сторон осуществления местного самоуправления, акцентирующим внимание на актуальные проблемы муниципального права целесообразно озвучивать непосредственно после дискуссии по вопросу для обсуждения, указанному в плане семинаров и практических занятий. Однако непреложным правилом для студентов является предварительное согласование с преподавателем момента выступления и намечаемого расхода учебного времени на него.

Обязательные темы докладов указаны в планах семинаров и практических занятий к каждой теме, они также продублированы в прилагаемом перечне. Допускаются факультативные темы сообщений (докладов), которые могут быть предложены по инициативе студентов. Содержание таких докладов следует обсудить с преподавателем заранее.

Подготовка обязательных докладов может служить проявлением самоорганизации учебной группы в том случае, если студенты сами выдвигают докладчиков. Ответственность за их присутствие на занятии, распределение тем выступлений ложится на командира учебной группы. Но не исключается, что определять выступающих будет преподаватель из числа слабоуспевающих или не проявляющих должной активности на занятиях студентов.

Выбор темы сообщения во многом определяет успех выступления. На него влияют как внешние факторы – актуальность, дискуссионность, наличие литературы, так и субъективные – интересы докладчика, его наклонности, возможности. Порой доклад – проявление работы на смежных с муниципальным правом дисциплинах, итог комплексного изучения в ходе учебно-исследовательской работы студента.

Творческий момент работы над докладом заключается также в способности систематизировать и обобщать материал из различных источников, вести поиск нормативных правовых и иных официальных актов, литературы. Литературу и источники рекомендуется изучать в следующей последовательности: вначале – лекция, учебник, нормативные правовые, правоприменительные, интерпретационные и иные официальные акты; затем – рекомендованная либо самостоятельно подобранная литература и в заключении – другие материалы.

Большое внимание следует уделить самостоятельному изучению новейших нормативно-правовых актов, юридической литературы. Обратите внимание на ведущуюся научную дискуссию по теме, на публикации и выступления в средствах массовой информации, посвященные обсуждению нормативных актов, тех или иных вопросов организации власти населения в муниципальных образованиях, деятельности органов местного самоуправления.

Как правило, тема доклада предопределяет поиск источников информации. Один из наиболее значимых путей – исследование научных статей, затрагивающих проблемы, связанные с обсуждением законопроектов, с реализацией того или иного закона. Особое внимание нужно уделить изучению специальной литературы. Заслуживают одобрения в работе над докладом использование материалов периодических изданий, обращение к иным средствам массовой информации, изучение статистических данных, обобщение личных наблюдений и др. Они помогут обогатить его содержание, наполнят выступление актуальными примерами и подчеркнут практическую направленность работы.

Первый этап работы при подготовке сообщения – накопление знаний, т.е. исследование всех найденных и зафиксированных в библиографии источников. Затем, в соответствии с законом диалектики перехода количественных изменений в качественные, накопленный объем знаний может быть трансформирован – прочитанное подвергается критическому переосмыслению, возникают собственные идеи. Поэтому широта и глубина первоначальной работы по формированию библиографии и их тщательному изучению – залог и условие правильного решения поставленной задачи.

Подготовка сообщения после составления библиографии переходит на качественно новый этап – изучение подобранных источников, это уже работа над содержанием доклада. Изучение источников целесообразно поддержать не только механическим переписыванием, а работой с книгой (статьей), что подразумевает под собой конспектирование с пометками на полях или по тексту возникающих вопросов, собственных соображений. В зависимости от личных предпочтений можно использовать одну из нескольких форм конспектов:

– краткий конспект всех изученных источников в отдельной тетради (блокноте);

– конспект отдельных источников на отдельных листах;

– конспект отдельных идей, высказываний на карточках с последующей их расстановкой и использованием согласно построенному плану доклада.

Недостаточно простого конспектирования при изучении источников. Важно критически их переосмыслить. Особо это касается публикаций в средствах массовой информации, отличающихся субъективным подходом к освещению проблем, «заказным» характером некоторых выступлений. Не следует принимать сторону одного из авторов, какой бы привлекательной не казалась его позиция, поскольку догматизм, особенно в учебе, неприемлем. Старайтесь компилировать самое ценное и полезное из различных позиций, возможно, именно ваша точка зрения окажется наиболее рациональной и верной. Не стесняйтесь подвергать критике подходы авторитетных ученых, однако, подкрепляя ее весомыми аргументами.

На базе накопленной информации по тематике доклада у студента добросовестно изучившего несколько различных источников, как правило, появляется сомнение в том, что выводы, сформулированные им, являются достоверными. Поэтому не следует заканчивать работу, а попытаться сформулировать проблемы, нуждающиеся в дополнительном изучении, отметить те вопросы, ответы на которые могут быть восприняты неоднозначно.

Как правило, содержание любого вопроса или проблемы при их описании в учебных целях может быть условно разбито на три основных блока:

– вступление, в котором излагаются цель доклада, формулируются понятия основных терминов, история возникновения вопроса (проблемы), освещаются основные подходы к его (ее) разрешению, дается краткий обзор литературы и иных источников;

– основная часть, в которой излагается позиция автора, характеризуются взаимосвязи темы с другими вопросами (проблемами), повествуется о практике реализации, закономерностях развития и функционирования, путях выхода из сложившейся ситуации;

– заключение, в котором подводятся итоги, делаются общие выводы и намечаются перспективные направления дальнейшей работы над затронутой проблематикой.

Выступление. Уникально, но факт, что страх публичного выступления стоит на втором месте после страха смерти у большинства людей. Поэтому важно стараться преодолеть данный комплекс, чему способствуют выступления с подготовленными сообщениями (докладами) на аудиторных занятиях, заседаниях научного кружка, научных конференциях.

Готовясь к публичному выступлению, следует знать ряд непреложных правил, которые помогут преодолеть неуверенность в себе и донести до аудитории ваши идеи, вовлечь коллег в заинтересовавший вас круг вопросов, проблем.

Доклад рекомендуется заранее «репетировать», чтобы скорректировать его содержание, уложиться в отведенное на выступление время, правильно расставить акценты, распределить эмоциональную нагрузку. Желательно подкрепить устную речь демонстрацией схем, карт, графиков, иных наглядных материалов. При их наличии нужно заранее побеспокоиться и провести подготовительные мероприятия: сделать запись на доске, разложить в соответствующем порядке образцы, закрепить плакат и т.д.

Не теряйте естественность общения – не допускайте равно как монотонность изложения, так и высокомерие или снисходительность. В противном случае вы рискуете создать барьер восприятия речи, который оставит за рамками внимания аудитории тему выступления, его смысл. Недопустимо механическое воспроизведение (зачитывание) доклада – публичным выступлением считается его свободное, «не привязанное» к тексту изложение. Устный пересказ можно сочетать с чтением некоторых, не терпящих произвольного обращения, а также нуждающихся в записи аудиторией фраз, норм права, высказываний, определений терминов.

Важно трансформировать тему сообщения с учетом вопросов обсуждавшихся в аудитории до вашего выступления, попытаться провести аналогии, сослаться на изученные нормативно-правовые акты, научные и учебные источники, сопоставить свою точку зрения с позицией предыдущих ораторов. Названные приемы позволят не допустить монолога, вызовут интерес слушателей, «спровоцируют» дискуссию.

Следует помнить, что основную мысль, выводы по сообщению нужно формулировать либо в самом начале выступления, либо в его конце, поскольку внимание аудитории, как правило, заслуживают именно они. Неумение построить свое выступление может испортить порой даже все его эмоциональное и новаторское содержание.

Целесообразно привлечь, расположить к себе аудиторию точным высказыванием, цитатой, афоризмом, случаем из практики, трудным вопросом, постановкой проблемы. Не исключены и в меру употребленная шутка, умелые паузы. Недопустимы отговорки о недостатке времени при подготовке к докладу, о вашей некомпетентности – это не даст пользы ни вам, ни коллегам – откажитесь от выступления.

Закончить выступление можно кратким подведением итогов сказанного, обозначением проблем, которые надлежит разрешить в данном направлении, указанием перспектив вашей дальнейшей деятельности.

Учитывая специфику аудитории, поставленные учебные задачи, необходимо следить за языком изложения материала. Следует избегать употребления излишнего количества терминов, штампов, жаргонных, иностранных, заимствованных слов. Особое внимание студентов в этом плане должна привлечь «борьба» со словами-паразитами. Богатство русского языка позволяет обойтись без них. Однако помните о точности речи юриста, которая должна исключать двоякое истолкование сказанного и доносить подлинный смысл вашего выступления. Развивайте свой словарный запас.

Не сковывайте себя – жестикуляция, голосовое воздействие, интонация делают выступление более выразительным, интересным для аудитории. Эмоциональность докладчика, его богатая речь свидетельствуют о степени усвоения излагаемого материала, глубине познания затрагиваемой проблематики.

Наиболее удачные, актуальные, грамотные доклады могут быть выдвинуты на конкурс в научных обществах, отмечены на заседании кафедры государственно-правовых дисциплин, рекомендованы к опубликованию, переданы для последующей реализации в органы местного самоуправления. Докладчики, справившиеся со своей задачей на отличные оценки, вправе претендовать по усмотрению преподавателя на дополнительные поощрения при подведении итогов изучения дисциплины «Муниципальное право России».

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: