Денежная система Российской Федерации




Денежная система РФ функционирует в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке

РФ» от 12 апреля 1995 г. Официальной денежной еди­

ницей (валютой) является рубль.

Соотношение между рублем и золотом законом не

установлено. Официальный курс рубля к иностранным

денежным единицам определяется ЦБ РФ и публику­

ется в печати. Фиксированный масштаб цен отсутству­

ет. Видами денег, имеющими законную платежную

силу, являются банкноты и металлические монеты,

которые обеспечиваются всеми активами Банка Рос­

сии. Кроме наличных денег функционируют и безна­

личные деньги (в виде средств на счетах в кредитных

учреждениях). Исключительным правом эмиссии на­

личных денег, организации и их обращения и изъя­

тия обладает ЦБР. На Банк России возложены следу­

ющие обязанности:

• прогнозирование и организация производства, пе­

ревозка и хранение банкнот и монет, а также созда­

ние их резервных фондов;

• установление правил хранения, перевозки и ин­

кассации наличных денег для кредитных организа­

ций;

• определение признаков платежеспособности де­

нежных знаков и порядка замены и уничтожения по­

врежденных;

• разработка порядка ведения кассовых операций

для кредитных организаций;

» определение правил, формы, сроков и стандартов

осуществления безналичных расчетов;

• лицензирование расчетных систем кредитных уч­

реждений.

Законом предусмотрен общий срок прохождения без­

наличных расчетов: не более двух операционных дней

в пределах субъекта РФ и пяти дней в пределах РФ.

С целью регулирования экономики ЦБР привлека­

ет следующие инструменты: ставки учетного процен­

та; нормы обязательных резервов кредитных учреж­

дений; операции на открытом рынке; осуществляет рег­

ламентацию экономических нормативов для кредит­

ных учреждений.

Для осуществления кассового обслуживания кредит­

ных учреждений, а также других юридических лиц на

территории РФ создаются расчетно-кассовые центры

(РКЦ) при территориальных главных управлениях Бан­

ка России. Эти центры формируют оборотную кассу по

приему и выдаче наличных денег, а также резервные

фонды денежных банковских билетов и монет.

Резервные фонды представляют собой запасы не

выпущенных в обращение банкнот и монет в храни­

лищах ЦБР и имеют важное значение для организа­

ции и централизованного регулирования кассовых ре­

сурсов. Остаток наличных денег в оборотной кассе

лимитируется и при превышении лимита излишки

денег передаются из оборотной кассы в резервные

фонды. Объективная потребность в резервных фон­

дах обусловлена необходимостью: удовлетворения

нужд экономики в наличных деньгах; обновления

денежной массы в обращении в связи с приходом в

негодность отдельных банкнот; поддержания обяза-74

тельного покупюрного состава денежной массы в це­

лом по стране и регионам; сокращения расходов на

перевозки и хранение денежных знаков. Наличные

деньги выпускаются в обращение на основе эмисси­

онного разрешения — документа, дающего право ЦБР

подкреплять оборотную кассу за счет резервных фон­

дов денежных банкнот и монет. Этот документ выда­

ется правлением Банка России в пределах эмиссион­

ной директивы, т.е. предельного размера выпуска де­

нег в обращение, установленного правительством РФ.

2. ДЕНЕЖНЫЙ РЫНОК

2.1. Спрос на деньги

Сеть институтов, обеспечивающих взаимодействие

предложения и спроса на деньги, называется рынком

денег (или денежным рынком).

Обратимся к спросу на деньги. Наше предыдущее

обсуждение функций денег предполагало две основ­

ные причины того, что существует спрос на деньги.

Спрос на деньги для сделок. Первая причина, не­

сомненно, состоит в том, что люди нуждаются в день­

гах как в средстве обращения, то есть в удобном спо­

собе заключения сделок на приобретение товаров и

услуг. Необходимые для всех этих целей деньги назы­

вают просто спросом на деньги для сделок. Количе­

ство денег, необходимых для заключения сделок, оп­

ределяется главным образом общим денежным уров­

нем, или номинальным ВНП. Чем больше общая де­

нежная стоимость находящихся в обмене товаров и

услуг, тем больше потребуется денег для заключения

сделок. Спрос на деньги для сделок изменяется обрат­

но пропорционально номинальному ВНП.1

1 Макконелл К.Р., Брю C.JI. Экономикс. 2 т. М: Республика,

1992. С. 254

Поскольку спрос на деньги для сделок зависит от

уровня номинального ВНП и не зависит от процент­

ной ставки, он изображен в виде вертикальной пря­

мой. Для простоты мы предположили, что необходи­

мое для сделок количество денег не связано с измене­

нием ставки процента.

Спрос на деньги со стороны активов. Вторая при­

чина, по которой держат деньги, вытекает из их функ­

ции как средства сбережения. Люди могут держать свои

финансовые активы в различных формах - например,

в виде акций корпораций, частных или государствен­

ных облигаций или же в деньгах Ml. Следовательно,

существует спрос на деньги со стороны активов.

Что определяет спрос на деньги со стороны акти­

вов? Преимуществом владения деньгами является их

ликвидность, то есть деньги можно незамедлительно

использовать для совершения покупок. Как форма вла­

дения активами, деньги особенно привлекательны,

когда ожидается падение цен на товары, услуги, а так­

же на другие финансовые активы.

Недостаток владения деньгами, как активом, по

сравнению с владением облигациями заключается в

том, что они не приносят дохода в виде процента или,

по крайней мере, не дают такого процента, как обли­

гации или бессрочные вклады. Некоторые банки и сбе­

регательные учреждения обусловливают выплату про­

цента вкладчику некоторым минимальным размером

чекового вклада. В том случае, если вклады не дости­

гают минимального размера, они не приносят процен­

та. Процент с чековых вкладов, превышающих уста­

новленный минимум, меньше того, который уплачи­

вается с облигаций или бессрочных вкладов.

В свете этой информации приходится решать, сколь­

ко финансовых активов держать, допустим, в облига­

циях, а сколько в деньгах. Решение в первую очередь

зависит от ставки процента. Когда процентная ставка

или вмененные издержки владения деньгами как ак­

тивом низки, люди предпочитают владеть большим

количеством денег в качестве активов. Наоборот, ког­

да процент высок, обладать значительной ликвиднос­

тью невыгодно, и количество активов в форме денег

будет небольшим. Иначе говоря, когда владеть день­

гами как активом невыгодно, люди держат меньшее

их количество. В том случае, когда владение деньга­

ми выгодно, люди держат их больше.

Общий спрос на деньги. Общий спрос обозначает

общее количество денег, которое люди хотят иметь для

сделок и в качестве активов, при каждой возможной

величине процентной ставки. Нужно обратить внима­

ние на то, что изменение номинального ВНП, рассмат­

риваемое через призму спроса на деньги для сделок,

вызовет смещение общего спроса на деньги.

2.2. Равновесие на рынке денег

Примем упрощающее допущение, считая в дальней­

шем, что денежно-кредитная политика ФРС стремит­

ся удержать совокупные резервы банковской системы

на фиксированном уровне, независимо от изменений

номинальной нормы процента.

Как и на любом ином рынке, равновесие на финан­

совом рынке имеет место в точке пересечения кривых

спроса и предложения. Равновесие на рынке денег оз­

начает равенство количества денег, которое хозяйствен­

ные агенты хотят сохранить в свои портфелях акти­

вов, количеству денег, предлагаемому ФРС при осу­

ществлении текущей денежно-кредитной политики.

Последствия изменений в предложении денег.

Допустим сначала, что предложение денег уменьши­

лось с 200 млрд дол. до 150 млрд дол. Заметим, что

количество требуемых денег превышает количество

предложенных на 50 млрд при прежней равновесной

ставке процента, равной 5. В данном случае люди по­

пытаются приспособиться к нехватке денег путем про­

дажи некоторых из имеющихся у них финансовых ак­

тивов (примем для простоты, что эти активы являются

облигациями). Но приобретение денег посредством про­

дажи облигаций для одних означает потерю денег вслед­

ствие покупки этих облигаций другими. В целом в на­

личии имеются лишь 150 млрд дол. Коллективная по­

пытка получить больше денег, продавая облигации,

увеличит их предложение по отношению к спросу на

рынке облигаций и собьет цену на облигации.

Общее правило: понижение цен на облигации уве­

личивает процентную ставку. Например, облигация,

продаваемая по номинальной стоимости в 1000 дол., и

предложение постоянного процентного платежа в 50

дол. дают ежегодно ставку в размере 5%. Но предпо­

ложим, что цена этой облигации из-за увеличения пред­

ложения облигаций упала до 667 дол. Для того, кто

покупает облигацию, процентная ставка при постоян­

ном платеже 50 дол. в год теперь составит 7,5%.

Поскольку все заемщики должны в конкурентной

борьбе предлагать кредиторам процентную ставку,

близкую к той, что приносят облигации, происходит

рост общей ставки процента.

Эта более высокая процентная ставка увеличивает

вмененные издержки хранения денег и уменьшает ко­

личество денег, которое хотят иметь на руках фирмы

и домохозяйства. Количество требуемых денег падает

с 200 млрд при процентной ставке 5% до 150 млрд

при процентной ставке 7,5%.

И наоборот, увеличение предложения денег с 200

млрд дол. до, например, 250 млрд приведет к избытку

денег в 50 млрд долл. При первоначальной процент­

ной ставке, равной 5, люди попытаются избавиться от

денег, покупая все больше облигаций. Но расход де­

нег одними означает приобретение денег другими.

Поэтому коллективная попытка купить все больше

облигаций увеличивает спрос на них и толкает цены

на облигации вверх.

Следствие: повышение цен на облигации снижает

процентную ставку. Применительно к нашему случаю

50-долларовый процентный платеж по облигации, кото­

рая теперь стоит, например, 2 тыс. дол., дает покупате­

лю облигации процентную ставку всего лишь в 2,5 %.

По мере того как люди безуспеш но пы таю тся

уменьшить количество своих денежных знаков (в на­

шем примере — опустить ниже отметки в 250 млрд

дол.), процентная ставка, как правило, падает. В

данном случае процентная ставка упадет до нового

равновесного уровня в 2,5 %. Поскольку вмененные

издержки содержания денег теперь стали ниже —

ликвидность менее дорога, — потребители и пред­

приятия увеличивают количество наличности и че­

ковых вкладов, которые они готовы держать на ру­

ках, с 200 до 250 млрд дол. И вновь равновесие на

денежном рынке восстановлено: количество как тре­

буемых, так и предлагаемых денег равно 250 млрд

дол. при процентной ставке в 2,5 %.

Последствия изменения в спросе на деньги.

В предыдущем разделе мы предположили, что спрос

на деньги не изменяется совокупно с изменением пред­

ложения денег на рынке. Теперь мы сделаем обратное

предположение и исследуем последствия изменения

спроса на деньги, допуская, что предложение денег

остается на постоянном уровне.

При прочих равных условиях и заданной номиналь­

ной норме процента люди будут хранить больше де­

нег, если их доходы скромнее.

Рассмотрим воздействие увеличения спроса на день­

ги подробнее. Начнем анализ, считая, что рынок де­

нег находится в состоянии равновесия. Федеральная

Резервная Система обеспечивает банки необходимыми

резервами, что дает возможность предоставить эконо­

мической системе 200 миллиардов долларов, а номи­

нальная норма процента составляет 5%.

Далее предположим, что некие оостоятельства — ска­

жем, увеличение номинального национального дохода

(номинального ВНП) - увеличивают величину спроса

на деньги при существующей процентной ставке. Это

приведет к тому, что при исходной номинальной норме

процента, равной 5%, хозяйственные агенты захотят

держать больше денег в своих портфелях активов. Лю­

бая фирма или семейное хозяйство смогут увеличить

количество денег в своих портфелях активов, продавая

иные виды активов - как, например, акции и облига­

ции - за деньги или спрашивая ссуду. Когда в одно и

то же время большое количество хозяйственных аген­

тов проводят аналогичные мероприятия, понижается

рыночная цена ценных бумаг и повышается общий до­

ход от продажи на рынке ценных бумаг. Те, кто пыта­

ются приобрести деньги, испрашивая деньги, способ­

ствуют увеличению нормы ссудного процента.

Но, несмотря на определенные усилия хозяйствен­

ных агентов увеличить количество хранящихся в их

портфелях денег, банковская система не способна пред­

ложить их в ином — большем — количестве. Мы пред­

положили, что резервы банковской системы способны

предложить только 200 миллиардов долларов в форме

денег. Таким образом, рынок денег может вернуться к

состоянию равновесия тогда и только тогда, когда про­

центные ставки повысятся достаточно высоко, приво­

дя в соответствие величину спроса на деньги с величи­

ной их предложения.

Уменьшение спроса на деньги запускает рассмот­

ренные процессы в противоположную сторону. В этом

случае доля денег в портфеле активов хозяйственных

агентов была бы больше, чем это совпадало бы с их

желаниями. Хозяйственные агенты моментально нач­

нут структурные изменения в своих портфелях акти­

вов либо используют деньги для погашения ранее взя-80

тых ссуд. Такие действия, предпринятые одновремен­

но и во множестве, взвинтят цены на ценные бумаги

и понизят норму ссудного процента, однако не см о­

гут изменить количество денег, находящихся в обра­

щении, которое предлагает им банковская система.

Равновесие на рынке денег было бы достигнуто толь­

ко тогда, когда процентные ставки упали бы до уров­

ня, обеспечивающего соответствие количества денег,

находящихся в обращении, количеству денег, разме­

щенных в портфелях активов хозяйственных аген­

тов.

2.3. Стратегии управления денежно-кредитной

политикой

Эта проблема во многом определяется влиянием из­

менений в спросе на деньги на соответствующие изме­

нения количества денег, находящихся в обращении, и

номинальной нормы процента при различных такти­

ческих целях.

Изменения в норме процента имеют существенное

значение, поскольку они влияют на уровень реальной

экономической активности. Повышение номинальных

норм — при прочих равных условиях — не способству­

ет взятию займов. Это приводит к снижению общих

расходов производственного и непроизводственного на­

значения и общего объема производства, особенно в

таких чувствительных к изменению процентных ста­

вок отраслях экономики, как жилищное и граждан­

ское строительство, автомобилестроение, производство

капитального оборудования. С другой стороны, изме­

нения количества денег, находящихся в обращении,

также имеют определенное значение.

Какая денежно-кредитная политика лучше? Ответ

зависит от причин произошедшего сдвига в спросе на

деньги. Рассмотрим три случая.

1. Сдвиг в спросе на деньги происходит из-за изме­

нений в скорости обращения денег. Эти изменения мо­

гут возникнуть вследствие изменений в правилах бан­

ковских операций или в общей стратегии контроля и

регулирования денежного обращения. В этом случае

желательно изолировать реальные экономические сфе­

ры от последствий изменений скорости обращения де­

нег, позволяя количеству денег, находящихся в обра­

щении, изменяться в той же пропорции, что и скорость

обращения денег, лишь поменяв направление этих из­

менений на противоположное. Эта процедура сохранит

номинальную процентную норму процента, реальный

объем производства и абсолютный уровень цен посто­

янными величинами. Таким образом, в этом случае

желательна горизонтальная кривая предложения денег.

2. Сдвиг в спросе на деньги происходит вследствие

изменений в реальном объеме производства в процес­

се делового цикла. Вероятно, в этом случае разумно

дать процентным ставкам подняться, сглаживая цик­

лическое расширение, или опуститься, сглаживая цик­

лическое сжатие. В этом случае желательны наклон­

ная или вертикальная кривые предложения денег.

3. Сдвиг в спросе на деньги происходит вследствие

растущего уровня цен. В этом случае рост количества

денег, находящихся в обращении, в ответ на измене­

ние в спросе на деньги лишь подольет масла в пламя

инфляции. Вероятно, необходимо сопротивляться ин­

фляционным процессам, сохраняя в обращении посто­

янное количество денег и «опустив на свободу» номи­

нальную норму процента. В этом случае наилучшей

окажется вертикальная кривая спроса на деньги.

Основополагающей целью денежно-кредитной поли­

тики является помощь экономике в достижении обще­

го уровня производства, характеризующегося полной

занятостью и стабильностью цен. Денежно-кредитная

политика состоит в изменении денежного предложения

с целью стабилизации совокупного объема производ­

ства (стабильный рост), занятости и уровня цен.

Первоначально основной функцией центральных

банков было осуществление эмиссии наличных денег,

в настоящее время эта функция постепенно ушла на

второй план, однако не следует забывать, что налич­

ные деньги все еще являются тем фундаментом, на

котором зиждется вся оставшаяся денежная масса,

поэтому деятельность центрального банка по эмиссии

наличных денег должна быть не менее взвешенной и

продуманной, чем любая другая.

Осуществляя денежно-кредитную политику, цент­

ральный банк, воздействуя на кредитную деятельность

коммерческих банков и направляя регулирование на

расширение или сокращение кредитования экономи­

ки, достигает стабильного развития внутренней эко­

номики, укрепления денежного обращения, сбаланси­

рованности внутренних экономических процессов. Та­

ким образом, воздействие на кредит позволяет достичь

более глубоких стратегических задач развития всего

хозяйства в целом. Например, недостаток у предприя­

тий свободных денежных средств затрудняет осуще­

ствление коммерческих сделок, внутренних инвести­

ций и т.д. С другой стороны, избыточная денежная

масса имеет свои недостатки: обесценение денег, и, как

следствие, снижение жизненного уровня населения,

ухудшение валютного положения в стране. Соответ­

ственно в первом случае денежно-кредитная политика

должна быть направлена на расширение кредитной

деятельности банков, а во втором случае — на ее со­

кращение, переход к политике «дорогих денег» (рест­

рикционной).

С помощью денежно-кредитного регулирования го­

сударство стремится смягчить экономические кризи­

сы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания

конъюнктуры государство использует кредит для

стимулирования капиталовложений в различные от­

расли экономики страны.

Нужно отметить, что денежно-кредитная политика

осуществляется как косвенными (экономическими), так

и прямыми (административными) методами воздей­

ствия. Различие между ними состоит в том, что цент­

ральный банк либо оказывает косвенное воздействие

через ликвидность кредитных учреждений, либо уста­

навливает лимиты в отношении количественных и ка­

чественных параметров деятельности банков.

Инструменты денежно-кредитной политики.

Выше нами были изложены цели денежно-кредит­

ного регулирования. Рассмотрим теперь основные ин­

струменты, с помощью которых центральный банк про­

водит свою политику по отношению к коммерческим

банкам. К ним относятся в первую очередь изменение

ставки рефинансирования, изменение норм обязатель­

ных резервов, операции на открытом рынке с ценными

бумагами и иностранной валютой, а также некоторые

меры, носящие жесткий административный характер.

Политика обязательных резервов.

«В настоящее время минимальные резервы — это

наиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь

все кредитные учреждения, как правило, либо в фор­

ме наличных денег в кассе банков, либо в виде депо­

зитов в центральном банке или в иных высоколиквид­

ных формах, определяемых центральным банком.

Норматив резервных требований представляет собой

установленное в законодательном порядке процентное

отношение суммы минимальных резервов к абсолют­

ным (объемным) или относительным (приращению)

показателям пассивных (депозитов) либо активных

(кредитных вложений) операций. Использование нор­

мативов может иметь как тотальный (установление ко

всей сумме обязательств или ссуд), так и селективный

(к их определенной части) характер воздействия.

Минимальные резервы выполняют две основные

функции.

Во-первых,они как ликвидные резервы служат обес­

печением обязательств коммерческих банков по депо­

зитам их клиентов. Периодическим изменением нор­

мы обязательных резервов центральный банк поддер­

живает степень ликвидности коммерческих банков на

минимально допустимом уровне в зависимости от эко­

номической ситуации.

Во-вторых, минимальные резервы являются инст­

рументом, используемым центральным банком для ре­

гулирования объема денежной массы в стране. Посред­

ством изменения норматива резервных средств цент­

ральный банк регулирует масштабы активных опера­

ций коммерческих банков (в основном объем выдавае­

мых ими кредитов), а следовательно, и возможности

осуществления ими депозитной эмиссии. Кредитные ин­

ституты могут расширять ссудные операции, если их

обязательные резервы в центральном банке превыша­

ют установленный норматив. Когда масса денег в обо­

роте (наличных и безналичных) превосходит необходи­

мую потребность, центральный банк проводит полити­

ку кредитной рестрикции путем увеличения нормати­

вов отчисления, то есть процента резервирования средств

в центральном банке. Тем самым он вынуждает банки

сократить объем активных операций».

Изменение нормы обязательных резервов влияет на

рентабельность кредитных учреждений. Так, в случае

увеличения обязательных резервов происходит как бы

недополучение прибыли. Поэтому, по мнению многих

западных экономистов, данный метод служит наибо­

лее эффективным антиинфляционным средством.

Недостаток этого метода заключается в том, что не­

которые учреждения, в основном специализированные

банки, имеющие незначительные депозиты, оказыва­

ются в преимущественном положение по сравнению с

коммерческими банками, располагающими большими

ресурсами.

В последние полтора-два десятилетия произошло

уменьшение роли указанного метода кредитно-денеж­

ного регулирования. Об этом говорит тот факт, что

повсеместно (в западных странах) происходит сниже­

ние нормы обязательных резервов и даже ее отмена

по некоторым видам депозитов.

Рефинансирование коммерческих банков.

Термин «рефинансирование» означает получение де­

нежных средств кредитными учреждениями от цент­

рального банка. Центральный банк может выдавать

кредиты коммерческим банкам, а также переучиты­

вать ценные бумаги, находящиеся в их портфелях (как

правило, векселя).

Переучет векселей долгое время был одним из ос­

новных методов денежно-кредитной политики цент­

ральных банков Западной Европы. Центральные бан­

ки предъявляли определенные требования к учиты­

ваемому векселю, главным из которых являлась на­

дежность долгового обязательства.

Векселя переучитываются по ставке редисконти­

рования. Эту ставку называют также официальной

дисконтной ставкой, обычно она отличается от став­

ки по кредитам (рефинансирования) на незначитель­

ную величину в меньшую сторону (в Европе 0,5—2

процентных пункта). Центральный банк покупает

долговое обязательство по более низкой цене, чем

коммерческий банк.

В случае повышения центральным банком ставки

рефинансирования коммерческие банки будут стре­

миться компенсировать потери, вызванные ее ростом

(удорожанием кредита) путем повышения ставок по

кредитам, предоставляемым заемщикам. Т.е. измене­

ние учетной (рефинансирования) ставки прямо влияет

на изменение ставок по кредитам коммерческих бан­

ков. Последнее является главной целью данного мето­

да денежно-кредитной политики центрального банка.

Например, повышение официальной учетной ставки в

период усиления инфляции вызывает рост процент­

ной ставки по кредитным операциям коммерческих

банков, что приводит к их сокращению, поскольку

происходит удорожание кредита, и наоборот.

Мы видим, что изменение официальной процентной

ставки оказывает влияние на кредитную сферу. Во-пер­

вых, затруднение или облегчение возможности коммер­

ческих банков получить кредит в центральном банке

влияет на ликвидность кредитных учреждений. Во-вто­

рых, изменение официальной ставки означает удоро­

жание или удешевление кредита коммерческих банков

для клиентуры, так как происходит изменение процент­

ных ставок по активным кредитным операциям.

Также изменение официальной ставки центрально­

го банка означает переход к новой денежно-кредит­

ной политике, что заставляет коммерческие банки

вносить необходимые коррективы в свою деятельность.

Недостатком использования рефинансирования при

проведении денежно-кредитной политики является то,

что этот метод затрагивает лишь коммерческие банки.

Если рефинансирование используется мало или осу­

ществляется не в центральном банке, то указанный

метод почти полностью теряет свою эффективность.

Помимо установления официальных ставок рефи­

нансирования и редисконтирования центральный банк

устанавливает процентную ставку по ломбардным кре­

дитам, т.е. кредитам, выдаваемым под какой-либо за­

лог, в качестве которого выступают обычно ценные

бумаги. Следует учесть, что в залог могут быть приня­

ты только те ценные бумаги, качество которых не

вызывает сомнения. «В практике зарубежных банков

в качестве таких ценных бумаг используются обраща­

ющиеся государственные ценные бумаги, первоклас­

сные торговые векселя и банковские акцепты (их сто­

имость должна быть выражена в национальной валю­

те', а срок погашения — не более трех месяцев), а так­

же некоторые другие виды долговых обязательств, оп­

ределяемые центральными банками».

Операции на открытом рынке.

Постепенно два вышеописанных метода денежно-

кредитного регулирования (рефинансирование и обя­

зательное резервирование) утратили свое первостепен­

ное по важности значение, и главным инструментом

денежно-кредитной политики стали интервенции цент­

рального банка, получившие название операций на от­

крытом рынке.

Этот метод заключается в том, что центральный банк

осуществляет операции купли-продажи ценных бумаг

в банковской системе. Приобретение ценных бумаг у

коммерческих банков увеличивает ресурсы последних,

соответственно повышая их кредитные возможности, и

наоборот. Центральные банки периодически вносят из­

менения в указанный метод кредитного регулирования,

изменяют интенсивность своих операций, их частоту.

Операции на открытом рынке впервые стали активно

применяться в США, Канаде и Великобритании в связи

с наличием в этих странах развитого рынка ценных бу­

маг. Позднее этот метод кредитного регулирования по­

лучил всеобщее применение и в Западной Европе.

«По форме проведения рыночные операции цент­

рального банка с ценными бумагами могут быть пря­

мыми либо обратными. Прямая операция представля­

ет собой обычную покупку или продажу. Обратная

заключается в купле-продаже ценных бумаг с обяза­

тельным совершением обратной сделки по заранее ус­

тановленному курсу. Гибкость обратных операций,

более мягкий эффект их воздействия, придают попу­

лярность данному инструменту регулирования. Так,

доля обратных операций центральных банков ведущих

промышленно-развитых стран на открытом рынке до­

стигает от 82 до 99,6 % » Если разобраться, то можно

увидеть, что по своей сути эти операции аналогичны

рефинансированию под залог ценных бумаг. «Цент­

ральный банк предлагает коммерческим банкам про­

дать ему ценные бумаги на условиях, определяемых

на основе аукционных (конкурентных) торгов, с обя­

зательством их обратной продажи через 4 —8 недель.

Причем процентные платежи, «набегающие» по дан­

ным ценным бумагам в период их нахождения в соб­

ственности центрального банка, будут принадлежать

коммерческим банкам».

Таким образом, операции на открытом рынке как

метод денежно-кредитного регулирования значитель­

но отличаются от двух предыдущих. Главное отли­

чие — это использование более гибкого регулирова­

ния, поскольку объем покупки ценных бумаг, а так­

же используемая при этом процентная ставка могут

изменяться ежедневно в соответствии с направлени­

ем политики центрального банка. Коммерческие бан­

ки, учитывая указанную особенность данного мето­

да, должны внимательно следить за своим финансо­

вым положением, не допуская при этом ухудшения

ликвидности.

Некоторые административные методы регулиро­

вания денежно-кредитной сферы.

Наряду с экономическими методами, посредством

которых центральный банк регулирует деятельность

коммерческих банков, им могут использоваться в этой

области и административные методы воздействия.

К ним относится, например, использование коли­

чественных кредитных ограничений.

Этот метод кредитного регулирования представля­

ет собой количественное ограничение суммы выдан­

ных кредитов. В отличие от рассмотренных выше ме­

тодов регулирования, контингентирование кредита

является прямым методом воздействия на деятельность

банков. Также кредитные ограничения приводят к

тому, что предприятия-заемщики попадают в неоди­

наковое положение. Банки стремятся выдавать кре­

диты в первую очередь своим традиционным клиен­

там, как правило, крупным предприятиям. Мелкие и

средние фирмы оказываются главными жертвами дан­

ной политики.

Нужно отметить, что, добиваясь при помощи ука­

занной политики сдерживания банковской деятельно­

сти и умеренного роста денежной массы, государство

способствует снижению деловой активности. Поэтому

метод количественных ограничений стал использовать­

ся не так активно, как раньше, а в некоторых странах

вообще отменен.

Также центральный банк может устанавливать раз­

личные нормативы (коэффициенты), которые коммер­

ческие банки обязаны поддерживать на необходимом

уровне. К ним относятся нормативы достаточности ка­

питала коммерческого банка, нормативы ликвидности

баланса, нормативы максимального размера риска на

одного заемщика и некоторые дополняющие нормати­

вы. Перечисленные нормативы обязательны для выпол­

нения коммерческими банками. Также центральный банк

может устанавливать необязательные, так называемые

оценочные нормативы, которые коммерческим банкам

рекомендуется поддерживать на должном уровне.

«При нарушении коммерческими банками банков­

ского законодательства, правил совершения банков­

ских операций, других серьезных недостатках в рабо­

те, что ведет к ущемлению прав их акционеров, вклад­

чиков, клиентов, центральный банк может применять

к ним самые жесткие меры административного воз­

действия, вплоть до ликвидации банков.

Очевидно, что использование административного

воздействия со стороны центрального банка по отно­

шению к коммерческим банкам не должно носить си­

стематического характера, а применяться в порядке

исключительно вынужденных мер».

Кейнсианство.

Приверженцы количественной теории верили в урав­

новешивающую способность «реального» рынка поддер­

живать занятость и максимальный объем производства.

До 30-х гг. X X в. периоды нарушения этого условия

были либо настолько непродолжительны, либо так явно

относились к таким бедствиям, как война, голод, что у

экономистов не возникало никакого сомнения в этом

утверждении. Но всемирный экономический кризис 30-

х породил потребность в новых понятиях об экономи­

ческом строе. В результате появилась экономическая

теория, названная «кейнсианством».

Книгу Джона Мейнарда Кейнса «Общая теория за­

нятости, процента и денег» 1936 г. обычно считают

импульсом для новой эры в устремлении правитель­

ства к усилению государственного вмешательства в

экономику, обеспечившим логическое обоснование

финансово-бюджетной политики (жесткого использо­

вания прав правительства на расходы и на обложе­

ние налогами для воздействия на экономические у с­

ловия) как основного орудия такого правительствен­

ного «управления» экономикой. Кейнс отбросил ар­

гумент классических экономистов о том, что полная

занятость является естественным и «автоматическим»

условием рыночной экономики, и утверждал, что пра­

вительственное вмешательство в виде финансово-бюд­

жетной политики и дискреционной денежно-кредит­

ной политики необходимо для стабилизации эконо­

мики. Кейнс считал управление денежной массой по­

тенциальным стимулом объема производства и заня­

тости, а также средством регулирования уровня цен.

По Кейнсу, увеличение денежной массы приводит к

понижению процентных ставок, что увеличивает зат­

раты на кредитование и инвестирование (и другие зат­

раты). Однако, по мнению Кейнса, во время Великой

депрессии процентные ставки уже так понизились,

что стимулирующее воздействие увеличенной денеж­

ной массы было мало или совсем отсутствовало («лик­

видная ловушка»). Поэтому первоначальный анализ

Кейнса предпола<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: