Денежная система РФ функционирует в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке
РФ» от 12 апреля 1995 г. Официальной денежной еди
ницей (валютой) является рубль.
Соотношение между рублем и золотом законом не
установлено. Официальный курс рубля к иностранным
денежным единицам определяется ЦБ РФ и публику
ется в печати. Фиксированный масштаб цен отсутству
ет. Видами денег, имеющими законную платежную
силу, являются банкноты и металлические монеты,
которые обеспечиваются всеми активами Банка Рос
сии. Кроме наличных денег функционируют и безна
личные деньги (в виде средств на счетах в кредитных
учреждениях). Исключительным правом эмиссии на
личных денег, организации и их обращения и изъя
тия обладает ЦБР. На Банк России возложены следу
ющие обязанности:
• прогнозирование и организация производства, пе
ревозка и хранение банкнот и монет, а также созда
ние их резервных фондов;
• установление правил хранения, перевозки и ин
кассации наличных денег для кредитных организа
ций;
• определение признаков платежеспособности де
нежных знаков и порядка замены и уничтожения по
врежденных;
• разработка порядка ведения кассовых операций
для кредитных организаций;
» определение правил, формы, сроков и стандартов
осуществления безналичных расчетов;
• лицензирование расчетных систем кредитных уч
реждений.
Законом предусмотрен общий срок прохождения без
наличных расчетов: не более двух операционных дней
в пределах субъекта РФ и пяти дней в пределах РФ.
С целью регулирования экономики ЦБР привлека
ет следующие инструменты: ставки учетного процен
та; нормы обязательных резервов кредитных учреж
дений; операции на открытом рынке; осуществляет рег
ламентацию экономических нормативов для кредит
ных учреждений.
Для осуществления кассового обслуживания кредит
ных учреждений, а также других юридических лиц на
территории РФ создаются расчетно-кассовые центры
(РКЦ) при территориальных главных управлениях Бан
ка России. Эти центры формируют оборотную кассу по
приему и выдаче наличных денег, а также резервные
фонды денежных банковских билетов и монет.
Резервные фонды представляют собой запасы не
выпущенных в обращение банкнот и монет в храни
лищах ЦБР и имеют важное значение для организа
ции и централизованного регулирования кассовых ре
сурсов. Остаток наличных денег в оборотной кассе
лимитируется и при превышении лимита излишки
денег передаются из оборотной кассы в резервные
фонды. Объективная потребность в резервных фон
дах обусловлена необходимостью: удовлетворения
нужд экономики в наличных деньгах; обновления
денежной массы в обращении в связи с приходом в
негодность отдельных банкнот; поддержания обяза-74
тельного покупюрного состава денежной массы в це
лом по стране и регионам; сокращения расходов на
перевозки и хранение денежных знаков. Наличные
деньги выпускаются в обращение на основе эмисси
онного разрешения — документа, дающего право ЦБР
подкреплять оборотную кассу за счет резервных фон
дов денежных банкнот и монет. Этот документ выда
ется правлением Банка России в пределах эмиссион
ной директивы, т.е. предельного размера выпуска де
нег в обращение, установленного правительством РФ.
2. ДЕНЕЖНЫЙ РЫНОК
2.1. Спрос на деньги
Сеть институтов, обеспечивающих взаимодействие
предложения и спроса на деньги, называется рынком
денег (или денежным рынком).
Обратимся к спросу на деньги. Наше предыдущее
обсуждение функций денег предполагало две основ
ные причины того, что существует спрос на деньги.
Спрос на деньги для сделок. Первая причина, не
сомненно, состоит в том, что люди нуждаются в день
гах как в средстве обращения, то есть в удобном спо
собе заключения сделок на приобретение товаров и
услуг. Необходимые для всех этих целей деньги назы
вают просто спросом на деньги для сделок. Количе
ство денег, необходимых для заключения сделок, оп
ределяется главным образом общим денежным уров
нем, или номинальным ВНП. Чем больше общая де
нежная стоимость находящихся в обмене товаров и
услуг, тем больше потребуется денег для заключения
сделок. Спрос на деньги для сделок изменяется обрат
но пропорционально номинальному ВНП.1
1 Макконелл К.Р., Брю C.JI. Экономикс. 2 т. М: Республика,
1992. С. 254
Поскольку спрос на деньги для сделок зависит от
уровня номинального ВНП и не зависит от процент
ной ставки, он изображен в виде вертикальной пря
мой. Для простоты мы предположили, что необходи
мое для сделок количество денег не связано с измене
нием ставки процента.
Спрос на деньги со стороны активов. Вторая при
чина, по которой держат деньги, вытекает из их функ
ции как средства сбережения. Люди могут держать свои
финансовые активы в различных формах - например,
в виде акций корпораций, частных или государствен
ных облигаций или же в деньгах Ml. Следовательно,
существует спрос на деньги со стороны активов.
Что определяет спрос на деньги со стороны акти
вов? Преимуществом владения деньгами является их
ликвидность, то есть деньги можно незамедлительно
использовать для совершения покупок. Как форма вла
дения активами, деньги особенно привлекательны,
когда ожидается падение цен на товары, услуги, а так
же на другие финансовые активы.
Недостаток владения деньгами, как активом, по
сравнению с владением облигациями заключается в
том, что они не приносят дохода в виде процента или,
по крайней мере, не дают такого процента, как обли
гации или бессрочные вклады. Некоторые банки и сбе
регательные учреждения обусловливают выплату про
цента вкладчику некоторым минимальным размером
чекового вклада. В том случае, если вклады не дости
гают минимального размера, они не приносят процен
та. Процент с чековых вкладов, превышающих уста
новленный минимум, меньше того, который уплачи
вается с облигаций или бессрочных вкладов.
В свете этой информации приходится решать, сколь
ко финансовых активов держать, допустим, в облига
циях, а сколько в деньгах. Решение в первую очередь
зависит от ставки процента. Когда процентная ставка
или вмененные издержки владения деньгами как ак
тивом низки, люди предпочитают владеть большим
количеством денег в качестве активов. Наоборот, ког
да процент высок, обладать значительной ликвиднос
тью невыгодно, и количество активов в форме денег
будет небольшим. Иначе говоря, когда владеть день
гами как активом невыгодно, люди держат меньшее
их количество. В том случае, когда владение деньга
ми выгодно, люди держат их больше.
Общий спрос на деньги. Общий спрос обозначает
общее количество денег, которое люди хотят иметь для
сделок и в качестве активов, при каждой возможной
величине процентной ставки. Нужно обратить внима
ние на то, что изменение номинального ВНП, рассмат
риваемое через призму спроса на деньги для сделок,
вызовет смещение общего спроса на деньги.
2.2. Равновесие на рынке денег
Примем упрощающее допущение, считая в дальней
шем, что денежно-кредитная политика ФРС стремит
ся удержать совокупные резервы банковской системы
на фиксированном уровне, независимо от изменений
номинальной нормы процента.
Как и на любом ином рынке, равновесие на финан
совом рынке имеет место в точке пересечения кривых
спроса и предложения. Равновесие на рынке денег оз
начает равенство количества денег, которое хозяйствен
ные агенты хотят сохранить в свои портфелях акти
вов, количеству денег, предлагаемому ФРС при осу
ществлении текущей денежно-кредитной политики.
Последствия изменений в предложении денег.
Допустим сначала, что предложение денег уменьши
лось с 200 млрд дол. до 150 млрд дол. Заметим, что
количество требуемых денег превышает количество
предложенных на 50 млрд при прежней равновесной
ставке процента, равной 5. В данном случае люди по
пытаются приспособиться к нехватке денег путем про
дажи некоторых из имеющихся у них финансовых ак
тивов (примем для простоты, что эти активы являются
облигациями). Но приобретение денег посредством про
дажи облигаций для одних означает потерю денег вслед
ствие покупки этих облигаций другими. В целом в на
личии имеются лишь 150 млрд дол. Коллективная по
пытка получить больше денег, продавая облигации,
увеличит их предложение по отношению к спросу на
рынке облигаций и собьет цену на облигации.
Общее правило: понижение цен на облигации уве
личивает процентную ставку. Например, облигация,
продаваемая по номинальной стоимости в 1000 дол., и
предложение постоянного процентного платежа в 50
дол. дают ежегодно ставку в размере 5%. Но предпо
ложим, что цена этой облигации из-за увеличения пред
ложения облигаций упала до 667 дол. Для того, кто
покупает облигацию, процентная ставка при постоян
ном платеже 50 дол. в год теперь составит 7,5%.
Поскольку все заемщики должны в конкурентной
борьбе предлагать кредиторам процентную ставку,
близкую к той, что приносят облигации, происходит
рост общей ставки процента.
Эта более высокая процентная ставка увеличивает
вмененные издержки хранения денег и уменьшает ко
личество денег, которое хотят иметь на руках фирмы
и домохозяйства. Количество требуемых денег падает
с 200 млрд при процентной ставке 5% до 150 млрд
при процентной ставке 7,5%.
И наоборот, увеличение предложения денег с 200
млрд дол. до, например, 250 млрд приведет к избытку
денег в 50 млрд долл. При первоначальной процент
ной ставке, равной 5, люди попытаются избавиться от
денег, покупая все больше облигаций. Но расход де
нег одними означает приобретение денег другими.
Поэтому коллективная попытка купить все больше
облигаций увеличивает спрос на них и толкает цены
на облигации вверх.
Следствие: повышение цен на облигации снижает
процентную ставку. Применительно к нашему случаю
50-долларовый процентный платеж по облигации, кото
рая теперь стоит, например, 2 тыс. дол., дает покупате
лю облигации процентную ставку всего лишь в 2,5 %.
По мере того как люди безуспеш но пы таю тся
уменьшить количество своих денежных знаков (в на
шем примере — опустить ниже отметки в 250 млрд
дол.), процентная ставка, как правило, падает. В
данном случае процентная ставка упадет до нового
равновесного уровня в 2,5 %. Поскольку вмененные
издержки содержания денег теперь стали ниже —
ликвидность менее дорога, — потребители и пред
приятия увеличивают количество наличности и че
ковых вкладов, которые они готовы держать на ру
ках, с 200 до 250 млрд дол. И вновь равновесие на
денежном рынке восстановлено: количество как тре
буемых, так и предлагаемых денег равно 250 млрд
дол. при процентной ставке в 2,5 %.
Последствия изменения в спросе на деньги.
В предыдущем разделе мы предположили, что спрос
на деньги не изменяется совокупно с изменением пред
ложения денег на рынке. Теперь мы сделаем обратное
предположение и исследуем последствия изменения
спроса на деньги, допуская, что предложение денег
остается на постоянном уровне.
При прочих равных условиях и заданной номиналь
ной норме процента люди будут хранить больше де
нег, если их доходы скромнее.
Рассмотрим воздействие увеличения спроса на день
ги подробнее. Начнем анализ, считая, что рынок де
нег находится в состоянии равновесия. Федеральная
Резервная Система обеспечивает банки необходимыми
резервами, что дает возможность предоставить эконо
мической системе 200 миллиардов долларов, а номи
нальная норма процента составляет 5%.
Далее предположим, что некие оостоятельства — ска
жем, увеличение номинального национального дохода
(номинального ВНП) - увеличивают величину спроса
на деньги при существующей процентной ставке. Это
приведет к тому, что при исходной номинальной норме
процента, равной 5%, хозяйственные агенты захотят
держать больше денег в своих портфелях активов. Лю
бая фирма или семейное хозяйство смогут увеличить
количество денег в своих портфелях активов, продавая
иные виды активов - как, например, акции и облига
ции - за деньги или спрашивая ссуду. Когда в одно и
то же время большое количество хозяйственных аген
тов проводят аналогичные мероприятия, понижается
рыночная цена ценных бумаг и повышается общий до
ход от продажи на рынке ценных бумаг. Те, кто пыта
ются приобрести деньги, испрашивая деньги, способ
ствуют увеличению нормы ссудного процента.
Но, несмотря на определенные усилия хозяйствен
ных агентов увеличить количество хранящихся в их
портфелях денег, банковская система не способна пред
ложить их в ином — большем — количестве. Мы пред
положили, что резервы банковской системы способны
предложить только 200 миллиардов долларов в форме
денег. Таким образом, рынок денег может вернуться к
состоянию равновесия тогда и только тогда, когда про
центные ставки повысятся достаточно высоко, приво
дя в соответствие величину спроса на деньги с величи
ной их предложения.
Уменьшение спроса на деньги запускает рассмот
ренные процессы в противоположную сторону. В этом
случае доля денег в портфеле активов хозяйственных
агентов была бы больше, чем это совпадало бы с их
желаниями. Хозяйственные агенты моментально нач
нут структурные изменения в своих портфелях акти
вов либо используют деньги для погашения ранее взя-80
тых ссуд. Такие действия, предпринятые одновремен
но и во множестве, взвинтят цены на ценные бумаги
и понизят норму ссудного процента, однако не см о
гут изменить количество денег, находящихся в обра
щении, которое предлагает им банковская система.
Равновесие на рынке денег было бы достигнуто толь
ко тогда, когда процентные ставки упали бы до уров
ня, обеспечивающего соответствие количества денег,
находящихся в обращении, количеству денег, разме
щенных в портфелях активов хозяйственных аген
тов.
2.3. Стратегии управления денежно-кредитной
политикой
Эта проблема во многом определяется влиянием из
менений в спросе на деньги на соответствующие изме
нения количества денег, находящихся в обращении, и
номинальной нормы процента при различных такти
ческих целях.
Изменения в норме процента имеют существенное
значение, поскольку они влияют на уровень реальной
экономической активности. Повышение номинальных
норм — при прочих равных условиях — не способству
ет взятию займов. Это приводит к снижению общих
расходов производственного и непроизводственного на
значения и общего объема производства, особенно в
таких чувствительных к изменению процентных ста
вок отраслях экономики, как жилищное и граждан
ское строительство, автомобилестроение, производство
капитального оборудования. С другой стороны, изме
нения количества денег, находящихся в обращении,
также имеют определенное значение.
Какая денежно-кредитная политика лучше? Ответ
зависит от причин произошедшего сдвига в спросе на
деньги. Рассмотрим три случая.
1. Сдвиг в спросе на деньги происходит из-за изме
нений в скорости обращения денег. Эти изменения мо
гут возникнуть вследствие изменений в правилах бан
ковских операций или в общей стратегии контроля и
регулирования денежного обращения. В этом случае
желательно изолировать реальные экономические сфе
ры от последствий изменений скорости обращения де
нег, позволяя количеству денег, находящихся в обра
щении, изменяться в той же пропорции, что и скорость
обращения денег, лишь поменяв направление этих из
менений на противоположное. Эта процедура сохранит
номинальную процентную норму процента, реальный
объем производства и абсолютный уровень цен посто
янными величинами. Таким образом, в этом случае
желательна горизонтальная кривая предложения денег.
2. Сдвиг в спросе на деньги происходит вследствие
изменений в реальном объеме производства в процес
се делового цикла. Вероятно, в этом случае разумно
дать процентным ставкам подняться, сглаживая цик
лическое расширение, или опуститься, сглаживая цик
лическое сжатие. В этом случае желательны наклон
ная или вертикальная кривые предложения денег.
3. Сдвиг в спросе на деньги происходит вследствие
растущего уровня цен. В этом случае рост количества
денег, находящихся в обращении, в ответ на измене
ние в спросе на деньги лишь подольет масла в пламя
инфляции. Вероятно, необходимо сопротивляться ин
фляционным процессам, сохраняя в обращении посто
янное количество денег и «опустив на свободу» номи
нальную норму процента. В этом случае наилучшей
окажется вертикальная кривая спроса на деньги.
Основополагающей целью денежно-кредитной поли
тики является помощь экономике в достижении обще
го уровня производства, характеризующегося полной
занятостью и стабильностью цен. Денежно-кредитная
политика состоит в изменении денежного предложения
с целью стабилизации совокупного объема производ
ства (стабильный рост), занятости и уровня цен.
Первоначально основной функцией центральных
банков было осуществление эмиссии наличных денег,
в настоящее время эта функция постепенно ушла на
второй план, однако не следует забывать, что налич
ные деньги все еще являются тем фундаментом, на
котором зиждется вся оставшаяся денежная масса,
поэтому деятельность центрального банка по эмиссии
наличных денег должна быть не менее взвешенной и
продуманной, чем любая другая.
Осуществляя денежно-кредитную политику, цент
ральный банк, воздействуя на кредитную деятельность
коммерческих банков и направляя регулирование на
расширение или сокращение кредитования экономи
ки, достигает стабильного развития внутренней эко
номики, укрепления денежного обращения, сбаланси
рованности внутренних экономических процессов. Та
ким образом, воздействие на кредит позволяет достичь
более глубоких стратегических задач развития всего
хозяйства в целом. Например, недостаток у предприя
тий свободных денежных средств затрудняет осуще
ствление коммерческих сделок, внутренних инвести
ций и т.д. С другой стороны, избыточная денежная
масса имеет свои недостатки: обесценение денег, и, как
следствие, снижение жизненного уровня населения,
ухудшение валютного положения в стране. Соответ
ственно в первом случае денежно-кредитная политика
должна быть направлена на расширение кредитной
деятельности банков, а во втором случае — на ее со
кращение, переход к политике «дорогих денег» (рест
рикционной).
С помощью денежно-кредитного регулирования го
сударство стремится смягчить экономические кризи
сы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания
конъюнктуры государство использует кредит для
стимулирования капиталовложений в различные от
расли экономики страны.
Нужно отметить, что денежно-кредитная политика
осуществляется как косвенными (экономическими), так
и прямыми (административными) методами воздей
ствия. Различие между ними состоит в том, что цент
ральный банк либо оказывает косвенное воздействие
через ликвидность кредитных учреждений, либо уста
навливает лимиты в отношении количественных и ка
чественных параметров деятельности банков.
Инструменты денежно-кредитной политики.
Выше нами были изложены цели денежно-кредит
ного регулирования. Рассмотрим теперь основные ин
струменты, с помощью которых центральный банк про
водит свою политику по отношению к коммерческим
банкам. К ним относятся в первую очередь изменение
ставки рефинансирования, изменение норм обязатель
ных резервов, операции на открытом рынке с ценными
бумагами и иностранной валютой, а также некоторые
меры, носящие жесткий административный характер.
Политика обязательных резервов.
«В настоящее время минимальные резервы — это
наиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь
все кредитные учреждения, как правило, либо в фор
ме наличных денег в кассе банков, либо в виде депо
зитов в центральном банке или в иных высоколиквид
ных формах, определяемых центральным банком.
Норматив резервных требований представляет собой
установленное в законодательном порядке процентное
отношение суммы минимальных резервов к абсолют
ным (объемным) или относительным (приращению)
показателям пассивных (депозитов) либо активных
(кредитных вложений) операций. Использование нор
мативов может иметь как тотальный (установление ко
всей сумме обязательств или ссуд), так и селективный
(к их определенной части) характер воздействия.
Минимальные резервы выполняют две основные
функции.
Во-первых,они как ликвидные резервы служат обес
печением обязательств коммерческих банков по депо
зитам их клиентов. Периодическим изменением нор
мы обязательных резервов центральный банк поддер
живает степень ликвидности коммерческих банков на
минимально допустимом уровне в зависимости от эко
номической ситуации.
Во-вторых, минимальные резервы являются инст
рументом, используемым центральным банком для ре
гулирования объема денежной массы в стране. Посред
ством изменения норматива резервных средств цент
ральный банк регулирует масштабы активных опера
ций коммерческих банков (в основном объем выдавае
мых ими кредитов), а следовательно, и возможности
осуществления ими депозитной эмиссии. Кредитные ин
ституты могут расширять ссудные операции, если их
обязательные резервы в центральном банке превыша
ют установленный норматив. Когда масса денег в обо
роте (наличных и безналичных) превосходит необходи
мую потребность, центральный банк проводит полити
ку кредитной рестрикции путем увеличения нормати
вов отчисления, то есть процента резервирования средств
в центральном банке. Тем самым он вынуждает банки
сократить объем активных операций».
Изменение нормы обязательных резервов влияет на
рентабельность кредитных учреждений. Так, в случае
увеличения обязательных резервов происходит как бы
недополучение прибыли. Поэтому, по мнению многих
западных экономистов, данный метод служит наибо
лее эффективным антиинфляционным средством.
Недостаток этого метода заключается в том, что не
которые учреждения, в основном специализированные
банки, имеющие незначительные депозиты, оказыва
ются в преимущественном положение по сравнению с
коммерческими банками, располагающими большими
ресурсами.
В последние полтора-два десятилетия произошло
уменьшение роли указанного метода кредитно-денеж
ного регулирования. Об этом говорит тот факт, что
повсеместно (в западных странах) происходит сниже
ние нормы обязательных резервов и даже ее отмена
по некоторым видам депозитов.
Рефинансирование коммерческих банков.
Термин «рефинансирование» означает получение де
нежных средств кредитными учреждениями от цент
рального банка. Центральный банк может выдавать
кредиты коммерческим банкам, а также переучиты
вать ценные бумаги, находящиеся в их портфелях (как
правило, векселя).
Переучет векселей долгое время был одним из ос
новных методов денежно-кредитной политики цент
ральных банков Западной Европы. Центральные бан
ки предъявляли определенные требования к учиты
ваемому векселю, главным из которых являлась на
дежность долгового обязательства.
Векселя переучитываются по ставке редисконти
рования. Эту ставку называют также официальной
дисконтной ставкой, обычно она отличается от став
ки по кредитам (рефинансирования) на незначитель
ную величину в меньшую сторону (в Европе 0,5—2
процентных пункта). Центральный банк покупает
долговое обязательство по более низкой цене, чем
коммерческий банк.
В случае повышения центральным банком ставки
рефинансирования коммерческие банки будут стре
миться компенсировать потери, вызванные ее ростом
(удорожанием кредита) путем повышения ставок по
кредитам, предоставляемым заемщикам. Т.е. измене
ние учетной (рефинансирования) ставки прямо влияет
на изменение ставок по кредитам коммерческих бан
ков. Последнее является главной целью данного мето
да денежно-кредитной политики центрального банка.
Например, повышение официальной учетной ставки в
период усиления инфляции вызывает рост процент
ной ставки по кредитным операциям коммерческих
банков, что приводит к их сокращению, поскольку
происходит удорожание кредита, и наоборот.
Мы видим, что изменение официальной процентной
ставки оказывает влияние на кредитную сферу. Во-пер
вых, затруднение или облегчение возможности коммер
ческих банков получить кредит в центральном банке
влияет на ликвидность кредитных учреждений. Во-вто
рых, изменение официальной ставки означает удоро
жание или удешевление кредита коммерческих банков
для клиентуры, так как происходит изменение процент
ных ставок по активным кредитным операциям.
Также изменение официальной ставки центрально
го банка означает переход к новой денежно-кредит
ной политике, что заставляет коммерческие банки
вносить необходимые коррективы в свою деятельность.
Недостатком использования рефинансирования при
проведении денежно-кредитной политики является то,
что этот метод затрагивает лишь коммерческие банки.
Если рефинансирование используется мало или осу
ществляется не в центральном банке, то указанный
метод почти полностью теряет свою эффективность.
Помимо установления официальных ставок рефи
нансирования и редисконтирования центральный банк
устанавливает процентную ставку по ломбардным кре
дитам, т.е. кредитам, выдаваемым под какой-либо за
лог, в качестве которого выступают обычно ценные
бумаги. Следует учесть, что в залог могут быть приня
ты только те ценные бумаги, качество которых не
вызывает сомнения. «В практике зарубежных банков
в качестве таких ценных бумаг используются обраща
ющиеся государственные ценные бумаги, первоклас
сные торговые векселя и банковские акцепты (их сто
имость должна быть выражена в национальной валю
те', а срок погашения — не более трех месяцев), а так
же некоторые другие виды долговых обязательств, оп
ределяемые центральными банками».
Операции на открытом рынке.
Постепенно два вышеописанных метода денежно-
кредитного регулирования (рефинансирование и обя
зательное резервирование) утратили свое первостепен
ное по важности значение, и главным инструментом
денежно-кредитной политики стали интервенции цент
рального банка, получившие название операций на от
крытом рынке.
Этот метод заключается в том, что центральный банк
осуществляет операции купли-продажи ценных бумаг
в банковской системе. Приобретение ценных бумаг у
коммерческих банков увеличивает ресурсы последних,
соответственно повышая их кредитные возможности, и
наоборот. Центральные банки периодически вносят из
менения в указанный метод кредитного регулирования,
изменяют интенсивность своих операций, их частоту.
Операции на открытом рынке впервые стали активно
применяться в США, Канаде и Великобритании в связи
с наличием в этих странах развитого рынка ценных бу
маг. Позднее этот метод кредитного регулирования по
лучил всеобщее применение и в Западной Европе.
«По форме проведения рыночные операции цент
рального банка с ценными бумагами могут быть пря
мыми либо обратными. Прямая операция представля
ет собой обычную покупку или продажу. Обратная
заключается в купле-продаже ценных бумаг с обяза
тельным совершением обратной сделки по заранее ус
тановленному курсу. Гибкость обратных операций,
более мягкий эффект их воздействия, придают попу
лярность данному инструменту регулирования. Так,
доля обратных операций центральных банков ведущих
промышленно-развитых стран на открытом рынке до
стигает от 82 до 99,6 % » Если разобраться, то можно
увидеть, что по своей сути эти операции аналогичны
рефинансированию под залог ценных бумаг. «Цент
ральный банк предлагает коммерческим банкам про
дать ему ценные бумаги на условиях, определяемых
на основе аукционных (конкурентных) торгов, с обя
зательством их обратной продажи через 4 —8 недель.
Причем процентные платежи, «набегающие» по дан
ным ценным бумагам в период их нахождения в соб
ственности центрального банка, будут принадлежать
коммерческим банкам».
Таким образом, операции на открытом рынке как
метод денежно-кредитного регулирования значитель
но отличаются от двух предыдущих. Главное отли
чие — это использование более гибкого регулирова
ния, поскольку объем покупки ценных бумаг, а так
же используемая при этом процентная ставка могут
изменяться ежедневно в соответствии с направлени
ем политики центрального банка. Коммерческие бан
ки, учитывая указанную особенность данного мето
да, должны внимательно следить за своим финансо
вым положением, не допуская при этом ухудшения
ликвидности.
Некоторые административные методы регулиро
вания денежно-кредитной сферы.
Наряду с экономическими методами, посредством
которых центральный банк регулирует деятельность
коммерческих банков, им могут использоваться в этой
области и административные методы воздействия.
К ним относится, например, использование коли
чественных кредитных ограничений.
Этот метод кредитного регулирования представля
ет собой количественное ограничение суммы выдан
ных кредитов. В отличие от рассмотренных выше ме
тодов регулирования, контингентирование кредита
является прямым методом воздействия на деятельность
банков. Также кредитные ограничения приводят к
тому, что предприятия-заемщики попадают в неоди
наковое положение. Банки стремятся выдавать кре
диты в первую очередь своим традиционным клиен
там, как правило, крупным предприятиям. Мелкие и
средние фирмы оказываются главными жертвами дан
ной политики.
Нужно отметить, что, добиваясь при помощи ука
занной политики сдерживания банковской деятельно
сти и умеренного роста денежной массы, государство
способствует снижению деловой активности. Поэтому
метод количественных ограничений стал использовать
ся не так активно, как раньше, а в некоторых странах
вообще отменен.
Также центральный банк может устанавливать раз
личные нормативы (коэффициенты), которые коммер
ческие банки обязаны поддерживать на необходимом
уровне. К ним относятся нормативы достаточности ка
питала коммерческого банка, нормативы ликвидности
баланса, нормативы максимального размера риска на
одного заемщика и некоторые дополняющие нормати
вы. Перечисленные нормативы обязательны для выпол
нения коммерческими банками. Также центральный банк
может устанавливать необязательные, так называемые
оценочные нормативы, которые коммерческим банкам
рекомендуется поддерживать на должном уровне.
«При нарушении коммерческими банками банков
ского законодательства, правил совершения банков
ских операций, других серьезных недостатках в рабо
те, что ведет к ущемлению прав их акционеров, вклад
чиков, клиентов, центральный банк может применять
к ним самые жесткие меры административного воз
действия, вплоть до ликвидации банков.
Очевидно, что использование административного
воздействия со стороны центрального банка по отно
шению к коммерческим банкам не должно носить си
стематического характера, а применяться в порядке
исключительно вынужденных мер».
Кейнсианство.
Приверженцы количественной теории верили в урав
новешивающую способность «реального» рынка поддер
живать занятость и максимальный объем производства.
До 30-х гг. X X в. периоды нарушения этого условия
были либо настолько непродолжительны, либо так явно
относились к таким бедствиям, как война, голод, что у
экономистов не возникало никакого сомнения в этом
утверждении. Но всемирный экономический кризис 30-
х породил потребность в новых понятиях об экономи
ческом строе. В результате появилась экономическая
теория, названная «кейнсианством».
Книгу Джона Мейнарда Кейнса «Общая теория за
нятости, процента и денег» 1936 г. обычно считают
импульсом для новой эры в устремлении правитель
ства к усилению государственного вмешательства в
экономику, обеспечившим логическое обоснование
финансово-бюджетной политики (жесткого использо
вания прав правительства на расходы и на обложе
ние налогами для воздействия на экономические у с
ловия) как основного орудия такого правительствен
ного «управления» экономикой. Кейнс отбросил ар
гумент классических экономистов о том, что полная
занятость является естественным и «автоматическим»
условием рыночной экономики, и утверждал, что пра
вительственное вмешательство в виде финансово-бюд
жетной политики и дискреционной денежно-кредит
ной политики необходимо для стабилизации эконо
мики. Кейнс считал управление денежной массой по
тенциальным стимулом объема производства и заня
тости, а также средством регулирования уровня цен.
По Кейнсу, увеличение денежной массы приводит к
понижению процентных ставок, что увеличивает зат
раты на кредитование и инвестирование (и другие зат
раты). Однако, по мнению Кейнса, во время Великой
депрессии процентные ставки уже так понизились,
что стимулирующее воздействие увеличенной денеж
ной массы было мало или совсем отсутствовало («лик
видная ловушка»). Поэтому первоначальный анализ
Кейнса предпола<