Оптовые цены используются в процессе анализа и планирования многих показателей хозяйственно-финансовой деятельности предприятия (выручка от реализации продукции, производительность труда работников, фондоотдача, рентабельность продаж и др.).
Разновидностью этой цены является трансфертная цена, которая используется при движении продукции между подразделениями самого предприятия, например при отпуске полуфабрикатов, оказании информационных и других услуг.
Состав оптовой цены промышленности:
— отпускная цена предприятия;
- надбавка снабженческо-сбытовых (ССН) или оптово-сбытовых организаций для возмещения их расходов по реализации продукции (комплектация, фасовка, транспортировка т. п.) и получение прибыли от этой деятельности.Уровень оптовой надбавки устанавливается в процентах к цене, по которой товар закуплен.
Для обоснования оптовой надбавки используется расчетный уровень издержек обращения и расчетный уровень рентабельности.
Один из видов этой цены — биржевая цена,которая используется для осуществления биржевой торговли (биржевых сделок). Она складывается из биржевых котировок и надбавок с учетом качества товара, расстояния от места поставки и других условий.
Состав оптовой цены зависит от системы франкировки. Этот термин используется для того, чтобы указать, какие расходы по доставке товаров не оплачиваются торговыми организациями(свободны от уплаты). "Франко" показывает, до какого местапродвижения товара транспортные расходы несут поставщикии включены в оптовую цену, а покупатель свободен от этихрасходов. Условия франкировки отражаются в контрактах на поставку товаров, заключаемых между поставщиками и покупателями (оптовыми и розничными предприятиями).
В зависимости от порядка включения расходов по доставке в цену могут быть следующие виды франкировки:
1. Цена франко-склад поставщика -все транспортные погрузочно-разгрузочные расходы несет покупатель.
2.Цена франко-станция (пристань) отправления - расходы доставке товаров до станции (пристани) отправления включеныв оптовую цену, а все остальные расходы несет покупатель.
3.Цена франко-вагон (баржа), станция (пристань) отправления - расходы по доставке и погрузке в вагон (баржу) несет поставщик товара, а все остальные - покупатель.
4. Цена франко-вагон (баржа), станция (пристань) назначения
— расходы по доставке вагона (баржи) до пункта назначения
включены в цену, а покупатель возмещает расходы по выгрузке товаров и их доставке до места назначения (склад, магазин и т. п.).
5. Цена франко-станция назначения - поставщик несет все транспортные и погрузочно-разгрузочные расходы по доставке товаров до пункта назначения, а остальные расходы несет покупатель.
6. Цена франко-склад покупателя - все транспортные расходы включены в цену и несет их поставщик товара. Торговыеорганизации свободны от этих расходов.
Экономическая выгодность каждого вида франкировки зависит от конкретных местных условий, удаленности торговой сетиот поставщиков товаров, используемых погрузочно-разгрузочных и транспортных средств (железнодорожный, водный, автомомобильный), объема поставки и др.
Розничная цена
Розничная цена — это цена, по которой товары, реализуются населению. Различают розничные цены, регулируемые государством, исвободные Розничные цены на все остальные товары являются свободными, и они устанавливаются торговыми предприятиями и организациями согласно спросу и предложению. Розничная цена состоит из оптовой (отпускной) цены на товар и торговой надбавки. Торговые надбавки предназначены для покрытия расходов и получения необходимой прибыли в торговле. Следовательно, свободная розничная цена состоит из свободной оптовой (отпускной) цены на товар, торговой надбавки и НДС. Торговая надбавка, в свою очередь, состоит из издержек обращения, прибыли. Издержки обращения, или расходы торговли, формируются согласно Методическим рекомендациям по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания. Различают торговые надбавки:
♦ предельные, регулируемые государством;
♦ свободные.
Конкретные размеры торговых надбавок устанавливаются самими торговыми предприятиями и организациями с учетом спроса и предложения, но не выше предельных, если на такие товары правительством республики, края, области утверждены предельные торговые надбавки.
В разных регионах страны количество регулируемых торговых надбавок на социально значимые товары в зависимости от конъюнктуры рынка различно.
Торговые надбавки одновременно являются источником получения валового дохода в торговле.
Свободные розничные цены на товары формируются на предприятиях торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения и других предприятиях, осуществляющих продажу товаров населению; с учётом издержек обращения, спроса и предложения, качества товаров, цен конкурентов и ценовой политики предприятия. Сформированные таким образом розничные цены на товары заносятся в реестр свободных розничных цен на товары.
Розничные цены - это цены, по которым товары реализуются населению, организациям и предприятиям для окончательного потребления. Они отражают рыночную стоимость товаров на завершающей стадии ее формирования.
Свободные розничные цены определяются самостоятельно розничными торговыми предприятиями в соответствии с конъюнктурой рынка, качеством и потребительскими свойствами товаров, исходя из свободной отпускной цены предприятия-изготовителя или цены другого поставщика (цены закупки) и торговой надбавки.
РЦ = ОтЦ (ЦЗ)+ТН+ НДС, где РЦ - розничная цена;
ОтЦ - отпускная цена предприятия или ЦЗ - цена закупки другого
поставщика;
ТН - торговая надбавка.
Торговая надбавка устанавливается в процентах к цене приобретения товара и служит источником возмещения издержек обращения розничного предприятия, образования прибыли и перечисления налога на добавленную стоимость в бюджет.
В процессе обоснования торговых надбавок необходимо учитывать, что торговая надбавка устанавливается в процентах к цене, по которой товар поступает в розничную торговую сеть, а уровень издержек обращения и прибыли в розничной торговле рассчитывается в процентах к обороту в розничных ценах. Поэтому вначале обосновывается уровень торговой надбавки к розничной цене, а затем пересчитывается к отпускной или оптово-отпускной (цене закупки).