Литературное чтение
3 класс
Тема: «Иван Сергеевич Соколов-Микитов «Листопадничек».»
Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством И. С. Соколова-Микитова, произведением «Листопадничек»; учить видеть и понимать окружающую природу; развивать связную речь, мышление, творческую активность; совершенствовать навыки выразительного чтения; воспитывать любовь к природе и интерес к чтению.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Эмоциональный настрой на урок
- Дорогие ребята, приветствую вас! Начинаем урок литературного чтения.
II. Мотивация к учебной деятельности.
Беседа.
- О чём мы сегодня будем говорить и читать?
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья. (Осень)
- Давайте вспомним, что происходит в лесу осенью? Назовите признаки наступления осени. (Листья желтеют и опадают; становится холодно; температура воздуха понижается; птицы улетают на юг; звери готовятся к зиме).
- Как можно назвать одним словом время, когда с деревьев начинают опадать листья? (Листопад )
Речевая разминка
Как известно, бобры добры. Добротою бобры полны.
Если хочешь себе добра, надо просто позвать бобра.
Если ты без бобра добр, значит сам ты в душе бобр.
— Прочитайте медленно.
— Прочитайте с вопросительной интонацией (с утвердительной, с сердитой, с веселой, с ускорением, очень быстро).
III. Целеполагание.
- Сегодня мы познакомимся с новым писателем раздела «Люби живое», певцом русской природы И.С. Соколовым – Микитовым и его произведением.
И.С. Соколов-Микитов (1892—1975)
- Соколов-Микитов родился в 1892 г. Прожил он 83 г. Родился и рос в простой, трудовой русской семье, среди просторов Смоленщины.
- Особую роль в становлении будущего писателя сыграл отец - Сергей Никитьевич.
- От матери - Марии Ивановны, которая знала неисчерпаемое множество сказок и поговорок, и каждое слово которой было к месту, унаследовал он любовь к родному языку, к образной народной речи.
- В молодые годы работал Иван Сергеевич в газете, плавал простым матросом на кораблях в разные страны.
- В I мировую войну ушёл добровольцем на фронт, служил санитаром, поднимался в небо на первом русском бомбардировщике эскадрильи «Илья Муромец».
- В последние годы жизни у Ивана Сергеевича пропало зрение, но он не сдался- наговаривал свои произведения на диктофон.
- Умер писатель в возрасте 83 года. В 1975 году.
Вопросы – предположения
— Прочитайте название рассказа, который мы будем читать. («Листопадничек».)
— Рассмотрите иллюстрацию к тексту. Предположите, о ком или о чем этот рассказ.
- Как вы думаете, что могло произойти осенью с этими героями?
IV. Изучение нового материала
Словарная работа. Работа с толковым словарем
- Чтобы наша работа была более успешной и текст более понятным, объясним значения некоторых слов.
· долговязый – высокий, худощавый, нескладный;
· обглоданные – объеденный;
· робеть -пугаться, стесняться, бояться;
· озяб – замёрз, продрог;
· ходко работают - работают быстро;
· настлано –настелено;
· плотина – сооружение, перегораживающее реку, течение, для подъёма уровня воды;
· запрудили – перегородили реку плотиной;
· хатка – название небольшого дома на Украине;
· кладовая – помещение для хранения товаров, припасов, материалов;
· штукатур – мастер, работающий с известковым раствором во время ремонта или строительства;
· р осома́ха — хищное млекопитающее семейства куньих;
· в ыдра — вид хищных млекопитающих семейства куньих, ведущее полуводный образ жизни.
Чтение произведения И.С. Соколова-Мнкитова
- Давайте с вами прочитаем с. 60-66 и ответим на вопросы.
Беседа по рассказу «Листопадничек»
- Понравилось ли вам произведение? Чем?
- К какому литературному жанру мы отнесём это произведение? (Сказка о животных).
- Докажите. (Сказка – произведение волшебного характера, основанного на вымысле. В сказке «Листопадничек» животные разговаривают, события нереальные.)
- Какая эта сказка? (Литературная)
— Почему автор дал такое название сказке? Можно ли её озаглавить иначе? Объясните. (Это произведение о зайчике, который родился осенью. А таких зайчат называют листопадничками.)
4. Итог урока.
- Ребята, с каким новым произведением мы с вами познакомились на этом уроке?
- Что писатель мог наблюдать в природе на самом деле, а что подсказали ему воображение и фантазия, когда он решил написать о Листопадничке?
- Какую истину вы сегодня поняли, открыли для себя? О чём вас заставила задуматься сказка. (Надо дорожить своей Родиной, любовью близких. Они главная опора в жизни.)
- Ребята, а вам никакого героя не напомнил Листопадничек? (Лягушку-путешественницу). Почему?