Беседа по рассказу «Листопадничек»




Литературное чтение

3 класс

Тема: «Иван Сергеевич Соколов-Микитов «Листопадничек».»

Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством И. С. Соколова-Микитова, произведением «Листопадничек»; учить видеть и понимать окружающую природу; развивать связную речь, мышление, творческую активность; совершенствовать навыки выразительного чтения; воспитывать любовь к природе и интерес к чтению.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Эмоциональный настрой на урок

- Дорогие ребята, приветствую вас! Начинаем урок литературного чтения.

II. Мотивация к учебной деятельности.

Беседа.

- О чём мы сегодня будем говорить и читать?

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья. (Осень)

- Давайте вспомним, что происходит в лесу осенью? Назовите признаки наступления осени. (Листья желтеют и опадают; становится холодно; температура воздуха понижается; птицы улетают на юг; звери готовятся к зиме).

- Как можно назвать одним словом время, когда с деревьев начинают опадать листья? (Листопад )

Речевая разминка

Как известно, бобры добры. Добротою бобры полны.

Если хочешь себе добра, надо просто позвать бобра.

Если ты без бобра добр, значит сам ты в душе бобр.

— Прочитайте медленно.

— Прочитайте с вопросительной интонацией (с утвердительной, с сердитой, с веселой, с ускорением, очень быстро).

 

III. Целеполагание.

- Сегодня мы познакомимся с новым писателем раздела «Люби живое», певцом русской природы И.С. Соколовым – Микитовым и его произведением.

 

И.С. Соколов-Микитов (1892—1975)

- Соколов-Микитов родился в 1892 г. Прожил он 83 г. Родился и рос в простой, трудовой русской семье, среди просторов Смоленщины.

- Особую роль в становлении будущего писателя сыграл отец - Сергей Никитьевич.

- От матери - Марии Ивановны, которая знала неисчерпаемое множество сказок и поговорок, и каждое слово которой было к месту, унаследовал он любовь к родному языку, к образной народной речи.

- В молодые годы работал Иван Сергеевич в газете, плавал простым матросом на кораблях в разные страны.

- В I мировую войну ушёл добровольцем на фронт, служил санитаром, поднимался в небо на первом русском бомбардировщике эскадрильи «Илья Муромец».

- В последние годы жизни у Ивана Сергеевича пропало зрение, но он не сдался- наговаривал свои произведения на диктофон.

- Умер писатель в возрасте 83 года. В 1975 году.

Вопросы – предположения

Прочитайте название рассказа, который мы будем читать. («Листопадничек».)

— Рассмотрите иллюстрацию к тексту. Предположите, о ком или о чем этот рассказ.

- Как вы думаете, что могло произойти осенью с этими героями?

IV. Изучение нового материала

Словарная работа. Работа с толковым словарем

- Чтобы наша работа была более успешной и текст более понятным, объясним значения некоторых слов.

· долговязый – высокий, худощавый, нескладный;

· обглоданные – объеденный;

· робеть -пугаться, стесняться, бояться;

· озяб – замёрз, продрог;

· ходко работают - работают быстро;

· настлано –настелено;

· плотина – сооружение, перегораживающее реку, течение, для подъёма уровня воды;

· запрудили – перегородили реку плотиной;

· хатка – название небольшого дома на Украине;

· кладовая – помещение для хранения товаров, припасов, материалов;

· штукатур – мастер, работающий с известковым раствором во время ремонта или строительства;

· р осома́ха — хищное млекопитающее семейства куньих;

· в ыдра — вид хищных млекопитающих семейства куньих, ведущее полуводный образ жизни.

Чтение произведения И.С. Соколова-Мнкитова

- Давайте с вами прочитаем с. 60-66 и ответим на вопросы.

Беседа по рассказу «Листопадничек»

- Понравилось ли вам произведение? Чем?

- К какому литературному жанру мы отнесём это произведение? (Сказка о животных).

- Докажите. (Сказка – произведение волшебного характера, основанного на вымысле. В сказке «Листопадничек» животные разговаривают, события нереальные.)

- Какая эта сказка? (Литературная)

— Почему автор дал такое название сказке? Можно ли её озаглавить иначе? Объясните. (Это произведение о зайчике, который родился осенью. А таких зайчат называют листопадничками.)

4. Итог урока.

- Ребята, с каким новым произведением мы с вами познакомились на этом уроке?

- Что писатель мог наблюдать в природе на самом деле, а что подсказали ему воображение и фантазия, когда он решил написать о Листопадничке?

- Какую истину вы сегодня поняли, открыли для себя? О чём вас заставила задуматься сказка. (Надо дорожить своей Родиной, любовью близких. Они главная опора в жизни.)

- Ребята, а вам никакого героя не напомнил Листопадничек? (Лягушку-путешественницу). Почему?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: