Изучение новой темы (решение поставленных задач).




Структура урока.

1.Вступительное слово учителя. Актуализация ранее изученного материала, установление связи с новой темой.

Выяснить, в чем драматизм судьбы А.А.Фета.

2.Формулирование темы и целей урока.

Выяснить, какова тема урока, каковы цели урока.

3.Изучение новой темы (решение поставленных задач).

Выяснить, каковы основные темы лирики Фета, определить темы стихотворений, представленных в дидактических материалах. Выявить основные черты поэтического мира Фета в ходе анализа стихотворения «Шёпот, робкое дыханье…»

4. Подведение итогов работы (рефлексия)

Обобщить, каковы основные темы лирики Фета и основные черты его художественного мира.

5. Домашнее задание

1)выучить наизусть стихотворение А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», 2)сделать иллюстрацию к одному из стихотворений А.Фета (на дополнительную оценку).

 

Ход урока.

1. Организационный момент.

Вступительное слово преподавателя. Актуализация ранее изученного.

- На прошлом уроке мы с вами познакомились с основными этапами жизни и творчества А.А.Фета. Афанасий Фет оставил для нас чудесное поэтическое наследство. Но прежде чем говорить о лирике поэта, давайте вспомним, в чём драматизм судьбы А.А.Фета, какие события из жизни поэта наложили отпечаток на его личность, судьбу, психику и образ мыслей. (На творчество Фета повлияли такие факты его биографии, как происхождение и трагическая любовь к Марии Лазич).

- В чём заключалась трагедия его происхождения ?(Родной отец А.Фета – Иоганн- Петр- Вильгельм Фёт, асессор городского суда в Дармштадте, мать – Шарлотта - Елизавета Беккер. А.Фет был усыновлён дворянином Афанасием Шеншиным, с которым Шарлотта тайно сбежала от мужа в Россию из Германии.В 1834 году, когда Фету было уже 14 лет, поэт был лишен всех привилегий потомственного дворянина, фамилии Шеншин и русского подданства, так как обнаружилось,что христианский брак Афанасия Шеншина и Шарлотты-Елизаветы Фёт был оформлен уже после рождения сына Афанасия.Фет всю жизнь мечтал вернуть себе звание дворянина, и добился он этого только в 1873 году.)

-Почему любовь Фета к Марии Лазич была трагичной?(Фет считал, что бедность его и Марии Лазич делали невоможным их брак, поэтому он на ней не женился, хотя, расставшись с ней, через всю жизнь пронёс свою любовь к этой девушке. Трагична и судьба Марии Лазич: она сгорела от упавшей на её платье спички. Не известно, что это было: случайность или самоубийство. Однако смерть любимой девушки сильно повлияла на душевное состояние Фета.)

 

-Действительно, эти два обстоятельства сильно повлияли на мироощущение писателя. Поэтому и человеческий облик Фета современники рисуют весьма противоречиво. Одни описания не накладываются на другие. Если в одном случае изображается жесткий и жестокий, волевой и сильный хозяин, то в другом случае перед нами - меланхолик, смятенный дух, потенциальный убийца. Университетский и литературный друг Фета Аполлон Григорьев писал: «Я не знаю человека, который мог бы сравниться с ним в умении хандрить. Я не видел человека, которого бы так душила тоска, за которого бы я более боялся самоубийства... Я боялся за него, я проводил часто ночи у его постели, стараясь чем бы то ни было рассеять это страшное хаотическое брожение стихий его души». Однако, несмотря на драматизм судьбы Фета, лирика его звучит вполне жизнеутверждающе, и в этом вы сегодня убедитесь, познакомившись с его творчеством.

 

Формулирование темы и целей урока.

- узнать об основных темах лирики и особенностях поэтики А. Фета;

1. научиться выявлять черты поэтики при анализе стихотворений;

2. научиться владеть техникой анализа стихотворений.

 

Изучение новой темы (решение поставленных задач).

-Итак, наша цель - прежде всего, выяснить, каковы основные темы лирики А.Фета.

-Как вам известно, современником Фета был Ф.И.Тютчев. Скажите, проповедником какой теории в поэзии он был? (Тютчев был проповедником поэзии «чистого искусства»).

- Какие темы лирики характерны для творчества поэтов «чистого искусства»? (природа, любовь, искусство).

-Каких тем поэты чистого искусства не должны были касаться? (не поднимались социальные проблемы, проблемы современности, гражданские мотивы)

 

- Так вот главным представителем поэзии «чистого искусства» был А.Фет. -Каковы основные темы лирики Фета? (основные темы его лирики – это природа, любовь и искусство).

(Темы лирики Фета:

1)тема природы («Учись у них - у дуба, у березы…», «Какая ночь! На всём какая нега!..», «Это утро, радость эта…», «Вечер»)

2)тема любви («Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «На заре ты ее не буди…», «Только встречу улыбку твою…», «Снова слышу голос твой…», «Я пришел к тебе с приветом…»)

3)тема искусства («Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Как беден наш язык! — Хочу и не могу…»))

- Визитной карточкой А.Фета считается одно из самых ранних его стихотворений «Шепот, робкое дыханье...». Оно самое необычное и нетрадиционное, и стало в представлении читателей и критиков «самым фетовским стихотворением», своеобразным поэтическим «автопортретом».

Анализ этого стихотворения поможет нам выделить основные черты лирики А.Фета.

«Основные черты лирики А.Фета».

Стихотворение «Шёпот,робкое дыханье…» подумайте, какова его тема.

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

 

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!..

-Скажите, пожалуйста, какой теме посвящено стихотворение?

(теме любви).

-Докажите, что в стихотворении раскрывается тема любви.

(здесь мы видим такие слова и словосочетания, как «шёпот, робкое дыханье», «ряд волшебных изменений милого лица», «лобзания», «слёзы», «отблеск янтаря»).

-Какую картину рисует автор?

(автор рисует картину любовного свидания).

-Где происходит встреча двух возлюбленных?

(на лоне природы.)

-Докажите.

(здесь возникают такие природные образы, как «трели соловья», «серебро и колыханье сонного ручья», «свет ночной, ночные тени», «в дымных тучках пурпур розы», «заря».)

-Да, стихотворение посвящено теме любви, однако автобиографичным его не назовёшь. Оно не связано ни с каким определённым событием из жизни А.Фета. Вообще, в лирике поэта нет прямой автобиографичности. Это и есть первая черта его поэзии )

- Какую картину поэт рисует в первом четверостишии (картину вечерней встречи двух влюбленных)

- Какая картина предстаёт перед нами во втором четверостишии ?(вечер сменяется ночью, поэт передаёт впечатления от ночного свидания влюблённых)

- Что рисует Фет в третьем четверостишии? (утро, слёзы счастья и расставания)

 

. Главное смысловое поле стихотворения - между словами. Какие ассоциации, связанные с любовным свиданием, возникают в стихотворении?

( шепот, дыханье, трели соловья, ручей, ночные тени, ночной свет, изменения лица, роза, лобзания, слезы, заря).

а словами развивается и основная тема стихотворения: чувство любви, чувство тончайшее, словами не выразимое, невыразимо сильное. Так о любви до Фета еще никто не писал.

-Поэтическую манеру Фета, как она выявлена в стихотворении «Шепот, робкое дыханье...», иногда называют импрессионистской. Такое название происходит от художественного направления в искусстве живописи, которое называется «импрессионизм».

- Что такое импрессионизм?

(Импрессионизм (от.фр.- «впечатление») как художественное направление возник впервые в искусстве живописи, во Франции в конце 1860-х годов)

-В чем выражается импрессионизм в стихотворении А.Фета «Шёпот, робкое дыханье…»?

(поэт не изображает подробно развитие взаимоотношений в любви, а воспроизводит лишь самые значимые мгновения этого чувства, впечатления от него.)

-Какие это впечатления? (шёпот, робкое дыханье, трели соловья, серебро и колыханье ручья, свет ночной, ночные тени, ряд изменений милого лица, дымные тучки, пурпур розы, отблеск янтаря, лобзания, слёзы, заря)

- Стихотворение строится на обрывках событий и явлений, на частичной фиксации отдельных предметов. Любовь дается намеками, тонкими отсылками - и потому совсем не заземленно, а высоко.

Импрессионистичность заключается в субъективном восприятии окружающего мира; поэту важно не фотографически точно воспроизвести явления природы, а передать свои впечатления от них. Импрессионизм в поэзии - это изображение предметов не в их целостности, а словно бы в мгновенных и случайных снимках памяти. Предмет не столько изображается, сколько фиксируется. Перед нами проходят отдельные обрывки явлений, но эти «обрывки», взятые вместе, вместе воспринятые, образуют неожиданно цельную и психологически очень достоверную картину.

Соединяя световые лучи, зритель сам синтезирует нужный цвет. Примерно то же происходит при чтении стихотворения Фета.

-Что ещё связывает Фета с живописью импрессионистов ?(воспевание красоты, только позитивных моментов жизни, Фет на затрагивает социальных проблем, стремление передать мир в его подвижности и изменчивости).

-Какими звуками наполнено стихотворение?

( шепот, дыханье, трели, колыханье, лобзания.)

братим внимание, что в озвучивании предметов и явлений окружающего мира главное место занимает песенное начало, мелодия (трель). Поэтому не зря говорят о музыкальности фетовского стиха. Не зря существует романс Н.К. Метнера «Шепот, робкое дыханье...» на слова этого стихотворения. Вообще, на слова многих стихотворений Фета написаны романсы («Сияла ночь, луной был полон сад. Лежали…», «На заре ты её не буди…», «Только встречу улыбку твою…», «Снова слышу голос твой…», «Какая ночь! Вокруг такая нега…» и др.

- Запишем четвёртую черту лирики Фета – музыкальность.

-Часто в своих стихотворениях Фет использует звукопись.

-Что такое звукопись?

-Звукопись представлена двумя приёмами:

А) ассонанс — повтор гласных звуков, чаще всего ударных;

Б) аллитерацию - повтор одинаковых или сходно звучащих согласных, используемый обычно для звуковой выразительности, но обладающий и изобразительными возможностями.

Найдите аллитерацию в стихотворении. Какие звуки часто повторяются?

( часто повторяются [р], [л].)

- В каких словах? («робкое», «трели соловья», «серебро и колыханье ручья»).

-Какую картину рисует поэт, повторяя эти звуки? (передается картина льющейся воды в ручье, пение соловья).

- Пятая черта поэзии Фета - использование звукописи. Запишем её. (показ слайда)

- Поработаем с художественными тропами, которые встречаются в этом стихотворении. Найдите эпитеты .(робкое дыханье, сонный ручей, волшебные изменения, милое лицо, дымные тучки и др.)

- Фет использует метафоры, найдите их (серебро ручья)

-Перед намине столько плотская, сколько духовная любовь, на что указывает и финал стихотворения. Последние слова: «И заря, заря...» - звучат не в ряду других, а выделенно. Заря - это не очередное явление, а сильная метафора и сильная концовка. В контексте стихотворения заря - высшее выражение чувства, свет любви.

-Итак, последняя черта лирики Фета широкое использование метафор и эпитетов.

- Главные мотив и идея творчества Фета - красота. Он считал, что назначение поэзии- помочь человеку выйти из мира страданий и печали окружающей жизни и погрузиться в мир красоты.

Красота, по Фету, вездесуща, она во всем: в колебании воздуха, в каждой росинке, в каждой травинке, в звуках голоса, в звоне ручья. Молодой А.П. Чехов называл стихотворения А. Фета «пленительными», Салтыков-Щедрин высоко ценил поэзию великого лирика: его стихи дышат «самой искренней свежестью, а романсы его распевает чуть ли не вся Россия». И мы сегодня почувствовали, что стихотворения А. Фета вечны, как «трели соловья», как «робкое дыханье» любви, как «говор звезд на небесах»... Поэзия Фета во многом предвосхитила художественные искания поэтов, чье поколение вступило в литературу на рубеже двух эпох - 19 и 20 веков (Брюсов, Блок, Белый) - и в более позднее время (С.А. Есенин, Б.Л. Пастернак, Н.М. Рубцов). Пророческими оказались слова JI. Толстого, который в письме Фету от 27 января 1878 г. заметил, что сиянье от его стихов очень далекое.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: